Научная статья на тему 'Актерский метод Ф. И. Шаляпина'

Актерский метод Ф. И. Шаляпина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1657
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТЕР / ТВОРЧЕСТВО / ОПЕРА / КОНЦЕПЦИЯ / ШАЛЯПИН Ф.И. / АКТЕРСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чун Сеик Чун Сеик

Статья предлагает концепцию для современного исследования актерской методологии на материале творчества Ф. И. Шаляпина выдающегося исполнителя оперных партий и оперного режиссера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proposes the concept for modern research of dramatic methodology on the basis of the work of F. Shalyapin a distinguished performing opera musician and opera stage director.

Текст научной работы на тему «Актерский метод Ф. И. Шаляпина»

Чун Сеик

АКТЕРСКИИ МЕТОД Ф. И. ШАЛЯПИНА

Работа представлена сектором источниковедения Российского института истории искусств.

Научный руководитель - кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Е. В. Третьякова

Статья предлагает концепцию для современного исследования актерской методологии на материале творчества Ф. И. Шаляпина - выдающегося исполнителя оперных партий и оперного режиссера.

Ключевые слова: актер, творчество, опера, концепция, Шаляпин.

The article proposes the concept for modern research of dramatic methodology on the basis of the work of F. Shalyapin - a distinguished performing opera musician and opera stage director.

Среди множества аспектов исследования оперного театра анализ творчества Ф. И. Шаляпина занимает одно из важнейших направлений в изучении искусства музыкального театра, ведь творчество Шаляпина есть концентрированное выражение существа оперы как жанра. Особый интерес представляет актерский метод Шаляпина - его манера создавать сценические образы воспринималась деятелями различных направлений театрального искусства как образец воплощения оперного героя. Сценический способ существования Шаляпина считали идеалом игры оперного артиста, с одной стороны, К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, а с другой -их постоянный и принципиальный оппонент В. Э. Мейерхольд. Такое положение дел, на первый взгляд, представляет собой нонсенс, на самом же деле подобное противоречие глубоко содержательно, оно заключает в себе существо процесса создания образа оперного героя.

Творчество Шаляпина имеет непреходя-щее мировое значение и оказывает и будет оказывать мощное влияние на развитие культуры различных народов и стран, особенно таких бурно и всесторонне развивающихся, как Корея, которая, не теряя собственной самобытности, активно осваивает европейское классическое наследие. Вокальное искусство в его различных формах является таким же не требующим перевода международным языком общения, как и музыка. Соединение классического оперного наследия, ярчайшим выражением которого служит творчество Шаляпина, с национальной вокальной традицией может послужить обогащению корейской культуры и дать новый толчок ее развитию.

О творчестве Шаляпина существует огромная литература. Это труды самого Шаляпина, его воспоминания, письма, воспоминания современников о Шаляпине и другие материалы, посвященные жизни и творчеству артиста. Публикаторы наследия

артиста стремятся максимально задокументировать его жизненный и творческий путь. В научной литературе преобладают работы творческо-биографического характера, теоретические аспекты сценической деятельности Шаляпина, включая и проблемы актерской методологии, изучены недостаточно. Анализу способа существования актера в опере непосредственно посвящены два исследования: «Шаляпин и русская оперная культура» М. О. Янковского (Л.; М., 1947) и «Природа таланта Шаляпина» В. Л. Дранкова (Л., 1973). Эти работы были написаны много десятилетий назад и нуждаются в существенном дополнении и уточнении, введении в контекст современных исследований, посвященных изучению соответствующих проблем в музыкальном и драматическом театрах. Частично восполнить указанный пробел должен данный текст, цель которого - сформулировать основные проблемы такого исследования.

К. С. Станиславский писал о Шаляпине: «Оперный певец имеет дело не с од -ним, а сразу с тремя искусствами, то есть с вокальным, музыкальным и сценическим. В этом заключается, с одной стороны, трудность, а с другой - преимущество его творческой работы. Трудность - в самом процессе изучения трех искусств, но, раз они восприняты, певец получает такие большие и разнообразные возможности для воздействия на зрителя. <...> Все три искусства, которыми располагает певец, должны быть слиты между собой и направлены к общей цели. Если же одно искусство будет воздействовать на зрителя, а другое - мешать этому воздействию, то результат получится нежелательный. Одно искусство будет уничтожать то, что творит другое. Этой простой истины, по-видимому, не знает большинство оперных певцов. Многие из них мало интересуются музыкальной стороной дела своей специальности; что касается сценической части, то они не только не изучают ее, но нередко относятся к ней

