Научная статья на тему 'Активизация инновационных процессов в нефтегазовом комплексе России в контексте «Заката нефтяной эры»'

Активизация инновационных процессов в нефтегазовом комплексе России в контексте «Заката нефтяной эры» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинов В. В., Бодрова Е. В.

Анализ достижений и проблем, обозначившихся в новых геополитических условиях в нефтегазовом комплексе РФ, рекомендаций ведущих экспертов, позволил авторам сформулировать выводы о недостаточной результативности вложений в НИОКР; слабой интеграции науки, бизнеса и образования; необходимости совершенствования нормативно-правовой базы развития нефтегазового комплекса в части повышения его инвестиционной привлекательности; последовательной реализации курса на импортозамещение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация инновационных процессов в нефтегазовом комплексе России в контексте «Заката нефтяной эры»»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 93/94

В.В.Калинов

Д.и.н., доцент

РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Москва, РФ

Е.В.Бодрова Д.и.н., профессор Московский технологический университет, РФ

АКТИВИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ «ЗАКАТА НЕФТЯНОЙ ЭРЫ»

Аннотация

Анализ достижений и проблем, обозначившихся в новых геополитических условиях в нефтегазовом комплексе РФ, рекомендаций ведущих экспертов, позволил авторам сформулировать выводы о недостаточной результативности вложений в НИОКР; слабой интеграции науки, бизнеса и образования; необходимости совершенствования нормативно-правовой базы развития нефтегазового комплекса в части повышения его инвестиционной привлекательности; последовательной реализации курса на импортозамещение.

Ключевые слова

Модернизация, государственная промышленная политика, нефтегазовый комплекс.

Глобальные вызовы, перед которыми оказалась Россия в настоящее время, значение нефтегазового комплекса для ее экономического развития требуют постоянного и тщательного анализа роли государства в развитии НГК. Одним из важнейших направлений в этой связи является активизация инновационных процессов в НГК. На протяжении последних лет ведущие специалисты отрасли призывали изучать позитивный отечественный и зарубежный опыт и использовать его для создания подлинной интеграции науки, образования и производства, внедрения новейших технологий [7, с. 35].

В числе существенных проблем нефтегазовой отрасли России специалисты называли: рост себестоимости добычи нефти на новых месторождениях; ухудшение качества запасов нефти, снижение объемов разведочного и эксплуатационного бурения; низкий коэффициент извлечения нефти; высокую капиталоемкость поддержания и наращивания добычи, при изымании значительной части прибылиот повышения цен на нефть;высокую степень износа трубопроводных мощностей; низкий технологический уровень предприятий нефтегазового машиностроения; отсутствие новейших технологий для освоения морских месторождений и др. [10, с. 447-451]. В ряду негативных факторов значительной частью авторов была определена недостаточная проработанность государственной политики в нефтегазовой сфере [6].Ряд исследователей предлагал, ориентируясь на опыт подавляющего числа зарубежных нефтедобывающих стран, национализировать ТЭК, доходы от продажи энергоносителей, ввести жесткое распределение этих доходов согласно четко определенным государственным нуждам [8, с. 281].

В ряду важнейших негативных факторов, определяющих остроту момента в настоящее время, не только ухудшение ценовой конъюнктуры на мировых рынках нефти и газа и так называемые секторальные санкции США и стран ЕС, но и высокая степень зависимости отраслей ТЭК от импортных технологий и оборудования [2; 3]. Впрочем, Премьер-министр РФ на Гайдаровском экономическом форуме в январе 2016 г. охарактеризовал подобную политику и ее результаты по-иному: «...Сейчас условия для реиндустриализации страны даже в каком-то смысле улучшились. Россия перестаёт болеть «голландской болезнью», при которой излишне крепкая национальная валюта делает продукцию собственной промышленности неконкурентоспособной» [4]. Правительство собирается поддерживать совместно с бизнес-сообществом развитие компаний, конкурентоспособных на мировом уровне, внедрение новых

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_

технологий.

Одним из важнейших вызовов для НГК РФ в настоящее является наблюдающийся «закат эры нефти». Многие страны готовятся к наступлению «постуглеводородной» эпохи. Речь идет не о кратковременном падении цен на нефть, а о смене трендов развития глобального энергетического рынка, следовательно, требуется скорейшее изменение вектора экономической политики. По нашему мнению, совершенно точно охарактеризовала наступивший этап академик РАН, первый заместитель директора ИМЭМО Н.И. Иванова: «Влияние "ресурсного проклятия" на все стороны российской экономики многоаспектное. Последствия ощущаются как на макроэкономическом уровне, так и в экономической реальности каждого конкретного жителя нашей страны. Точка развилки, о которой так много говорят российские власти, наступила. Необходимы изменения в идеологии экономической политики страны, или мы превратимся в Венесуэлу. Но здесь вопрос даже не экономических, а политических решений: куда мы движемся дальше?» [1, с. 1].

