Научная статья на тему 'Активные словообразовательные процессы в языке современных СМИ'

Активные словообразовательные процессы в языке современных СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2585
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРИВАЦИЯ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / ЯЗЫК СМИ / РЕКЛАМА / DERIVATION / DERIVATIONAL MODELS / THE LANGUAGE OF THE MEDIA / ADVERTISING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Денисова Эльвира Степановна

Раскрываются вопросы, касающиеся описания индивидуальных языковых систем в масс-медиа. Особое внимание уделяется процессам словообразования, функционирующим в сфере рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE DERIVATIONAL PROCESSES IN THE LANGUAGE OF CONTEMPORARY MEDIA

The author discusses the issues connected with the description of individual language systems in mass media. Special attention is given to active processes of derivation occurring in the language of advertisements.

Текст научной работы на тему «Активные словообразовательные процессы в языке современных СМИ»

Лингви стика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (2), с. 507-510

УДК 811.161.1

АКТИВНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЯЗЫКЕ СОВРЕМЕННЫХ СМИ

© 2010 г. Э.С. Денисова

Кемеровский госуниверситет elvdenisova@yandex.ru

Поступила о редакцию 30.04.2010

Раскрываются вопросы, касающиеся описания индивидуальных языковых систем в масс-медиа. Особое внимание уделяется процессам словообразования, функционирующим в сфере рекламы.

Ключеоые слооа: деривация, словообразовательные модели, язык СМИ, реклама.

Конец XX - начало XXI вв. характеризуется в русском языке активизацией деривационных процессов, связанных с обилием новообразований, отражающих трансформации в государственном устройстве, политической системе, идеологических доминантах и экономическом укладе современной России.

Инновации активно проникают не только в разговорную речь, но и в различные функциональные стили - художественный, газетнопублицистический, официально-деловой, научный (см. подробно о речевом и ментальном функционировании инноваций в работе [2]). В последнее время одной из основных сфер возникновения и функционирования новых слов становится языковое пространство средств массовой коммуникации. Это объясняется тем, что в современном социуме медиасфера занимает значимые позиции, вовлекая в свою сферу индивидов из самых широких социальных, возрастных и профессиональных групп.

На данном этапе развития литературного языка многократно возросла роль письменной формы СМИ, в некоторых областях сумевшей потеснить устную сферу. Несмотря на то, что печатные издания представляют собой односторонний тип коммуникации, они дают многообразные возможности виртуального общения с адресатом, обнаруживая новые формы бытования языка.

Актуальность изучения вышеизложенных вопросов в современной лингвистике несомненна, что и объясняет появление медиалингвистики, исследующей особенности языка массовой коммуникации [3: 27]. В последнее время оформляется еще одно направление прикладной лингвистики - лингвистика рекламы, занимающаяся разработкой конкретных рекомендаций по созданию рекламного текста (копирайтингом) [6: 51].

Действительно, на данном этапе развития языка одной из наиболее ярких иллюстраций словообразовательных потенций языковой системы является вербальное измерение дискурса рекламы, примыкающего по своим функционально-жанровым характеристикам к медиатекстам, под которыми понимается «разновидность текста, принадлежащая массовой информации, характеризующаяся особым типом автора (принципиальное совпадение производителя речи и ее субъекта), специфической текстовой модальностью (открытая речь, многообразное проявление авторского «Я»), рассчитанной на массовую аудиторию» [7: 12].

Современный рекламный язык совмещает в себе одновременно черты письменной и устной речи, а плотность его каналов и технологические возможности приводят к широкому тиражированию качественно новых речевых/языковых явлений. Эти явления активно распространяются за пределами рекламных текстов, адаптируясь к традиционным формам функционирования языка. Важнейшее место среди них занимают факты окказиональной деривации - и не столько «новые» слова, сколько механизмы и средства их образования, внутренние потенции развития системы словопроизводства и факторы, влияющие на это развитие извне.

Особый интерес представляет описание индивидуальных языковых систем, функционирующих в таком виде медианосителя, как наружная реклама (баннеры, рекламные щиты, афиши, названия предприятий сферы услуг). Особенностью функционирования инноваций в языке наружной рекламы является то, что они выполняют не столько номинативную функцию, сколько экспрессивную и компрессивную функции. Для того, чтобы привлечь внимание адресата к рекламному щиту, внешний сигнал

должен быть предельно сильным, выделяться из общего информационного поля. Достижению этой цели способствует «формирование нового фрейма товарной категории» [6: 107], которому на языковом уровне соответствует создание новых, необычных единиц (ср. шоколадница, би-родром, медОзон и др.).

Включение неузуальных слов в рекламный дискурс, таким образом, является одним из эффективных способов воздействия на людей, поскольку окказиональные единицы придают рекламным щитам яркость, новизну, компрессию смысла («уплотняют» текст), что в целом помогает экономить речевые усилия адресата.

