Научная статья на тему 'Активизация соседских практик в условиях урбанизации'

Активизация соседских практик в условиях урбанизации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
335
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СОСЕДСКОЕ СООБЩЕСТВО / СОСЕДСКИЕ ПРАКТИКИ / ОБЩЕСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / УРБАНИЗАЦИЯ / БОЛЬШОЙ ГОРОД / СОСЕДСКИЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шматко Е. О.

В данной статье изложены основные выводы по исследовательской работе изучения соседских практик в городе Новосибирске. Поскольку в научной литературе нет четкой установленной типологии соседских взаимоотношений, были проанализированы типологии отношений, данные различными учеными, и синтезирована на основе этого материала собственную типологию соседских отношений. Проследив, что учеными выделяется два подхода к исследованию соседских отношений. При помощи анализа типичных ситуаций соседства была выявлена самооценка жильцами проблем современных соседских отношений и актуальные механизмы, которые могут способствовать устранению этих проблем и активизации соседских практик. Исследование доказало, что можно объяснить проблему закрытости и отчужденности отсутствием мотивов к выстраиванию отношений с людьми, которые проживают рядом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация соседских практик в условиях урбанизации»

Активизация соседских практик в условиях урбанизации

Шматко Е.О.

В данной статье изложены основные выводы по исследовательской работе изучения соседских практик в городе Новосибирске. Поскольку в научной литературе нет четкой установленной типологии соседских взаимоотношений, были проанализированы типологии отношений, данные различными учеными, и синтезирована на основе этого материала собственную типологию соседских отношений. Проследив, что учеными выделяется два подхода к исследованию соседских отношений. При помощи анализа типичных ситуаций соседства была выявлена самооценка жильцами проблем современных соседских отношений и актуальные механизмы, которые могут способствовать устранению этих проблем и активизации соседских практик. Исследование доказало, что можно объяснить проблему закрытости и отчужденности отсутствием мотивов к выстраиванию отношений с людьми, которые проживают рядом.

Ключевые слова: соседское сообщество, соседские практики, общество, глобализация, урбанизация, большой город, соседские связи.

Shmatko E.Q

The intensification of neighboring practices in urbanization This article outlines the main findings on the research work of studying neighbor practices in the city of Novosibirsk. Since there is no clear established typology of neighborly relations in the scientific literature, the researchers analyzed typologies of relations that different scientists give. On their basis, their own typology of neighborly relations was synthesized. After tracing that scientists have identified two approaches to the study of neighborly relations. By analyzing typical neighborhood situations, the researchers identified self-esteem by tenants of the problems of modern neighborly relations and actual mechanisms that can help to eliminate these problems and activate neighboring practices. The study proved that it is possible to explain the problem of closeness and alienation by the lack of motives for building relationships with people who live side by side. Key words: neighbor community, neighbor practices, society, globalization, urbanization, big city, neighborhood ties.

Сегодня в условиях урбанизации, глобализации и индивидуализации общества изменения в социальных и межличностных отношениях, в частности соседских практиках, попадают под пристальное внимание ученых: антропологов, социологов и психологов.

Соседские практики - один из древнейших способов конструирования социальной жизни, человеческих взаимоотношений, проявляющихся в повседневности. В современном обществе соседство утрачивает свои функции, однако оно продолжает существовать в новом, несколько трансформированном виде. Во всяком случае, все чаще соседские практики рассматриваются как социальный потенциал, например, для местного самоуправления на территории. Соседство в принципе может рассматриваться как показатель, или же одна из форм, существования территориального сообщества. В связи с увеличением значимости социальной активности сообщества и социокультурной жилой среды для самореализации социального субъекта (как индивидуального, так и группового) возрождается и роль соседских практик. В современных условиях появляется необходимость обогатить локальную микросреду, сосредоточив в ней максимум всеобщих предпосылок для личностного развития и самовыражения индивидуальности1.

