ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009
Активизация инновационной
деятельности как способ управления социально-экономическим развитием территории
Р.И. Найденова
к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, финансов и аудита
Старооскольского технологического института, филиал Московского государственного института стали и сплавов
(Технологический университет)
В статье рассматривается необходимость перехода экономики региона на инновационный путь развития, так как инновации формируют конкурентные преимущества предприятий, способствуют прогрессивному социально-экономическому развитию территорий.
Для бюджетов муниципальных образований наиболее значимы налоговые поступления градообразующих предприятий, разрабатывающих свои инновационные стратегии в целях увеличения объема реализуемой продукции.
Ключевые слова: инновационный путь развития, элементы консалтинговой инфраструктуры, бюджет муниципального образования.
Современное состояние российской экономики предусматривает переход на инновационный путь развития. В ходе разработки и использования инноваций идет процесс развития человека — реализация его интеллектуальных способностей, создание условий для дальнейшего творческого роста. Инновации формируют конкурентные преимущества предприятий, способствуют прогрессивному социально-экономическому развитию территорий [1].
Современные условия экономической деятельности обусловливают повышенное внимание к инновационным процессам со стороны предприятий и органов власти всех уровней. Успешное функционирование и динамизм научно-инновационной сферы обеспечивают основу устойчивого экономического роста, определяют уровень развития промышленности и качество жизни населения в странах и регионах. в мировом хозяйстве формируется новая парадигма
The necessity of region economy transition to the innovative way of development is examined in the article, because innovations form competitive advantages of enterprises and favour the progressive socio-economic development of the territories.
The main industrial enterprises’ tax receipts, which work out their innovative strategies with a view to increase the quality of the realized products are the most important for the budgets of municipal institutions.
роста на базе использования знаний и инноваций, как важнейших экономических ресурсов, называемая инновационным развитием.
На сегодняшний день в регионах России возникла острая необходимость формирования механизма инновационного развития в российских регионах для достижения устойчивого экономического роста и активизации инновационной деятельности (табл.1).
Затраты на технологические инновации в регионах ЦФО в рассматриваемый период увеличились, но в 2005 году наблюдается снижение данного показателя относительно 2004 года (табл. 2).
В отдельных регионах Центрального федерального округа осуществляется определенная работа по развитию инновационного потенциала. По числу инновационно-активных предприятий Воронежская область занимает пятое место, а по числу малых инновационных предприятий — третье место среди регионов цФо. В Воронежской области финансовую поддержку получили более 20 инновационных предприятий на сумму более 35 млн. руб. Это такие фир-
Таблица1
Объем отгруженной инновационной продукции в 2000-2005 гг., млн. руб. [2]
2000 2001 2002 2003 2004 2005
Российская Федерация 154682,4 183000,9 207151,1 315603,5 435122,2 545540
Центральный федеральный круг 49261,3 44388,1 45592,3 57548,9 95532,3 112352,7
Таблица 2
Затраты на технологические инновации в 2001-2005 гг., тыс. руб. [2]
2001 2002 2003 2004 2005
Российская Федерация 68530,1 94046,2 121606,1 146015,7 143222,6
Центральный федеральный округ 11724,6 22622,8 26632,1 31828,6 30869,1
мы, как ООО «НИИ механотроники-Альфа», ООО «Стомэл-К», ООО НПП «НФЛ» и др. [3]
В Рязанской области также созданы все условия для развития инноваций. В 2004 г. попечительский совет Фонда «Рязанский молодежный бизнес-инкубатор» совместно с Управлением по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области разработал и утвердил концепцию развития научнотехнического потенциала Рязанской области [4].
В Орловской области до 2010 года рассчитана программа «Развития научно-инновационной деятельности в Орловской области», в которую вошли предложения Орловского государственного технического университета о создании центра интеллектуальной собственности и трансферта технологий, а так же центра инноваций и экологической сертификации.
Вопросам инновационного развития уделяется достаточно внимания и в Белгородской области, где научными исследованиями и разработками занимаются 17 организаций. Внутренние затраты на исследования и разработки в 2005 году составили 245 млн. рублей и превысили уровень 2004 года на 33,7%, а по сравнению с 2001 годом увеличились в 2 раза. за 9 месяцев 2006 года внутренние затраты на исследования и разработки составили 196 млн. рублей.
Одним из важнейших результатов научных исследований и разработок является создание передовых производственных технологий. В конце 2001 года в Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова организован технопарк — «центр развития прогрессивных технологий в строительстве», в рамках которого проводится анализ результатов научно-технических работ по критериям конкурентоспособности и коммерциализации.
В 2002 году в Белгородской государственной сельскохозяйственной академии создан центр инновационных технологий в агропромышленном комплексе, осуществляющий работу по 10 направлениям. Апробация и внедрение результатов предусматривается на базе опытных участков кафедр академии, расположенных в агропромышленных предприятиях области.
В июле 2003 года Белгородский государственный университет (БелГУ) совместно с рядом инновационных предприятий области учредил Некоммерче-
ское партнерство «технопарк Белгородского государственного университета».
В мае 2005 года ОГУ «Белгородский областной центр развития предпринимательства» преобразован в ОГУ «Инновационно — технологический центр «Стратегическая инициатива» Белгородского государственного университета». Основным направлением его деятельности является развитие и поддержка малого предпринимательства на основе интеграции высшего образования, науки, промышленности и предпринимательства.
Федеральный закон №131-ФЗ и последующие изменения в законодательстве закрепили новые принципы организации местного самоуправления в РФ, в том числе, касающиеся экономической основы местного самоуправления. Для развития муниципального образования как экономического центра проводится политика опережающего развития науки и техники по отношению к другим отраслям и сферам деятельности муниципалитета.
