Научная статья на тему 'Активизация стратегии продвижения товаров на внешний рынок'

Активизация стратегии продвижения товаров на внешний рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТ КУПЛИ-ПРОДАЖИ / ЭКСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ (СДЕЛКИ) / ДЕКЛАРАНТ / ПРЕФЕРЕНЦИИ / EXPORT OPERATIONS (TRANSACTION) / THE PURCHASE AND SALE CONTRACT / THE CUSTOMS APPLICANT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безуглая Валентина Михайловна

Рассмотрены методические и организационные условия, обеспечивающие продвижение товаров на внешний рынок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVIZATION OF STRATEGY OF ADVANCEMENT OF THE GOODS ON A FOREIGN MARKET

The methodical and organizational conditions providing advancement of the goods on a foreign market are considered

Текст научной работы на тему «Активизация стратегии продвижения товаров на внешний рынок»

АКТИВИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК В.М. Безуглая, канд. экон. наук, доцент

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов

Рассмотрены методические и организационные условия, обеспечивающие продвижение товаров на внешний рынок

Законодательная база государственного регулирования внешнеторговой деятельности сформирована в период либерализации ВЭД и постоянно совершенствуется. Основополагающими документами являются: Таможенный кодекс РФ;

Закон РФ «Об основах государственного

регулирования внешнеторговой деятельности» Закон РФ «О таможенном тарифе»

Организационные условия, обеспечивающие выход на внешний рынок непосредственных

производителей товаров и услуг, оформлены требованиями таможенных процедур, типовыми условиями контракта, базисными условиями поставки товара согласно «Инкотермс-2000» масштабной информационной базой мирового рынка и другими документами.

Соответственно, участники внешнеторговых сделок располагают необходимой законодательной базой и организационной системой для

осуществления активной внешнеторговой стратегии. Предприятия тамбовского региона экспортируют в страны дальнего и ближнего зарубежья различную продукцию: лакокрасочные изделия, органические пигменты и кислоты, кожевенное сырье и изделия из него, машинотехническую продукцию и продукцию строительного комплекса. На мировом рынке аналогичных товаров существует жесткая конкуренция, поэтому повышение

конкурентоспособности продукции является эффективным направлением экспортной политики.

Следует отметить положительные результаты отдельных предприятий. Промышленный комплекс, изготавливающий цементно-стружечную плиту и древесину имел ограниченный объем экспорта из-за несоответствия требований стандарта в России и в странах ЕС. Предприятие не могло реализовать конкурентные преимущества, а именно: продукция морозостойкая, устойчива к поражению плесенью и грибком, изготовлена из экологически чистого сырья и имеет более низкую цену. Совершенствование технологического процесса позволило выпускать продукцию в соответствии с требованиями стандартов европейских стран и расширить объем и географию экспорта российского товара.

Предприятие, выпускающее зарядные

устройства и блоки управления значительно увеличило объем экспортных поставок продукции в страны Прибалтики, Украину и Белоруссию за счет создания дилерской сети. Предприятие,

выпускающее средства защиты органов дыхания

использовало для повышения конкурентоспособности продукции систему менеджмента качества и адаптировало товар к требованиям зарубежного рынка по тест-веществам (цианиду, окиси углерода, и др.) Данная информация свидетельствует о том, что предприятия активно решают вопросы повышения конкурентоспособности продукции использую технические решения и организационные мероприятия.

Экспорт продукции является важным финансовым источником приобретения импортного оборудования для технического перевооружения предприятия. Выбор поставщика

машинотехнической продукции должен базироваться на результатах маркетинговых исследований. Наиболее значимыми параметрами являются: качество оборудования, его универсальность, стоимость послепродажного обслуживания, срок эксплуатации и цена. Надежность и качество оборудования предопределяет срок службы и величину затрат на ремонт. Следует обосновать оптимальный срок службы не только по техническим параметрам ,но и по экономически целесообразным критериям. Уровень цены в значительной мере зависит от базисных условий поставки товара, комплектности, формы послепродажного

обслуживания . Каждое из перечисленных условий сделки следует детально проанализировать.

Одним из вариантов выбора поставщика оборудования является проведение тендеров. Тендер-конкурентная форма размещения заказа на поставку товаров по заранее объявленным условиям на принципах состязательности и эффективности. Тендер позволяет найти самые выгодные для предприятия предложения. Современная практика выработала стандартизированный цикл этапов проведения тендеров. Первый этап: формирование задач, выносимых на тендер; Второй этап: создание «Брифа»Н. а этом этапе в едином документе излагаются цели проекта и требования к участникам. Третий этап: выбор компаний- участников. Четвертый этап: уточнение позиций. Пятый этап: презентация итоговых предложений. Шестой этап: окончательный отбор поставщика. Седьмой этап: объявление

победителя. Организация и проведение тендера не вызывает сложностей . Важным моментов является выбор оптимального варианта.

