Научная статья на тему 'Активные методы обучения - разновидность самостоятельной работы'

Активные методы обучения - разновидность самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1028
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения - разновидность самостоятельной работы»

6. Мелмен С. Конверсия и разоружение. Демилитаризованное общество. - М: Мир, 2000. 365 с.

7. Методы расчета цены на новый товар / Л. Н. Родионова, Ю. Р. Руднева, СТ. Пашин // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 2. С. 34-45.

8. Мировой рынок высокотехнологичной продукции. Тенденции развития и особенности формирования конъюнктуры и цен / В. Г. Клинов. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. 199 с,

9. Нэгл Томас Т. Стратегия и тактика ценообраования. 3-е изд. СПб.: Питер, 2004. 572 с: ил. (Серия «Маркетинг для профессионалов»),

10. Управление ценовой политикой компании: учебник / В.В. Герасименко. М.: Эксмо, 2006. 688 с. (Полный курс MB А).

11. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 5-е изд. / Под ред. В. Е. Есипова СПб.: Питер, 2008.480 i с: ил. (Серия «Учебник для вузов»).

12. Чулок А. А. Показатели эффективности инноваций на макроуровне: основные тенденции и результаты расчета инновационного индекса. И Инновации. . 2006. №3. С. 38-45.

Беспалова Н. В.

Научный руководитель - Чиповская И. С.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - РАЗНОВИДНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Активные методы обучения - разновидность самостоятельной работы, один из способов обучения и приобретения профессиональных навыков в игровой развлекательной форме. Для студентов современных вузов его применение раскрывает новые возможности в освоении соответствующих компетенций.

Деятельность выпускника - это постоянное участие в созидательном процессе, в общественной жизни, в социально-экономических отношениях и т.д.

При этом он должен иметь навыки работы в команде, способности принятия решения в экстремальной ситуации, основанные на индивидуальном, нестандартном мышлении. В процессе обучения зачастую преподаватели высших и средне специальных образовательных учреждений останавливаются на даче студентам теоретического материала, забывая о практической стороне деятельности.

Это приводит к тому, что студент, получивший диплом об окончании учебного заведения, не отвечает требованиям современной действительности.

При окончании учебного заведения выпускники сталкиваются с рядом проблем: несоответствие требованиям, предъявляемым их работодателями, некачественное выполнение функций, неумение работать в команде, инертность и пассивность при необходимости принятия оперативного решения. Это далеко не полный перечень сложностей, возникающих с получением диплома.

Один из наиболее эффективных способов получения перечисленнных навыков - это активные методы обучения, своего рода модель той или иной ситуации, которые возникают при осуществлении выпускником своей трудовой деятельности. Активные методы обучения, являясь коллективными методами, отвлекают студентов от однообразных занятий в виде лекции и семинаров, помогают вызвать у них интерес к обучению и получению дальнейших профессиональных знаний и навыков.

Следует отметить, что специфика коллективных методов обучения состоит в соблюдении следующих принципов: наличие сменных пар учащихся; взаимообучение; взаимоконтроль; взаимоуправление; систематический рубежный контроль по темам. В учебном коллективе все учат каждого, и каждый учит всех. В этой связи принято выделять две основных разновидности активных методов обучения: проблемное обучение и непосредственно активные методы.

При использовании активных методов обучения преподаватель старается вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс. Он показывает, как применять на практике полученные знания, как работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем,

проявляя при этом определенные коммуникативные умения, формируя собственное независимое, но аргументированное мнение по той или иной проблеме.

Опыт показывает, что в основе интереса к учению лежит импульс любопытства: что такое? кто такой? Это любопытство постепенно переходит в любознательность, проявляемую на отдельных этапах и в разных моментах изучения тем. Познавательный интерес стимулирует вопросы, задаваемые обучающимся и обучающимися.

Здесь проявляется энтузиазм, инициатива, стремление участвовать в познавательной деятельности по собственному желанию. Для решения поставленных целей и задач предполагается применение принципов, представленных в таблице 1.1.

Эффективная преподавательская деятельность предполагает активизацию творческой деятельности учащихся по предмету, для этого необходимо из всех форм обучения выбрать оптимальную.

Индивидуальные занятия, лекционно-семинарская форма обучения, экскурсии, деловая игра, факультативы, предметные кружки, лабораторные занятия, олимпиады и конкурсы, конференции, консультации, экзамены, тесты, защита творческих работ - вот далеко не полный перечень форм обучения.

