Научная статья на тему 'Акт о владениях и доходах ирландской церкви 1833 года и его роль в церковной политике британских консерваторов'

Акт о владениях и доходах ирландской церкви 1833 года и его роль в церковной политике британских консерваторов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
UNITED CHURCH OF ENGLAND AND IRELAND / IRISH CRISIS / TORY PARTY / "REASONABLE CONSERVATISM" / ОБЪЕДИНЕННАЯ ЦЕРКОВЬ АНГЛИИ И ИРЛАНДИИ / ИРЛАНДСКИЙ КРИЗИС / ПАРТИЯ ТОРИ / "РАЗУМНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клочков Виктор Викторович

В статье рассматривается религиозная ситуация в Ирландии в первой трети XIX века и положение Объединенной церкви Англии и Ирландии в этот период. Исследуется значение ирландского кризиса 1832-1833 годов и роль партии тори в нем. Анализируется текст Акта о владениях и доходах ирландской церкви 1833 года. Показывается значение парламентской сессии 1833 года в становлении принципов «разумного консерватизма» Р. Пиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ACT CONCERNING THE PROPERTY AND REVENUES OF THE IRISH CHURCH OF 1833 AND ITS ROLE IN THE CHURCH POLICY OF THE BRITISH CONSERVATIVES

In article religious situation in Ireland of the first third of the XIX century has been revealed in the article as well as the position of the United Church of England and Ireland in the examined period. The significance of the Irish crisis of 1832-1833 and the position of the Tory party towards it is examined. A kind of special attention is given to the analysis of the text of the Irish Church Temporalities Act of 1833. The significance of the parliamentary session of 1833 in the formation of R. Peel’s «reasonable conservatism» is also examined.

Текст научной работы на тему «Акт о владениях и доходах ирландской церкви 1833 года и его роль в церковной политике британских консерваторов»

УДК 27 ББК 67.3

Клочков Виктор Викторович Klochkov Victor Victorovich

заведующий кафедрой теории права Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета кандидат исторических наук, доцент.

Chair of the Department of Theory of Law, Institute of Management in Economic, Ecological and Social Systems, Southern Federal University, PhD in History, Associate Professor. E-mail: vvklochkov@sfedu.ru

АКТ О ВЛАДЕНИЯХ И ДОХОДАХ ИРЛАНДСКОЙ ЦЕРКВИ 1833 ГОДА И ЕГО РОЛЬ В ЦЕРКОВНОЙ ПОЛИТИКЕ БРИТАНСКИХ КОНСЕРВАТОРОВ

An act concerning the property and revenues of the irish church of 1833 and its role in the church policy of the british conservatives

В статье рассматривается религиозная ситуация в Ирландии в первой трети XIXвека и положение Объединенной церкви Англии и Ирландии в этот период. Исследуется значение ирландского кризиса 1832-1833 годов и роль партии тори в нем. Анализируется текст Акта о владениях и доходах ирландской церкви 1833 года. Показывается значение парламентской сессии 1833 года в становлении принципов «разумного консерватизма» Р. Пиля.

Ключевые слова: Объединенная церковь Англии и Ирландии, ирландский кризис, партия тори, «разумный консерватизм».

В первой трети XIX века «Ирландия была местом эксперимента в области политики, и череда нескончаемых неудач была ее уделом на этом поприще» [ 1, р. 22]. В церковной сфере такие параллели еще более наглядны. После заключения Акта об Унии 1800 года, соединившего Англию и Ирландию в единое государство, возникла Объединенная церковь этих государств, которую английский историк О. Броуз назвал «странным продуктом Акта об Унии 1800 года» [2, р. 204].

Странность эта определялась тем, что к моменту проведения парламентской реформы 1832 года из 13 млн населения Англии приверженцами официальной англиканской церкви были около 700 тыс. человек. В Ирландии же из 7 млн человек 250 тыс. являлись католиками, а официальную церковь поддерживали не более 100 тыс. жителей [3, р. 404, 422]. Если же учесть, что большинство ирландских лендлордов были приверженцами Объединенной церкви Англии и Ирландии, а подавляющее

In article religious situation in Ireland of the first third of the XIX century has been revealed in the article as well as the position of the United Church ofEngland and Ireland in the examined period. The significance of the Irish crisis of1832-1833 and the position of the Tory party towards it is examined. A kind of special attention is given to the analysis of the text of the Irish Church Temporalities Act of1833. The significance of the parliamentary session of1833 in the formation ofR. Peel's «reasonable conservatism» is also examined.

