Section 8. Pedagogy
Zakirova Alfiya Borisovna, Birskiy branch Bashkir State University,, Ph. D., senior Lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work
E-mail: [email protected] Remennikova Julia Sergeevna, Birskiy branch Bashkir State University,
senior Lecturer, Department of Fine Arts E-mail: [email protected]
Active forms of learning as the basis of development of multicultural competence
Abstract: This article describes the active form of training aimed at developing multicultural competence in the educational process in secondary schools. As a form of multicultural competence-development deals with the concept STI ethnoart Wednesday.
Keywords: multicultural competence, active forms of learning, ethnoart Wednesday.
Закирова Альфия Борисовна, Бирский филиал Башкирского государственного университета, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы
E-mail: [email protected] Ременникова Юлия Сергеевна, Бирский филиал Башкирского
государственного университета, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства
E-mail: [email protected]
Активные формы обучения как основа развития поликультурной компетентности
Аннотация: в статье описаны активные формы обучения направленные на развитие поликультурной компетентности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Как форма развития поликультурной компетентности рассматривается понятие этнохудожественная среда.
Ключевые слова: поликультурная компетентность, активные формы обучения, этнохудожественная среда.
Воспитывать и обучать современное подрастающее поколение в рамках подготовки его к жизни в поликультурном социуме — задача первостепенной важности. Эту задачу необходимо решать с самого раннего обучения учащихся в школе. Проблема развития поликультурной компетентности затронула все школы — и в мегаполисе, и в крупном областном центре, и в малом городе, и в сельской местности.
Как показывает опыт, для успешной организации жизнедеятельности в поликультурной среде сегодня недостаточно иметь определенный набор знаний и умений, а необходима выработанная в ходе воспитательных воздействий компетентность личности. Это стало нормой и требованием к образовательной подготовке обучаемого. Компетентность воспринимается как состоявшееся личностное качество в совокупности с минимальным опытом деятельности в заданной сфере.
При методически грамотно организованном учебно-воспитательном процессе по формированию по-
ликультурной компетентности деятельность учителя направлена на гармонизацию различных культурных влияний и построение сложных межэтнических отношений в разновозрастном внешкольном коллективе и в семье. Содержание учебных дисциплин направлено на овладение обучающимися нормами общения и поведения в поликультурной среде, изучение и принятие культурных традиций различных этносов.
Потенциалом формирования поликультурной компетентности школьников обладают предметные дисциплины гуманитарного цикла, такие как родной язык, литературное чтение, культура Башкортостана, физкультура, технология, музыка и изобразительное искусство. На уроках литературного чтения учащиеся постигают основы творчества народов, изучают произведения писателей разных этносов (пословицы, песни, сказки, загадки и т.д). Исторические факты и художественные произведения несут в себе определенную информацию и культурные ценности, кото-
60
Секция 8. Педагогика
рые накапливается многонациональным обществом и передается от поколения к поколению.
Уроки физкультуры также могут послужить благоприятным фактором в формировании поликультурной компетентности учащихся, поскольку физическую подготовку можно сочетать с уважительным отношением к культуре родной страны в процессе проведения народных игр, проводить спортивные соревнования по национальным видам спорта, создавая нормальную социально-этническую, коммуникативную и духовную атмосферу.
Содержание уроков технологии может быть направлено на получение информации о развитии народных промыслов, знакомство с народной кухней. Занятия по художественному труду не только расширяют представления детей об обычаях и традициях народа, национальном искусстве, но и воспитывают трудолюбие, развивают творческое мышление, умение анализировать окружающий мир, видеть его особенности. На уроках музыки дети могут познакомиться с национальными инструментами, разучить народные песни.
Большими возможностями для формирования поликультурной компетентности школьников обладают грамотно организованные уроки изобразительного искусства. Урок изобразительного искусства ориентирован на освоение художественного творчества через развитие восприятия и чувственного познания окружающей действительности, воспитание интереса и уважения к национальным художественным традициям в искусстве разных народов. Урок изобразительного искусства, направленный на изучение культурных традиций, наиболее ярко выступает в укоренение нравственных представлений, в процессах, связанных с переходом младшего поколения на ступень общественной зрелости. «Использование активных форм обучения в развитии поликультурной компетентности позволит в зависимости от доминирующего на каждом возрастном этапе вида художественной деятельности создать реальную основу для вхождения в поликультурное пространство, в продолжении и расширении духовно-нравственных контактов в современном многонациональном социуме» [3, 117].
В качестве активных форм организации обучения на уроках изобразительного урока можно использовать интерактивные экскурсии, экскурсии в художественные, исторические и этнографические музеи, проведение конкурсов, организацию детских выставок изобразительного искусства, учебный творческий проект, проведение и организацию конференций, круглых столов с участием представителей общественных организаций, встречи
школьников с искусствоведами, мастер-классы художников и специалистов по изобразительному искусству.
