Научная статья на тему 'Активная государственная политика как условие развития академической мобильности'

Активная государственная политика как условие развития академической мобильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / УТЕЧКА УМОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ACADEMIC MOBILITY / BRAIN DRAIN / EDUCATIONAL MIGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шапаров Александр Евгеньевич

Проанализированы структурные компоненты процессов академической мобильности. Сформулированы основные проблемы в сфере академической мобильности, требующие государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active State Policy as a Condition of Development of the Academic Mobility

The author examines the structural components of the academic mobility. The basic problems in the sphere of the academic mobility, demanding state regulation are formulated.

Текст научной работы на тему «Активная государственная политика как условие развития академической мобильности»

По нашему мнению, одной из причин недостаточно эффективной профилактики негативного отклоняющегося поведения подростков является отсутствие необходимого участия общественности, а порой и ее безразличия. Как бы активно ни выполняли свои функции органы управления и учреждения системы профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних, без поддержки со стороны общества реального положительного эффекта не получится. Поэтому комплексная программа мер должна ставить целью преодоление нежелательных факторов, провоцирующих подростков на антисоциальное поведение; усиление положительного воздействия на подростков и иметь общесоциальную направленность.

Библиографический список

1. КривошеевВ.В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социс. 2004. № 3. С. 94-95.

2. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М. и др. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. СПб., 2001.

3. Кармадонов О. А. Социальная девиация как фактическая ценностно-нормативная модель // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 6.

4. Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее. М., 2004.

5. Юцкова Е.М. Некоторые криминологические последствия реформирования общества. М., 2003.

6. КоммисаровБ.Г., Фоменко А.А. SOS: Наркомания. Ростов н/Д, 2000.

7. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. СПб., 2006.

8. БрееваЕ.В. Социальное сиротство: опыт социального обследования // Социс. 2004. № 5.

A.E. Shaparov

Active State Policy

as a Condition of Development

of the Academic Mobility

The author examines the structural components of the academic mobility. The basic problems in the sphere of the academic mobility, demanding state regulation are formulated.

Key words and word-combinations: academic mobility, brain drain, educational migration.

Проанализированы структурные компоненты процессов академической мобильности. Сформулированы основные проблемы в сфере академической мобильности, требующие государственного регулирования.

Kлючeвыle coea и coeoco4ema-ния: академическая мобильность, утечка умов, образовательная миграция.

УДК 321 ББК 66.2

А.Е. Шапаров

АКТИВНАЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПОЛИТИКА

КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ

АКАДЕМИЧЕСКОЙ

МОБИЛЬНОСТИ

современных условиях образование и наука служат основой прогрессивного и конкурентоспособного развития всех сфер жизнедеятельности общества, а следовательно, обладают самостоятельной ценностью и прак-

тической значимостью. Как институт образование выполняет важные общественные функции, заключающиеся в трансляции социального опыта, культурных ценностей и норм, социализации личности. Кроме того, у образования в современном обществе имеется еще одна важная функция: оно является одним из важнейших институтов, обеспечивающих вертикальную социальную мобильность. Однако в образовании, как и в науке, реализуется горизонтальная, или академическая, мобильность.

Основным содержанием академической мобильности в 1990-е годы в России стали процессы «утечки умов» (brain drain) и «внутренней миграции» (переход исследовательских кадров в другие отрасли экономики). Феномен «утечки умов», характерный для многих кризисных обществ, в российских условиях проявился особенно остро. Сотни и тысячи российских ученых, сколько-нибудь востребованных на Западе, устремились в развитые страны. Еще большие масштабы получил процесс внутренней миграции. За период с 1990 по 2005 г. общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в России сократилась на 58%, что в абсолютных цифрах превысило 1 млн человек [1]. Объективный по многим показателям процесс миграции квалифицированных кадров из кризисных регионов, вписанный в общий контекст мировых миграций, был усилен равнодушной позицией государства, осуществлявшего финансирование российской науки и образования ниже всяких минимальных норм, что иллюстрируется сравнительными данными по внутренним затратам на исследования среди развитых стран мира (табл. 1).

Таблица 1

Внутренние затраты на исследования и разработки в 2005 г., % к ВВП

Страна Затраты, %

Швеция 3,89

Финляндия 3,48

Япония 3,33

Исландия 2,78

США 2,62

Г ермания 2,48

Австрия 2,41

Канада 1,98

Россия 1,07

Страны ОЭСР 2,25

И с т о ч н и к: OECD - Main Science and Technology Indicators 2007-2. Россия и страны -члены Европейского Союза 2007.

