Научная статья на тему 'Активные и интерактивные методы, используемые в учебном процессе кафедры фармакологии'

Активные и интерактивные методы, используемые в учебном процессе кафедры фармакологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активные методы / интерактивные методы / компетенция / контроль / active methods / interactive methods / competence / control

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И И. Ким,, Д М. Кадырова, Г М. Пичхадзе

в статье рассматриваются активные и интерактивные методы, используемые при изучении фармакологии, компетентностный подход и оценка освоенных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И И. Ким,, Д М. Кадырова, Г М. Пичхадзе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS USED IN THE TRAINING PROCESS ON THE CHAIR OF PHARMACOLOGY

the active and interactive methods used in the study of pharmacology, competence-based approach and evaluation of the developed competencies are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Активные и интерактивные методы, используемые в учебном процессе кафедры фармакологии»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 «Урология» / под ред. С.Х. Аль-Шукри и В.Н. Ткачука. М.: ГЭОТАР -Медиа, 2012, - 480 с.

2 Мостовой Ю.М., Демчук А.В., Константинович Т.В. «Человек и лекарство - Казахстан». - 2013. - №3 (19). - 4 с.

3 Шаплыгин Л.В. «Человек и лекарство - Казахстан». - 2013. - №5 (21). - 33 с.

4 «В Казахстане превышен допустимый уровень статистики мужского бесплодия и импотенции», Информационное агентство «KazakhstanToday», Костанай 15 октября 2011.

5 Шалекенов Б. У., Кудеринов С. К., Аскаров М. С. «Алгоритм диагностики и лечения мужского бесплодия». М.: ГЭОТАР -Медиа, 2011.

6 «Урология». Национальное руководство / под ред. Н. А. Лопаткина. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. - 1024 с.

7 Hellstrom WJ. «Current safety and tolerability issues in men with erectile dysfunction receiving PDE5 inhibitors». Intl ClinPract. 2007. - 1547 р

8 Машковский М.Д. «Лекарственные средства». - 15-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: Медицина, 2007. - 1200 с.

9 Ткачук В. Н. «Хронический простатит» - М.: Медицина для всех, 2006. - 112 с.

ЕР АДАМДАРДЫИ БЕДЕУЛ1Г1НДЕ КОЛДАНЫЛАТЫН ДЭР1Л1К ЗАТТАР ЖЭНЕ ОЛАРДЫЦ 0ЗАРА ЭСЕРЛЕСУ1

Туйш:Отбасындагы бедеулт мацызды жэне элеуметпк мэселе болып табылады. Жи екшшЫк бедеулт кездеседГ Ерлердеп бедеулттщ непзп себептерi жыныс жолымен берiлетiн инфекциялар мен эректилдi дисфункция болып келедГ ЖYPгiзiлген дэрi-дэрмектiк ем этиотропты, жуптастырылган жэне кешендi емдеулерден турады. Этиологияльщ факторы жыныс жолымен берiлетiн инфекциялар болып табылатын бедеулiктi емдеу Y^'rn микроб^а ^арсы препараттар, ^арапайымдыларга ^арсы, сацырау^ула^тарга ^арсы, вирустарга ^арсы, иммунитетт ынталандырушы заттар ^олданылды. Эректилдi дисфункцияда адаптогендер, биогендi ынталандыргыш заттар, ангиопротекторлар, альфа-адреноблокаторлар, 5-шi типтщ фосфодиэстеразасын тежейтiн заттар ^олданылды.

ТYйiндi сездер: бедеулiк, инфекциялар, антибактериалды ем, эректилдi дисфункция

Resume: Infertility in marriage is an important and social problem. Secondary infertility the most often occurs. The main causes of infertility in men were sexually transmitted infections, and erectile dysfunction. Spent medication included causal, combined and complex treatment. Antimicrobial agents, antiprotozoa, antifungal, antiviral, immunomodulatory medicins were used for the treatment of infertility, etiological factor of which were sexually transmitted infections. Adaptogens, biogenic stimulators, angioprotectors, alpha-blockers and inhibitors of phosphodiesterase 5-th type. Keywords: infertility, infections, antimicrobial therapy, erectile dysfunction

УДК 615.1:378.144/.146

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАФЕДРЫ ФАРМАКОЛОГИИ

Резюме: в статье рассматриваются активные и интерактивные методы, используемые при изучении фармакологии, компетентностный подход и оценка освоенных компетенций.