Большое значение в процессе обучения изобразительному искусству имеет учебный творческий проект. Учебный проект — это одна из форм активного обучения изобразительной грамоте. Он подразумевает выполнение итоговой самостоятельной работы, в процессе которой школьники под руководством учителя проявляют творческие способности интеллектуально-практического характера на основе различных видов художественной деятельности. Учебнотворческий проект выполняется на основе комплекса творческих заданий, специальных упражнений, проблемных задач и направлен на создание единой творческой композиции. Во время выполнения специально разработанных учебно-творческих заданий активизируется художественно-образное мышление школьников, зрительная память, воображение, фантазия, эмоционально-волевые и познавательные процессы, на основе которых происходит развитие творческих способностей.
Ролевая игра, как активная форма обучения является эффективным средством мотивации при изучении основ изобразительного искусства в школе. Формы ролевой игры различны. На начальном этапе обучения — это сюжетная ролевая игра с использованием различных сказочных образов, например при изучении иллюстраций. Для среднего школьного возраста — сюжетная ролевая игра может быть бытового содержания. В старшем и среднем возрасте — имитационная игра познавательного содержания и на старшем этапе — имитационная деловая игра. Деловая игра позволяет имитировать ситуации, которые могут возникать в будущей профессиональной деятельности учащихся. Самоценность игры в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а отвечает потребностям и интересам личности. Существуют также творческие уроки, с применением нестандартных ситуаций, которые также являются активными формами обучения изобразительному искусству, например урок-экскурсия (путешествие в различные страны, во временные периоды), урок-исследование, урок-наоборот, урок-мечта, урок-аукцион. В процессе реализации активных форм происходит: эффективное взаимодействие учителя и ученика; создание учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых; создание благоприятного эмоционального фона; максимальное использование личностного опыта ученика.
61
Section 8. Pedagogy
Активные формы обучения
Внеклассные Классные ( >ронтальные
Аудиовизуальные Деловые игры Тренинг
Учебная карта Упражнения Экскурсия Выставка Конкурс Фестиваль Тематическая неделя Творческий проект Анализ КС Мозговой штурм Урок-диалог Урок-дискуссия Урок-диспут Интерактивная экскурсия Мастер-класс Опорные сигналы Музыкальное сопровождение Видеофильмы Видеосъемки, съемка видеоролика Медиотека Ролевые Имитационные Учебные Ситуационные Организационно-деятельностные
Помимо предметных дисциплин и активных форм обучения для развития поликультурных компетенций используются специально созданная этнохудо-жественная среда. Этнохудожественная среда — это совокупность целенаправленно создаваемых педагогических факторов, насыщенных этническими, художественными объектами и образами окружающих обучающихся, направленных на духовно-нравственное становление. Этнохудожественная среда является основополагающей, определяя содержание обучения, формы, методы, средства, совокупность значимых для учебного заведения педагогических условий в обучении направленных на развитие поликультурной компетентности. Она может быть организована в рамках внеурочной деятельности, средствами посещения музеев и культурных центров; использование возможностей школьного радио и полиграфии; подготовка и проведение классных часов по поликультурной тематике; организация и проведение конкурсов (песенных и танцевальных, изобразительных) по обозначенной проблеме; различного рода игры, тренинги.
Наша опытная работа показала, что важнейшим фактором, требующим изменения подходов к форми-
рованию поликультурной компетентности учащихся, является конструирование учебно-воспитательного процесса на основе активных форм обучения для включения учащихся в жизнь общества через развитие у них поликультурных чувств.
Практика работы показала, что у школьников возросло стремление к самосовершенствованию, к самообразованию; наблюдалась положительная мотивация к усвоению культурных знаний, являющихся важным условием интеграции в другие культуры; появился стойкий интерес к пополнению поликультурного кругозора и культурологических знаний; существенно возросло стремление к совместной деятельности с представителями разных национальностей; возросла творческая активность в учебе; понимание и принятие других культур, уважение и утверждение культурных различий.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что содержание предметных дисциплин велико как в плане теоретического аспекта, связанные с проблемами поликультурности, так и в плане возможного расширения содержания образования для решения проблемы поликультурной компетентности учащихся.
Список литературы:
1. Гатальский В. Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система//Пе-дагогика. - № 3. - 2009. - С. 52-57.
2. Долженкова М. И. Моделирование этнохудожественного образования на основе российских и региональных традиций: Монография/М. И. Долженкова; М-во образов. и культур РФ, Тамбов. гос.унив. им Г. Р. Державина; науч.-исслед. центр. регион. проб.соц.культур. - Тамбов: Першина, 2004. - 287 с.
62