Keywords: United Church of England and Ireland, Irish crisis, Tory party, «reasonable conservatism».

число арендаторов - католиками, то проблемы, связанные с уплатой десятины в пользу официальной ирландской церкви, явно приобретали первостепенное значение в церковной политике Великобритании первой трети XIX столетия.

Церковный кризис в Ирландии был спровоцирован парламентской реформой 1832 года. Нападки на епископов англиканской церкви, не желавших голосовать за реформу в Англии, -ничто по сравнению с ситуацией в Ирландии. Даже сожжение резиденции архиепископа в Бристоле не может идти в сравнение с тем, что Ирландская церковная комиссия (Irish Tithe Committee) прямо назвала «организованной и систематической оппозицией уплате десятины». Речь шла о «войне за десятину» (Tithe War) (1831-1836), когда официальная церковь в Ирландии не могла собрать ее в течение трех лет начиная с 1830 года [2, p. 205]. Эти обстоятельства побудили пореформенный парламент, собравшийся в январе 1833 года, вплотную заняться урегулированием затянувшегося кризиса.

Уже первые месяцы работы пореформенного парламента дали шанс радикалам, дис-сентерам (протестантам, не являвшимся адептами официальной англиканской церкви) и католикам почувствовать свою силу, а англи-канам - ощутить угрозу церковной собственности. Предпосылками ирландского кризиса, спровоцированного отказом арендаторов платить десятину, являются: давно назревшая необходимость изменения системы земельного держания для церкви; учреждение Ирландской церковной комиссии и наделение ее полномочиями по управлению церковными доходами, и, что особенно важно, их дальнейшему распределению. Именно здесь возникала проблема, связанная с потенциальной возможностью использования церковных доходов на светские нужды правительства (Lay Appropriation of Church Property). Этому вопросу уделяли особое внимание консерваторы, поскольку для партии тори, фактически обеспечившей прохождение Акта об эмансипации католиков в 1829 году, он имел принципиально важное конституционное значение. Поэтому данный кризис можно назвать религиозным только отчасти. Обсуждаемый на первой сессии пореформенного парламента Irish Church Temporalities Act (буквально - Акт об обмирщении доходов Объединенной церкви Англии и Ирландии) также был направлен не только на сокращение числа епископств и использование десятины на нужды светской власти. Он стал прецедентом для проведения сходной реформы в Англии в 1836 года.

Лидер партии тори в палате лордов герцог Веллингтон писал своему коллеге и будущему премьер-министру Р. Пилю по этому поводу в октябре 1830 года следующее: «.. .до тех пор, пока мы позволяем неплательщикам оставаться на земле, которая находится у них в держании, пока позволяем им передавать ее другим лицам и изымаем их средства из их карманов для того, чтобы использовать эти деньги за пределами Ирландии, ничего путного в этой стране мы сделать не сможем». Один из лидеров ультратори, ратовавший за сохранение традиционного конституционного порядка, герцог Нортумберленд также был убежден в том, что «существующая система уплаты десятины несправедлива» и видел выход «в расширении числа приютов и госпиталей, организуемых благодаря централизованной поддержке

графств» [4, p. 402]. Такой же позиции придерживался и епископ Ч. Ч. Бломфилд, полагавший, что «беспорядки в Ирландии слабо связаны с эмансипацией католиков, но имеют более сложную природу. По его мнению, для их устранения следовало модифицировать систему земельного держания, а также создать более справедливое правосудие, расширить производство и торговлю» [5, p. 716-717].

Наконец, парламентская комиссия по уплате десятины в Ирландии, учрежденная виг-ским кабинетом лорда Грея в начале 1831 года, в течение этого и первой половины 1832 года провела детальное исследование причин отказа от уплаты десятины в Ирландии. Комиссия указала не необходимость более справедливого распределения церковных пожалований и уменьшения числа синекур. Предлагаемое ею решение заключалось в установлении прогрессивного налога на доходы церкви с тем, чтобы полученные средства можно было направлять на устранение всех сложившихся в церковной сфере Ирландии несоответствий [6, p. 226-232].

Один из членов этой комиссии У. Мэйсон еще в 1823 году писал Г. Голбурну, тогда секретарю по ирландским делам, что система The Board of the First Fruits (Палата, по сбору десятины) нуждается в реформировании и «становится делом национального масштаба», поскольку перераспределение доходов от одних приходов для постройки и ремонта церквей в других вызывает недовольство [7, p. 326-3 34]. В ответ Г. Голбурн отправил У. Мэйсону довольно прохладную ноту, и последний вернулся к этой теме только в 1833 году, написав Р. Пилю, что «меры, предложенные мною в 1823 году, могли бы оказаться полезны при подготовке билля 1833 года» [8, p. 298].