Было бы неправомерно утверждать, что проблема «утечки умов» совсем не имела политической артикуляции или вышла из-под общественного внимания. Многочисленные публикации в прессе, рост недовольства в отечественных интеллектуальных кругах, общее ощущение алармистских тенденций заставляли правящий класс обращать внимание на проблему «голосования ногами» веду-

щих российских ученых (в качестве примера приведем появление в ноябре 1994 г. Межведомственной программы мер по регулированию миграции научных и научно-технических кадров [2]). Однако дальше заявлений о намерениях действия политических акторов по поддержке отечественной науки в 1990-х годах не пошли. Упомянутая программа предусматривала меры по улучшению ситуации в российской науке, поощрению международного сотрудничества, поддержке работы зарубежных научных фондов на территории России, развитию контактов с учеными за рубежом. Программу постигла общая для правительственных документов той поры участь отсутствия финансирования.

Вывод, который следует сделать из российской практики 1990-х годов: никакие иные институты не в состоянии заменить государство как основного регулятора важнейших сфер современного общества - образования, науки, культуры, а могут рассматриваться лишь как субинституты, партнеры государства в реализации политики в жизненно важных социальных сферах. В то же время монополизация государством образовательного или научного пространства в условиях глобализирующегося мира, любые действия автаркического свойства, направленные на сворачивание международного сотрудничества, разрыв установленных взаимовыгодных связей, - контрпродуктивны и идут вразрез с национальными интересами.

В основе развития академической мобильности в современном мире лежат принципы формирования единого образовательного и научного пространства, оказания всестороннего содействия развитию личности, сглаживания противоречий на рынке труда и предотвращения различных форм дискриминации людей. Для России развитие академической мобильности неразрывно связано с реализацией целей по модернизации образовательной и научной сфер, построением конкурентоспособного общества.

Академическую мобильность следует рассматривать как процесс, имеющий две составляющие - научную и образовательную. Охарактеризуем каждую из них.

В новом тысячелетии вектор процессов социальной мобильности изменился вместе с позитивными тенденциями в экономике России. Не стала исключением и академическая мобильность. К настоящему времени на политической повестке дня в России наряду с проблемой «утечки умов» приобретает актуальность заимствование и возврат научных кадров и высококвалифицированных специалистов из других стран. Появившиеся в распоряжении правительства финансовые ресурсы позволяют начать разработку и внедрение программ поощрения позитивной для России мобильности научных кадров.

Опыт развитых стран свидетельствует о возможности эффективного взаимодействия с зарубежными научными диаспорами. Через них страны-доноры получают доступ к социальному капиталу, накопленному выехавшими за рубеж учеными. Как подчеркивает исследователь из Германии Ж.-Б. Мейер, взаимодействие с научными диаспорами вмещает гораздо больше, чем просто межличностные отношения [3, с. 7]. Социальный капитал ученых-экспатриантов помимо человеческого и интеллектуального капиталов включает также символический, культурный, институциональный и финансовый капиталы. В результате

развития мобильности выгодоприобретателями становятся обе стороны: и страны приема, и страны исхода.

Развитие связей с научной диаспорой за рубежом в последнее время получило политический импульс и в нашей стране. Так, в октябре 2008 г. в Марселе прошел Первый конгресс российских ученых за рубежом, в котором принял участие министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко, а в декабре в самой России был организован «круглый стол» «Использование потенциала российской научной диаспоры». Выступивший на открытии директор департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Минобрнауки РФ С. Иванец обозначил два направления во взаимоотношениях государства с научной диаспорой за рубежом: обеспечение формирования экспертного пространства и участие в подготовке научных кадров для России [4].

Ученые из Института экономики переходного периода в качестве возможных стратегий развития академической мобильности в сфере российской науки выделяют программный подход и ротацию кадров [5, с. 443]. Первый вариант заключается в возможности реализации программ грантовой поддержки молодых ученых, содействующих их интеграции в мировую науку и предоставляющих финансирование под определенную позицию, а также обеспечивающих перспективы дальнейшего роста после прекращения действия гранта. В качестве примера такой поддержки приводится программа немецкого научно-исследовательского общества (DFG). В соответствии с программой, рассчитанной на 4-5 лет, молодые немецкие ученые часть срока выполняют работы в лабораториях США, изучая новые методы исследования и осваивая мировые стандарты, а для выполнения второй части программы возвращаются в Германию. Результатом действия программ поддержки молодых ученых становится их интеграция в мировую науку и укрепление международных научных связей.