Вне зависимости от принятой формы огромную роль играют методы обучения. Для традиционных его форм разработаны и широко применяются различные методы и методики, среди которых важное место занимают активные методы обучения (AMO).

Таблица 1.1

Принципы организации активного обучения

№ п/п Наименование принципа Суть принципа

1 Принцип направленности Соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения учебному плану и программе - соблюдены

2 Принцип научности Теоретические знания получаются в системе: обучаемым закладываются прочные навыки научного аргументирования и практических выводов

3 Принцип сознательности и активности Закладываются и закрепляются принципы научного мышления, обеспечивается творческий подход к приобретению знаний, умение самостоятельно и свободно пользоваться ими для решения различных задач

4 Принцип наглядности обучения При четком определении цели используется наглядность (логико-структурные схемы), осуществляется соблюдение принципа научности и включение участников в самостоятельный анализ наблюдаемого

5 Принцип доступности Учитывается образовательный уровень, познавательные возможности, возрастные особенности участников

6 Принцип прочности усвоения Соблюдению принципа способствует четко организованное повторение, закрепление полученных знаний, формирование умений и навыков использование этих знаний на практике, а также систематический контроль и оценивание приобретенных умений и навыков

Основные особенности AMO следующие:

• обеспечение "вынужденной" активизации деятельности обучаемого, даже вне зависимости от его субъективного желания участвовать в процессе обучения;

• обеспечение повышенной степени мотивации и эмоциональности;

• обеспечение прямых и обратных связей по взаимодействию обучаемого с преподавателем или при ролевом коллективном обучении - друг с другом.

Эффективность работы профессорско-преподавательского состава в процессе использования активных методов обучения зависит от уровня их методического мастерства. Общеизвестно, что доклад и беседа являются наиболее применяемыми формами обучения. Доклад требует от слушателей определенного напряжения (среднестатистический обучаемый с трудом запоминает большой объем информации). Для достижения соответствующего эффекта устную информацию необходимо сопровождать использованием наглядного материала. Таким образом, предпочтительнее

сделать не один длинный доклад, а несколько маленьких сообщений, сочетая их с другими формами обучения. Учебная беседа имеет смысл, когда у участников есть уже предварительные знания и на этом можно построить интересную беседу. Учебный материал совместно перерабатывается в ходе беседы. Это очень полезная, но не простая форма обучения. Она требует от преподавателя наличия педагогического дара и хорошей техники игры вопросов и ответов. Недостаток этих методов состоит в том, что студент играет здесь довольно пассивную роль, основная же роль у преподавателя.

В центре современного занятия должно находиться не преподавание, а обучение, самостоятельная и ответственная работа студента над учебным материалом. Необходимо побуждать студентов быть более активными и самостоятельными, и здесь наиболее предпочтительными методами обучения являются индивидуальная работа, работа с партнером и работа в группе.

Во время работы с партнером или работы в группе необходимы взаимообмен информацией, совместная работа над учебным материалом. Следует отметить, что групповая работа в отечественных вузах до сих пор развита недостаточно. Происходит это, видимо, по той причине, что она требует сравнительно много времени, следствием чего является явно неблагоприятное соотношение времени и результатов. Однако значимость таких способностей, как умение работать в команде, обмениваться мыслями и дискутировать, кооперироваться, совместно приходить к единому мнению, неоспорима.

Подобный вид активных методов требует не только много времени для подготовки, проведения и оценки, но и точной формулировки задач. Целесообразно на занятиях (семинарах) проводить игры (ролевая игра, плановая игра) и изучение конкретных случаев, ситуаций. Можно использовать также микроучебу: студент выполняет упражнение, другие вместе с ним под руководством преподавателя начинают обсуждать ход выполнения упражнения и совместно искать возможные пути его решения Важными критериями выбора формы обучения являются структура учебного материала и предварительные знания обучаемых. Необходимо заранее знать, можно ли материал использовать для самостоятельной работы студентов или нужно заложить необходимые основы на семинаре. Следует обращать внимание при выборе метода обучения на то, чтобы методы обучения своевременно менялись, чтобы обучение было как можно более активным. Особенности отдельных форм проведения занятий представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Преимущества и недостатки отдельных форм проведения занятий

