Научная статья на тему 'АКТИВНЫЙ ДОСУГ УЗБЕКСКОЙ МОЛОДЕЖИ В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

АКТИВНЫЙ ДОСУГ УЗБЕКСКОЙ МОЛОДЕЖИ В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / БЮДЖЕТЫ ВРЕМЕНИ / СПОРТ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гонашвили А.С., Шопулатов А.Н., Касимова М.С., Назаров Н.Н., Якубов Ф.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТИВНЫЙ ДОСУГ УЗБЕКСКОЙ МОЛОДЕЖИ В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА

2. Петров Н.Ю. Программа подготовки к марафону для бегунов-любителей / Н.Ю. Петров, В.А. Саватенков, В.В. Грошев // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2016. - № 1 (15). - С. 31-34.

3. Синицына Ю.Ю. Медицинское сопровождение спортсмена-любителя с отягощенным соматическим анамнезом в процессе подготовки к марафонскому забегу. За и против / Ю.Ю. Синицына [и др.] // Спортивная медицина: наука и практика. - 2016. -№ 1. - С. 91-96.

4. Струганов С.М. Рациональное планирование тренировочного процесса на этапе специальной подготовки высококвалифицированных бегунов-марафонцев: дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2007. - 195 с.

5. Фатьянов И.А. Технология управления рисками в системе регулярной подготовки к бегу на марафонскую дистанцию / И.А. Фатьянов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2016. - № 3 (133). - С. 244-249.

References

1. Groshev V.V., Fatyanov I.A. Novyie podhodyi k organizatsii predsor-evnovatelnoy podgotovki marafontsev [New approaches to organization of pre-competition training for marathon runners]. Uchenye

zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. no. 2 (168). pp. 103106.

2. Petrov N.Yu., V.A. Savatenkov, V.V. Groshev Programma podgotovki k marafonu dlya begunov-lyubiteley [Training program for amateur marathon runners]. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka. 2016. no. 1 (15). pp. 31-34.

3. Sinitsyna Yu.Yu. et al. Meditsinskoe soprovozhdenie sportsmena-ly-ubitelya s otyagoschennyim somaticheskim anamnezom v protsesse podgotovki k marafonskomu zabegu. Za i protiv [Medical support for amateur athlete with burdened somatic history in pre-marathon training. Pros and cons]. Sportivnaya meditsina: nauka i praktika. 2016. no.1. pp. 91-96.

4. Struganov S.M. Ratsionalnoe planirovanie trenirovochnogo protsessa na etape spetsialnoy podgotovki vyisokokvalifitsirovannyih begunov-marafontsev [Rational planning of training process at special training stage of highly qualified marathon runners]. PhD dis.. Ulan-Ude, 2007. 195 p.

5. Fatyanov I.A. Tehnologiya upravleniya riskami v sisteme regulyarnoy podgotovki k begu na marafonskuyu distantsiyu [Risk management technology in system of regular pre-marathon training]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2016.no. 3 (133). pp. 244-249.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

активным досуг узбекской молодежи в аспекте социологического анализа

Аспирант А.С. Гонашвили1

Доктор философии по педагогическим наукам, доцент А.Н. Шопулатов2

Доктор экономических наук, профессор М.С. Касимова3

Кандидат философских наук, доцент Н.Н. Назаров2 Ф.М. Якубов2 1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

2Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, Чирчик ^Ташкентский государственный экономический университет, Ташкент

УДК/UDC 796.01:316

Ключевые слова: досуг, бюджеты времени, спорт, молодежь, социологическое исследование.

Введение. Активность молодежи в социальной жизнедеятельности характеризуется большим количеством затрат времени на активные досуговые практики [1].

Цель исследования - проанализировать активную физическую деятельность молодежи в фокусе распределения их недельного бюджета времени.

Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе Узбекского государственного университета физической культуры и спорта г Чирчика. В исследовании участвовало 20 студентов первого курса обучения, среди которых было 11 мужчин и 9 женщин. Исследование не претендует на репрезентативность, а является частью более глобального исследования по изучению бюджета времени молодежи. Суть исследования заключалась в регистрации студентами своего обыденного недельного бюджета времени.

Результаты исследования и их обсуждение. При изучении затраченного времени на спортивные практики и физические нагрузки стоит отметить, что респонденты в среднем тратят 10 % своего недельного бюджета времени на учебу и 40 % - на сон. Остальные же 50 % времени являются их свободным от учебы временем, в которое входит время на питание, работу по дому, досуг, спорт и т. д.

Исследование установило, что в среднем 21 % своего времени респонденты тратят на физическую активность, связанную с физзарядкой и спортивным нагрузками. Респонденты

ACTiVE LEiSURE OF UZBEK YOUTH iN CONTEXT OF SOCiOLOGiCAL ANALYSiS

Postgraduate student A.S. Gonashvili1 PhD, Associate Professor A.N. Shopulatov2 Dr.Sc.Econ., Professor M.S. Kasimova3 PhD, Associate Professor N.N. Nazarov2

F.M. Yakubov2 1St. Petersburg State University, St. Petersburg 2Uzbek State University of Physical Culture and Sports, Chirchik 3Tashkent State University of Economics, Tashkent

Поступила в редакцию 09.01.2020 г.

в среднем 20 мин времени тратят на занятия физзарядкой, а на физические нагрузки в крытом спортивном помещении в среднем уходит 118 мин (1 ч 58 мин). Важно отметить, что в среднем 12 % своего свободного недельного времени респонденты тратят на спорт в целом, а остальные 38 % составляют их досуг, исключающий спорт, учебу и сон. Согласно исследованию, 29 % своего свободного времени респонденты находятся в сидячем положении.

В исследовании респондентов можно поделить на две группы, а именно людей, начавших заниматься спортом в возрасте с 5 лет, и людей, начавших заниматься с 10 лет. Был выявлен факт, что респонденты, которые заявили о том, что они начали заниматься спортом в период с 5 лет, больше остальных тратят время на занятия спортивными нагрузками.

Вывод. Респонденты 12 % своего недельного времени отводят на занятия спортом, что на 2 % больше, чем на учебу. Больше всего респонденты находятся в статическом (сидячем) положении (29 %). Респондентов можно подразделить, на две группы: тех, кто с раннего возраста начал заниматься физическими упражнениями, и тех, кто позднее стал заниматься ими, те респонденты, кто начал заниматься спортом раньше, больше времени тратят на занятие спортом в целом.

Литература

1. Харченко Ю.В. Спортинг: спорт, досуг и стили потребления в современной России / Ю.В. Харченко, О.Ю. Гурова // Экономическая социология. - 2010. - Т. 11. - № 2. - С. 73-90.

Информация для связи с авторами: gon.01.07.94@yandex.ru

8

http://www.teoriya.ru

№3 • 2020 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.