Нужно отметить, что епископы англиканской церкви поддерживали The Irish Church Temporalities Bill. Уже упоминавшийся выше епископ Ч. Бломфилд прямо говорил, что «если духовная часть забот церкви и подвергается атакам в данном билле, то он в целом является честной мерой, направленной на предотвращение разрушения самой ирландской церкви» [9, p. 99-101]. Ситуация складывалась таким образом, потому что вопрос о перераспределении доходов, получаемых в виде церковной десятины, посредством учреждаемых монархом государственных органов, а также ис-

пользования этих доходов на вполне определенные церковные нужды, не был новым. Так, акты о коммутации ренты (The Composition Acts of 1822: 3 Geo. IV. С. 125, 1824: 4 Geo. IV. С. 99) предусматривали возможность (а с 1824 года - обязанность) коммутации ренты, которая сделала уплату десятины затруднительной, поскольку краткосрочная аренда предполагала ежегодную уплату не только десятины, но и вступительного файна. Для церкви это означало падение доходов и угрозу самому существованию The Board of the First Fruits. Это, в свою очередь, делало актуальным вопрос о необходимости изменения всей системы земельного держания в Ирландии, особенно краткосрочной аренды, ежегодно возобновляемой при условии уплаты вступительного файна.

Епископ Р. Уотли писал по этому поводу: «Следует передать все церковные доходы (endowments) специально учрежденной комиссии, которой следует предоставить также полномочия по управлению этими доходами на основе траста. В этом случае станет возможным ввести практику долгосрочной аренды так, как это не в состоянии сделать викарий при существующих ныне институтах» [10, p. 112]. Для более равномерного распределения церковных доходов предлагалось ввести практику обмена и продажи церковных земель.

Примерно той же позиции придерживался член палаты общин, солиситор из Дублина У. Махоуни. Он предлагал раздробить крупные поместья в Ирландии, обремененные долгами и трудно продаваемые, на мелкие участки и продать последние на условиях Акта об управлении поместьями (Administrations of Estâtes Act) 1798 года (38 Geo. III. c. 27). Для облегчения процесса покупки специально учрежденной комиссии предлагалось выделить парламентскую субсидию в £ 1 000 000 [11, p. 234-242].

Наиболее активные дебаты, посвященные The Irish Church Temporalities Act, прошли в палате лордов 6 июня 1833 года. Основными докладчиками выступили епископ Ч. Бломфилд и премьер-министр вигского кабинета лорд Ч. Грей [12, p. 379-386]. Акт, утвержденный 14 августа 1833 года (3&4 Will. IV. c. 37), воспринял высказанные выше позиции в двух важных отношениях. Во-первых, держатели церковных земель на праве free simple (фригольд) в течение 21 года, трех поколений или

в течение 40 лет получили возможность трансформировать свое держание в аренду на условиях выплаты постоянной ежегодной ренты. Кроме того, отчисления в The Board of the First Fruits заменялись прогрессивным налогом в зависимости от полученного дохода. Во-вторых, The Board of the First Fruits заменялась новым органом - The Irish Ecclesiastical Commission. Она состояла из 11 членов - шести епископов и пяти светских комиссионеров. Из шести епископов четыре назначались монархом, а входящие в их число в обязательном порядке архиепископы Дублина и Армаха могли назначить по одному члену комиссии каждый. Что касается светских членов, то в их число обязательно входили лорд-лейтенант Ирландии, лорд главный судья суда Королевской скамьи и три назначаемых ими члена комиссии. Бюджет комиссии ежегодно составлял £ 180 000 [13, p. 133-134].

The Irish Church Temporalities Act прошел в парламенте без серьезного сопротивления, поскольку в равной степени ущемлял и право собственности церкви, и права держателей. При этом виги считали вполне возможным использовать часть доходов на нужды, не связанные с церковью. Лорд Элторп внес Ministerial Plan for Irish Church Reform и хотел «глубже погрузиться в этот вполне конкретный вопрос» [14, p. 561]. Позиция радикалов была тоже понятна - они выступали против всякой поддержки церкви государством [14, p. 36-3 8].

Что касается тори, то они были крайне не согласны с использованием доходов ирландской церкви на нужды правительства. Ультратори лорд Махон писал в январе 1833 года, что «отставка кабинета тори и нахождение на скамьях оппозиции в значительном меньшинстве требует жесткого противодействия сторонникам Коббетта и Хьюма не меньше, чем ирландским заднескамеечникам. Только это позволит сохранить необходимый консервативный баланс в этом парламенте толпы» [15, p. 209-211].

