Научная статья на тему 'АКТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - УСЛОВИЕ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ'

АКТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - УСЛОВИЕ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LIFE EXPECTANCY / PHYSICAL ACTIVITY / ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошина И.Н., Назаренко Л.Д., Мещеряков А.В.

Цель исследования - теоретическое обоснование новых направлений организации физического воспитания детей, обеспечивающих улучшение показателей их здоровья. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте по исследованию семейно-дворовой формы физического воспитания участвовали 16 мальчиков 5-6 лет и их родители в возрасте 30-36 лет, дедушки и бабушки в количестве 8 человек - 48-64 лет, проживающие в г. Ульяновске. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 8 детей и 4 взрослых. Использовались физиометрические методы исследования, тестирование двигательных качеств. При выборе спортивной игры, усвоение элементов которой обеспечивает развитие двигательно-координационных качеств и доступно детям дошкольного возраста, безусловное предпочтение отдается футболу. При усвоении элементов игры в футбол использовались технические приемы, для оценки которых были разработаны специальные критерии (по 5-балльной системе). Результаты исследования. и выводы При сравнении прироста показателей техники выполнения игры в футбол и функциональной подготовленности в процессе использования семейно-дворовой формы физического воспитания было выявлено, что в ЭГ по всем исследуемым показателям технической подготовленности оценки были существенно выше. Функциональные показатели также улучшились у детей ЭГ при незначительном их изменении в КГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимошина И.Н., Назаренко Л.Д., Мещеряков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active motor activity as condition for improvement of health and life expectancy

Objective of the study was to theoretically substantiate new directions in the organization of children’s physical education contributing to the improvement of their health. Methods and structure of the study. Sampled for the educational experiment were 16 boys aged 5-6 years and their parents aged 30-36 years, as well as 8 grandparents aged 48-64 years, all living in Ulyanovsk and engaged in the physical education activities in a family and street environment. They were divided into the Control (CG) and Experimental Groups (EG), 8 children and 4 adults each. The study involved the physiometric research methods and motor qualities tests. Among the sports games, mastering of the elements of which ensures the development of motor-coordination qualities and which are accessible to preschool children, football is by all means more preferable. The game elements were mastered by using the football techniques evaluated by the specially developed criteria (according to a 5-point system). Results of the study. When comparing the growth rates of the indicators of technique of playing football and functional fitness indices in the process of physical education in the family and street environment, it was found that in the EG, the test rates were significantly higher in terms of all the studied technical fitness indicators. The functional indicators in the EG children also improved as opposed to a slight change in the CG. Conclusion. Introduction of physical education in the family and street environment into the daily life of preschool children was proved to be effective, which was determined by the choice of the most common sports games, for instance, football, which elements had been well mastered by senior family members.

Текст научной работы на тему «АКТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - УСЛОВИЕ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ»

АКТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - УСЛОВИЕ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ жизни

УДК/UDC 79+591.139

Поступила в редакцию 01.11.2019 г.

Информация для связи с автором: tin443051@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор И.Н. Тимошина1

Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко1

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Мещеряков1

1 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова, Ульяновск

ACTIVE MOTOR ACTIVITY AS CONDITION FOR IMPROVEMENT OF HEALTH AND LIFE EXPECTANCY

Dr.Hab., Professor I.N. Timoshina1

Dr.Hab., Professor L.D. Nazarenko1

PhD, Associate Professor A.V. Meshcheryakov1

1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

Аннотация

Цель исследования - теоретическое обоснование новых направлений организации физического воспитания детей, обеспечивающих улучшение показателей их здоровья.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте по исследованию семейно-дворовой формы физического воспитания участвовали 16 мальчиков 5-6 лет и их родители в возрасте 30-36 лет, дедушки и бабушки в количестве 8 человек - 48-64 лет, проживающие в г. Ульяновске. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 8 детей и 4 взрослых. Использовались физиомет-рические методы исследования, тестирование двигательных качеств. При выборе спортивной игры, усвоение элементов которой обеспечивает развитие двигательно-координационных качеств и доступно детям дошкольного возраста, безусловное предпочтение отдается футболу. При усвоении элементов игры в футбол использовались технические приемы, для оценки которых были разработаны специальные критерии (по 5-балльной системе). Результаты исследования. и выводы При сравнении прироста показателей техники выполнения игры в футбол и функциональной подготовленности в процессе использования семейно-дворовой формы физического воспитания было выявлено, что в ЭГ по всем исследуемым показателям технической подготовленности оценки были существенно выше. Функциональные показатели также улучшились у детей ЭГ при незначительном их изменении в КГ.

Ключевые слова: продолжительность жизни, двигательная активность, организация физического воспитания.

Annotation

Objective of the study was to theoretically substantiate new directions in the organization of children's physical education contributing to the improvement of their health.