Форма платежа в условиях дефицита финансовых ресурсов является важным условием внешнеторгового контракта. Все большее применение

получают условия платежа с банковской гарантией и документарные формы расчета. Наилучшим образом обеспечивает интересы экспортера и импортера документарный аккредитив. При этом коммерческий банк принимает участие в расчетных операциях, импортер производит платеж, а экспортер получает валюту только при условии отгрузки товара и передачи в банк документов, подтверждающих факт отгрузки. При выборе банка следует

руководствоваться следующими критериями: перечень предоставляемых услуг, репутация банка, тарифы на услуги, уровень профессиональности сотрудников банка. Каждый из перечисленных критериев имеет документальное подтверждение.

При заключении внешнеторгового контракта круг вопросов, требующих обоснованного решения широк и охватывает правовые аспекты, методические основы и организационные условия. Решение правовых вопросов является компетенцией законодательных органов, но их постановка и обоснование оптимальных вариантов является прерогативой низовых хозяйственных звеньев.

Экономическая наука выработала и мировая практика подтвердила целесообразность

использования различных методов ценообразования и соответственно видов цен: твердой фиксированной цены, цены с возможностью последующей корректировки; цены с последующей фиксацией; скользящей цены Выбор вида цены зависит от характеристики товара, срока реализации договорных отношений, тенденций изменения цен на мировом рынке, равновесности конкурентных позиций контрагентов и т. д.

Наиболее применимой является твердая фиксированная цена. Можно согласиться с выбором указанного метода ценообразования для такой продукции как лакокрасочная, химическая, продукты питания. Для машинотехнической продукции следует расширить область применения таких методов ценообразования как параметрический метод и по экономическим результатам использования. Эти методы обеспечат улучшение экономических результатов сделки за счет лучших конкурентных позиций товаров.

Важны при заключении внешнеторговых контрактов и другие условия раздела «цена контракта»: валюта цены и валюта платежа. Самостоятельность выбора валюты платежа в ряде случаев контролируется государственными органами и в значительной мере требованиями контрагента. Практически не используется в контрактах российских участников валютная оговорка, как условие страхования валютных рисков.

Меры нетарифного регулирования ВЭД является важной составляющей в системе мер государственного управления экономикой. Наиболее применимым инструментом в составе этого метода является система квотирования и лицензирования.

Порядок лицензирования экспорта и импорта определен законом РФ, а перечень товаров утверждается Постановлением Правительства. Решение о выдаче лицензии Министерством экономического развития принимается после представления соответствующих документов по установленной форме. Схема прохождения документов и получения генеральной или разовой лицензии отработана, но затруднена для участников внешнеторговой сделки. Для упрощения процедуры целесообразно использовать «Регламент оформления перечня продукции, перемещаемой российскими организациями через таможенную границу РФ в рамках межправительственных соглашений » Продукция, перемещаемая по перечням, освобождается от уплаты таможенных пошлин, не подлежит квотированию и лицензированию, при ее ввозе на таможенную территорию не требуется предоставление сертификата соответствия.

Упрощенная схема перемещения через таможенную границу товаров двойного назначения (разрешенных таможенными органами)

осуществляется при эксперте по

Межправительственному соглашению «О

производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности».

Таким образом, использование

централизованных схем экспорта и импорта товаров двойного назначения упрощает организационные условия экспорта, сокращает время и затраты на оформление документов, способствует увеличению товарооборота.

Система экспортного контроля РФ осуществляется на единой нормативно-правовой и организационной основе контроля товаров двойного назначения. Режим экспортного контроля

основывается на разрешительном (лицензионном) порядке для товаров, включенных в специальные списки. Важную роль в системе отводится внутрифирменным программам экспортного контроля. Это комплекс мер, выполняя которые предприятие добровольно принимает на себя осуществление экспорта товаров в строгом соответствии законодательством РФ. Основной целью создания системы является формирование механизма проверок и обеспечения гарантий легитимности экспортных сделок. Это обеспечивает упрощенную процедуру получения разрешительных документов предприятиям.

Как видно, организационные мероприятия по совершенствованию системы внешнеторговых сделок многоплановы, формируются как государственными органами, так и по инициативе непосредственных производителей товаров и услуг.

Мировое экономическое сообщество

декларирует принцип взаимовыгодности

внешнеторговых отношений и вовлечение в торговые связи всех стран мира. Реализация этого принципа

осуществляется через систему преференций для развивающихся и наименее развитых стран. Частично принцип взаимовыгодности реализуется при обосновании базисных условий поставки товара. Разумным подходом является деление выгод и невыгод поровну между торговыми партнерами. Основными факторами при обосновании базисных условий поставки товара являются: размер

таможенной стоимости ,как основы таможенных платежей, возможность исполнения таможенных формальностей на территории иностранного государства, условия транспортировки и т. д. Практика показывает, что наиболее выгодными являются базисные условия группы «Г» то есть основная перевозка не оплачена.При этом обеспечиваются наименьшие таможенные платежи и приемлемые организационные обязательства.

Как видно, аспекты активизации внешнеторговых сделок многогранны и в значительной мере осуществляются

непосредственными участниками торговых операций.

Литература

1. Т аможенный кодекс РФ

2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. Л.Е. Стровского. М.: ЮНИТИ,2004-840с.

3. Международные экономические отношения: учебник / под ред. И. П. Фаминского. М,: 2008-410с

® (4752) 51-69-18

Ключевые слова: контракт купли-продажи,

экспортные операции (сделки), декларант,

преференции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.