УДК 940
«Аксьон франсэз» как идейная предшественница европейского фашизма
М. В. Добрынина
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Посвящается осмыслению духовных корней европейского фашизма. Обосновывается идея о том, что первоисточником практики, технологии и воззрений фашизма выступила французская политическая организация «Аксьон франсэз», основанная и руководимая идеологом монархического национализма Шарлем Моррасом. Анализируются взгляды Морраса на войну, революцию, общественное устройство и религию. Выделяются и описываются характерные черты фашистских организация, прослеживается преемственность французской организации и ее последователей в Италии, Германии и других странах.
Ключевые слова: Ш. Моррас; фашизм; политическая организация; революция; консервативное мышление; националистическая идеология.
В сознании большинства людей фашизм ассоциируется с Германией, Италией и Испанией. Однако, по нашему мнению, духовный потенциал для европейского фашизма был заложен французской политической организацией «Аксьон франсэз». Именно во Франции, развитие которой на столетия вперед определила буржуазная революция 1789—1799 гг., названная Великой, зародилась идеологическая основа нового политического течения.
Концентрированным выражением контрреволюционного мышления Франции стали взгляды Шарля Морраса (1868—1952) — идейного родоначальника и политического «учителя» европейского фашизма.
Моррас принадлежал к классу мелкой, довольно зажиточной сельской буржуазии; обучался в католическом училище, где ему были привиты христианские консервативные идеи, послужившие в дальнейшем ядром формирования новой идеологии.
По окончании училища Моррас подрабатывал журналистом, писал статьи на философские и политические темы,
© Добрынина М. В.
но не был уверен, кем стать: писателем-журналистом или политиком. Выбор предопределило «дело Дрейфуса», разделившее единые ранее понятия — нация и Отечество, с одной стороны, и человечество и права человека — с другой, — а также положившее начало новой политической идеологии: монархическому национализму. В связи с расколом общества на защитников и обвинителей А. Дрейфуса сформировались политические организации — Лига защиты прав человека и противостоявшая ей Лига французского отечества. Ни одно из названных событий не осталось без внимания Морраса, и под впечатлением от происходящего он опубликовал статью «Первая кровь» (1898), иллюстрировавшую и доказывавшую жизненную ложь ядра французской армии. По свидетельству философа и историка Э. Нольте, такая же ложь военных перед лицом серьезной моральной угрозы была одной из предпосылок фашизма и в Италии (о решающем значении битвы при Витторио-Венето для исхода Первой мировой войны), и в Германии (легенда об ударе ножом в спину) [1, ^ 423].
В декабре 1898 г. вышел в свет манифест содружества авторов (Морис Пюжо, Анри Вожуа и Пьер Лассер) под названием «Аксьон франсэз» (в переводе — «Французское действие»), обвинявший Лигу французского отечества в неспособности справиться с подрывной деятельностью сторонников Дрейфуса (дрейфусаров), угрожающей цивилизации во Франции. Моррас присоединился к авторам манифеста и несколько лет убеждал их в том, что устранить смертельные опасности может только решительная борьба против принципа республики. Иными словами, Моррас добивался вхождения во власть анти-дрейфусаров, а дрейфусаров причислял к оппозиции.
С учреждения в 1905 г. Руководящего комитета «Аксьон франсэз» начала активную работу как политическая организация. В частности, Моррас проанализировал всю систему контрреволюционных доктрин и произвел их синтез, создал принципиально иную идеологию, новое политическое объединение в противовес действующим политическим партиям.
Генеральный штаб «Аксьон франсэз» был максимально интеллектуален и аристократичен, что и позволило добиться успеха в быстром распространении неороялистских идей. Среди идеологов итальянского фашизма также были аристократы и интеллектуалы: В. Парето, Ж. Сорель, Дж. Джентиле, Г. Д'Аннунцио и др., и это не было случайностью — в «Манифесте фашистской интеллигенции» (1925) подчеркивалось, что фашизм в Италии неразрывно связан с ее культурной и исторической традицией.