Methods and structure of the study. Sampled for the educational experiment were 16 boys aged 5-6 years and their parents aged 30-36 years, as well as 8 grandparents aged 48-64 years, all living in Ulyanovsk and engaged in the physical education activities in a family and street environment. They were divided into the Control (CG) and Experimental Groups (EG), 8 children and 4 adults each. The study involved the physiometric research methods and motor qualities tests. Among the sports games, mastering of the elements of which ensures the development of motor-coordination qualities and which are accessible to preschool children, football is by all means more preferable. The game elements were mastered by using the football techniques evaluated by the specially developed criteria (according to a 5-point system). Results of the study. When comparing the growth rates of the indicators of technique of playing football and functional fitness indices in the process of physical education in the family and street environment, it was found that in the EG, the test rates were significantly higher in terms of all the studied technical fitness indicators. The functional indicators in the EG children also improved as opposed to a slight change in the CG.

Conclusion. Introduction of physical education in the family and street environment into the daily life of preschool children was proved to be effective, which was determined by the choice of the most common sports games, for instance, football, which elements had been well mastered by senior family members.

Keywords: life expectancy, physical activity, organization of physical education.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Физическая культура и спорт располагают мощным развивающим, образовательным и воспитательным потенциалом. Разумное самоограничение, контроль функционального состояния обеспечивают здоровьеформирующий досуг детей и взрослых. Воспитание физической и спортивной культуры необходимо начинать с первых лет жизни, когда ребенок получает удовольствие от движения без осознания его положительного влияния на развитие организма. В этом возрасте эмоциональный фактор определяет готовность и способность детей к выполнению физических упражнений, формирует потребность организма в активной мышечной деятельности.

Цель исследования - теоретическое обоснование новых направлений организации физического воспитания детей, обеспечивающих улучшение показателей их здоровья.

Методика и организация исследования. Обобщение научных данных, опыт собственной научно-методической деятельности при выявлении ведущей формы занятий физическими упражнениями позволило прийти к пониманию наиболее перспективной - семейно-дворовой, при которой приобщение к физкультурно-спортивной деятельности основному способу сохранения здоровья должно начинаться в семье. Дети дошкольного возраста предпочтение отдавали футболу, занимающему ведущее место среди других видов спорта по массовости.

Содержание игры в футбол предусматривает упражнения анаэробно-аэробной направленности, способствующие развитию аэробных механизмов и укреплению здоровья детей; технические приемы: ведение мяча, передачи, отбор, обводка, перехват [1-3].

Перед началом педагогического эксперимента выявлялась степень подготовленности дошкольников к выполнению игровых действий с мячом: ведению, обводкам, отбору и ударам ногой по мячу в ворота. Уровень усвоения данных приемов определялся в баллах с использованием критериев оценки, позволяющих выявить: величину расстояния, которое проходит ребенок, выполняя ведение мяча; диаметр участка площадки, на котором выполняется обводка; количество выполненных действий и затраченное время на отбор мяча; общее количество ударов по мячу в ворота, из них точных, попавших в цель.

Критерии оценки:

5 баллов - ведение мяча правой и левой ногой на расстояние 5 м по прямой линии, обозначенной лентой красного цвета; обводка предмета, не выходя за рамки обозначенного участка; не более 10 точных движений для отбора мяча в течение 1 мин; из 5 ударов по воротам - 5 точных;

4 балла - ведение мяча только правой ногой на расстояние 4 м; обводка предмета по диаметру, превышающему обозначенные границы на 20 см; для отбора мяча использовалось от 12 до 14 движений; из 5 ударов по воротам - 4 точных;

3 балла - ведение мяча правой на расстояние 3 м; обводка на 30 см больше указанной границы; отбор мяча потребовал больше 15 движений; из 5 ударов по воротам - 3 точных;

2 балла - ведение мяча правой на 2 м; обводка на 40 см больше границы; отбор мяча после первых попыток прекращен, 2 точных удара по воротам;

1 балл - ведение мяча сразу ушло в сторону; обводка не получилась после 3-5 движений; отбор мяча оказался неудачным; 1 точный удар по воротам.

Результаты исследования и их обсуждение. Исходный уровень владения данными техническими приемами у детей КГ и ЭГ не имел существенных различий (р>0,05). В КГ мальчики играли в прятки, в пятнашки, строили в песочнице различные сооружения из кубиков, катались на качелях, карусели, подвижной доске. Взрослые КГ осуществляли общий контроль поведения, действий и поступков детей. В ЭГ папы предложили ребятам поиграть в футбол. Выполняя ведение мяча, отец ребенка обращал его внимание на положение ноги относительно мяча, подсказывал, каким образом развернуть стопу, какой частью ступни выполнять удар, как контролировать направление движения мяча, подбадривал его: «молодец!», «умница!», «очень хорошо!», «не торопись», «не бей по мячу так сильно!».

