Научная статья на тему 'Активные методы обучения в подготовке студентов педагогического факультета к преподаванию основ лыжного спорта'

Активные методы обучения в подготовке студентов педагогического факультета к преподаванию основ лыжного спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сак Юрий Васильевич

Сложным для вузовской практики представляется формирование профессиональных знаний по методике преподавания основ лыжного спорта у будущих учителей начальных классов (на 100% женский контингент) из-за отсутствия у большинства из них положительного отношения к физической культуре, низкого уровня не только физической подготовленности, но и здоровья, недостатка элементарных навыков в ходьбе на лыжах, негативного отношения к холодовому фактору и т. п. В настоящей статье обосновывается нетрадиционный подход в применении активных методов обучения на практических занятиях по лыжному спорту и анализируется уровень сформированных у будущих учителей начальных классов теоретико-методических знаний по методике преподавания основ лыжного спорта, даны практические рекомендации по формированию у студентов теоретико-методических знаний, необходимых им для успешного проведения в начальных классах уроков по физической культуре с лыжным компонентом. Полученные результаты исследования позволяют говорить о том, что реализация методики применения активных методов обучения у будущих педагогов начальной школы при проведении практических занятий по лыжному спорту позволяет на научной основе формировать у них прочные теоретико-методические знания, необходимые для качественной организации учебного процесса со школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfect mastering of the methods of teaching in siding is possible due to the experimental methods of forming theoretical methodological knowledge, based on using active methods of teaching at specially organized practical classes.

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения в подготовке студентов педагогического факультета к преподаванию основ лыжного спорта»

154

ВЕСШК МДПУ

УДК 796.92(076)

Ю. В. Сак

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ПРЕПОДАВАНИЮ ОСНОВ ЛЫЖНОГО СПОРТА

Эффективность преподавания физической культуры в начальных классах во многом зависит от качества подготовки педагогов. При этом процесс профессионально-прикладной физкультурной подготовки будущих учителей к самостоятельной педагогической деятельности сложен и разнообразен. Кроме этого, в вузе на овладение будущими учителями методикой преподавания физической культуры отводится ограниченное время. Это требует от вузовских специалистов поиска оптимальных педагогических подходов к организации и содержанию учебного процесса.

Как формы организации учебного процесса, как методы педагогического управления, как логическая основа учебной деятельности и как компонент содержания образования, посредством которого формируются необходимые способы деятельности, выступают активные методы обучения, пока еще в должной мере не признанные в физическом воспитании учащейся молодежи в силу вузовской специфики организации учебного процесса по физической культуре. Рассмотрим те из них, которые, исходя из нашего многолетнего опыта работы н рекомендаций специалистов, могут быть включены в профессионально-прикладную подготовку будущих учителей начальных классов при освоении ими методики преподавания основ лыжного спорта.

Особенностью активных методов обучения является то, что их реализация возможна лишь через совместную деятельность педагога и учащихся [1,50].

Преимуществами группового обучения являются: действенное обучение, умение слушать, умение принять точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща дня достижения общей цели. При этом улучшается академическая успеваемость, воспитывается самоуважение [2, 54].

С целью научного обоснования эффективности применения активных методов обучения для формирования у студентов теоретико-методических знаний по обучению младших школьников технике лыжного спорта был проведен педагогический эксперимент, сущность которого заключалась в применении активных методов обучения на специально организованных практических занятиях. Учитывая тот факт, что занятия по изучению студентами методики преподавания основ лыжного спорта традиционно проводятся на снежном покрове с использованием лыжного инвентаря, мы считаем проблематичным качественное формирование у них в таких условиях теоретико-методических основ преподавания лыжного спорта. В противовес данному подходу в экспериментальной группе (ЭГ, п = 23) 50% практических занятий по лыжному спорту проводилось в условиях спортивного зала, где теоретико-методической подготовке, основанной на применении активных методов обучения через iрупповую форму организации занятия, уделялось до 15% времени. Остальное время отводилось общефизической подготовке, выполнению имитационных упражнений лыжника, развитию двигательных способностей, обеспечивающих формирование правильной техники передвижения на лыжах (координационных способностей, статического и динамического равновесия и др.), передвижению на лыжероллерах - до 30% времени занятия. Фактически в ЭГ из 12 занятий во втором и 12 в третьем семестрах по шесть было проведено в условиях спортивного зала и по шесть - иа лыжне (с чередованием занятий в зале и на лыжне).