Особое значение возрождение соседских практик имеет для города, особенно для большого города. С одной стороны, городская среда с ее сложной структурой организации и ресурсами считается благоприятным условием для построения развитой сети социальных контактов, которые стимулируют развитие личности, ее креативности и толерантности к «чужому». С другой - личностные контакты становятся все более поверхностными, возрастает чувство индивидуализма и разобщенности, в конечном счете - одиночества. На отчуждение в условиях города влияет и архитектурная среда, и адаптивные стратегии конкуренции, и психологичес-

кая потребность выделиться из массы, которую создает город.

Действительно, к проблемам современного большого города можно отнести как распад территориальных общностей, так и ослабление родственных и соседских связей. Современные городские социальные связи рассматриваются как дуальные: отчужденность и недоверие к посторонним здесь сочетается с пониманием значимости социальных контактов в частной и профессиональной сферах. Социальные связи в связи с потребностями горожан сводятся к родственным, дружеским и профессиональным. При этом выстроенные с помощью социальных связей обозначенные социальные сети (круги) не пересекаются, но отстроены друг от друга. Соседские связи не попадают не поддерживаются социальными потребностями, не попадают ни и в один из кругов, поэтому попросту выпадают и переходят в разряд «чужих».

Проблема соседства актуализируется в современном российском обществе. Соседские практики имеют здесь богатую историю. Так, общинные отношения («гемайншафт» по Ф. Теннису) воплощались в социуме и культуре дореволюционной России и выражались в круговой поруке, взаимопомощи и др. В советский период соседские практики поддерживались идеологическими проектами (например, теми же субботниками) и государственными формами самоуправления. В современных условиях урбанизации и социально-политических кризисов (прежде всего 90-ых гг.) соседские практики начали быстро распадаться. Стремление найти новые формы самоуправления, сплотить общество - заставили как государство, так и само общество обратить внимание на соседство. Развитие института местного сообщества - одна из предпосылок создания в России гражданского общества, соседские практики выступают здесь как инструмент возрождения сообщества на территории. Таким образом, тема трансформации и, одновременно, актуализации соседских практик в российском обществе задает проблемное поле нашего исследования.

Противопоставление общности обществу в социологии впервые мы находи в трудах Ф. Тенниса. Под «обществом» он подразумевал сосуществование независимых друг от друга лиц, возникающее с расцветом городской культуры, в это же время «общность» ассоциировалась у него с

доверительностью и сокровенностью сельской жизни2. Для традиционных (примитивных) обществ разделение «гемайншафт» (общины) и «ге-зельшафт» (общества), с точки зрения антропологов и этнологов, не играет существенной роли. Эти понятия в данном случае рассматриваются как взаимозаменяемые, что объясняется небольшой численностью первобытных народов.

Поскольку большой город многонационален, следует рассмотреть феномен соседства с точки зрения этнологии, необходимо отличать феномены соседского и пограничного существования. Эти феномены кажутся довольно близкими и даже пересекаются, но при более детальном анализе существенно отличаются.

В таком контексте можно дать очень емкое определение «соседства» и «соседей». Соседи -люди/народы, которые живут рядом и не мешают друг другу. Таким образом, первый признак соседства - это совместное проживание нескольких субъектов с необходимостью невмешательства (это второй признак, он дополняет первый). Как только возникает вмешательство, соседи перестают быть соседями и переходят в другой статус -друзей, родственников, врагов, недругов и др3.

Соседство можно рассматривать в двух аспектах: как формализованное сообщество и как неорганизованное, неформальное соседство в его привычном понимании. Соседство и в качестве формальной и в качестве неформальной практики тесно переплетено с институтами образования, власти, семьи и здравоохранения. Эти социальные институты обычно рассматриваются как с позиции коммуникации, так и как базис социальной защищенности, стабильности при защите социального статуса индивида4.

