Научная статья на тему 'Активные формы обучения как основа развития поликультурной компетентности'

Активные формы обучения как основа развития поликультурной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science review
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННАЯ СРЕДА / MULTICULTURAL COMPETENCE / ACTIVE FORMS OF LEARNING / ETHNOART WEDNESDAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова Альфия Борисовна, Ременникова Юлия Сергеевна

В статье описаны активные формы обучения направленные на развитие поликультурной компетентности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Как форма развития поликультурной компетентности рассматривается понятие этнохудожественная среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закирова Альфия Борисовна, Ременникова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active forms of learning as the basis of development of multicultural competence

This article describes the active form of training aimed at developing multicultural competence in the educational process in secondary schools. As a form of multicultural competence-development deals with the concept STI ethnoart Wednesday.

Текст научной работы на тему «Активные формы обучения как основа развития поликультурной компетентности»

Section 8. Pedagogy

Zakirova Alfiya Borisovna, Birskiy branch Bashkir State University,, Ph. D., senior Lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work

E-mail: zakirova.alfiya@yandex.ru Remennikova Julia Sergeevna, Birskiy branch Bashkir State University,

senior Lecturer, Department of Fine Arts E-mail: rem_uli_3@mail.ru

Active forms of learning as the basis of development of multicultural competence

Abstract: This article describes the active form of training aimed at developing multicultural competence in the educational process in secondary schools. As a form of multicultural competence-development deals with the concept STI ethnoart Wednesday.

Keywords: multicultural competence, active forms of learning, ethnoart Wednesday.

Закирова Альфия Борисовна, Бирский филиал Башкирского государственного университета, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы

E-mail: zakirova.alfiya@yandex.ru Ременникова Юлия Сергеевна, Бирский филиал Башкирского

государственного университета, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства

E-mail: rem_uli_3@mail.ru

Активные формы обучения как основа развития поликультурной компетентности

Аннотация: в статье описаны активные формы обучения направленные на развитие поликультурной компетентности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Как форма развития поликультурной компетентности рассматривается понятие этнохудожественная среда.

Ключевые слова: поликультурная компетентность, активные формы обучения, этнохудожественная среда.

Воспитывать и обучать современное подрастающее поколение в рамках подготовки его к жизни в поликультурном социуме — задача первостепенной важности. Эту задачу необходимо решать с самого раннего обучения учащихся в школе. Проблема развития поликультурной компетентности затронула все школы — и в мегаполисе, и в крупном областном центре, и в малом городе, и в сельской местности.

Как показывает опыт, для успешной организации жизнедеятельности в поликультурной среде сегодня недостаточно иметь определенный набор знаний и умений, а необходима выработанная в ходе воспитательных воздействий компетентность личности. Это стало нормой и требованием к образовательной подготовке обучаемого. Компетентность воспринимается как состоявшееся личностное качество в совокупности с минимальным опытом деятельности в заданной сфере.

При методически грамотно организованном учебно-воспитательном процессе по формированию по-

ликультурной компетентности деятельность учителя направлена на гармонизацию различных культурных влияний и построение сложных межэтнических отношений в разновозрастном внешкольном коллективе и в семье. Содержание учебных дисциплин направлено на овладение обучающимися нормами общения и поведения в поликультурной среде, изучение и принятие культурных традиций различных этносов.

Потенциалом формирования поликультурной компетентности школьников обладают предметные дисциплины гуманитарного цикла, такие как родной язык, литературное чтение, культура Башкортостана, физкультура, технология, музыка и изобразительное искусство. На уроках литературного чтения учащиеся постигают основы творчества народов, изучают произведения писателей разных этносов (пословицы, песни, сказки, загадки и т.д). Исторические факты и художественные произведения несут в себе определенную информацию и культурные ценности, кото-

60

Секция 8. Педагогика

рые накапливается многонациональным обществом и передается от поколения к поколению.

Уроки физкультуры также могут послужить благоприятным фактором в формировании поликультурной компетентности учащихся, поскольку физическую подготовку можно сочетать с уважительным отношением к культуре родной страны в процессе проведения народных игр, проводить спортивные соревнования по национальным видам спорта, создавая нормальную социально-этническую, коммуникативную и духовную атмосферу.

Содержание уроков технологии может быть направлено на получение информации о развитии народных промыслов, знакомство с народной кухней. Занятия по художественному труду не только расширяют представления детей об обычаях и традициях народа, национальном искусстве, но и воспитывают трудолюбие, развивают творческое мышление, умение анализировать окружающий мир, видеть его особенности. На уроках музыки дети могут познакомиться с национальными инструментами, разучить народные песни.

Большими возможностями для формирования поликультурной компетентности школьников обладают грамотно организованные уроки изобразительного искусства. Урок изобразительного искусства ориентирован на освоение художественного творчества через развитие восприятия и чувственного познания окружающей действительности, воспитание интереса и уважения к национальным художественным традициям в искусстве разных народов. Урок изобразительного искусства, направленный на изучение культурных традиций, наиболее ярко выступает в укоренение нравственных представлений, в процессах, связанных с переходом младшего поколения на ступень общественной зрелости. «Использование активных форм обучения в развитии поликультурной компетентности позволит в зависимости от доминирующего на каждом возрастном этапе вида художественной деятельности создать реальную основу для вхождения в поликультурное пространство, в продолжении и расширении духовно-нравственных контактов в современном многонациональном социуме» [3, 117].

