Научная статья на тему 'Активные словообразовательные процессы в системе интернет-коммуникации'

Активные словообразовательные процессы в системе интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1473
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ФОРУМ / СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ / НЕОЛОГИЯ / ОККАЗИОНАЛИЗМ / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / INTERNET COMMUNICATION / FORUM / WAYS OF WORD FORMATION / NEOLOGY / OCCASIONALISM / LANGUAGE GAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пыстина Ольга Владимировна

В статье рассматриваются активные словообразовательные процессы в Рунете. Особое внимание уделено функции инноваций в системе интернет-коммуникации. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что неологические единицы выполняют номинативную функцию, используются как средство, способствующее более экономному осуществлению акта коммуникации, выражают эмоциональную оценку происходящего, а также реализуют творческие способности автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пыстина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE WORD-FORMATIVE PROCESSES IN THE SYSTEM OF INTERNET COMMUNICATION

The article considers active word-formative processes in the Runet. Special attention is paid to the function of innovations in the system of Internet communication. On the basis of the conducted analysis it is concluded that neologisms fulfill a nominative function, they are used as a means providing more economical implementation of a communication act, express an emotional evaluation of what is taking place, and also realize the author’s creative abilities.

Текст научной работы на тему «Активные словообразовательные процессы в системе интернет-коммуникации»

Пыстина Ольга Владимировна

АКТИВНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

В статье рассматриваются активные словообразовательные процессы в Рунете. Особое внимание уделено функции инноваций в системе интернет-коммуникации. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что неологические единицы выполняют номинативную функцию, используются как средство, способствующее более экономному осуществлению акта коммуникации, выражают эмоциональную оценку происходящего, а также реализуют творческие способности автора. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/11 -3M6.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 11(65): в 3-х ч. Ч. 3. C. 155-159. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/11-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

обобщения, если не абстракции. Объединяет предельные языковые единицы такие характеристики как нулевая экспликативная валентность и символическая составляющая содержания. В рамках своего контекста они манифестируют окончание смыслового развертывания. При этом дальнейшее сюжетное развитие возможно, однако происходить оно будет в направлении иной дискурсивной линии.

Следует заметить, что не всякий дискурс заканчивается предельным высказыванием. Увенчивать его может и непредельное высказывание. В этом случае дискурс остаётся прекращённым, но не завершённым. Текст же приобретает высокий проспективный потенциал за счёт высокого экспликативного потенциала его семантики.

Предельному высказыванию свойственны ментальная интенсивность и неразложимая на более мелкие части бытийность. По этим признакам они распознаются сторонним наблюдателем. Мысль может появиться только в том случае, если нечто породит её самим фактом своего присутствия. Это нечто есть энергия, интенция [2, с. 267-271].

Предельное высказывание отображает статичное пространство - мысль (смысл). Непредельное высказывание отображает время - движение мысли, процесс упорядочения ментального хаоса.

Интересно заметить, что мысль не является следствием логических умственных операций. Она есть результат проявления интуиции. Ретроспективная логическая экспликация возможна лишь как следствие. Таким образом, присущая человеку логика является средством истолкования истин, а не способом их обнаружения.

Итак, выделение предельных высказываний возможно на основании особенностей не формы выражения, а их семантики. Предельные высказывания - это когнитивные языковые единицы низкой экспликативной валентности, функция которых заключается в обозначении исчерпанности дискурса. Они манифестируют неразложимую на более мелкие составляющие бытийность, то есть истину. Природа же существования истин (бытийности) научно непонятна. Надеемся, что природа бытийности понятна теологически.

Список литературы

1. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 341 с.

2. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. СПб.: Азбука, 2012. 315 с.

3. Пилатова В. Н. Экспрессивное отрицание в современном английском языке: автореф. дисс. ... к. филол. н. СПб., 2002. 22 с.