То есть первая трактовка понятия «сообщество» основывается на структурном подходе, в его основе лежат следующие характеристики: географическая территория, экономические институты и собственные органы управления. К сообществам в таком контексте относятся села, небольшие поселения, маленькие и крупные города. Такие сообщества являются составными частями районов, регионов, областей и целых государств.

Вторая трактовка понятия «сообщества» появилась в связи и интенсивным развитием промышленности и производства, а также коммуникаций, когда связь между сообществами начала усиливаться. Сторонники этого подхода

определяют сообщество как социальную группу, в которой главным фактором становится природа человека. Это значит, сообщество включает в себя социальные отношения, которые характеризуются высоким уровнем доверия, эмоциональностью, высоким уровнем морали и сплоченности, а также продолжительным временем существования. Именно такие отношения имел в виду Теннис.

Таким образом, по внутреннему содержанию «соседское сообщество» понимается как процесс социального взаимодействия, который порождает как интенсивные, так и экстенсивные отношения, практики сотрудничества, взаимопомощи, объединения и даже взаимозависимости. В этом случае мы не берем во внимание никакие пространственные характеристики, а строим определение только вокруг психологических процессов.

Говоря о Российских исследованиях необходимо упомянуть наличие своеобразного государственного заказа на таковые. Так XX съезд КПСС признал необходимым усилить внимание к повседневным бытовым нуждам, как города, так и деревни5. Отечественные исследования от западных отличает то, что в них отражено влияние конфликтной традиции, так история сел рассматривается как постоянная борьба социальных групп. В то время, как в американских исследуемых городах царит спокойствие. Такие настроения российских исследователей объясняются особенностями эпохи, ее революционным характером и стремлением нивелировать различия между городом и деревней.

Существует два способа анализа сообществ - традиционный (институциональный) и функциональный.

Первый предполагает анализ экономических, образовательных, управленческих, религиозных и прочих институтов, но экспертами установлено, что сфера действия этих институтов только приблизительно совпадает с основными значимыми для конкретной территории функциями. Поэтому функциональный подход к изучению сообщества представляется более адекватным, нежели институциональный6.

В контексте второго подхода сообщество -это совокупность социальных единиц и систем, выполняющих основные функции, которые являются значимыми для конкретной территории.

Это пять функций:

1. Производство, распределение и потребление

2. Социализация

3. Социальный контроль

4. Социальное участие

5. Взаимопомощь

В современной научной традиции «сообщество» определяется как группы, разные по размерам, плотности и природе связей, значит в сообществах не может быть только отношений типа «гемайншафт» - общинных, так как кроме отношений, которые укрепляют сообщество можно увидеть еще и наличие физико-географической автономности, получается, что община Тенниса - это идеальное сообщество, а локальное сообщество - это конкретное проявление, отличающееся от идеального существования.

Термин «соседское сообщество» (от английского «ооттипйу») для нашей страны относительно новый. Соседское сообщество - это не «организация», а множество связей жителя конкретной территории с соседями по этой территории7.

В различные исторические эпохи у российской общественности всегда была актуальной тема соседства. Так соседские отношения были неотделимой частью социальной культуры дореволюционной России. В советский период соседство было возведено в идеологию - общественные отношения построенные на принципах братства сплоченности и взаимопомощи стали главным социалистическим идеалом. Примером является коммунальный уклад жизни, выраженный в коммунальной квартире, где главной ценностью является человеческое единение, открытость и душевность. Также важно отметить, что сущность понятий «коммунальный уклад жизни» и «образ жизни коммунальной квартиры»8 - различна. Из работы И.К. Шмерлиной следует, что коммунальный уклад жизни выражается в определенном стиле общения людей, живущих рядом. Этот стиль предполагает насыщенность и моральную загруженность межличностных контактов; идеальное такого стиля - «соседское братство», обладающее статусом безусловной нравственной и социальной ценности. При этом, современные практики соседства далеки от утопического идеала, в связи с тем, что учеными уже установлена следующая зависимость - чем больше город, тем слабее связи между соседями9, когда пространство коммуникации становится преимущественно заочным, более виртуальным

и менее персонифицированным, в то время, как в малом городе ситуация несколько иная.