Ключевые слова: активные методы, интерактивные методы, компетенция, контроль

Д.М. КАДЫРОВА, И.И. КИМ, Ж.У. ЖУСУПОВА, Р.А. КУЛИЕВ

D.M. KADIROVA, I.I.KIM, J.U. ZHUSSUPOVA, R.A. KULIEV

DRUGS USED BY INFERTILITY IN MARRIAGE AND THEIR INTERACTION

И.И. КИМ, Д.М. КАДЫРОВА, Г.М. ПИЧХАДЗЕ

КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, кафедра фармакологии

Как известно, образование в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и, соответственно, использованием в нем инновационных методов. Медицинское образование также направлено на активную деятельность самого обучаемого при решении профессиональных задач. Согласно такому подходу, теоретические знания усваиваются одновременно с практическим освоением профессиональных норм и способов деятельности [1].

Современные реалии требуют нового, более высокого уровня профессионализма, что диктует необходимость пересмотра форм и методов обучения. Повышение качества, эффективности обучения студентов зависит от подбора и использования разнообразных, наиболее адекватных тематике и ситуации методов обучения, а также от активизации всего учебного процесса. Выбор методов обучения обусловлен, прежде всего, содержанием учебного материала и целями обучения, применительно к дисциплине.

Структура учебного процесса на кафедре фармакологии включает его аудиторные и внеаудиторные формы, которые находятся во взаимосвязи и логической последовательности. Кафедра систематически занимается совершенствованием учебного процесса. Одним из подходов к которому является использование активных и интерактивных форм обучения на всех этапах учебного процесса, что помогает вести студентов к обобщению, развивать самостоятельность их мысли и являются необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов [2,6]. В век новейших информационных лекция по-прежнему остается одной из форм обучения в медицинском ВУЗе. На кафедре фармакологии студентам читаются обзорные, проблемные лекции, лекции-визуализации, лекции с ошибками, которые представлены в виде презентаций в программе PowerPoint с использованием элементов анимации. На лекциях используются методы активизации студентов. В частности, правильно подобранные и вовремя поставленные вопросы по изучаемой теме заставляют студентов думать, принимать активное участие в обсуждении и использовать имеющиеся знания, поддерживать внимание студентов возможно посредством пауз, живых примеров, историй. В лекционном материале приводятся примеры из практики, что привлекает внимание студентов, позволяет им высказать свою точку зрения, участвовать в полемике, что имеет практическую направленность. Для более полного обеспечения интерактивных лекций используются технические средства обучения, такие, как компьютер, мультимедийный процессор, аудио-видеоаппаратура для демонстрации видеофильмов, множительная техника для предоставления материалов лекций обучающимся.

Для проведения практических занятий каждый преподаватель разрабатывает методический материал с использованием различных активных и интерактивных форм обучения и контроля знаний студентов: учебные, ролевые имитационные и деловые игры, «мозговой штурм», «кейс-стади», интерактивные программы, групповые дискуссии путем тренинга, пресс-конференции, проблемно-ориентированное обучение (PBL), командный метод (TBL).

Использование метода «Кейс-стади», который включает решение ситуационных задач, имитирующих ситуации, встречающиеся в профессиональной деятельности врача относительно действия и особенностей приема лекарственных препаратов, что позволит студентам применить полученные умения и навыки. Все это может способствовать повышению эффективности

фармакотерапии, поскольку будущие специалисты смогут в более доступной форме донести до пациентов особенности действия препаратов, тем самым повысить приверженность пациентов к лечению.Студентам также предоставляются ситуации, связанные с выбором препарата в зависимости от особенностей его фармакокинетики и фармакодинамики, побочных эффектов и их взаимодействия с препаратами других групп.

Использование игровой формы приближает учебные занятия к реальным ситуациям работы врача. Они проходят живо и занимательно, что значительно повышает заинтересованность и активность студентов. На кафедре преподаватели используют игровые методы: «Врач XXI века», «Дерево решений», «Вопрос-ответ», «Рыбья кость», «Светофор», «Интелектуальный футбол»,

«Поле чудес», «Лото», «Морской бой» и др. При этом в творческий процесс подготовки к таким занятиям активно привлекаются и студенты. Для предупреждения субъективного фактора при выборе вопросов, в частности, при проведении рубежного контроля по противомикробным средствам, был использован метод «Дартс», который предусматривает самостоятельный выбор вопросов.

Одной из инновационных педагогических технологий, апробированной на кафедре, является командный метод обучения или TBL (team-basedlearning) [7]. Известно, что при применении командного метода сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Для успешности практического занятия играет роль собственная активность и самостоятельная работа студентов при решении схем, кроссвордов, анализе рисунков и таблиц.