4. Munro A. Amundsen // Munro A. Dear Life. L.: Vintage Books, 2013. P. 31 -67.

5. Munro A. Dear Life // Munro A. Dear Life. L.: Vintage Books, 2013. P. 299-319.

6. Munro A. Leaving Maverley // Munro A. Dear Life. L.: Vintage Books, 2013. P. 67-91.

7. Munro A. To Reach Japan // Munro A. Dear Life. L.: Vintage Books, 2013. P. 3-31.

THE UTMOST CONCEPT AND ITS EXPLICATIVE POTENTIAL (BY THE EXAMPLE OF A. MUNRO'S STORIES)

Pilatova Valentina Nikolaevna, Ph. D. in Philology Visharenko Svetlana Vladimirovna, Ph. D. in Philology Saint Petersburg University pilatova_vn@mail. ru; lavis@inbox. ru

The article deals with the issue of discourse semantic exhaustiveness. The paper studies language units manifesting completeness of a human's mental activity. The authors describe the characteristic features of language units expressing an individual's extremely complete picture of things. The basic thesis is that the existing utterances expressing the utmost concept in speech reflect indecomposable into smaller components being and are characterized by the lowest explicative potential of speech.

Key words and phrases: limit concept; mental activity; explicative valency; intuition; discourse exhaustiveness; meaning development.

УДК 811.161.1

В статье рассматриваются активные словообразовательные процессы в Рунете. Особое внимание уделено функции инноваций в системе интернет-коммуникации. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что неологические единицы выполняют номинативную функцию, используются как средство, способствующее более экономному осуществлению акта коммуникации, выражают эмоциональную оценку происходящего, а также реализуют творческие способности автора.

Ключевые слова и фразы: интернет-коммуникация; форум; способы словообразования; неология; окказионализм; языковая игра.

Пыстина Ольга Владимировна, к. филол. н.

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина olga-pystina@yandex. т

АКТИВНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Коммуникация в сети Интернет относится к числу новых и активно развивающихся речевых формаций. Всестороннее изучение лингвистических аспектов электронной коммуникации вполне обоснованно: без описания

компьютерно-опосредованного дискурса и выявления особенностей интернет-коммуникации исчерпывающая характеристика современного языкового существования невозможна. Учитывая, что процесс появления новых слов в коммуникативных процессах глобальной сети приобретает лавинообразный характер, а важнейшим источником пополнения словаря является словообразование [2], рассмотрим аффиксальные и неаффиксальные способы образования слов как одни из наиболее освоенных пользователями сети. Материалом для данной работы послужил форум крупнейшего российского сайта «КиноПоиск.ги» [7], социальная характеристика посетителей которого весьма многообразна. Исследование популярных тем раздела «Треп» позволило выявить более 300 новообразований, среди которых большую часть составили обозначения, связанные с организацией коммуникации в Интернете и структурированием информационных потоков, программной составляющей, элементами субкультур, актуальными процессами виртуальной среды и др.

Т. Н. Колокольцева определяет интернет-коммуникацию как «полифункциональное общение в электронной среде, для которого характерны дистантность, опосредованность, мультимедийность (и как следствие -поликодовость сообщений), гипертекстуальность, разнообразие дискурсивных и жанровых воплощений, а также возможность широкого варьирования по параметрам персональность/институциональность» [4, с. 5]. Коммуникация в Рунете - самая подробная документальная фиксация состояния современного русского языка и зеркало основных тенденций его развития. Здесь находят свое отражение следующие закономерности, присущие русскому языку на данном этапе его функционирования: тенденция к усилению диалогичности и разговорности проявляется в свернутости сегментного ряда и в преобладании разговорной лексики; тенденция к экспрессивизации связана с усилением лингвокреативного начала. Отмечаются и негативные тенденции, связанные с функционированием языка в электронной среде: многочисленны отступления от языковых и этических норм [Там же, с. 6-7]. Современные системы интернет-общения с их объединяющим началом «обеспечивают приспособление различных средств к выразительным нуждам социотворчества» [5, с. 258].