Таким образом, соседства - это особый вид сообществ, распространенный в любых типах населенных пунктов - больших, малых, средних городах; и типов жилых помещений (многоквартирные, частные дома и пр.).

В нашей работе мы будем придерживаться точки зрения Макса Вебера о том, что соседство - это близость места проживания, но в то же время мы принимаем во внимание, что границы соседского сообщества являются условными и во многом зависят от того, как их определяют сами жители.

В широком смысле, соседские отношения обычно подразделяются на три группы: нейтральные, дружественные, негативные10.

1. Нейтральные отношения. При встрече с такими соседями человек здоровается, проявляет знаки приветствия, перекидывается парой ничего не значащих фраз. Не стремится добиться большего сам и соседи не проявляют в этом отношении инициативу. Такие отношения находятся на грани и вполне могут перерасти как в дружеские, так и в негативные.

2. Дружественные. Чаще возникают между соседями, проживающими на одной площадке многоэтажного дома, либо с соседями, проживающими в соседних домах, если это небольшой городок или загородный дачный поселок. Такое общение не сводится только к приветствию соседей - оно приятно всем участникам процесса, времяпрепровождение с соседями за чашкой кофе, обмен новостями, мыслями и мнениями.

3. Негативные. Чаще возникают с шумными соседями по поводу слишком громкой музыки поздними вечерами или ночами, вечного ремонта или постоянным передвижением мебели, криков и ругани и т.д. Такие отношения утомляют и раздражают, а иногда приводят в негодование. Коммуникация с такими соседями затруднена, часто сопровождается агрессией.

Учеными установлено, что характеристики соседских отношений напрямую зависят от места проживания человека. И обусловлены архитектурно-градостроительными особенностями разных типов населенных пунктов. Кроме того, от размера дома зависит и количество семей, которых можно считать своими соседями, а также количество соседей, с которыми общение происходит чаще и интенсивнее всего.

Как показывают исследования Шмерли-ной11, климат соседских отношений в Российской повседневности - благоприятный. Большинство Россиян (87%) удовлетворены своими отношениями с соседями, доброжелательно отзываются о проживающих рядом людях. Соответственно остается 13% граждан, которые придерживаются другой позиции, таким образом, подтверждая, что соседские отношения делятся на 3 типа - позитивные, негативные и нейтральные.

Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельство, товарищество и дружба12.

Знакомство зависит от социокультурных норм, принятых в обществе. Приятельские отношения направлены на формирование готовности к дальнейшему развитию отношений. На этапе товарищества происходит сближение взглядов и индивиды оказывают поддержку друг другу. В дружеских отношениях мы наблюдаем общность интересов, деятельности и целей. Дружба бывает двух видов - утилитарная (как инструмент достижения целей) - сюда относят и взаимодействия между соседями; и эмоционально-экспрессивная (симпатия, доверие).

Одним из механизмов развития отношений между людьми является эмпатия - осознанное сопереживание одной личности другой. Эмпатия проявляется на нескольких уровнях13:

1. Когнитивная эмпатия - на этом уровне понимается психическое состояние другого человека, без изменения собственного состояния.

2. Эмоциональная эмпатия в форме сопереживания состоянию другого.

3. Третий уровень объединяет когнитивную, эмоциональную и поведенческую компоненты. Здесь присутствует воспринимаемая и понимаемая межличностная идентификация.

Таким образом, эмоциональная отзывчивость, частота контактов и близость взаимоотношений обуславливается высоким уровнем эмпатичности.

Следующим механизмом организации соседских взаимодействий выступает общение. Общение в контексте социально-ролевой деятельности, рассматривается как одна из функций осоз-

нанных человеком - коммуникативные цели и задачи обуславливают процесс общения14.

