Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках'

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1176
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ / ДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баракатова Дилором Аминджановна

В статье говорится о познавательной деятельности и единстве чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности в учебном процессе. А также анализируется эффективность обучения, которая находится в прямой зависимости от уровня активности ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках»

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ Баракатова Д.А.

Баракатова Дилором Аминджановна - преподаватель, кафедра языков,

Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о познавательной деятельности и единстве чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности в учебном процессе. А также анализируется эффективность обучения, которая находится в прямой зависимости от уровня активности ученика. Ключевые слова: познавательная деятельность, восприятие, действие.

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе. Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении. В процессе приобретения учащимися знаний важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя руководить ею. Результативность обучения напрямую зависит от степени активности учащегося в этом процессе. Современные преобразования в стране, быстрая информатизация общества и его динамичность развития кардинально изменили требования к образованию. Постоянный педагогический поиск учителей, направленный на разработку эффективных дидактических средств, объясняется требованиями времени. Одна из главных задач учителя - не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться» [2, 272] Активизация познавательной деятельности учеников - одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет.

Формирование познавательного интереса к учению - важное средство повышения качества обучения Функция преподавателя - создание атмосферы, при которой учащиеся совместно с преподавателем активно работают, размышляют над процессом обучения, расширяют свои знания. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Известно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Познавательная активность не является врождённой, она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека, и задача учителя заключается не в передаче учащимся максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы научить их умению учиться. Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью

развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей - главная задача образования, которое неизбежно требует качественных изменений.

Современное понимание качества образования ставит перед каждым, кто причастен к педагогике, главный вопрос: «Как образование может помочь учащемуся добиться успеха в жизни?» Я считаю, что для думающего, творчески работающего учителя применение различных форм и методов обучения, среди которых не последнюю роль играет применение современных информационно -коммуникационных технологий и актуально, и перспективно, поскольку: процесс обучения русскому языку с использованием интерактивных форм преподавания показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому предмету; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения русского языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. А всё вместе, конечно же, обеспечивает успешность и конкурентоспособность будущих граждан в современном мире. Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте и знаниях, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, для развития мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни, для повышения его познавательной активности. Таким образом, я считаю применение компьютерных технологий на уроке русского языка, на разных его этапах, целесообразным и приемлемым. Ребята очень охотно идут на такие занятия.

Список литературы

1. Полякова ^.^Перспективные школьные технологии // Завуч, 2005. № 5. С. 38-56.

2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Метод. пособ. М.: Центр педагогического образования, 2007. 272 с.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Баракатова Д.А.

Баракатова Дилором Аминджановна - преподаватель, кафедра языков,

Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится об особых значениях применения педагогических инноваций, обновить, модернизировать современное образование. Использование информационно-коммуникационных технологий способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе и интерес к предмету. Ключевые слова: педагогические инновации, новые методы, обновить, модернизировать, вовлечь.

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы уроки русского языка и литературы были интересны ученикам, учителю приходиться осваивать новые методы подачи материала. В нашу жизнь прочно вошло такое

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.