пренебрежительно, как бы гордясь тем, что они - певцы, а не просто драматические актеры. Однако это не мешает им восхищаться Ф. И. Шаляпиным, который являет собой изумительный пример того, как можно слить в себе все три искусства на сцене» [5, с. 128]. Смысл слияния уточняет высказывание Вл. И. Немировича-Данченко: «Когда я уходил со спектакля Шаляпина -в сущности, первого законченного артис-та-певца нашего направления - и когда припоминал ту или иную черту его исполнения, я не мог ответить на вопрос, откуда приходило очарование - от того, как он пел, или от того, как он нервно двигался ..., или от того, как он молчал, как его пауза выразительно звучала в оркестре. Посмотрите на его фотографию в Дон-Кихоте - и вы увидите в этих отрешенных от действительности глазах, в этой истощенной фигуре одухотворенного борца с мельницами. <...> Это художественный портрет. И посмотрите сотни фотографий славных певцов. и перед вами пройдет только галерея ряженых (курсив наш. - Ч. С.)» [4, с. 132].

Смысл высказываний и Станиславского, и Немировича-Данченко одинаков - они ценят Шаляпина прежде всего за стремление создавать всеми доступными ему вокальными, музыкальными и собственно актерскими средствами портрет играемого лица, за его установку на воплощение полноценного и полнокровного персонажа. Шаляпин известен целой галереей очень разных героев (Иван Сусанин, Иван Грозный, Борис Годунов, Мельник, Фарлаф, Варяжский гость, Еремка и др.). Сценические создания Шаляпина весьма далеки от своего создателя и по внешнему облику, и по характеру, и по манере переживать чувства и выражать эмоции.

Шаляпина роднит с режиссерами Московского Художественного театра аналитический подход к созданию образов. Шаляпину было свойственно всестороннее изучение материалов и источников, способных обогатить облик будущего героя и его ха -

рактер новыми подробностями, чертами и деталями. Шаляпин обращался к историческим документам, если речь шла о таких персонажах, как Борис Годунов; к литературным первоисточникам, если работа относилась к героям, подобным Дон Кихоту.

Шаляпин в соотношении театров доре-жиссерского и режиссерского оказался фигурой промежуточной: он яростно противился вмешательству режиссуры в процесс создания и воплощения образа своего героя. Шаляпин выступал с позиций, традиционных для премьера оперного театра. В 1910 г. среди условий, при которых Шаляпин мог бы служить на казенной сцене, он обозначил следующие: «<...> 3) Назначение административного режиссера (отменить название главного режиссера, как неверное по существу). 4) Официально предложить всем участвующим в спектаклях и репетициях, в которых я пою, артистам и хору (в случае надобности) серьезно считаться со всевозможными замечаниями моими, касающимися сценического искусства, и подчиняться моим художественным требованиям так же, как если бы я был главный режиссер или директор сцены. 5) Передать кресло так называемого главного режиссера в мое расположение. <...>» [цит по: 6, с. 228].

Перечисленные требования показывают, что Шаляпин фактически выступал как режиссер своей роли и всего спектакля в той его части, которая касалась его роли. Общение с режиссером оперного спектакля мыслилось Шаляпиным как взаимодействие с фигурой сугубо административной, не имеющей отношения к вопросам собственно творческим.

Судить о Шаляпине-режиссере можно на примере его участия весной 1901 г. в старом спектакле «Борис Годунов» Московского Большого театра. Оставляя без изменений декоративную часть постановки, Шаляпин «несколько поправил режиссерскую часть». И далее: «Простота, ясность, логичность и здравый смысл вытекали из

каждого его замечания. Необыкновенная музыкальная память и знакомство не только со своей партией, но и со всеми другими партиями оперы прямо были поразительны. Обращался ли Шаляпин к артистам, обращался ли он к хору или к оркестру -все было так понятно, последовательно и логично. <...> Вот где виден настоящий истолкователь произведения!.. Он его не только хорошо изучил и знает - он его чувствует и своим пониманием заражает других» [6, с. 187].

Аналитический подход к творчеству в равной степени был присущ и Шаляпину-актеру, и Шаляпину-режиссеру. Актер детально прорабатывал музыкально-драматическое действие своего героя на основе причинно-следственной логики связей мотивов и действий, и на этой базе тончайше прорисовывал психологический рисунок роли.

Близость методологий Шаляпина и ре-жиссеров-основателей МХТ вовсе не озна-чала их совпадения и тем более их тождества. В. Э. Мейерхольд видел в Шаляпине идеал оперного артиста, потому что природа его таланта соответствовала условной природе оперы. У слушателя-зрителя, утверждал Мейерхольд, не возникало вопроса, почему шаляпинский герой поет, а не говорит: «Он сумел удержаться как бы на гребне крыши с двумя уклонами, не падая ни в сторону уклона натурализма, ни в сторону той оперной условности, которая пришла к нам из Италии XVI века, когда для певца важно было в совершенстве показать искусство производить рулады, когда отсутствовала связь между либретто и музыкой. В игре Шаляпина всегда правда, но не жизненная, а театральная. Она всегда приподнята над правдой жизни - это несколько разукрашенная правда искусства» [3, ч. 1, с. 144].