Невосприимчивость к продуцированию новых технологий последнего поколения может снизить конкурентоспособность отечественной экономики, повысить её уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества. Технологические санкции, введенные против России, направлены на глубоководные, сланцевые и арктические проекты. В настоящее время отечественная нефтедобыча сосредоточилась на действующих традиционных месторождениях, а трудноизвлекаемые запасы (ТрИЗы) составляют около 6%, морские проекты - около 3%. Зависимость разработки традиционных месторождений от зарубежных технологий и сервиса составляет 20%, но для ТрИЗов - 60-80%, для шельфовых проектов -более 80%. Введение технологических санкций стимулировало разработку правительством РФ и принятие планов по импортозамещению. Ожидается, что их реализация позволит снизить зависимость от импорта в нефтегазовом машиностроении с 60% до 43% к 2020 г. Часть «арктических» проектов «Роснефти» и «Газпрома» перенесены на более поздние сроки[13, с. 16].

В рамках реализации этих планов ПАО «Газпром» создал департамент по импортозамещению технологий, разработал справочник импортозамещаемой продукции. Департамент технологических партнерств и импортозамещения создан в ПАО «Газпром нефть». Аналогичные усилия предпринимают другие компании [14].

Отечественные машиностроительные предприятия постепенно начинают производить новую конкурентоспособную продукцию. Так, 1 июля 2015 г. был введён в эксплуатацию Угличский завод точного машиностроения, выпускающий оборудование для газовой отрасли - автоматические газовые распределительные блоки, газомазутные и пылегазомазутные горелки[5, с. 46]. В 2014 г. ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» применило российские аналоги импортного оборудования - насосы центробежные секционные с оппозитным расположением рабочих колес [9]. В 2014 г. количество компаний - участниц «Сколково», разрабатывающих технологии для нефтегазового сектора, превысило 60. Первые из стартапов, получивших поддержку фонда полтора-два года назад, уже показывают существенные коммерческие результаты. Однако крупные компании, как правило, хотят получать уже готовый продукт, который, как минимум, апробирован. В этой ситуации стартапам непонятно, где они будут испытывать опытные образцы своих изобретений.

Приходится признать, что существует не только проблема импортозависимости, существенного уменьшения размеров воспринимаемых внешними рынками поставок российских углеводородов и снижения цен на них, но и недостаточной результативности вложений в НИОКР в РФ. Российские компании по большей части ориентируются на решение краткосрочных задач, нацеленных на повышение операционной эффективности производства. Их инновационная деятельность, за редким исключением, практически не ориентирована на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Тогда как инновационные стратегии западных нефтегазовых компаний в качестве приоритета определяют разработку нетрадиционных углеводородов, использование возобновляемых источников энергии.

В принципиально новой для России геополитической ситуации важнейшими задачами как государственной экономической политики в части развития нефтегазовой отрасли, так и всей государственной научно-технической политики, руководитель Аналитического центра энергетической политики и безопасности Института проблем нефти и газа РАН А.М. Мастепановправомерно считает необходимым: создание отечественных и адаптацию зарубежных технологий, обеспечивающих

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_

значительное снижение издержек производства по всей «цепочке» - добыча, подготовка, транспорт и распределение нефти и газа; разработку в России совместными усилиями государства и нефтегазовых компаний принципиально новых малотоннажных нефтегазохимических технологий, ориентированных на комплексную переработку природных и попутных газов непосредственно в районах газо- и нефтедобычи; формирование эффективных условий для привлечения финансовых ресурсов к реализации инновационных проектов [11].

Для реализации этих задач основными направлениями государственной политики по активизации инновационных процессов в НГК РФ должны стать: совершенствование нормативно-правовой базы развития нефтегазового комплекса в части повышения его инвестиционной привлекательности; последовательную реализацию курса на импортозамещение; развитие интеграционных процессов в рамках Евразийского Экономического Союза, экономического и научно-технического сотрудничества в рамках БРИКС. Задачей государства является обеспечение реальной интеграции науки, образования и производства, создания условий для скорейшего внедрения новейших технологий. Представляются целесообразными и предложения о «принуждении к инновациям» - требование обязательного отчисления определенного процента выручки от добычи в национальные научные учреждения - практика, которая используется в ряде стран с высокой долей концентрации собственности в рамках госкомпаний. Государство выступает заказчиком работ, формируя конкретные задачи с жесткими требованиями по срокам и ответственности исполнителей. Задача бизнеса - подстроиться под график мировых технологических преобразований. Задача государства - создать такую систему государственного регулирования (в том числе налогового), при которой у бизнеса появилась бы экономическая мотивация к реализации новых технологий в сроки, соответствующей маршрутной карте и «часам» технологических революций [12, с. 4-9].

Таким образом, для российской нефтегазовой отрасли наступил этап, когда самый ценный ресурс - это новые идеи и нестандартные решения. Но, если руководствоваться краткосрочными интересами, то можно, как рекомендует часть чиновников, продолжать двигаться по пути увеличения валового сбора бюджетных поступлений при низкой эффективности их использования. И отставание будет необратимым. Список использованной литературы:

1. Андрианов В. На закате эры нефти. // Нефть России. 2015. №11-12.

