АКТИВИЗАЦИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В АПК НА ОСНОВЕ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЙ
Л
Н. Д. БАГРЕЦОВ, кандидат экономических наук, доцент,
Е. А. ПОПОВА, старший преподаватель, 640000, г. Курган, ул. Гоголя, д. 153; Академия труда и социальных отношений Курганский филиал тел.: 8 (352) 253-44-17
Положительная рецензия представлена Е. Г. Мухиной, доктором экономических наук, профессором Курганской государственной сельскохозяйственной академии имени Т. С. Мальцева.
С целью улучшения показателей инновационного развития воспроизводственного процесса принята разработанная Министерством образования и науки Российской Федерации «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.» [4].
В составе инструментов воздействия государства на воспроизводственный процесс хозяйствующих субъектов выделяются налоговые регуляторы. Именно налоговые рычаги обеспечивают наилучший результат при переходе экономики на инновационный путь развития, что определяет необходимость оценки результативности налогового регулирования (в России имеет место его дестимулирующий характер) инновационного развития национальной экономики и отдельных предприятий.
Достаточно чутким индикатором налогового климата как следствия государственного регулирования является уровень налоговой нагрузки, которая представляет собой результирующий момент перераспределительных отношений между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, — с другой. Установление оптимального уровня налоговой нагрузки и коэффициента эластичности налогов является важнейшим условием налогового равновесия (равновесия всех функций налогов).
При проведении оценки результативности налогового регулирования необходимо учитывать степень его воздействия на три уровня возможных последствий от применения:
— первый уровень — степень воздействия налогового регулирования на инновационный потенциал;
— второй уровень — степень воздействия налогового регулирования на процесс использования инновационного потенциала;
— третий уровень — степень воздействия налогового регулирования на результат использования инновационного потенциала.
Результативность налогового регулирования инновационного развития экономики зависит от соблюдения следующих условий:
— обеспечения баланса интересов государства и налогоплательщиков в области инноваций;
— соответствия используемых налоговых льгот целям и задачам государства, в частности, налогообложение инновационной деятельности должно обеспечивать устойчивый экономический рост предприятий [1].
Причиной низкой эффективности действующих мер налоговой поддержки, регулирующих инновационную деятельность, является их ограниченный со-
став. Налоговым кодексом РФ предусмотрены лишь льготы, касающиеся в основном двух налогов: налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций. Эти инструменты являются малоэффективными. Целесообразно исследовать причины нерационального действия механизма налогового регулирования (в частности льгот), а также провести прогноз результативности нововведений в данной сфере. Прежде чем вводить новые льготы, нужно задействовать механизм оценки уже утвержденных, постоянно проводить их мониторинг [2].
Предприятиям целесообразно использовать ускоренную амортизацию. В соответствии с частью 2 Налогового Кодекса (гл. 25, ст. 259.3) налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2. Это положение действует и в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков — сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрик, животноводческих комплексов, зверосовхозов, тепличных комбинатов), а также в отношении рабочего и продуктивного скота.
Ускоренная амортизация в финансовом учете формирует показатели отчетности, привлекательно характеризующие организацию. В налоговом учете ускоренная амортизация при одинаковой сумме полученной выручки позволяет в первые периоды эксплуатации основных фондов занизить финансовый результат за счет завышения расходов на амортизацию и получить экономию денежных средств за счет снижения налогов и увеличения суммы амортизации как источника инвестиций. В последующие годы при понижении расходов на амортизационные отчисления первоначально завышенная прибыль должна быть перекрыта заниженной, и в идеале, при начислении ускоренной амортизации суммарная прибыль за все периоды должна равняться прибыли при линейном методе начисления амортизации. Именно эффект экономии денежных средств на налогах и увеличение суммы амортизационных отчислений как источника финансовых ресурсов, не облагаемых налогами, на начальных стадиях эксплуатации основных фондов за счет начисления ускоренной амортизации рассматривается в странах с развитой рыночной экономикой как финансовая база для расширенного воспроизводства. При этом целесообразно использовать переоценку основных средств как элемент амортизационной политики.
Поступление оборудования для ЗАО «Полесье» Юргамышского района Курганской области за по-
ммм.т-эчи. пэгоб. ги
43
следние два года составило 10426 тыс. руб. Если применить повышающий коэффициент 2, то сумма годовых амортизационных отчислений может увеличиться до 4560,4 тыс. руб. (против 1108 тыс. руб. в 2011 г.), то есть более чем в 4,1 раза. Это даст возможность более широко использовать собственные источники финансирования инвестиций.
Кроме того, повышающий коэффициент может быть использован и при начислении амортизации по транспортным средствам, а также машинам. Данные виды основных средств относятся к третьей группе амортизируемого имущества со сроком использования от 3 до 5 лет. Применение повышающего коэффициента может увеличить суммы начисленной амортизации на 3943 тыс. руб. (в расчет берутся только поступления по данной группе за два последних года). Рост амортизации на 7395,4 тыс. руб. увеличит денежный поток организации.