Бурный рост компьютерных технологий внес в русский язык большое количество англицизмов, поэтому в основе многих словообразовательных гнезд лежит заимствованная корневая морфема. Например, активны в качестве исходных элементов словообразовательных гнезд заимствования троллить и тролль (от англ. troll 'ловля на блесну'; тролль - тот, кто размещает провокационные материалы с целью травли кого-л. [8, с. 236]), которые дают следующие ряды производных - тролль-оценщик, троллефоб и т.п.: «В тролле-игры наигрался еще лет 7 назад, скучно это и бессмысленно» [23]. Заимствуются не только морфемы, но и аббревиатуры, которые занимают место корневых морфем. Интересны случаи, когда заимствованный элемент русифицируется и не сохраняется в латинской графике: «Открываешь программу, перетаскиваешь авишку на рабочее пространство, жмёшь "Streams" - "Stream list"... » [15] (авишка - видеофайл формата avi [8, с. 20]).

Имя существительное

Поскольку социальная действительность требует новых номинаций, словообразование имен одерживает верх над глаголами.

1. Значительная часть новообразований - существительные, среди которых широко представлены суффиксальные образования, обозначающие абстрактные явления, процессы и признаки: в их образовании используются суффиксы -ни)/-енц)(е) (оконсолевание, срубание), -ств(о) (блогерство, дегенератство), -ость (сопливость, красивость): «Олександер, если не жалко времени на средней бредовости трэшачок, смотри» [27]. В интернет-коммуникации подобные новообразования с отвлеченной семантикой выступают в качестве экспрессивно-оценочного или конструктивного средства, упрощающего синтаксическую структуру высказывания: «Отцу понравилась песня из какого то полицейского фильма на старой видеокассете. <... > Гугление не помогло» [16] (гугление образовано от гуглить - искать информацию, используя поисковые системы, преимущественно Google [8, с. 82]). Характерны наименования с суффиксами -ник, -чик/-щик, образующие неофициальные названия лиц по профессии или характеризующие пристрастие к тому, что названо производящей основой: банщик, айтишник, анимешник. Для обозначения лиц по роду деятельности активно используются образования от иноязычных основ с заимствованным суффиксом -ер, ставшим весьма продуктивным (спамер, флудер, флеймер): «А вообще слова игрок и геймер имеют разные значения в русском языке» [17]. Рассмотрение новообразований в предметно-тематическом плане обнаруживает актуальность тематических групп, связанных с такой семантической сферой человека, как его характер, интеллект, поведение и т.д. Специфической чертой семантики некоторых слов, обозначающих лицо, является присутствие в лексическом значении различных экспрессивно-оценочных компонентов, т.к. «непринужденному человеческому общению более свойственно выражение отношения к человеку, его свойствам, поступкам и т.д., чем выражение отношения к предметам» [1, с. 163]: «Я да, вообще нубяра) Вот ты, другое дело! Ты шаришь!» [18] (нубяра - от нуб, т.е. новичок; человек, только что начавший осваивать какую-либо игру [6]).

Ярким оценочным средством являются слова с модификационными суффиксами, служащими экспрессивизации речи (человечищще, маньячина, игруха, трэшачок): «Да, "Фанаты" - трэшевый фильмец. =)» [21]. Среди суффиксов существительных весьма активен и суффикс -к(а), который способен оформлять слова как единицы разговорной речи (авка, админка, загрузка, закачка, рисовка): «Просто не могу промолчать: здесь вы выглядите НАМНОГО лучше, чем на аватарке!» [22].