Мы, действуя в контексте второго подхода, разделили соседские взаимодействия на три большие группы - позитивные отношения, нейтральные отношения и негативные отношения. К каждой группе мы отнесли определенные характеристики - комфорт (близкая дружба), нейтралитет (товарищество) и дискомфорт (отчуждение, вражда). Мы предположили, что индивиды сами могут идентифицировать себя с определенным типом отношений, исследование подтвердило эту гипотезу. Действительно, жильцы сами по определенным критериям могут понять, какие отношения с соседями они поддерживают. При этом заранее жильцы не настраиваются на определенный тип отношений - он зарождается непосредственно в процессе взаимодействия.

Позитивные отношения - это ответная реакция на приветливые, дружественные коммуникации с той и другой стороны, негативные отношения - реакция на конфликты и недопонимания, нейтральные же отношения - это неучастие во взаимодействии с соседями, однако оно не гарантирует ответной реакции под знаменем нейтралитета. Как показывают исследования, зачастую участники не выстраивают отношений с соседями и параллельно могут нарушать правила давать поводы для негатива с противоположной стороны. В другой ситуации, нейтрально настроенные участники могут вовлекаться в позитивные отношения, которые со временем перерастут либо в позитивные, либо в нейтральные с обеих сторон.

Здесь мы снова подтверждаем тот факт, что соседи это противоречивое явление, которое сочетает в себе близость и в то же время дистанцию, они могут быть гарантом помощи и поддержки и в то же время вызывать стресс и раздражительность. Главная роль соседских взаимоотношений заключается в поддержании общности, через укрепление контактов, формирование группового сознания, осуществление социального контроля.

Система механизмов активизации соседских практик сложна, как и сам феномен соседства, и зависит от многих факторов. Таких как наличие общей территории проживания, предпосылок к общей деятельности, психологических факторов (альтруизм, эмпатия, инициатива в коммуникации, социальная поддержка).

При помощи анализа типичных ситуаций соседства мы выявили самооценку жильцами проблем современных соседских отношений и актуальные механизмы, которые могут способствовать устранению этих проблем и активизации соседских практик. Исследование доказало, что можно объяснить проблему закрытости и отчужденности отсутствием мотивов к выстраиванию отношений с людьми, которые проживают рядом, одним из таких мотивов может являться внешняя угроза или сплачивающий фактор. То есть, ситуация в которой для соседей актуализируется необходимость общения друг с другом. Кроме того, как показывает практика, представители разных типов отношений готовы общаться с соседями, независимо от типов этих отношений. Так все жильцы с нейтральной и негативной моделью взаимоотношений готовы поменять свою позицию, на противоположную. В случае с нейтральными отношениями - поменять на позитивные, т.к. они несут собой комфортное и выгодное сосуществование.

Также в ходе исследования мы пытались определить границы соседства для жильцов, предполагая, что в небольших домах они будут ограничены подъездом, а в многоэтажках - этажом, так как чем больше жильцов, тем уже рамки соседства. Результаты показали, что границы соседств субъективны и зависят от каждого конкретного индивида. В первую очередь, на них влияет система управления домом - в случае со сторонними компаниями, взаимодействие которых с жильцами происходит персонифицировано, границы соседств будут более узкими, так как люди меньше общаются между собой и могут даже не знать тех, кто живет на других этажах. Когда мы сталкиваемся с домами, в которых местное самоуправление находится в руках товарищества собственников жилья или собрания жильцов, связи между соседями более тесные и соответственно границы сообщества шире.

Таким образом, тип и размер дома только косвенно влияют на степень близости соседей и рамки соседского сообщества, в большей степени оно зависит от типа управления.

Результаты нашего могут быть использованы социологами и антропологами в консультативной работе, в практике организации работы с населением по месту жительства, органами местной власти, а также при создании телеви-

зионных программ, посвященного теме соседских отношений и соседских сообществ.