Прирост денежного потока может быть определен по формуле:
АЧДП = (Ку-1)*(1-Н)*На*Фп, (1)
где АЧДП — прирост чистого денежного потока; Ку — коэффициент ускорения;
Н — ставка единого сельхозналога;
На — линейная норма амортизации;
Фп — первоначальная стоимость основных фондов. Данная формула используется в адаптированном к налогообложению сельскохозяйственных предприятий виде. Вместо ставок налогов на прибыль и на имущество, используется ставка единого сельскохозяйственного налога.
АЧДП = (2 - 1) х (1 - 0,06) х 0,2 х 10426 = 1960,1 тыс. руб. Таким образом, за счет применения ускоренной амортизации собственные инвестиционные ресурсы организации возрастут на 14 %, что дает возможность дальнейшего обновления и модернизации основных фондов и снижает потребность в государственной поддержке.
Рассмотрим, как изменится налоговое бремя организации и коэффициент эластичности налогов. Налоговое бремя (НБ) определяется по формуле: НБ = НП / ДС, (2)
где НП — налоговые платежи;
ДС — добавленная стоимость.
В свою очередь, добавленная стоимость может быть определена по формуле:
ДС = А + ОТ + НП + П, (3)
где А — сумма амортизации;
ОТ — оплата труда с начислениями;
П — сумма чистой прибыли.
Коэффициент эластичности налогов (Кэ) исчисляется по формуле:
К = ЛНП , ЛДС (4)
Кэ НП ДС (4)
При этом добавленная стоимость составляет: в 2010 г. ДС = 15227 + 12813 + 3800 + 12941 = 44781 тыс. руб.;
в 2011 г. ДС = 18358 + 16554 + 4896 + 15470 = 55278 тыс. руб.;
в 2011 г. с учетом ускоренной амортизации ДС = 51452 тыс. руб.
Налоговое бремя составляет: в 2010 г. НБ = 3800 / 44781 = 0,085; в 2011 г. НБ = 4896 / 55278 = 0,089; в 2011 г. с учетом ускоренной амортизации НБ = 0,085.
Таким образом, применение ускоренной амортизации привело к снижению налогового бремени до уровня 2010 г.
Коэффициент эластичности налогов:
в 2011 г. Кэ = (1096 / 4896) / (10497 / 52278) = 1,12;
в 2011 г. с учетом ускоренной амортизации Кэ = (691 / 4491) / (7771 / 51452) = 1,02.
Следовательно, коэффициент эластичности налогов, за счет применения ускоренной амортизации, снизился на 0,1 и приблизился к 1, то есть к оптимальному значению.
Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые поступления (группы налогов или отдельный налог) при изменении определяющего фактора на 1 %.
Данный коэффициент может быть больше, равен или меньше единицы. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в добавленной стоимости остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает добавленная стоимость, и удельный вес налоговых доходов в добавленной стоимости возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в добавленной стоимости снижается.
Таким образом, снижение коэффициента эластичности налогов свидетельствует о том, что доля налогов в добавленной стоимости организации при использовании ускоренной амортизации сокращается.
Амортизация в большинстве индустриально развитых стран является одним из основных рычагов регулирования расширенного воспроизводства основных фондов, решающим фактором экономического роста (в общих инвестициях на нее приходится 65-70 %).
Так, в США с 1954 г. было осуществлено пять крупных амортизационных реформ, последняя из которых проведена в 2002 г. и направлена на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. После каждой реформы наблюдалось ускорение инвестиционной деятельности и увеличение амортизационных отчислений в общих инвестициях. Их доля в целом по стране за 1950-2008 гг. увеличилась с 18 до 74,2 %; в результате эффективная налоговая ставка по налогу на прибыль корпораций (рассчитывается как частное от деления суммы налога на прибыль на совокупную прибыль, включающую амортизационные отчисления) снизилась за этот период с 34 до 15 % [3].
В период до 2000 г. действовал порядок обязательного использования амортизационных отчислений по целевому назначению и льготы по налогу на прибыль на уровне 50 % от начисленных сумм в случае ее инвестирования. При оценке эффективности использования для инвестиционной деятельности амортизационных отчислений в сравнении с прибылью и банковским кредитом внутренняя норма прибыли по амортизации оказывается в два раза выше по отношению к прибыли и в четыре раза — к банковскому кредиту. Преобладающая доля амортизации в инвестициях позволяет выпускать продукцию более низкую по цене по сравнению с предприятиями, использующими для инвестиций заемные средства или собственную прибыль
44
№№№. т-Э¥и. пагоб. ги
Поскольку амортизационные отчисления имеют целевую функцию и их можно израсходовать только на инвестиционную деятельность, то предприятия, воспользовавшись налоговыми льготами при освобождении амортизации от налога на прибыль, одновременно получают в распоряжение своего рода «горячие деньги». Если эти средства не будут потрачены на инвестиции, тогда из них необходимо заплатить налог на прибыль. На первых этапах ускоренного списания основных фондов амортизационные отчисления активно направляются на замену устаревших машин и оборудования на более новые и современные. Затем, когда происходит насыщение основных фондов последними достижениями науки и техники, корпорация направляет их на создание новых и более производительных, то есть на НИОКР. Ускоренная амортизация, применяемая в течение длительного времени, — одна из важных причин формирования более высокой доли средств, выделяемых на научно-технические разработки в крупных американских компаниях.