В контрольной группе (КГ, п = 20) теоретические и методические знания, умения и навыки формировались непосредственно на практических занятиях по лыжному спорту, проводимых на снегу, репродуктивным методом в виде сообщения педагогом студентам теоретических сведений по методике обучения основам лыжного спорта в момент разучивания, закрепления и совершенствования техники способов передвижения на лыжах, входящих в программу по физической культуре для учащихся начальных классов [3]. Исследование было организовано во втором семестре 2000-2001 и третьем 2001-2002 учебных годов. В первом семестре 2000-2001 учебного года обе группы занимались по единой методике, формируя общее представление о данном виде спорта.

ПБДАГОПКА1 ПС1ХАЛОГ1Я

155

Теоретико-методическая подготовка участниц педагогического эксперимента характеризовалась применением в ЭГ технологии активного обучения и была основана на таких приемах и методах, как метод Дельфи, метод анализа конкретных ситуаций (ситуация-упражнение, ситуация-оценка), метод синектикн, метод «круглого стола» (учебные дискуссии).

Метод Дельфи использовался со студентами ЭГ для формирования знаний по анализу техники способов передвижения на лыжах. Для этого после изучения конкретного способа передвижения на лыжах группа делилась на подгруппы по 5-6 человек, перед которыми ставились следующие задачи:

- назвать способ передвижения на лыжах согласно стандартной терминологии;

-указать, за счет чего, каких двигательных действий осуществляется передвижение на

лыжах данным способом;

-указать тактику применения данного способа передвижения на лыжах в зависимости от состояния лыжни и снега, рельефа местности, протяженности дистанции и т. п.;

- произвести анализ техники способов передвижения по фазам (если они имеются);

-указать типичные ошибки, встречающиеся при выполнении анализируемого способа

передвижения-

В течение 1 мин каждый студент в подгруппе самостоятельно решал задачу, а затем принималось коллективное мнение на основе выслушивания и оценивания всех индивидуальных решений. Преподаватель подводил итог н выставлял дифференцированные оценки наиболее активным в обсуждении студентам.

Метод Дельфи был применен и для формирования у студентов знаний по методике воспитания физических качеств у младших школьников на уроках по лыжной подготовке путем постановки следующих вопросов:

-какое физическое качество воспитывает данный метод: равномерный, переменный, повторный, интервальный?

- какое значение для развития организма имеет физическое качество (общая и специальная выносливость, скорость, скоростная выносливость) при передвижении учащихся на лыжах по пересеченной местности;

- объясните сущность метода для воспитания конкретного физического качества;

- перечислите средства реализации данного метода;

-укажите длину отрезков дистанции для мальчиков и девочек, применяемую для воспитания конкретного физического качества конкретным методом;

- укажите интервалы отдыха между тренировочными отрезками дистанции, применяемые при воспитании конкретного физического качества конкретным методом;

- укажите интенсивность передвижения на лыжах на тренировочных отрезках дистанции при воспитании конкретного физического качества;

- назовите варианты метода с акцентом на методику воспитания конкретного физического качества на уроках по лыжной подготовке с учащимися младших классов.

Обращалось внимание на межпредметные связи.

Перед проведением учебной практики для лучшего усвоения методики обучения способам передвижения также применялся метод Дельфи. Студенты обучались: постановке задач; выбору средств, методов и методических приемов обучения, соответствующих конкретному этапу обучения; подготовке мест уроков; расположению (выбору места) учителя при руководстве классом; применению методов организации деятельности учащихся на уроке.