Шаляпин стремился к воплощению полноценного сценического образа, но при этом невозможно говорить о перевоплощении в том понимании этого термина, кото-

рый был присущ МХТ. Шаляпин-актер никогда не растворялся в персонаже, его актерская задача - вполне в духе мейерхоль-довского понимания природы актерского творчества: для актера необходимо заставить зрителя поверить, что герой проживает те или иные чувства, а не пытаться самому проживать эти чувства. Шаляпин утверждал: «Не то важно, что я переживаю «внутри», - важно, как я изображаю внешне то, что должно переживать действующее лицо» [цит по: 7, с. 145].

Для Мейерхольда основа основ театра -ритм. Задан ритм музыкой, и Шаляпин преобразовывал его в пластический рисунок роли: «Шаляпин - один из немногих художников оперной сцены, который, точно следуя за указаниями нотной графики композитора, дает своим движениям рисунок. И этот пластический рисунок всегда гармонически слит с тоническим рисунком партитуры» [3, ч. 1, с. 145]. Если учесть, что у Мейерхольда слова - тоже пластика (актер «бросает» слова), то шаляпинский рисунок роли включал в себя все составляющие игры - словесную, музыкальную и собственно актерскую.

Мейерхольд внимательно следил за творчеством Шаляпина и подмечал те перемены, что происходили в искусстве и методологии артиста. Если в 1909 г. Мейерхольд подчеркивал единство и гармонию шаляпинского соединения музыки, пения и пластики, то во второй половине 1930-х гг. режиссер уверял: «Сила Шаляпина была не в ресурсах голоса или красоты тембра... а в том, что он стал петь не только ноты, но и текст. Ему это удавалось потому, что он был так музыкален, что мог себе позволить о нотах вовсе не думать; поэтому он пел естественнее, чем многие говорят» [1, т. 2, с. 331].

Режиссура собственной роли, к которой Шаляпин тяготел на ранних этапах творчества, с годами стала распространяться и на партитуру, на ее темп, ритм и метр. Мейерхольд вспоминал: «Мало кто знает, как Шаляпин хозяйничал в партитуре «Бориса Годунова». В сцене «бреда» ему нужно было время для замечательной актерской импровизации: он тут целый кусок играл без пения, а музыки не хватало. Тогда он попросил повторить в этом месте так называемую музыку «курантов». Те, кто слышал и видел его в этой роли, должны признать, что получилось замечательно. Я не думаю, что сам Мусоргский стал бы с этим спорит» [1, т. 2, с. 332].

Отдельная проблема шаляпинской методологии актерского творчества - сам процесс зарождения, созревания, становления и воплощения образа. В. Л. Дранков настаивал, что, «создавая характер, Шаляпин всегда шел от образа» [2, с. 112]. Не от себя, как считал Станиславский, а от образа. Шаляпин утверждал, что необходимо «нести правду через актера-творца, а не через актера-человека, вот это и называется искусством. В этом, мне кажется, мы расходимся с Костей Станиславским» [2, с. 112]. Ход к образу от образа - методика М. А. Чехова. В. Л. Дранков, по понятным для 1970-х гг. причинам, не упоминает о великом русском драматическом актере, однако описанный им процесс создания Шаляпиным роли предстает близким к методике Чехова (ход к образу от образа, имитация образа при сценическом воплощении и др.). Отождествлять актерские методы Шаляпина и Чехова не стоит - они художники разные. Но сопоставление их методологий представляется делом перс -пективным: играя на сходстве и различиях, можно выявить многие закономерности шаляпинского творчества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гладков А. К. Мейерхольд говорит. Записи 1934-1939 годов // Гладков А. К. Мейерхольд: В 2 т. М., 1990.

2. Дранков В. Л. Природа таланта Шаляпина. Л., 1973.

3. Мейерхольд В. Э. К постановке «Тристана и Изольды» на Мариинском театре 30 октября 1909 года // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М., 1968.

4. Вл. И. Немирович-Данченко о Ф. И. Шаляпине // Федор Иванович Шаляпин: В 2 т. М., 1960. Т. 2. С. 132.

5. К. С. Станиславский о Ф. И. Шаляпине // Федор Иванович Шаляпин: В 2 т. М., 1960. Т. 2. С. 128.

6. Теляковский В. А. Мой сослуживец Шаляпин // Федор Иванович Шаляпин: В 3 т. М., 1977. Т. 2. С. 228.

7. Янковский М. О. Шаляпин и русская оперная культура. Л.; М., 1947. С. 143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.