Второй подход к стимулированию научной мобильности заключается в ротации кадров - предлагается система временных постдокторских позиций, позволяющая использовать период временной работы для отбора лучших претендентов.

В настоящее время у правительственных чиновников растет понимание того, что возможны более длительные результативные формы взаимодействий, в основе которых лежат неформальные связи с научными организациями и группами в России, предполагающие частичное возвращение уехавших ученых. Так, в Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры современной России» [1] принимаемый государством комплекс мер по сохранению и развитию кадрового потенциала государственного научно-технического сектора признан недостаточным. В соответствии с документом основным инфраструктурным элементом развития внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров должны стать научно-образовательные центры, участие в которых позволит запустить механизм привлечения и закрепления в науке молодых ученых. Программой предусматриваются мероприятия по взаимодействию с российскими учеными, работающими за рубежом, на постоянной и временной основе, закрепление их в российской науке и образовании, использование потенциала российской научной диаспоры.

По нашему мнению, в академической мобильности целесообразно выделять ее внешнюю и внутреннюю составляющие.

Внешняя академическая образовательная мобильность. В Советском Союзе существовал единый государственный набор на обучение иностранных граждан. Вместе с распадом СССР этом механизм был упразднен. На смену ему пришел рынок образовательных услуг. Данные о численности иностранных студентов, обучавшихся в советских и российских вузах [6, с. 20, 28], свидетельствуют о тенденции к уменьшению их доли в общемировом контингенте иностранных студентов (табл. 2).

Таблица 2

Изменение удельного веса иностранных граждан, обучавшихся в вузах СССР / РФ по очной и заочной форме в 1950 / 51 - 2005 / 06 академических годах, в общемировом контингенте иностранных студентов, тыс. чел.

1950 / 51 1960 / 61 1970 / 71 1980 / 81 1990 / 91 2006 / 07

Численность иностранных граждан, обучавшихся в вузах СССР / РФ 5,9 13,5 25,6 88,3 126,5* 87,8

Общемировая численность иностранных студентов 110,0 231,4 447,8 915,8 1168,1 2800,0

Доля студентов, обучавшихся в СССР / РФ, в общемировом контингенте иностранных студентов (%) 5,4 5,8 5,9 9,6 10,8 3,1

* Включая иностранных стажеров и учащихся факультетов и институтов повышения квалификации.

В самом начале 1990-х годов отечественные вузы получили большую самостоятельность в сфере международного сотрудничества. Однако при многих положительных моментах, автономная деятельность имела и негативные последствия. Недостаток специалистов, опыта международной деятельности, недобросовестная конкуренция, а порой и откровенный демпинг потребовали координации усилий в области академической мобильности.

Процессы интернационализации образования в 1990-х годах побудили к организационному оформлению международного сотрудничества, воплотившемуся в создании региональных объединений академической мобильности -межвузовских центров международного сотрудничества. В 1997 г. при усилии региональных объединений международного сотрудничества и академической мобильности вузов Татарстана, Санкт-Петербурга, Центрально-Черноземного региона и Юга России возникла ассоциация «Российский совет академической мобильности» (РОСАМ). Приказом Минобразования России от 6 сентября 1999 г. № 254 был введен официальный реестр «Высшая школа. Центры международного сотрудничества и академической мобильности (сеть центров)».

Имеющая в основе двусторонние и многосторонние связи между вузами

России и развитых стран, внешняя образовательная мобильность получила новое содержание в результате присоединения России к Болонскому процессу. Сама идеология Болонского процесса заключается в устранении преград и содействии свободному обмену студентами, преподавателями, исследователями.

В настоящее время важной характеристикой национальной системы образования, свидетельствующей о ее конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг, является количество иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях страны. За прошедшие 15 лет международная студенческая мобильность получила дальнейшее развитие. Общее количество иностранных студентов в 2005 г. превысило 2,7 млн человек, что на 61% превосходит показатели 1999 г. Все развитые государства мира стараются увеличить долю иностранных студентов в национальных учебных заведениях (табл. 3).