2. Часто употребляемые слова, превышающие обычную длину русского слова, подвергаются усечению. С помощью усечения создаются номинативные единицы, специфические для разговорной речи, т.е. в условиях речевой раскованности говорящих; их отличает краткость и установка на экспрессивность. Усечение может проходить по морфемному шву, например, графа (графика), сабы (субтитры), серв (сервер), сёрф

(сёрфинг): «Прохожу Максимку Пейна 3. <...> Графа крутая!» [20]. Особую группу усечений составляют производные от заимствованных слов, которые в языке-источнике являются сложными: ноут (ноутбук), мульт (мультфильм), пасс (пассворд) - усечение проходит на границе корней. Однако морфемный шов -не обязательное место усечения: комп (компьютер), инфа (информация), перс (персонаж), прояс (прояснение), админ (администратор), анрег (от англ. unregistered), кста (кстати), пров (провайдер), стадио (стадион), пох (обсценная лексика): «По демо-версии, к примеру, все было норм» [19].

3. Весьма активен и такой специфически разговорный способ словообразования, как универбация. Особенно продуктивен тип существительных женского рода с суффиксом -к(а), образуемых на базе сочетаний «прилагательное + существительное». Так, из «личного сообщения» получается личка, из «операционной системы» - операционка, из «оперативной памяти» - оперативка, а из «режиссерской версии» -режиссерка: «Даем задание другому участнику через личку» [9].

4. Продуктивна аббревиация как эффективный способ экономии речевых средств: ЛЧ (Лига Чемпионов), ЗЫ (от post scriptum, PS в русской раскладке). Заимствованные аббревиатуры ОМГ (транслитерация англ. OMG - O, my God 'О, мой Бог!' [8, с. 162]), ИМХО (транслитерация англ. IMHO - in my humble opinion 'по моему скромному мнению' [Там же, с. 104]) и др. зачастую встречаются в русской транскрипции: «лол я не игры сравнивал» [12].

5. Сложение получило широкое распространение во многих тематических сферах интернет-коммуникации, что отражает стремление к точности выражения мысли и экспрессии: «По спай-инфе арт-директор первой части уже давно собрал чемоданы и работает в другой студии» [19].

Имя прилагательное

1. В словообразовании прилагательных наиболее активным оказывается суффиксальный способ. Особую продуктивность обнаруживают различные типы отсубстантивных прилагательных, тяготеющих к функциональному сближению с формами косвенных падежей существительных. Широко представлены суффиксальные новообразования с суффиксом -ск- (антиспамерский, IGN-вский), суффиксом -ов-/-ев- (онлайновый, оффлайновый), суффиксом -н- (винрарный, авишный, айпишный, анимешный, геймплейный, офтопный): «Просто аркадные попрыгушки мне не нравятся ни с какой шутерной частью... » [10]. Для непринужденной интернет-коммуникации характерны также прилагательные, содержащие оценочный компонент в своей семантической структуре (глючный, быдлячий, няшный, глюкавый, трешевый): «Выручают друг друга и т.п. -простая киноманская игра всех не слабо примирила, а то и сдружила» [27].

2. В словообразовании прилагательных продуктивен и префиксальный способ, особенно частотны приставки сверх-, наи-, архи- и др., обозначающие высокую степень проявления признака: «Ну что же, мне остаётся только поздравить тебя (можно на ты? или нет?) со сверхуспешной сдачей и пожелать и в дальнейшем успехов» [24]. Важнейшим признаком выявленных приставочных образований является их эмоционально-оценочная окрашенность.

Глагол

Производство глаголов также достаточно активно. Хотя большинство глаголов в интернет-коммуникации образуется по присущим кодифицированному языку стилистически нейтральным словообразовательным моделям, можно назвать некоторые закономерности их словообразования. Прежде всего, необходимо отметить активность освоения заимствованной лексики, которая становится производящей базой для глагольных новообразований, образуемых посредством префиксации и суффиксации.

1. В интернет-коммуникации обнаруживает высокую продуктивность тип отсубстантивных глаголов с суффиксом -и(ть), обозначающий разные виды отношения действия к предмету, названному производящей основой: анрегить, апгрейдить, банить, геймить, гуглить, капсить, оффтопить, сёрфить, спамить, флеймить, флудить, френдить. Например, глагол постить образован от основы пост (от англ. post 'сообщение электронной почты' [8, с. 187]) и имеет значение «публиковать сообщение» [Там же, с. 189]: «При чем тут я: постишь сатанинскую музыку, она не всем нравится» [14].