Экономическую основу местного самоуправления составляют бюджеты муниципальных образований. Способность органов местного самоуправления решать вопросы местного значения определяется, прежде всего, имеющимися материальными и финансовыми ресурсами.
В конкурсе «Лучшее муниципальное образование» город Белгород получил диплом второй степени в номинации «Лучшее муниципальное образование в сфере обеспечения информационного сопровождения реформ местного самоуправления». диплом второй степени — Новооскольский район в номинации «Социальная сфера муниципального образования». Лучшим сельским поселением признано Расховецкое сельское поселение красненского района. Грамотами за участие в конкурсе отмечены Яковлевский район и Череновское сельское поселение Ивнянского района.
Бюджет муниципального образования служит основным инструментом регулирования экономики, исполняя роль финансового плана муниципального образования, является фондом денежных средств, обеспечивающим местные расходы.
В целом, с учетом перечислений из областного бюджета, баланс бюджета МО «Ивнянский район» имеет устойчивую тенденцию роста (табл. 3).
Таблица 3
Баланс бюджета МО «Ивнянский район» Белгородской области [6]
Показатели 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год
1. Величина баланса, тыс. руб. 75209 122509 131784 172263 205649
2. Темпы роста к предыдущему году, % - 162,8 107,6 130,7 119,4
ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009
ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009
Основными направлениями пополнения доходной части бюджета мО «Ивнянский район» являются: 1) содействие развитию и улучшению финансового состояния предприятий; 2) содействие росту занятости населения через увеличение числа рабочих мест и роста заработной платы работающих; 3) создание благоприятных условий для инвесторов; 4) работа с недоимщиками; 5) совершенствование управления муниципальной собственностью.
Высокая зависимость бюджета мО «Ивнянский район» от внешних источников формирования доходной базы негативно влияет на возможность реализации в регионе социально-экономических программ. Однако такие резервы, как развитие предпринимательства, привлечение инвестиций, работа с недоимщиками могут помочь мО «Ивнянский район» увеличить средства для решения своих проблем.
Например, увеличению доходных ресурсов бюджета мО «Ивнянский район» будут способствовать налоговые отчисления Ивнянского сахарного завода имени Ленина. На предприятии внедрено несколько инновационных проектов, способствующих повышению конкурентоспособности реализуемой продукции. К 2011 году планируется проведение реконструкции завода с увеличением производительности по переработке до 2800 т сахарной свеклы в сутки.
для бюджета муниципального образования «Старый Оскол и Старооскольский район» наиболее значимы налоговые поступления градообразующих предприятий, разрабатывающих свои инновационные стратегии в целях улучшения качества продукции в соответствии с международными стандартами, что позволяет обеспечивать стабильный рост объемов реализованной продукции.
ОАО «Лебединский ГОК» реализует долгосрочную программу технического перевооружения, основными направлениями которой являются реконструкция и модернизация основных производственных фондов, приобретение современной техники и оборудования, строительство и ввод в эксплуатацию новых производственных объектов, внедрение уникальных автоматизированных систем управления производством, среди которых особое место занимает система управления качеством продукции.
ОАО «Стойленский ГОК» продолжает строительство четвертой секции обогатительной фабрики проектной мощностью 3,6 млн. тонн железорудного концентрата, ввод в эксплуатацию которой предусмотрен в 2010 году.
ОАО «Комбинат КмАруда» в 2007 году впервые в истории предприятия произвел 2 млн. тонн концентрата. Это достигнуто благодаря установке нового и модернизации действующего оборудования, совершенствованию технологического процесса и применению эффективных систем контроля на дробильнообогатительной фабрике.
В рамках «Концепции развития металлургического комплекса ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат» в 2003-2010 годах» на строительство новых объектов, модернизацию, реконструкцию, их техническое перевооружение комбинатом в 2007 году направлено 2,8 млрд. рублей. Реализация этих мероприятий позволит увеличить выпуск наиболее рентабельной и качественной продукции.
В ОАО «Оскольский завод металлургического машиностроения» в рамках программы технического перевооружения предприятия в цехе поковок и металлоконструкций введена в эксплуатацию автоматизированная нагревательная печь, в литейном цехе введена в эксплуатацию модернизированная дуговая сталеплавильная печь, которая увеличит объемы производства и улучшит качественные характеристики литья [5].
Таким образом, для перехода российской экономики на инновационный путь развития необходима единая инновационная стратегия, учитывающая особенности и интересы разных по социально-экономическому положению территорий, так как достижение долгосрочного конкурентоспособного развития территории сегодня возможно, преимущественно, за счет активного использования ее субъектами технических, технологических, организационно-экономических, управленческих, социальных и других инноваций.
Литература
1. Туманов К.М. Инновационные конкурентные преимущества в формировании конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс]. URL: http://www.pharmindex.ru
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: сб. стат. / Росстат. М., 2007. 981 с.
3. «Воронежский промышленный форум» — основное событие отрасли в Центрально-Черноземном регионе [Электронный ресурс]. URL: http://www.elec.ru
4. Роль муниципального образования г. Рязань в комплексном развитии Рязанской области. URL: http://www.msu.ryaz.ru
5. О перспективах развития инновационной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://mirbelogorya.ru
6. Проект стратегия социально-экономического развития МО «Ивнянский район» Белгородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.admin.ru/ yekonomika.htm
Найденова Раиса Ивановна — автор более 60 научных работ включая монографию и учебные пособия (налоги и налогообложение, финансовый менеджмент) с грифом УМО. Монография стала лауреатом конкурса на лучшую научную книгу России в 2007 году проводимого Черноморской гуманитарной академией под эгидой Фонда развития отечественного образования. Областью научных интересов является: социально-экономическое развитие регионов Центрального федерального округа, стратегия перехода регионов округа к устойчивому развитию.