При формировании навыков обводки, отец подсказывал: главное - «переиграть» противника, делая вид, что хочешь ударить по мячу сильно, а сам бей слегка и быстро меняй направление». Взрослый постоянно корректировал движения ребенка, при первых признаках снижения внимания предлагал следующее задание. Обучая отбору мяча, отец рассказывал, как это делают настоящие футболисты, какие движения самые ключевые, почему нельзя касаться руками соперника и т. д. При взаимодействии с малышом взрослый, создавая

ему условия для выполнения удачных движений, подчеркивал его успехи и достижения. Удары по воротам выполнялись с 3 м, постепенно увеличивая расстояние. Отец показывал исходное положение для удара по мячу, обращал внимание мальчика на положение стопы перед ударом, объяснял, от чего зависит направление движения мяча.

После футбола дети ЭГ выбирали свои любимые занятия. В конце педагогического эксперимента мальчики КГ и ЭГ повторно выполняли контрольные упражнения с целью выявления динамики показателей усвоения техники выполнения элементов игры в футбол. Длительность педагогического эксперимента составила около года. Нами учитывалось, что физическое развитие детей определяется процессом естественных изменений морфофункциональных свойств организма в онтогенезе; реализацией генетически обусловленных задатков. Систематическое, целенаправленное обучение детей ЭГ элементам игры в футбол обусловило развитие соответствующих двигательно-координационных качеств; формирование навыков выполнения изучаемых моторных актов. Закономерности природного онтогенетического развития организма обеспечили необходимые предпосылки более высоких показателей в ЭГ (см. таблицу).

Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что у детей ЭГ более высокие показатели по всем видам специальных упражнений футболиста. Так, в КГ при исходных данных ведения мяча - 2,03±0,15 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 2,22±0,18 балла(р>0,05); в ЭГ. соответственно, при исходных данных 2,05±0,18 балла к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились до 3,64±0,31 балла (р<0,05); в КГ при исходных данных обводки мяча 2,15±0,16 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 2,48±0,19 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,03±0,13 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 3,32±0,26 балла (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения результатов в ЭГ была выявлена и по другим показателям усвоения элементов игры в футбол.

У родителей детей, участвующих в педагогическом эксперименте определялась динамика показателей функционального состояния. Были получены следующие данные. В КГ, где взрослые и пожилые в большей степени отличались пассивным поведением, произошло несущественное улучшение исследуемых физиологических показателей. В ЭГ отцы показывали детям многократно те игровые действия, которые им необходимо было усвоить; они активно перемещались по игровой площадке. Это обусловило более существенное изменение их функциональных показателей. Так, в КГ при исходных данных ЖЕЛ 2,92±0,26 л к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 3,01±0,20 л (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,95±0,19 л к завершению педагогического эксперимента результаты возросли

Динамика показателей усвоения элементов игры в футбол (в баллах)

№ п/п Показатели Этапы педагогического эксперимента

Исходные данные X±Sx После окончания пед. эксперимента X±Sx Прирост, %

1 Ведение мяча 2,03±0,15 2,05±0,18 2,22±0,18 3,64±0,31 8,66 43,69*

2 Обводка 2,15±0,16 2,03±0,13 2,48±0,19 3,32±0,26 13,31* 38,86*

3 Отбор мяча 2,24±0,17 2,17±0,19 2,34±0,15 3,08±0,21 4,38 29,65*

4 Удар по мячу в ворота 2,32±0,17 2,33±0,21 2,41±0,20 3,71±0,26 43,38* 37,20*

Примечание. В числителе - показатели КГ, в знаменателе - ЭГ, * - достоверность при уровне значимости - 0,05.

№ 2 • 2020 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

до 3,39±0,28 л (р<0,05). В КГ при исходных данных ЧСС (сидя) 75,3±5,9 уд/мин к завершению педагогического эксперимента результаты изменились несущественно - 74,6±7,5 уд/мин; в ЭГ при исходных данных 76,0±6,9 уд/мин изменения оказались более значимы - 71,8±10,3 уд/мин (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей функционального состояния родителей ЭГ была выявлена и по другим параметрам здоровья.

Выводы. Результаты педагогического эксперимента показали, что перспективным направлением развития детей дошкольного возраста, укрепления их здоровья, повышения уровня физической подготовленности являются систематические занятия доступными физическими упражнениями совместно с родителями или старшим поколением - дедушек и бабушек, которые также под воздействием дозированной мышечной нагрузки и благотворного влияния свежего воздуха улучшают показатели своего здоровья.