Учитывая высокую степень износа основных фондов, их качество, динамику и значительные потенциальные внутренние ресурсы, Российской Федерации необходима реформа амортизационной политики с элементами принуждения к инвестиционной деятельности («агрессивная»), которая должна включать следующие мероприятия:
— сокращение сроков обновления основных фондов с доведением нормативов до уровня износа 35-40 % для высокотехнологичных предприятий, а по малым и средним предприятиям — введение системы амортизационных вычетов, дифференцированных в зависимости от величины вводимых фондов;
— восстановление в бухгалтерской отчетности накопительного счета по амортизационным отчислениям и введение жесткого контроля за их использованием. В случае нецелевого использования амортизационных отчислений в течение определенного срока ввести взимание с этой их части налога на прибыль, увеличенного дополнительно на 10 процентных пунктов к основной его ставке;
— при износе основных фондов свыше 30 % отчисление хозяйствующими субъектами в амортизационный фонд независимо от нормативных амортизационных ставок от 60 до 80 % полученной прибыли. Чем выше износ, тем большая доля прибыли должна быть отчислена в амортизацию; при износе основных фондов до 30 % при начислении амортизации использовать установленные нормативы по обновлению основных фондов;
— частичное вычитание из облагаемой прибыли затрат на инвестиции — от 10 до 50 % этой прибыли с дифференциацией по отдельным отраслями направлениям развития. При этом чем более технологичен производимый продукт, тем процент налоговой льготы должен быть более высоким;
— вычет из налогооблагаемой прибыли до 100 % инвестиционных расходов в течение трех лет, если
проекты по ним являются приоритетными для развития экономики;
— предоставление инвестиционного налогового кредита, позволяющего вычитать из суммы начисленного налога на прибыль 10 % суммы инвестиционных затрат;
— полный вычет из облагаемой прибыли всех затрат на проведение НИОКР плюс дополнительный поощрительный вычет в виде бонуса до 20 % сумм, направленных на эти цели;
— самое активное использование налоговых льгот целевого назначения для предприятий, работающих в экономически отсталых и дотационных районах, а также для вновь образуемых малых и средних предприятий и холдингов;
— для малых предприятий с оборотом менее определенной величины в год и числом занятых менее 50 человек — полное освобождение от налога на прибыль в случае ее реинвестирования.
Таким образом, воспроизводственный процесс на основе активизации инвестиционной деятельности косвенно финансируется из бюджета государства и становится для хозяйствующих субъектов более эффективной, по сравнению с использованием на эти цели кредитных ресурсов, по которым надо выплачивать проценты или по сравнению со свободным остатком прибыли, отягощенным налогом на прибыль. Амортизация в данном случае является своеобразной трансформацией недополученных поступлений в бюджет государства от налога на прибыль в инвестиции. При этом приращение инвестиций многократно превышает недополученный государством объем налоговых поступлений.
При этом эффективной формой налоговой оптимизации деятельности хозяйствующих субъектов является нелинейная амортизация. Нелинейная амортизация выступает инструментом аккумулирования денежных средств, высвобождающихся в ходе реализации одних инвестиционных проектов для введения других инноваций. Это планирование и распределение во времени потоков погашения долга и возвращения стоимости освоенных активов уже работающих проектов с целью повторного вложения, то есть реинвестирование. Нелинейная амортизация — это эффективный способ оптимизации сопряженных амортизационных и налоговых отчислений путем комбинирования способов начисления амортизации и гибкого дифференцированного применения коэффициентов амортизации по группам и видам имущества с целью активизации реинвестирования собственных средств в развитие бизнес-процессов организации.
Таким образом, активизация воспроизводственных процессов на основе оптимизации налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов, включающая в себя оптимизацию амортизационной политики, является важным фактором повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий АПК в условиях вступления России в ВТО.
Литература
1. Васильева А. Г. Оценка результативности налогового регулирования инновационного развития национальной экономики // Экономический анализ : теория и практика. 2011. № 15. С. 36-42.
2. Савина О. Н. Организационно-методическое обеспечение мониторинга действующих инструментов налоговой поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации // Региональная экономика : теория и практика. 2012. № 21. С. 19-25.
3. Соколов М. М. Амортизационная политика и диверсификация экономики // Экономист. 2010. № 10. С. 20-24.
4. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. : утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 г. № 1).
www.m-avu.narod.ru 45