Литература

1. Гидденс, Э. Социология / Науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.

2. Добрякова М.С. Исследования локальных сообществ в - социологической традиции // Социологические исследования. 1999. - №7. -С. - 131.

3. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. СПб.: Питер, 2001. - 656 с. С. - 271

4. Неделько С.И., Шомина Е.С. Самоорганизация населения как практика местного самоуправления // Полития. 2004. - №4. - С. 200

5. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ,1979. - 151 с.

6. П.И. Кушнер. М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 278 с.

7. Поршнева Н.Г. Социальные практики соседства в процессе институциализации аутич-ности // Гуманитарные исследования. - 2010. -№4 - С. 36-37.

8. Психология взаимоотношения. Соседские отношения. [Электронный ресурс]: URL: http://xn-b1abhjbqubcdwgq6a8gsc.xn-p1ai/ index/sosedskie_otnoshenija/0-57 (дата обращения 29.02.2015)

9. Село Вирятино в прошлом и настоящем: Опыт этнографического изучения русской деревни / Ред.

10. Суть этнической мобилизации [Электронный ресурс]: URL: http://www.vuzlib.su/beta3/ html/1/22088/221 10/ (дата обращения 15.04.2015)

11. Уорнер Л. Социальный класс и социальная структура//Рубеж.1999. Т.10-11. - С.10-12

12. Шакуров Р. Х. Мир человеческих отношений и образование; Казан. гос. технол. ун-т, Рос. акад. образования, Поволж. регион. отд-ние. - Казань : КГТУ, 2006. - 339 с. С. - 81

13. Шмерлина И А Социальная экология соседства // Социальная реальность. 2006. № 9. - С. - 35.

14. Шмерлина И. Дружба как духовная и социальная реальность // Социальная реальность. - 2006. - № 5, 6.

15. Яницкий О. Н. Экологическая перспектива города. Москва: Мысль, 1987. - 278 с.

Ссылки:

1 Яницкий О. Н. Экологическая перспектива города. Москва: Мысль, 1987. - 278 с.

2 Уорнер Л. Социальный класс и социальная структура//Рубеж.1999. Т.10-11. - С.10-12.

3 Суть этнической мобилизации [Электронный ресурс]: URL: http://www.vuzlib.su/beta3/ html/1/22088/221 10/ (дата обращения 15.04.2015)

4 Поршнева Н.Г. Социальные практики соседства в процессе институциализации аутич-ности // Гуманитарные исследования. - 2010. -№4 - С. 36-37.

5 Село Вирятино в прошлом и настоящем: Опыт этнографического изучения русской деревни / Ред.

П.И. Кушнер. М.: Изд-во АН СССР, 1958. -278 с.

6 Добрякова М.С. Исследования локальных сообществ в - социологической традиции // Социологические исследования. 1999. - №7. -С. - 131.

7 Неделько С.И., Шомина Е.С. Самоорганизация населения как практика местного самоуправления // Полития. 2004. - №4. - С. 200

8 Шмерлина И. Дружба как духовная и социальная реальность // Социальная реальность. - 2006. - № 5, 6.

9 Гидденс, Э. Социология / Науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.

10 Психология взаимоотношения. Соседские отношения. [Электронный ресурс]: URL: http://xn-b1abhjbqubcdwgq6a8gsc.xn-p1ai/ index/sosedskie_otnoshenija/0-57 (дата обращения 29.02.2015)

1 1 Шмерлина И А Социальная экология соседства // Социальная реальность. 2006. № 9. - С. - 35.

12 Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. СПб.: Питер, 2001. - 656 с. С. - 271

13 Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ,1979. - 151 с.

14 Шакуров Р. Х. Мир человеческих отношений и образование; Казан. гос. технол. ун-т, Рос. акад. образования, Поволж. регион. отд-ние. - Казань : КГТУ, 2006. - 339 с. С. - 81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.