При выборе вида и характера физических упражнений следует учитывать интересы и потребности детей дошкольного возраста, уровень их физической подготовленности,

особенности возрастного развития. Результаты педагогического эксперимента показали, что 5-6-летние дети с удовольствием усваивают элементы игры в футбол.

Литература

1. Андреев С.Н. Футбол - твоя игра. Книга для учащихся средних и старших классов / С.Н. Андреев. - М.: Терра-Спорт. 2007. - 95 с.

2. Назаренко Л.Д. Физическая культура и спорт - средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи / Под ред. Л.Д. Назаренко. - Ульяновск, 2012. - 191 с.

3. Тумусов Ф. Когда невозможно скрывать / Ф. Тумусов. 3.07.2019. https://echo.msk.ru/blog/kuduktumus/2456823-echo/ Echo.msk.ru

References

1. Andreev S.N. Futbol - tvoya igra [Football - your game]. Book for secondary and higher school students. M.: Terra-Sport publ.. 2007. 95 p.

2. Nazarenko L.D. Fizicheskaya kultura i sport - sredstvo fizicheskogo, duhovno-nravstvennogo razvitiya shkolnikov i uchascheysya molodezhi [Physical education and sports for physical, spiritual and moral development of schoolchildren and students]. Ulyanovsk, 2012. 191 p.

3. Tumusov F. Kogda nevozmozhno skryvat [When it is impossible to hide]. 3.07.2019. https://echo.msk.ru/blog/kuduktumus/2456823-echo/ Echo.msk.ru

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

личностно ориентированная физическая подготовка студентов

Кандидат биологических наук, профессор С.М. Воронин1 Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Бородулина2 1Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова, Ярославль 2Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина, Иваново

УДК/UDC 796.011.3

Ключевые слова: спорт, студенты, профессия, профессионально-прикладная физическая подготовка, профессио-грамма.

Введение. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом имеет большое значение в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов. Реализация интегративного подхода к личностно ориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов конечной целью имеет готовность будущих специалистов к условиям комфортного самочувствия в социальной жизнедеятельности и адаптации к требованиям выбранной профессии в целом в условиях современного рынка труда [1, 2].

Цель исследования - выделить основные направления интерактивного комплекса задач физической подготовки студентов вуза в зависимости от направления их профессиональной подготовки.

Методика и организация исследования. В ходе работы были составлены профессиограммы физических качеств студентов разных специальностей, имеющих наибольшее значение для той или иной профессии.

Результаты исследования и их обсуждение. На основании выделенных профессиограмм были определены виды спорта, которыми могут заниматься студенты в зависимости от их направления профессиональной подготовки.

На факультете истории и биологии - это плавание и туризм. На занятиях по плаванию улучшается деятельность сердечнососудистой системы, дыхательной, система терморегуляции, развивается общая выносливость, вестибулярная устойчивость, общая эмоциональная устойчивость, воспитывается стойкость, быстрота реакции, активность и гибкость.

На факультете физики, математики и ИВТ - легкая атлетика и гимнастика. Данные виды спорта способствуют раз-

STUDENT-CENTERED PHYSICAL FITNESS

PhD, Professor S.M. Voronin1 PhD, Associate Professor O.V. Borodulin2 1P.G. DemidovYaroslavl State University, Yaroslavl 2Ivanovo State Power Engineering University named after V.I. Lenin, Ivanovo

Поступила в редакцию 15.10.2019 г.

витию ловкости, гибкости, быстроты, точности движений, способствуют эффективности функционирования всех психических процессов, а также развитию и устойчивости эмоциональной и волевой сферы человека, препятствуют развитию гиподинамии.

На факультете психологии, экономическом факультете и факультете социально-политических наук - спортивные игры, которые способствуют развитию разнообразных физических качеств, а также формированию тех качеств личности, которые обеспечивают высокий уровень адаптивности человека в жизни и профессиональной сфере.

На юридическом факультете - самбо и рукопашный бой. Данные виды спорта способствуют развитию таких физических качеств, как сила, выносливость, быстрота реакции, оперативность. Занятие данными видами спорта способствует развитию самостоятельности и инициативности, решительности и мобильности, обеспечивает эффективность функционирования познавательных процессов, восприятия, а через это успешной социализации в обществе.

Вывод. Активизация включения студентов в физическую подготовку вне учебных занятий, расширение спектра дополнительных занятий, индивидуальная работа со студентами различных специальностей дали положительный результат как по отношению к предмету «Физическая культура», так и при сдаче контрольных тестов.

Литература

1. Воронов Н.А. Актуальные вопросы воспитания молодежи и студенческого спорта / Н.А. Воронов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 6-1. - С. 61-63.

2. Воронин С.М. Мотивационное обеспечение физической подготовки студентов / С.М. Воронин, С.А. Зверев // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 8. - С. 29.

Информация для связи с автором: vsm@uniyar.ac.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.