Таблица 3

Страны-лидеры по количеству иностранных студентов в 2004 г.

И с т о ч н и к: International Migration Outlook: SOPEMI - 2007. P. 53.

Подготовка специалистов для развивающихся стран рассматривается правительственными институтами развитых стран в качестве эффективного способа выстраивания долгосрочных геополитических и экономических стратегий и, что не менее важно, вписана в контекст их национальной иммиграционной политики. Например, Австралия укрепляет свои лидирующие позиции на международном рынке образовательных услуг, использует потенциал образовательной миграции для повышения эффективности национальной иммиграционной политики. За последние годы страна продемонстрировала впечатляющую динамику в области развития образовательной миграции, став в 2007 г. третьим, после США и Великобритании, ключевым игроком на международном рынке образовательных услуг. Использование потенциала образовательной миграции позволяет Австралии одновременно решать задачи интеграции в принимающее общество потенциальных иммигрантов за счет снижения издержек вследствие наличия у них квалификации и опыта на национальном рынке труда, а также проводить экспансию культурных и политических ценностей в тех странах, куда возвращаются выпускники австралийских учебных заведений [7].

Помимо задач повышения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг, привлечение иностранных сту-

Страна

Численность иностранных студентов

США

Великобритания

Германия

Франция

Австралия

Канада

Япония

572 500 300 100 2б0 300 237 б00 1б7 000 133 000 117 900

дентов имеет и геополитическую значимость. Иностранные студенты должны рассматриваться как проводники российских культурных ценностей, как важный ресурс влияния России в современном мире, и в частности на постсоветском пространстве.

По нашему мнению, у России есть шанс стать важным региональным центром международного образования. Для этого необходимо использование опыта развитых стран по координации международной образовательной деятельности. Численность обучающихся в российских вузах иностранных студентов имеет тенденцию к повышению (табл. 4).

Таблица 4

Численность иностранных студентов, обучавшихся в государственных и муниципальных высших учебных заведениях (на начало учебного года), человек

Численность иностранных студентов 1995 / 96 2000 / 01 2006 / 07 2007 / 08

Всего 67 025 58 992 87 846 95 781

из них студенты из стран СНГ, обучавшиеся на условиях общего приема 39 778 34 510 45 564 48 239

И с т о ч н и к: Россия в цифрах 2008.

Актуальным в современных российских условиях для привлечения студентов из ближнего зарубежья является создание негосударственных организаций, предоставляющих финансирование для желающих получить российское образование, по примеру DAAD (Германия) или British Council (Великобритания).

Внутренняя образовательная мобильность. В отличие от внешней, внутренней образовательной мобильности уделяется значительно меньше внимание. Более того, современное состояние внутренней образовательной мобильности в России следует характеризовать как негативное, отражающее общероссийские тенденции регионального обособления. В ущерб межрегиональным связям все большее распространение получают внутрирегиональные взаимодействия. Основными факторами снижения внутрироссийской (в масштабах всего государства) образовательной мобильности выступают диспропорции в экономическом развитии регионов, доходах населения, разница в ценах на региональных рынках жилья, а также недостаточность осуществляемых государством мер, направленных на сглаживание региональных различий, тотальная коммерциализация образовательной сферы.

На внутреннюю образовательную мобильность, помимо фактора рынка образовательных услуг, оказывают влияние поселенческие и региональные различия: тип населенного пункта, в котором проживает семья, региональные особенности рынков труда, обусловливающие уровень доходов домохозяйств. В результате совокупного воздействия данных факторов в России произошло снижение внутренней образовательной мобильности, возникла регионализация образования, которая проявляется в том, что абитуриенты в основном ориентируются на вузы своего региона. Так, по мнению И. Алешковского, «падение

уровня доходов существенно снизило возможности для большинства семей содержать студента вдали от дома, даже при условии бесплатного обучения, что стало жестким лимитирующим фактором развития учебной миграции. Так, например, в Москве удельный вес «иногородних» студентов снизился в 1990-е годы с 30^0% до 5%» [8, с. 501].