В ряде случаев заметно стремление к выбору словообразовательных парадигм, типичных для просторечия [2]. В результате появляются глаголы со значением однократности, интенсивности, внезапности действия, образованные от глаголов с заимствованными и исконными основами с помощью суффикса -ну(ть): апнуть, качнуть, крякнуть. Подобные глаголы, обладая особой выразительностью, отвечают экспрессивным намерениям коммуникантов. Система аффиксальных словообразовательных типов свободно перерабатывает заимствованные корни, образуя производные с русским аффиксом, например глагол делетнуть образован от англ. слова delete: «Просто одно дело сказать - "не разобрался, поэтому делетнул", а другое дело сказать - "отстойный клиент", при этом тоже не разобравшись, но это скрывая» [13].

2. Префиксация глаголов отличается активностью, поэтому приставочные глаголы чрезвычайно многообразны. К префиксам, дающим большое количество новообразований, можно отнести префикс по-, обозначающий начало/окончание действия (потроллить, погуглить, пошутанить, погеймить): «Хочется по-флеймить на темы, не связанные с кинематографом?» [25]. Яркую группу глаголов, фиксирующих отрицательный результат действия, составляют новообразования с префиксом за-, имеющие значение «довести до нежелательного состояния»: забанить (от банить, т.е. «наложить ограничения на возможность реализации своих функций в рамках определенного веб-ресурса» [8, с. 46]), затроллировать (от троллить, т.е. «размещать провокационные материалы, сообщения с целью травли кого-л.» [Там же, с. 239]): «Хорошая попытка, но меня забанили в гугле» [26]. Большую активность обнаруживает вторичная префиксация,

например прибавление префикса под- со значением совершения действия с незначительной интенсивностью к префиксальному глаголу (подизбаловать, подрастерять): «Хотя фиг его знает, захват "контрольных точек" подзадолбал, но может что-то новое надумали» [19]. Тесное взаимодействие слова и конситуации обусловливает широкое функционирование глаголов с диффузной семантикой, неопределенность значения которых снимается контекстом. При этом характеристика действия по отношению к достижению результата с точки зрения его интенсивности осуществляется аффиксальными средствами, для оценочной характеристики используются экспрессивно-выразительные глагольные корни.

В интернет-коммуникации словообразование часто используется как средство языковой игры, которая проявляется, например, в выборе никнеймов. Сама специфика интернет-коммуникации провоцирует ее участников проявлять свои креативные возможности при выборе ника как выражения своего «Я». Примеров словообразовательного «никотворчества» множество: euro-banan, PowerUp, Ssslavik Бу. Для исследователя русского языкового сознания ники оказываются весьма показательными: они отражают механизмы самоидентификации современных пользователей сети. Гипертрофированное употребление аномальных с точки зрения литературного языка единиц является характерной чертой неформального общения в Рунете. Окказиональные слова производятся с нарушением законов словообразования, как правило, намеренно, перед говорящим при этом могут стоять разные психологические задачи - избежать единообразия, пошутить, скаламбурить, формируя тем самым ситуацию непринужденности общения [1, с. 185]. Использование неологизмов -это и «нежелание утруждать себя поисками готового, имеющегося в языке слова или необходимостью строить сложную синтаксическую конструкцию» [Там же, с. 188]. Ярким проявлением языковой игры становятся разного рода фонетико-графические гибриды: отсасин (название компьютерной игры «Assassin Creed»), каловдутий (название игры «Call of Duty»): «Если те, кто удивился, что "Вор" - это на каловдути - диагноз логичен, игра к ознакомлению подлежит определенно» [11]. В ходе заимствования форма нового слова может уподобляться форме уже бытующего в русском языке слова. Например, название компьютерной игры Lineage 2 фигурирует в интернет-форуме как линейка, Counter-Strike - как контра. Такая игровая интерпретация обозначаемого упрощает процесс коммуникации, усиливает эмоциональность высказывания, придает общению комическую окраску. Отсутствие четких норм и жестких запретов, регламентирующих речевое поведение в сети, воспринимается пользователями как «возможность творчески переосмыслить правила, обязательные в других сферах речевого употребления, и почувствовать себя языковой личностью, принимающей деятельное участие в создании собственного, сетевого, "диалекта"» [3, с. 220].