Само название «Аксьон франсэз» предполагало ориентацию на деятельность: «...вокруг одноименной газеты (сначала — журнала) сложилась сеть институтов, своего рода политической школы, где читали лекции, или даже организации поддерживавших движение
женщин» [2, с. 43]. И Муссолини, и Гитлер впоследствии подчеркивали, что фашизм и нацизм есть одновременно действие и мысль.
Режим Муссолини создавал различные коллективы, от профашистских профсоюзов до досуговых организаций. Так, 1 мая 1925 г. в Италии создана организация «После работы», целью которой было объединение людей после трудового дня. Она включала и музыкальные ансамбли, и библиотеки, и лагеря для отдыха, и кружки по интересам и т. д. Точно так же заботились о здоровье и свободном времени трудящихся и в нацистской Германии.
В рамках французского политического объединения создана первая высшая партийная школа, первый штурмовой отряд — «Королевские молодчики», молодежное и отчасти военизированное крыло «Аксьон франсэз», выросшее из группы молодых распространителей газеты, отличавшееся иерархичностью в организации, упорством в мысли и действии, высоким уровнем дисциплины, четким планированием, бесцеремонностью и грубостью по отношению к политикам из враждебного лагеря. Итальянские чернорубашечники и немецкие штурмовые отряды («коричневые рубашки») также составляли военные отряды, пополняли собой ядро политических партий и особую партийную полицию.
Социальная база «Аксьон франсэз» строилась из представителей аристократии, духовенства, крупных предпринимателей и генералитета (в частности, Филипп Анри Петен, герой Первой мировой войны и будущий лидер Французского государства (коллаборационистского «режима Виши»), был близок к ним), но основную поддержку движение получало от обеспеченного студенчества, городского мелкого и среднего класса, составлявших основу «Королевских молодчиков».
В итальянском и немецком фашизме также была сильна ориентация на средний класс.
Политические воззрения идеологов «Французского действия» сводились главным образом к критике демократии, либерализма, социализма и революции. Они признавали абсолютный суверенитет отечества, отвергали систему советов, но вместе с ней и индивидуалистическую философию. Ими ставился вопрос, ответ на который делил общество на две группы, позволяя отличить патриотов-националистов от «апостолов гуманизма»: что первично — отечество (т. е. «Франция прежде всего!») или человечество («Франция, но...»)? Демократия трактовалась как детище революционного духа, а либерализм разоблачался как идеологическое прикрытие воли некоторых групп к власти. Моррас никогда не признавал равенства между людьми: «Общество может склоняться к равенству, но в биологии равенство встречается только на кладбище» [3, с. 95].
В доктрине итальянского фашизма либерализм считался логическим и историческим преддверием анархии, а демократические режимы — создающими лишь иллюзию суверенитета. Итальянский фашизм провозглашал: всё в государстве, ничто вне государства. Государство — это внутренняя форма и норма, которая дисциплинирует всю личность. Государство — это душа души. Интересы государства ставились выше интересов личности. Фашизм постулировал идею о том, что неравенство неизбежно и благотворно, что общество не может быть уравнено механическими и внешними факторами.
Воззрения Морраса пропитаны метафизическим национализмом, он воспринимал Францию прежде всего как прекрасное — от картин и дворцов до народных верований и религиозных обычаев, от искусной кухни до великих
творений литературы. В статье 1899 г. «Семья Моно в изображении их самих» он сформулировал теорию заговора четырех союзных сословий: евреи, протестанты, масоны и метеки, лишенные гражданских прав, объединившись, хотят захватить власть и обокрасть прекрасную Францию. По его мнению, интеллигенция оказывается перед выбором: порабощающее будущее в союзе с абстрактной и космополитичной властью денег или освобождающее сотрудничество с аристократией крови. Защититься от варваров внутри страны должна была помочь сильная армия — драгоценное соединение (fascio) национальных сил, без которого нет порядка в стране. Война же, по убеждению Морраса, есть вечный элемент человеческого бытия: кто знал в ней толк, тот признавался королем. Монархия, в его представлении, — военное королевство, но высшее достижение политики — все-таки мир.