Новое слово в рекламном тексте, в отличие, например, от устной речевой деятельности индивида, всегда «узуализировано», что проявляется в вербализации инновации. Однако данное закрепление является достаточно «формальным», т.к. связано с «одномоментностью» языка рекламы: «жизнь» слогана кратковременна, а его актуальность в пространстве города обусловлена прежде всего новизной передаваемой информации. Например, многие рекламные акции, проходившие в России в 2008-2009 гг., утратили актуальность на данный момент: Домо-биль. Вместе дешевле (рекламная акция по комплексному страхованию имущества и автотранспорта), EuroBus снова едет в Шерегеш (рекламная акция радиостанции Europa Plus), Дни соВСЕМ скидок (рекламная акция магазина «ТехноСила») и др.

С другой стороны, примыкающие к рекламным текстам названия городских объектов, в частности названия предприятий сферы услуг, отличаются долговременностью своего использования, ср. примеры номинаций: 1) магазинов автомобильной техники (Аудиомобиль, ПиШ-сШоп), оптики (ЕврОЮптика), модной молодежной одежды (Кувыр.сот), книг (Лас-Книгас), текстиля (МирТек), кожгалантереи (О'кейс), спортивных товаров (Спортугалия), цифровой техники (ДискОмания, DVZiON); 2) культурно-развлекательных комплексов: ВОЛНушкА (TV-бар комплекса «Волна»), ZАЖИГАЛКА (дискобар); 3) туристических агентств: ORANGEтур^; 4) почтовых отделений: КиберПочт@; 5) офисов и контор: адвокатУРА (адвокатская контора); 6) салонов: ШИКолад (парикмахерская) и др.

Анализ языка рекламы показывает, что создатели новообразований активно практикуют не только заполнение лакун русского словообразования (потенциальные слова), развивая словообразовательные гнезда, модели, типы, но и каламбурное скрещение слов, образование це-

лых классов новых словоэлементов (окказионализмы).

Продуктивность узуальных способов образования отмечается у аффиксальных дериватов (1) и композитов (2), ср.: (1) а) суффиксация (ВОЛН/ушк/(а), раз/буDи/льник)^; б) префиксация (за/звонить); (2) а) сложение (ЦифрОград

{цифр(а) + град}; дискомания {диск + мания}); б) сложение с применением графических средств (ORANGEтур {orange + тур}); в) сложение с усечением (МирТек {мир + текстиль}) и др.

В данной группе новообразований, помимо нарушенной формальной / семантической валентности компонентов в структуре слов, встречаются и орфографические нарушения, ср.: в композите мехамания позицию интерфик-сального элемента О занимает А, что соответствует произносительному варианту лексемы.

Среди неузуальных способов и приемов активность новообразований отмечается при меж-дусловном наложении, контаминации, образовании по конкретному образцу, слиянии, а также включении производных слов в текст.

В рекламных текстах активно используется прием междусловного наложения. Яркой особенностью наложения является соединение двух слов в одно, при отнесении определенного отрезка к обеим мотивирующим базам. Другой чертой наложения выступает снятие «табу» на использование разнообразных средств, способствующих выразительности, в том числе и графических, в чем и проявляется специфика современного рекламного дискурса. (ср.: Спортугалия {спорт + Португалия}; BE4EGREENK4 {вечеринка + green}; МАРГОША {Марго + Гоша}).

Прием контаминации является менее распространенным, поскольку интерференция частей не позволяет произвести четкого морфемного членения окказионализма, что затрудняет адекватное восприятие рекламного текста адресатом. Эффект наложения тождественно звучащих сегментов может быть как графически выраженным (1), так и не иметь специальных графических средств (2): (1) GREENдiозно {green + грандиозно}, REEформа {Reebok + реформа}; (2) домобиль {дом + автомобиль}; аудиомобиль {аудио + автомобиль}; кремьера {крем + премьера}.

К одному из наиболее распространенных приемов порождения окказионализмов относится образование по конкретному образцу: в структуре деривата вычленяются определенные сегменты, которые позволяют создавать семантические параллели с прообразом и эксплицировать их. При этом слово, используемое в каче-

стве прототипа, может быть производным (Лас-Вегас -> Лас-Книгас) и непроизводным, но обязательно вычленяющим значимые элементы в своей структуре (шоколад -> ШИКолад).

В последнее время в русском языке наблюдается тенденция к семантизации квазиморфем (-голик, -голизм, -гейт, -ман), что позволяет им служить образцом для создания инноваций. Например, в дискурсе рекламы активно используется компонент -голик в значении ‘лицо, любящее то, что называет мотивирующее слово’. Помимо уже устоявшихся номинаций (шопого-лик, скупоголик, трудоголик, сексоголик и др.), появляются новые, ср.: «Твой абонемент в спортзал дороже аренды твоей квартиры? Может, ты спортоголик?» (реклама спортивных товаров Nike).

В нашем материале отмечены и случаи слияния - использования в качестве базы для деривата словосочетания с императивной модальностью, характерной для современных рекламных текстов ({бери паркет}->ПАРКЕТБЕРИ).

Игровой потенциал окказионализмов раскрывается не только применительно к функционированию отдельных, изолированных дериватов, но и в качестве «семиотической провокации» - включении в текст целых каскадов неузуальных слов, или «словообразовательных кустов» [4: 196]: «Ты можешь не знать, чем закончится BE4EGREENKA, но точно знаешь, с кем она начинается. Tuborg - початок GREENдiозного настрою. GREENd^^!».