Метод анализа конкретных ситуаций:

-«ситуация-упражнение» применялась для приобретения студентами практического опыта обнаружения ошибок у учащихся в технике выполнения способов передвижения на лыжах. После изучения конкретного способа передвижения на лыжах группа делилась на подгруппы по 5-6 человек, и каждый студент самостоятельно, опираясь на собственные знания, определял во время демонстрации одним из студентов подгруппы мелкие, значительные н грубые ошибки в технике выполнения способа передвижения. Затем в подгруппе проводилась микроднсскуссня, совместно обсуждались точки зрения каждого студента и выбирался оптимальный вариант решения практической задачи. После этого следовала итоговая беседа, где подводился итог по анализу конкретной ситуашш с опорой на оптимальный варйант определения ошибок;

- «ситуация-оценка» применялась для определения причин появления ошибок в технике выполнения способов передвижения, возникающих во время обучения, а также методических

156

ВЕСН1К МДПУ

приемов их исправления. Для этого группа делилась на подгруппы по 5-6 человек, каждой из которых с помощью преподавателя или студента предлагалась для рассмотрения конкретная ошибка в технике выполнения и указывались верные и неверные методические приемы ее исправления. Перед студентами ставилась задача: в течение 1 мин выявить причины появления данной ошибки, значение и следствие применяемых методических приемов ее исправления. Затем в подгруппах проводилось рассмотрение мнения каждого студента и оценивался выбор его решения в плане согласия или несогласия с применяемыми методическими приемами для исправления указанной ошибки.

Для быстрого и правильного нахождения студентами методических приемов исправления ошибок в технике способов передвижения применялся метод сннекпгки. Перед подгруппами по 5-6 человек в каждой ставилась задача: найти самый простой и быстрый методический прием исправления конкретной ошибки в способе передвижения. В процессе обсуждения студентам задавались следующие вопросы:

- как определить ошибку?

- как выявить причину (причины) возникновения ошибки?

- какой методический прием (приемы) использовать для ее устранения?

Преподаватель напоминал им о различных видах аналогий, которые они могут использовать

при решении задач.

После выдвижения студентом идеи в подгруппе давалось ее обоснование и проводилось обсуждение.

По остальным вопросам тем «Организация и методика проведения уроков по лыжной подготовке в начальных классах», «Основы техники передвижения на лыжах» и «Основы методики обучения технике передвижения на лыжах в начальных классах, организация уроков» применялся активный метод обучения «круглый стол» в виде учебных дискуссий, которые проводились по материалам лекций, по итогам практических занятий и по проблемам, предложенным для обсуждения самими студентами.

Для повышения активности студентов ЭГ проводились устные проверки усвоения знаний. При этом каждая подгруппа из 5-6 студентов, получив карточку с вопросом, за 1,5-2 мнн коллективного обсуждения готовила ответ и выделяла одного студента для его защиты. Ответ могли дополнять другие студенты.

По анализируемым вопросам студентам предлагались задания для самостоятельной работы.

Формирование у студентов профессионально-педагогических знаний по лыжному спорту было ориентировано на их послевузовскую трансляцию учащимся начальных классов согласно программе по физической культуре Например, при изучении техники и оценке знаний по вопросам анализа техники способов передвижения формировались н проверялись знания правил дыхания при передвижении на лыжах различными способами.

После окончания занятий по лыжному спорту в первом семестре, которые по содержанию, организации и проведению были идентичными для опытных групп, среднегрупповой уровень теоретических знаний по темам «Основы техники передвижения на лыжах» и «Основы методики обучения технике передвижения на лыжах в начальных классах, организация уроков» по предложенным контрольным вопросам достоверных различий не обнаружил.

Анализ уровня профессиональных знаний между опытными группами за второй и третий учебный семестры, проведенный с использованием экспертных оценок, обнаружил достоверные различия между ними.

При анализе методических знаний, полученных за второй семестр, установлена тенденция более высокого уровня овладения знаниями по вопросам, связанным с техникой способов передвижения на лыжах студентами ЭГ по сравнению с КГ. При ответе на вопросы, касающиеся анализа техники таких сложных способов передвижения, как скользящий шаг и попеременный дпухшажный ход, упражнений «школы лыжника», в ЭГ средний балл оценки уровня знаний был достоверно выше, чем в КГ (Р < 0,05).

Было установлено достоверное преимущество (Р <0,05) студентов ЭГ над их коллегами из КГ по вопросам определения ошибок в технике передвижения. При проведении уроков по лыжной подготовке для учителей начальных классов важное значение имеет знание ошибок, встречающихся при обучении технике передвижения. Знание ошибок необходимо для определения их причин и методических приемов их устранения, а также для оценки техники способов передвижения.