2. Бодрова Е.В., Калинов В.В., Филатова М.Н. и др. Государственная политика в нефтегазовой сфере в контексте российской модернизации. М.: МАОРИ, 2014. 813 с.

3. Бодрова Е.В., Калинов В.В. Государственная экономическая политика Российской Федерации на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: спорные проблемы: Монография. М. Маори, 2016. 280 с.

4. Выступление Дмитрия Медведева на пленарном заседании Гайдаровского форума, 13.01.2016 [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/news/21405/ (дата обращения: 14.01.2016).

5. Валентинов А.С. Третья беда России. Повышение энергоэффективности и внедрение энергосберегающих технологий становятся основной движущей силой развития ТЭК // Нефть России. 2015. № 11-12.

6. Газета. 15 февраля 2010. № 26.

7. Дмитриевский А.Н. Ресурсно-инновационная экономика: история, проблемы, перспективы // Энергетическая политика. 2011. №2.

8. Исаев В.А. нефтяной комплекс арабских стран и Россия: сравнительный анализ //Вестник МГИМО университета. 2010.№ 2005.

9. ЛУКОЙЛ внедряет импортозамещающие технологии в Пермском крае. [Электронный ресурс] // URL: http://utimenews.org/ru/page/165342 (дата обращения: 15. 09.2015).

10. Ларичкин Ф.Д., Череповицын А.Е., Фадеев A.M. Проблемы и возможности инновационного развития нефтегазового комплекса: стратегическое видение // Вестник МГТУ.2011.№2. Т. 14.

11. Мастепанов А. О современной геополитический ситуации в мире и ее влиянии на нефтяные цены. [Электронный ресурс] // URL: http://www.energystrategy.ru/ab_ins/source/Mastepanov_18.12.14.doc (дата обращения: 18.12.2014).

12. Плакиткин Ю. Правильно настроить «технологические часы». Прогнозирование долгосрочных тенденций инновационно-технологического развития ТЭК позволяет задать ориентиры развития российской

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_

энергетики // Нефть России. 2015. № 11-12.

13. Поминова И. Тест на прочность//Нефть России. 2015. №11-12.

14. Официальный сайт ПАО «Роснефть» [Электронный ресурс] // URL: http://portnews.ru/news/204795/ (дата обращения: 01.02.2017).

© Калинов В.В., Бодрова Е.В., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 330

Georgiev Ы.Р.,

National Military University, Veliko Tarnovo, Bulgaria

PhD student

IMPACTS OF ACTIVE SOCIAL PROGRAMS ON LABOR MARKET

Abstract

The paper discusses the main characteristics of the active social programs on the labor market implemented in Bulgaria in periods of active transformations. The active programs' advantages are analyzed and some important considerations on the process of assessment of their effectiveness are made putting an accent on their essence as an instrument of support to the effectively functioning labor market. The key peculiarities of implemented so far programs in the country are revealed. Main conclusions focus on the effects of the active social policies for social and economic development.

Key words

Labor market, social policy, employment, unemployment

Introduction

Unfavorable negative demographic trends in Bulgaria leading to processes of decreasing and aging of labor resources, sustainably unbalanced character of labor market, characterized by high unemployment and low labor demand, the availability of vulnerable groups and significant regional discrepancies in labor market development are among the most serious challenges before the country in the XXI century [17, 20]. Among the macroeconomic policies and means a significant place is rendered to the so-called active programs and measures on the labor market which are an object of increasing attention not only because the expectations of tangible effects but also because comparatively significant financial resources necessary for their implementation [1]. Furthermore, the problem of effective spending of resources gains bigger sharpness in the current situation of limited social expenses in the country and poses questions to the effectiveness of the implementation of different programs and control [18].

Current study examines information about active programs for labor employment, makes analyses of existing good practices and determines main preferences of unemployed persons in capable of working age taking monthly social support towards transformation of social support into incomes from labor, as well as the attitude of the main institutional departments conducting the state social policy in the field of employment and unemployment and the attitude of the non-governmental organizations towards the program and their readiness for distributing the functions between state, municipalities and non-governmental organizations in implementation and financing of the program, probable problems and conflict points.

Main characteristics of active social programs and their assessment

The active programs are a means of raising the competitiveness of labor force, mobilization of labor resources and increase in economic activity of population [13]. The active policy also implements a very important socially distributing function, especially in conditions of availability of vulnerable groups on the labor market [26]. For the last the participation into active programs is the only one chance of employment, avoidance of entering endmost poverty and social deprivation (isolation) [19]. Not the least, from the right determination of goals and expected results in active programs and measures and their appropriate announcement in the public space are dependent the extent, trust and support of implemented social and economic reforms [23].

Introduced as a response to significantly increasing unemployment, active social policies incessantly expand the variety of programs and measures including the following main elements [25]:

■ intermediary services on the labor market;

■ opening new places of work (programs of temporary employment);

■ qualification / re-qualification of unemployed and employed persons;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.