Главную проблему для тори представляла статья 1 47 билля, разрешавшая использовать часть доходов ирландской церкви на нужды правительства. Лорд Элторп поддерживал эту меру, а Р. Пиль был против и писал Г. Голбур-ну: «Выбор у нашего меньшинства прост - не предпринимать ничего сейчас, но активно противодействовать этой части билля в третьем

чтении; главный же вопрос для церкви - принять этот билль, исключив из него наиболее радикальные меры, либо безнадежно вздыхать о лучшем» [15, p. 222-223].

В итоге статья 147 в билль не вошла, и это было несомненным успехом консервативной оппозиции. Епископ местечка Кашел, член Ирландской церковной комиссии писал Р. Пилю, что он «не слишком верит в возможность использовать часть доходов ирландской церкви на нужды правительства, а если бы даже такая возможность и существовала, то само количество полученных средств не позволило бы использовать их достаточно широко - от нужд образования до госпиталей от лихорадки». Но количество епископств все же сократили с 22 до 12 [8, p. 199].

Английский аналог ирландского акта 1833 го- да - Tithe Communication Act (6&7 Will. IV. С. 71) вступил в силу 13 августа 1836 года. Согласно этому акту десятина заменялась денежным налогом, рассчитываемым на основе цен на пшеницу, ячмень и овес за последние семь лет (вклад каждого из зерновых в общий итог был равным). Для некоторых регионов десятина была вообще отменена в силу обычая, скудости урожаев

Литература

1. Bennett W. J. E. Crime and Education. The Duty of the State Therein. L., 1846.

2. Brose O. J. The Irish Precedent for English Church Reform: The Irish Church Temporalities Act of 1833 // The Journal of ecclesiastical history. 1956. Vol. VII. Issue № 2 (October).

3. Evans E. J. The Forging of the Modern State. Early Industrial Britain, 1783-1870. L., 1995.

4. Wellington Dispatches, Correspondence & Memoranda / ed. by the Duke of Wellington. New Series. Vol. I-VI. L., 1867-1880. Vol. VI.

5. Hansard Parliamentary Debates. 1833. Vol. XIII.

6. Second Report of the Select Committee on Tithes in Ireland. House of Commons Parliamentary Papers. 1832. Vol. XXI.

7. Papers Relating to the First Fruit in Ireland. House of Commons Parliamentary Papers. 18311832. Vol. XXII.

8. British Museum Add. MS. 40418 f. 298 ff.

и соглашения с приходами. Определяла эти условия специальная церковная комиссия.

Таким образом, парламентская тактика консерваторов позволила избежать крайностей в композиции билля, столь активно поддерживаемого радикалами. Солиситор из Дублина У. Махоуни писал: «Я, как протестант, противник взглядов, в соответствии с которыми собственность церкви есть собственность государства, и не испытываю радости от необходимости платить соответствующие поборы; но может статься, что билль станет законом, и тогда, если все же придется платить, было бы справедливо, чтобы это касалось и пресвитериан, и католиков, и всех других, чтобы наши средства были использованы на нужды общества» [16, р. 243-244]. Именно ирландский церковный билль 1833 года стал своего рода пробным камнем, на котором партия тори «обкатывала» новые принципы партийной политики в отношении вопросов, прямо затрагивающих основы конституционного устройства. Успешное противостояние крайностям билля со стороны парламентского меньшинства стало одним из первых проявлений того, что позднее историки назовут «разумным консерватизмом».

9. Minutes of Evidence, Lords' Committee on Tithe in Ireland. House of Commons Parliamentary Papers. 1833. Vol. XVI.

10. Whatley E. J. Life and Correspondence of Richard Whatley. L., 1868. Vol. I.

11. Second Report of the Select Committee on Tithes in Ireland. Minutes of Evidence. House of Commons Parliamentary Papers. 1832. Vol. XXI.

12. Hansard Parliamentary Debates. 1833. Vol. XVIII.

13. Saint F. The Victorian Church: architecture and society. Cambridge, 1995.

14. Hansard parliamentary debates. 1833. Vol. XV.

15. Lord Mahon to R. Peel. 8 January, 1833. Sir Robert Peel from his Private Papers / ed. by Ch. S. Parker. L., 1899. Vol. II.

16. House of Commons parliamentary papers. 1831-1822. Vol. XXI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.