Негативные тенденции прослеживаются и в сфере повышения квалификации преподавательских кадров. Если до недавнего времени в столичных вузах институты повышения квалификации принимали преподавателей из периферии на бюджетной основе, то в настоящее время в связи изменением порядка бюджетного финансирования профессиональной переподготовки преподавателей из регионов России программы подготовки и повышения квалификации зачастую реализуются лишь на условиях полной оплаты. Руководство региональных вузов в силу различных причин не выделяет таких средств. В результате преподавательский корпус регионов вынужден «вариться в собственном соку», что усиливает диспропорции российского образовательного пространства и замедляет процессы модернизации отечественного образования.

Сформулируем основные проблемы в сфере академической мобильности, требующие государственного регулирования.

1. В области научной мобильности: проблемы «утечки умов», сокращения внутренней миграции, привлечения молодежи и возвращения уехавших ученых.

2. В области внешней образовательной мобильности: дальнейшее реформирование системы образования, разработка взаимно признаваемых программ, обеспечивающих возможности индивидуальных образовательных траекторий; повышение конкурентоспособности национальных университетов; стимулирование программ обмена профессорско-преподавательского состава отечественных вузов с ведущими университетами мира; внедрение оценок системы качества в соответствии с требованиями международных рейтинговых агентств (по данным за 2007 г., в рейтинге газеты «Таймс» российские университеты даже не фигурируют, а в рейтинге Шанхайского университета из российских вузов представлен лишь МГУ им. М.В. Ломоносова с 75-м местом среди 500 вузов мира [9; 10]).

3. В области внутренней образовательной мобильности: разработка и реализация мер по снижению ограничений, препятствующих межрегиональным образовательным перемещениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международный опыт свидетельствует, что ключевым фактором в развитии академической мобильности является координирующая роль государства в создании финансовой, информационной и организационной инфраструктуры. Без координирующего и стимулирующего воздействия государства невозможно развитие любых форм академической мобильности.

Библиографический список

1. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»: утв. постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 568. ЦКЬ: http://kadryedu.rU/i/FTSP_nauchnye_i_nauchno_pedagogicheskie_kadry_innovatsionnoj_Rossii.pdf

2. Межведомственная программа мер по регулированию миграции научных и научно-технических кадров [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 17 нояб. 1994 г. № 1261. Доступ из справ.-правовой системы ЖонсультантПлюс».

Е.С. Румянцева

3. Meyer J.-B. Building Sustainability: The New Frontier of Diaspora Knowledge Networks. Bielefeld: COMCAD, 2007.

4. Морозов А. Новые аргонавты не возвращаются // Независимая газета. 2008. 10 дек.

5. Российская экономика в 2007 году: тенденции и перспективы. М., 2007. Вып. 29.

6. Экспорт российских образовательных услуг: стат. сб. / Мин-во образ. и науки РФ. М., 2007.

7. Department of Immigration and Citizenship. URL: http://www.immi.gov.au/media/fact-sheets/ 50students.htm

8. Алешковский И.А. Тенденции внутренней миграции населения России в исторической ретроспективе // Материалы международной конференции «Миграция и развитие» / под ред. В.А. Ионцева. М., 2007. Т. 2.

9. URL: http://www.timeshighereducation.co.uk/

10. URL: http://www.arwu.org/rank/2007/ARWU2007T0P500list.htm

E.S. Rumyantseva Social-Political Activity of Elderly People in Conditions of a Transforming Society

Issues of social-political activity of elderly people in the context of transformation of the contemporary Russian society are considered. Public-political activities aimed at energizing elderly people are identified.

Key words and word-combinations: social-political activity, elderly people, public participation.

Исследуются проблемы социально-политической активности пожилых людей в условиях трансформации современного российского общества. Рассмотрены общественнополитические мероприятия, направленные на активизацию людей старшего поколения.

Ключевые слова и словосочетания: социально-политическая активность, пожилые люди, общественное участие.

УДК 331.022 ББК 66.3(2Рос)11

Е.С. Румянцева

СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ

ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ

ОБЩЕСТВА

I I роблема старения общества представляет собой новый социальный феномен, с которым человечество столкнулось лишь во второй половине XX в. Нарастающая тенденция к старению современного общества и увеличивающаяся диспропорция экономически активного населения и пенсионеров, по сути дела, представляют собой лишь первые ростки глобальной проблемы, с которой предстоит столкнуться политической власти в России в ближайшие десятилетия.

В настоящее время российское общество вплотную подошло к такому периоду своего развития, когда увеличение доли пожилых людей в составе населения серьезно влияет на экономические, политические, социальные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.