Итак, техническая, информационная и коммуникативная специфика компьютерно-опосредованного дискурса обусловливает словообразовательные особенности исследуемых слов. Словообразование в интернет-коммуникации выполняет номинативную, экспрессивную, конструктивную и компрессивную функции (о реализации этих функций в разговорной речи см.: [1, с. 85-88]). Доминирует номинативная функция, заключающаяся в том, чтобы дать имя новому явлению действительности, в том числе по потребностям конситуации (тролль-оценщик). Не менее важна экспрессивная функция, связанная с непринужденностью отношений между партнерами коммуникации и отражающая тенденцию к эмоциональному способу выражения (игруха). Словообразование используется и как конструктивное средство, способствующее более экономному осуществлению акта коммуникации, когда содержание синтаксической конструкции передается с помощью одного слова (гугление). С этой функцией связана и компрессивная, реализующаяся в разного рода сокращениях номинативных единиц - слов и словосочетаний (инфа). Непринужденность общения участников форума и необходимость освоиться в новом лингвосемиотическом пространстве делает значительной сферу экспрессивного и неузуального словообразования, заставляет личность искать нестандартный подход к языку.

Список литературы

1. Земская Е. А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.: Изд-во «Наука», 1981. 276 с.

2. Иванов Л. Ю. Язык интернета: заметки лингвиста [Электронный ресурс]. URL: http://www.faq-www.ru/lingv.htm (дата обращения: 27.09.2016).

3. Ильясова С. В., Каллистратидис Е. В. Языковая игра в «сетевых языках» // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. М.: ФЛИНТА; Наука, 2012. С. 220-236.

4. Колокольцева Т. Н. Предисловие // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. М.: ФЛИНТА; Наука, 2012. С. 5-8.

5. Михайлова Ю. Н. Электронный русский: между устным и письменным // Неклассические письменные практики современности: коллективная монография / под ред. Т. В. Шмелевой. Великий Новгород: АНО «ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование)», 2012. С. 248-258.

6. Нуб [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovonovo.ru/term/%D0%9D%D1%83%D0%B1 (дата обращения: 01.10.2016).

7. Форум на КиноПоиске [Электронный ресурс]. URL: http://forum.kinopoisk.ru/ (дата обращения: 27.09.2016).

8. Хайдарова В. Ф. Краткий словарь интернет-языка: ок. 350 ед. / под ред. С. Г. Шулежковой. М.: ФЛИНТА; Наука, 2012. 328 с.

9. http://forum.kinopoisk.ru/archive/index.php/t-139497.html (дата обращения: 03.10.2016).

10. http://forum.kinopoisk.ru/archive/index.php/t-154-p-131.html (дата обращения: 03.10.2016).

11. http://forum.kinopoisk.ru/archive/index.php/t-154-p-180.html (дата обращения: 03.10.2016).

12. http://forum.kinopoisk.ru/archive/index.php/t-154-p-181.html (дата обращения: 03.10.2016).

13. http://forum.kinopoisk.ru/printthread.php?page=13&pp=100&t=1033 (дата обращения: 03.10.2016).

14. http://forum.kmopoisk.ru/printthread.php?page=877&pp=25&t=171 (дата обращения: 03.10.2016).

15. http://forum.kinopoisk.ru/printthread.php?t=1033&pp=25&page=81 (дата обращения: 01.10.2016).

16. http://forum.kmopoisk.ru/printthread.php?t=128946 (дата обращения: 01.10.2016).