В качестве активных форм организации обучения на уроках изобразительного урока можно использовать интерактивные экскурсии, экскурсии в художественные, исторические и этнографические музеи, проведение конкурсов, организацию детских выставок изобразительного искусства, учебный творческий проект, проведение и организацию конференций, круглых столов с участием представителей общественных организаций, встречи

школьников с искусствоведами, мастер-классы художников и специалистов по изобразительному искусству.

Большое значение в процессе обучения изобразительному искусству имеет учебный творческий проект. Учебный проект — это одна из форм активного обучения изобразительной грамоте. Он подразумевает выполнение итоговой самостоятельной работы, в процессе которой школьники под руководством учителя проявляют творческие способности интеллектуально-практического характера на основе различных видов художественной деятельности. Учебнотворческий проект выполняется на основе комплекса творческих заданий, специальных упражнений, проблемных задач и направлен на создание единой творческой композиции. Во время выполнения специально разработанных учебно-творческих заданий активизируется художественно-образное мышление школьников, зрительная память, воображение, фантазия, эмоционально-волевые и познавательные процессы, на основе которых происходит развитие творческих способностей.

Ролевая игра, как активная форма обучения является эффективным средством мотивации при изучении основ изобразительного искусства в школе. Формы ролевой игры различны. На начальном этапе обучения — это сюжетная ролевая игра с использованием различных сказочных образов, например при изучении иллюстраций. Для среднего школьного возраста — сюжетная ролевая игра может быть бытового содержания. В старшем и среднем возрасте — имитационная игра познавательного содержания и на старшем этапе — имитационная деловая игра. Деловая игра позволяет имитировать ситуации, которые могут возникать в будущей профессиональной деятельности учащихся. Самоценность игры в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а отвечает потребностям и интересам личности. Существуют также творческие уроки, с применением нестандартных ситуаций, которые также являются активными формами обучения изобразительному искусству, например урок-экскурсия (путешествие в различные страны, во временные периоды), урок-исследование, урок-наоборот, урок-мечта, урок-аукцион. В процессе реализации активных форм происходит: эффективное взаимодействие учителя и ученика; создание учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых; создание благоприятного эмоционального фона; максимальное использование личностного опыта ученика.

61

Section 8. Pedagogy

Активные формы обучения

Внеклассные Классные ( >ронтальные

Аудиовизуальные Деловые игры Тренинг

Учебная карта Упражнения Экскурсия Выставка Конкурс Фестиваль Тематическая неделя Творческий проект Анализ КС Мозговой штурм Урок-диалог Урок-дискуссия Урок-диспут Интерактивная экскурсия Мастер-класс Опорные сигналы Музыкальное сопровождение Видеофильмы Видеосъемки, съемка видеоролика Медиотека Ролевые Имитационные Учебные Ситуационные Организационно-деятельностные

Помимо предметных дисциплин и активных форм обучения для развития поликультурных компетенций используются специально созданная этнохудо-жественная среда. Этнохудожественная среда — это совокупность целенаправленно создаваемых педагогических факторов, насыщенных этническими, художественными объектами и образами окружающих обучающихся, направленных на духовно-нравственное становление. Этнохудожественная среда является основополагающей, определяя содержание обучения, формы, методы, средства, совокупность значимых для учебного заведения педагогических условий в обучении направленных на развитие поликультурной компетентности. Она может быть организована в рамках внеурочной деятельности, средствами посещения музеев и культурных центров; использование возможностей школьного радио и полиграфии; подготовка и проведение классных часов по поликультурной тематике; организация и проведение конкурсов (песенных и танцевальных, изобразительных) по обозначенной проблеме; различного рода игры, тренинги.

Наша опытная работа показала, что важнейшим фактором, требующим изменения подходов к форми-

рованию поликультурной компетентности учащихся, является конструирование учебно-воспитательного процесса на основе активных форм обучения для включения учащихся в жизнь общества через развитие у них поликультурных чувств.

Практика работы показала, что у школьников возросло стремление к самосовершенствованию, к самообразованию; наблюдалась положительная мотивация к усвоению культурных знаний, являющихся важным условием интеграции в другие культуры; появился стойкий интерес к пополнению поликультурного кругозора и культурологических знаний; существенно возросло стремление к совместной деятельности с представителями разных национальностей; возросла творческая активность в учебе; понимание и принятие других культур, уважение и утверждение культурных различий.

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что содержание предметных дисциплин велико как в плане теоретического аспекта, связанные с проблемами поликультурности, так и в плане возможного расширения содержания образования для решения проблемы поликультурной компетентности учащихся.

Список литературы:

1. Гатальский В. Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система//Пе-дагогика. - № 3. - 2009. - С. 52-57.

2. Долженкова М. И. Моделирование этнохудожественного образования на основе российских и региональных традиций: Монография/М. И. Долженкова; М-во образов. и культур РФ, Тамбов. гос.унив. им Г. Р. Державина; науч.-исслед. центр. регион. проб.соц.культур. - Тамбов: Першина, 2004. - 287 с.

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.