Вопрос о путях, приемах, дозировке, формах введения сопоставительного материала может быть решен только с учетом филологических исследований в области литературных связей, дающих предлагаемым сопоставлениям убедительное, бесспорное в научном отношении обоснование.
Список литературы
1. Конрад Н.И. К вопросу о литературных связях // Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. С. 315-328.
2. Сатпаева Ш.К. Казахско-европейские литературные связи XIX века и первой половины XX века. Алма-Ата, 1972. 280 с.
3. Маданова М.Х. «Введение в сравнительное литературоведение». Алматы, 2003. 252 с.
АКТИВИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ
Шуина Е.О.
Шуина Елена Олеговна - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Автономная некоммерческая организация Средняя школа «Ломоносовская школа-пансион», пос. им. Тельмана, Раменский район, Московская область
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения уровня внимания на уроках литературы в средней и старшей школе. В статье рассматривается понятие «внимание», а также формы активизации внимания на уроках литературы.
Ключевые слова: внимание, развитие внимания, нарушение внимания, концентрация, старшее и среднее звено школы.
Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным
Джонсон С.
Внимание (англ. attention) - процесс и состояние избирательной настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально, внимание характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью, скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью [2].
По активности человека в организации внимания психологи выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное [5].
Рассмотрим понятие «нарушение внимания». От англ. impairments of attention -патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности. Выделяют следующие виды нарушения внимания: сужение объема внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов; неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители [2].
Говоря о внимании, необходимо вспомнить еще одно понятие: концентрация. Концентрация — это психический процесс, которым располагает каждый человек. Ему можно учиться, как и многим другим навыкам: способность к концентрации следует постоянно поддерживать в форме. Когда мы концентрируемся, мы усиливаем
свое внимание к процессам, информации, людям и их поступкам: мы начинаем воспринимать интенсивнее окружающую действительность. Наше восприятие — это своего рода объектив, способный снимать крупным планом [6].
В современном мире информационных технологий невозможно не говорить о такой проблеме, как отсутствие внимания. Многие подростки невнимательны к информации, поступающей извне, будь то учитель, родитель или Интернет.
Еще К.Д. Ушинский для организации внимания на уроке советовал учителям использовать следующие приемы:
■ усиление впечатления прямым путем - возвышая голос, подчеркивая слова, окрашивая рассказ яркими красками;
■ прямое требование внимания путем частого обращения к учащимся, используя команды к тем или иным действиям;
■ занимательность преподавания. Например, игра на внимание, соревнование в запоминании, новые интересные примеры, иллюстрирующие учебный материал, и т.д.;
■ четкая, понятная постановка задач урока;
■ пояснение заданий.
При выполнении учащимися учебного задания хороший эффект в удержании внимания дают следующие меры:
> выбор оптимального темпа работы;
> планирование оптимального объема работы на урок;
> разнообразие работы с введением соревновательных элементов, игр;
> стимулирование внимания учеников в отдельные моменты урока подчеркиванием важности выполняемого задания;
> постепенное раскрытие в учебном материале все новых и новых нюансов, что будет создавать у учащихся эффект новизны и оживлять их внимание;
> устранение причин отрицательного отношения учащегося к проходимому материалу, возникшего, например, из-за боязни не справиться с заданием [3].
При плохо сформированной переключаемости внимания ребенку тяжело переключаться с выполнения одного рода занятий на другой. Для устранения данных несовершенств требуется, как показывают исследования, специально организованная работа с детьми [4].
Не нужно забывать, что «каждый школьник, добиваясь стоящей перед коллективом цели, чувствует себя участником совместной серьезной деятельности, в которой заинтересованы все его товарищи» [1]. Речь идет не только о фронтальной, но и о групповой работе.
В качестве примеров таких заданий, активизирующих внимание, можно привести следующие.
В 5 классе предлагаем ученикам найти зашифрованных в строчках животных, птиц, насекомых (в задании не выделены слова, учащиеся должны сами найти их):
1. Была гроза. Я целый час Не открывал от страха глаз.
2. Как птицы с юга, тучек стаи, Струясь, плывут над лесом в мае.
3. Притих камыш, мелькнула птица, Все спит, ничто не шевелится.
В процессе изучения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» можно предложить семиклассникам такое задание: необходимо прочитать текст и добавить в него как можно больше прилагательных и причастий, превратив из простого повествования в художественный (после проделанной работы текст учеников сверяется с исходным):
Вся поверхность земли представлялась _океаном, по которому
брызнули миллионы _цветов. Сквозь _
стебли травы сквозили_волошки;_дрок выскакивал вверх
своею _ верхушкою; _ кашка _ шапками
24
пестрела на поверхности; _ бог знает, откуда колос пшеницы
наливался в гуще. Под_их корнями шныряли куропатки, вытянув свои
шеи. Воздух был наполнен тысячью _ птичьих свистов. В небе
неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза
свои в траву. Крик_в стороне тучи_гусей отдавался бог
весть в каком_озере. Из травы подымалась_взмахами чайка
и роскошно купалась в_волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и
только мелькает одною_точкою. Вон она перевернулась крылами и
блеснула перед солнцем... Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..
Для учеников 11 класса (как подготовленных читателей) можно предложить такое задание. Рассмотрим отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова «Лучший совет» и представим красоту природы. Необходимо будет определить, о чем идет речь в данном тексте и поработать с образами и средствами выразительности: .Иду, решая: нужен иль не нужен? А сам в окрестной красоте тону:
За рощей_, отходя ко сну,
Готовит свой неторопливый ужин.
Как одинокий старый холостяк, Быть может, зло познавший от подруги, Присев на холм, небрежно, кое-как Он расставляет блюда по округе:
Река в кустах сверкнула, как селёдка, В бокал пруда налит вишнёвый сок, И, как «глазунья», солнечный желток Пылает на небесной сковородке.
Таким образом, формирование внимания как одной из психических функций на уроках литературы - это одна из основных развивающих задач, которую решает педагог. Недостаточно простого объяснения, нужно размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, ставить перед учащимися проблемные вопросы, втягивать их в процесс мышления. Это поддержит их внимание на оптимальном уровне, создаст у них готовность отвечать на вопросы учителя.
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. С. 258-259.
2. Большой психологический словарь. 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. С. 87-89.
3. ИльинЕ.П. Психология для педагогов. СПб: Питер, 2012. С. 149-162.
4. Куркина Е.А. Проблема развития внимания старших дошкольников // Проблемы педагогики, 2017. № 9 (32). С. 55-56.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 705 с. (Мастера психологии).
6. Эберхард Хойль. (Eberhard Heuel) Тренировка концентрации в шестнадцати упражнениях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/treniro vkakoncentraciiuprazhnenieglazazreniesluhosyazanieobonyanieorganychuvstvinformaci ya-vospriyatie/ (дата обращения: 14.01.2018).