Продуктивный характер в рекламной сфере приобретает способ образования слов, при котором используются визуальные (графические / орфографические) средства выразительности [5: 29]: варьирование кеглем (АПТЕКарь, соВСЕМ), варьирование цветом (адвокатУРА, ХЛОПОК), использование пунктограмм

(О'кейс, ХЛОП'ОК) и средств других знаковых систем (МедОзон, КиберПочт@; %та; ФОР-МАТ©от) и др.

Графическое словообразование представляет собой особый тип функционирования языкового знака, характеризуемый специфическим механизмом осуществления - активным участием внешней структуры слова при его употреблении, актуализацией значимых формальных оппозиций слова, служащих для воплощения рекламной идеи.

Использование способа графической деривации позволяет «развернуть» семантику одного слова до целой ситуации. Например, в рекламной акции торгового центра «Я» в слогане Охота за скидками первое слово представлено в виде графемы %та, где ребусная информация,

стоящая за символом %, трансформируется в контекстуальную семантику ‘охота за процентами по скидке’. В социальной рекламе сПИВАются быстро заложена свернутая синтагма, линейно прочитываемая в структуре глагольного деривата: с пива спиваются быстро.

С одной стороны, варьирование кеглем, цветом, шрифтом создает многоуровневость текста и позволяет актуализировать новую семантику в слове. Графические эффекты способствуют повышению мотивационной прозрачности, понятности деривационной модели для информанта, ср.: Кувыр.сот, СТРАХOFFКА (англ. off ‘уходить, уезжать’), МедОзон (‘медицинский способ лечения при помощи активного кислорода Оз‘).

С другой стороны, среди новообразований, функционирующих в языке рекламы, выделяется группа слов, отнести которые к графической деривации представляется неправомерным, т.к. включение графем в их структуру не несет дополнительной смысловой нагрузки. Это так называемые графические (визуальные) плеоназмы, где отмечается: 1) дублирование визуальной и словесной информации в слове (горячие (туры), ORANGEтур (буква О визуализирована в виде апельсина)); 2) использование графического маркирования определенной фонемы / морфемы или ее замена иностранным символом при дублировании формально-семантической структуры узуальной единицы (АПТЕКАрь, МОRОZZ, ZАЖИГАЛКА, ДЖАZ и др.).

В языковом пространстве рекламы функционируют и такие новообразования, которые не имеют дословного перевода на русский язык, но претендуют на статус полноценной лексемы. Например, использование номинации Биро-Дром. Пивной маркет ({бир (англ. ‘пиво’) + дром}) является достаточно «свежим», по сравнению с уже устоявшимися словами аэродром, велодром, танкодром.

Все перечисленные способы и приемы образования новых слов в языке рекламы связаны прежде всего с феноменом языковой игры, возникающим «в результате взаимопересечения тенденций нестандартного использования знака с каноническим употреблением (предписанием нормы)» [1: 7]. Столкновение этих взаимона-правленных тенденций дезавтоматизирует процесс восприятия, что позволяет «оживлять» внутреннюю форму узуального слова, способствует реализации ассоциативного потенциала у окказионального деривата, тем самым привлекая внимание адресата неожиданностью интерпретации содержательных и/или формальных трансформаций языкового знака.

Таким образом, коммуникативное пространство рекламного дискурса организуется как своеобразный гипертекст, ориентированный прежде всего на адресата. Словообразование в дискурсе рекламы приобретает массовый и интенсивный характер, поскольку материальная фиксация его результатов с помощью языковых символов имеет фактически неограниченный доступ, поскольку активными творцами языка становятся не только профессиональные копирайтеры, но и обычные носители языка, соучаствующие в создании, употреблении новых слов. В совмещении этих двух подходов - развитии возможностей языковой системы и их закреплении - наиболее ярко проявляются общие динамические процессы современного словотворчества в языке СМИ, которые требуют детального изучения, т.к. именно в медиасфере определяются важнейшие тенденции развития современного русского языка.

Список литературы

1. Гридина Т.А. Ассоциативный потенциал слова и его реализация в речи (явление языковой игры): Автореф. дис. ... докт. филол. наук. М., 1996.

2. Денисова Э.С. Особенности речевого и ментального функционирования окказионального слова. Томск, 2008.

3. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. Опыт исследования современной английской медиаречи. М., 2010.

4. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992.

5. Изотов В.П., Панюшкин В.В. Неузуальные способы словообразования. Конспекты лекций к спецкурсу. Орёл, 1997.

6. Квят А.Г. Лингвокогнитивные технологии позиционирования товаров и услуг: дис. . канд. фи-лол. наук. Омск, 2010.

7. Чичерина Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. М., 2008.

ACTIVE DERIVATIONAL PROCESSES IN THE LANGUAGE OF CONTEMPORARY MEDIA

E.S. Denisova

The author discusses the issues connected with the description of individual language systems in mass media. Special attention is given to active processes of derivation occurring in the language of advertisements.

Keywords: derivation, derivational models, the language of the media, advertising.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.