Завершаются практические занятия контролем результатов усвоения. Одним из путей модернизации контроля обучения является введение

компетентностного подхода и выбор компетенций. Данный подход можно рассматривать как средство обновления содержания медицинского образования, но и как механизм приведения его в соответствии с требованиями современности [3,4,5]. Педагогическому контролю подлежат следующие компетенции: когнитивная, операциональная, правовая, коммуникативная, непрерывного обучения и образования (самосовершенствование и саморазвитие), которые проверяются на текущем, рубежном и итоговом контролях. Итоги контроля в равной мере характеризуют успешность учебной деятельности студентов и достоинства (или недостатки) педагогической технологии, избранной преподавателем. На кафедре фармакологии были разработаны критерии оценки компетенций, основанные на принципах, выработанных и утвержденных в КазНМУ. Оценка компетенций студентов осуществляется различными методами, выбор которых зависит от задач дисциплины, темы занятий. Контроль результатов усвоения на кафедре предусматривает рейтинговый контроль, включающий решение тестовых заданий, которые представлены в письменной форме, выписывание рецептов с разбором, устный опрос. С целью развития 3-х язычного обучения проводятся занятия на трех языках: на русском языке в казахских группах и на казахском языке - в русских группах по ряду тем, круглые столы на английском языке со студентами, как русского, так и казахского отделений. Круглый стол предполагает равноправный обмен мнениями по изучаемой теме между студентами и приглашенными экспертами «на равных». В живом общении удается выяснить и уяснить спорные моменты, а иногда значительно выйти за границы обсуждаемого материала. Круглые столы на иностранных языках позволяют студентам не только приобрести знания по предмету, но и дают возможность совершенствоваться, как в профессиональном плане, так и в практическом применении языка. Кроме того, при завершении курса обучения предмета проводится предметная олимпиада на двух языках, включающая тестовые задания, вопросы на сопоставление, решение ситуационных задач, выписывание рецептов с разбором. Внедрение трехъязычного обучения имеет место и при участии

студентов в НИРС. Результаты собственных исследований докладываются и обсуждаются как на заседании кружка кафедры, так и на уровне факультета и университета. Расширяются возможности интерактивного обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий - обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам, увеличения контактного взаимодействия с преподавателем, построения индивидуальных траекторий подготовки и объективного контроля и мониторинга знаний студентов.

Самостоятельная работа обучающегося предполагает выполнение работ по тематике учебного плана (УИРС), а также в виде НИРС. Система УИРС и НИРС определяется использованием проблемно-поисковых и

исследовательских методов.

Студенты с успехом используют проектную технологию, как в группах, так и по индивидуальным планам. Они самостоятельно и с желанием получают знания из разных источников; учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах; развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение); развивают аналитическое мышление. Таким образом, использование активных и интерактивных методов в обучении позволяет оптимизировать образовательный процесс, сделать его более интересным, насыщенным и способствует подготовке квалифицированных, конкурентноспособных специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Модель медицинского образования казахского национального медицинского университета им. С.Д.Асфендиярова -практические навыки выпускника/ Аканов А.А., Абирова М.А., Бурибаева Ж.К. и др. - Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2011. - 221с.

2 Мынбаева А.К., Садвакасова Э.М. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: Учебное пособие. - 4-е изд., доп. - Алматы: 2010. - 344 с.

3 Баскаев, Р. М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу / Р. М. Баскаев // Инновации в образовании. - 2007. - N 1. - С. 10-15.

4 Безродная Г.В., Севостьянов Д.А., Шпикс Т.А.Принципы компетентностного подхода в медицинском вузе // Медицина и образование в Сибири. - 2008. - № 2.

5 Ильязова, М. Д. (канд. пед. наук). Компетентностный подход к формированию модели выпускника вуза / Ильязова М. Д. // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2007. - N3. - С. 52-53.

6 Таубаева Ш.Т., Лактионова С.Н. Педагогическая инноватика как теория и практика нововведений в системе образования: научный фонд и перспективы развития (Книга 1) - Алматы: Научно-издательский центр «Гылым», 2001 г. -296 с.

7 Michaelsen, L.K., Bauman, Knight A., Fink, L.D. Team-based learning :A transformative use of small groups. Westport, Conn.:Greenwood Publishing Group.- 2002. - 288p.

И.И.КИМ, Д.М. КАДЫРОВА, Г.М. ПИЧХАДЗЕ

ФАРМАКОЛОГИЯ КАФЕДРАСЫНДА ОКУ УРДЮНДЕ КОЛДАНЫЛАТЫН БЕЛСЕНД1 ЖЭНЕ ИНТЕРАКТИВТ1 ЭД1СТЕР

Туйш: ма^алада фармакология кафедрасында белсендi жэне интерактивт эдiстердi о^ыту, ^узыреттЫк тэсЫ мен мецгертген компетенцияны багалау ^арастырылган.

Тушндеме сездер: белсендi эдктер, интерактивт эдктер, ^узыреттЫк, ба^ылау

I.I. KIM, D.M. KADIROVA, G.M. PICHKHADZE

ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS USED IN THE TRAINING PROCESS ON THE CHAIR OF PHARMACOLOGY

Resume: the active and interactive methods used in the study of pharmacology, competence-based approach and evaluation of the

developed competencies are considered in the article.

Keywords: active methods, interactive methods, competence, control

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.