17. http://forum.kmopoisk.ru/printthread.php?t=14392&pp=25&page=8 (дата обращения: 01.10.2016).

18. http://forum.kmopoisk.ru/printthread.php?t=154&pp=25&page=1276 (дата обращения: 03.10.2016).

19. http://forum.kmopoisk.ru/printthread.php?t=154&pp=25&page=1801 (дата обращения: 03.10.2016).

20. http://forum.kmopoisk.ru/printthread.php?t=154&pp=100&page=287 (дата обращения: 03.10.2016).

21. http://forum.kmopoisk.ru/printthread.php?t=22639 (дата обращения: 03.10.2016).

22. http://forum.kmopoisk.ru/printthread.php?t=2556&pp=100&page=295 (дата обращения: 03.10.2016).

23. http://forum.kmopoisk.ru/showthread.php?mode=hybrid&t=85022 (дата обращения: 01.10.2016).

24. http://forum.kinopoisk.ru/showthread.php?p=6848&page=2 (дата обращения: 01.10.2016).

25. http://forum.kinopoisk.ru/showthread.php?t=120978 (дата обращения: 03.10.2016).

26. https://forum.kinopoisk.ru/printthread.php?t=154&pp=25&page=1314 (дата обращения: 03.10.2016).

27. https://forum.kinopoisk.ru/printthread.php?t=139497&pp=100&page=135 (дата обращения: 01.10.2016).

ACTIVE WORD-FORMATIVE PROCESSES IN THE SYSTEM OF INTERNET COMMUNICATION

Pystina Ol'ga Vladimirovna, Ph. D. in Philology Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin olga-pystina@yandex. ru

The article considers active word-formative processes in the Runet. Special attention is paid to the function of innovations in the system of Internet communication. On the basis of the conducted analysis it is concluded that neologisms fulfill a nominative function, they are used as a means providing more economical implementation of a communication act, express an emotional evaluation of what is taking place, and also realize the author's creative abilities.

Key words and phrases: Internet communication; forum; ways of word formation; neology; occasionalism; language game.

УДК 811.11-112

В статье проведён лингвокультурологический анализ политических выступлений Ангелы Меркель за 2015-2016 гг. с точки зрения выявления лингвокультурологической маркированности. Отмечено использование прецедентных феноменов в политических речах А. Меркель - исторических событий, реалий, известных немецкому лингвокультурному сообществу (холокост, Еврозона). Ценностность политического дискурса представляет собой апеллирование к значимым для социума фреймам, концептам, сценариям, что позволяет провести анализ немецкого дискурса А. Меркель с точки зрения определения важных ценностей на современном этапе развития немецкого общества.

Ключевые слова и фразы: лингвокультурология; немецкая лингвокультура; политический дискурс; лингво-культурологическая маркированность; культурная специфика; категория «свой-чужой»; прецедентность; ценностность.

Радищева Виктория Олеговна

Южный федеральный университет vicky_katty@mail. ги

Синеокая Наталья Алексеевна

Академия строительства и архитектуры Донской государственный технический университет natalya-sineokaya@yandex. ги

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВАННОСТЬ НЕМЕЦКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (НА МАТЕРИАЛЕ ПУБЛИЧНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ АНГЕЛЫ МЕРКЕЛЬ)

Статья публикуется при поддержке Гранта РГНФ 16-34-00014а1 «Коммуникативное взаимодействие в современном медийном пространстве как способ конструирования имиджа».

В связи с возрастанием роли средств массовой информации в современном мире усилилось воздействие и манипуляция общественным сознанием. Развитие электронных средств массовой информации связано с появлением всемирной сети Интернет. Исследования виртуальной коммуникации привлекают различных исследователей [13; 14; 17; 18].

В условиях нестабильной мировой обстановки, информационных войн, мировой глобализации и интернационализации большое значение приобретают политические переговоры, политические заявления мировых лидеров и мировые саммиты, которые находят выражение в электронных СМИ, а именно на сайтах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.