Метод (форма) занятия Цель использования метода Пре имущества Недостатки

Доклад Передача знаний Экономия времени, охват всей группы Слабый учебный эффект, пассивность слушателей, их быстрая утомляемость

Учебная беседа Активизация знаний, работа с содержанием Хороший учебный контроль, активизация студентов Требует много времени, лекционность

Работа с партнером Совместная работа с материалом Обмен мнениями, активное обучение, интенсивное взаимодействие с материалом Требует больше времени

Групповая работа Работа совместно, развитие коммуникабельное ти Активное обучение, хорошая запоминаемость, интенсивное взаимодействие с материалом, коррекция общения Требует много времени, необходима интенсивная подготовка преподавателя

Ролевая игра Вхождение в роль и гибкая смена ролей, стратегии решения проблем Близость к практике, активизация студентов Возникают проблемы, связанные с заторможенное 1 ью участников, необходима

интенсивная подготовка преподавателя

Плановая игра Применение знаний на практике Близость к практике, высокая активность, высокий учебный эффект, интегрированный контроль успешности обучения Большие издержки, ограниченное число участников

Ориентация на обучаемых не означает ослабление функций преподавателя, наоборот, подготовка активного занятия (изготовление рабочих заданий, материалов) нередко требует больших затрат сил, чем написание доклада, а также во время проведения занятия преподаватель должен быть готов оказать консультационную помощь. В современных условиях качество образования — одна из важнейших характеристик конкурентоспособности учебного заведения. Именно поэтому организации учебного процесса должно уделяться первостепенное значение.

Проблема форм учебных занятий в официальной педагогической науке продолжает оставаться открытой. Оптимальное проведение учебных занятий зависит от организационных условий: дидактически обоснованное планирование работы; определение уровня знаний и уровня готовности к занятиям; выполнение заданий для самостоятельной работы; знакомство с методическими указаниями, алгоритмами, рекомендациями выполнения заданий; работа с литературой; проведение самоконтроля; подведение итогов работы.

Герасимец H.H., Кантемирова К.В., Васильева В.В.

ТЕНЕВОЙ РЫНОК. НЕЛЕГАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

« В мире есть более 550 млн единиц оружия. Одна пушка на 12 человек в мире. Вопрос в том, как вооружить оставшихся 11...»

«Мир хочет войны. Он ее получит Вам нравится кровь и Вы мечтаете убивать? Только в этом случае торговцы оружием могут преуспевать в своем бизнесе. Не кляните их. Загляните в себя»

Торговцы сигаретами или торговцы автомобилями убивают куда больше народу, но они же могут работать. А у оружия есть предохранитель. Ведь именно спрос рождает предложение.

Этот рынок не является стихийным, он не является хаотичным. Это управляемый рынок. У него есть хозяева, стоящие довольно высоко в иерархической лестнице.

Сегодня по уровню доходности и динамизму развития незаконный оборот оружия, уступает лишь индустрии наркобизнеса. Различие между законными и незаконными поставками вооружений в значительной мере определяется не характером продукта, а тем, кто является конечным потребителем. Большие деньги в войнах между государствами, а не в гангстерских разборках.

На мировом «черном рынке» оружия правят бал... наши люди- семь «оружейных олигархов». Все они - выходцы из бывшего СССР. На продажу предлагается любое ручное оружие, танки, мины, гранаты, ПЗРК, истребители, подводные лодки и вертолеты. По разным оценкам, «черная» торговля оружием приносит 5-10 млрд. долл. в год. По данным ООН, четверть стрелкового оружия в мире продается на «черном рынке»! Большая часть прибылей оседает в карманах «великолепной семерки».

ООН строго запрещает продавать оружие 12 государствам - поскольку там постоянно идет война (Анголы, Камбоджи, Ирака, Гаити, Либерии, Ливии, Сомали, Южной Африки и бывшей Югославии).. Но эмбарго нисколько не мешает небольшой группе людей зарабатывать колоссальные деньги на продаже вооружения тем, кто воюет - как правило, в Африку.

Нелегальная торговля оружием в современном мире отличается от прочих международных криминальных промыслов тем, что за ширмой нелегальности здесь часто скрываются действия вполне официальных государственных инстанций.

Данный вид криминального транснационального бизнеса начал активно развиваться еще в период "холодной войны", когда сложилась практика как тайных сделок на государственном уровне с использованием "политических цен" и взяток, так и прямой контрабанды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.