ПЕ ДАГОПКА1 ПС1ХАЛОПЯ

I 51

В этом семестре нами были также проверены знания студентов по методикам обучения способам передвижения, изучаемым в начальных классах. Методику обучения технике скользящего шага и попеременного двухшажного хода достоверно лучше и полнее знали студенты ЭГ, чем студенты КГ (Р<0,05). По нашему мнению, применение в ЭГ для формирования знаний активных методов обучения позволило студентам данной группы по сравнению с коллегами из КГ на более высоком уровне решать следующие задачи обучения: постановка задач; средства, методы и методические приемы обучения, применяемые на каждом этапе обучения; подготовка мест уроков; выбор места учителем и руководство классом; методы организации деятельности занимающихся, используемые на уроках по лыжной подготовке; методические приемы предупреждения и исправления встречающихся при обучении ошибок. Это соответствует второму уровню усвоения знаний, который проявляется в готовности их применения по известному учебному образцу в знакомых или незначительно варьируемых ситуациях. Подобная готовность оценивается оперативностью знаний.

Особого внимания заслуживает то, что активные методы формирования знаний способствовали в ЭГ получению более высокого среднегруппового балла уровня знаний по методике начального обучения технике передвижения, чем в КГ (Р < 0,05).

Использование активных методов формирования знаний в ЭГ способствовало более качественному усвоению студентами учебного материала по анализу техники способов передвижения на лыжах, что позитивно отразилось на овладении знаниями основ методики обучения лыжным техническим приемам. Была спроектирована образовательная ситуация, направленная на самостоятельное овладение занимающимися знаниями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

В третьем семестре был проведен мониторинг знаний по теме «Организация и методика проведения уроков по лыжной подготовке в начальных классах». Уровень и полнота знаний по вопросам организации, содержания и методики проведения уроков по лыжной подготовке в начальных классах был выше в ЭГ (Р < 0,05), чем в КГ. Студентки ЭГ более качественно овладели вопросами методики воспитания физических качеств и регулирования физической нагрузки на уроках по лыжной подготовке (Р < 0,05).

Необходимо отметить, что в ЭГ был установлен более высокий среднегрупповой балл оценки уровня знаний, чем в КГ, по оценке техники способов передвижения на лыжах (Р < 0,05). Очевидно, что лучшее знание студентками ЭГ ошибок, возникающих в технике способов передвижения на лыжах, позволяет им более качественно и профессионально оценивать технику.

Можно заключить, что при проведении занятий со студентами ЭГ посредством вышеуказанных активных методов обучения были созданы более благоприятные дидактические условия для усвоения учебного материала.

Таким образом, экспериментальная методика формирования теоретических и методических знаний у будущих учителей начальных классов по основам лыжного спорта, необходимых для его преподавания в начальной школе, основанная на применении выше рассмотренных активных методов обучения с использованием их в вводной части занятия в условиях проведения занятий лыжным спортом в смешанном режиме (50% занятий в спортивном зале и 50% - на снегу) способствовала более качественному овладению студентами знаниями по важнейшим темам и методическим основам организации обучения школьников по сравнению с традиционным способом организации учебного процесса - 100% занятий на снегу с применением традиционных репродуктивных методов обучения.

Литература

1. Жук, А. И Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.-метол. пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кашель. - Минск : Аверсэв, 2003. - 336 с.

2. Педагогические технологии : учеб, пособие для студентов пед. специальностей / М. В. Буланова-Топоркова (и др ]; под общ. ред. В. С. Кукушина. Сер., Педагогическое образование. - Ростов н/Д: нздзт. центр «Март», 2002. - 320 с.

3. Программа по физической культуре для учащихся начальных классов общеобразовательных школ (переработанная н дополненная): утверждена Приказом Министра образования Республики Беларусь от 11.09.1998 г., № 523. - Минск : Тсхнопрннт, 1999. - 36 с.

Summary

Perfect mastering of the methods of teaching in siding is possible due to the experimental methods of forming theoretical - methodological knowledge, based on using active methods of teaching at specially organized practical classes.

Поступила в редакцию 28.03.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.