Руководство «Аксьон франсэз» выделяло 3 ряда врагов, против которых и вело войну: политические (либералы, демократы, социалисты, коммунисты и анархисты); сословные (названные выше 4 союзных сословия); внешние (немцы и англичане). «Королевские молодчики» действовали против врагов организованно, жестоко, целью их было физически запугать и морально опозорить противника. Объектом нападения могли стать деятели и даже произведения науки, правосудия или искусства. Боевые отряды всегда выступали постфактум, когда натиск противника терял силу и риск был минимальным. Все выступления проходили при попустительстве или даже некотором благоволении государства.
Для Италии национальный вопрос не стоял, в этой стране не принято было делить людей на евреев, иностранцев, мусульман и т. п. Итальянец был един с нацией, связан с другими итальянцами через традиции и культуру. В Германии,
напротив, национальный вопрос был актуален, именно на нем сделал акцент Гитлер.
Интересно отношение «Аксьон фран-сэз» к религии и религиозной составляющей жизни общества. Несмотря на то, что возглавляли движение атеисты и агностики, оно восхваляло перед масонами католицизм как величайшую основную ценность Франции, в результате чего получило поддержку Ватикана в 1910 г. Кроме того, в идеологии организации религиозная вера признавалась одной из главных сил в человеке (второй называлось чувство собственности) и гарантировалось единство трех видов защиты: религиозной, социальной и национальной.
По мнению Морраса, только корпоративное государство не допускает произвола и нарушений, общество должно быть построено на экономических, социальных и культурных объединениях (корпорациях, палатах, институтах, гильдиях, цехах и творческих союзах), которые автономно решают основные вопросы внутренней социальной и экономической политики. Эти объединения — естественные, как и семья, и именно на них держится общество.
Необходимо отметить уникальный стиль «Аксьон франсэз». Все печатные органы объединения: и газеты, и журналы, и периодические издания, и книги Нового национального издательства, с 1921 г. возглавляемого Жоржем Валуа (впоследствии лидером собственной фашистской организации), — были выполнены в высокохудожественной литературной форме. Все выступления организации отличались тонким юмором, что демонстрировало комбинацию «мозгов и кулака» лидеров. «Французское действие» пыталось придерживаться принципа фюрерства, однако главный идеолог Шарль Моррас был великим политическим учителем, но слабым лидером, «не Вождем». Такое положение со временем спровоцировало кризис
руководства и пошатнуло позиции организации, отодвинув ее на вторые роли в политической жизни Франции.
На 1920-е и первую половину 1930-х гг. пришелся пик популярности «Аксьон франсэз». Численность движения достигала 60 тыс. человек.
Во второй половине 1930-х гг. ситуация изменилась. Во-первых, в июне 1936 г. на парламентских выборах победил блок левых партий Народного фронта — коммунистов, социалистов и радикалов, который сразу же запретил все «военизированные формирования», в том числе «Королевских молодчиков». Так «Аксьон франсэз» лишилась своего боевого крыла. Во-вторых, Папа Римский Пий XI осудил Морраса за «галликанскую идеологию» (идею независимости французской католической церкви от Рима) и формально запретил своей пастве иметь дело с его организацией. Это повлекло за собой отток ревностных католиков из движения.
С началом Второй мировой войны «Аксьон франсэз» заняла «патриотическую» позицию, прежде всего мотивированную германофобством, однако создание 10 июля 1940 г. правительства маршала Петена и Французского государства монархисты встретили с ликованием, а сам Моррас назвал это событие «божественным сюрпризом», поскольку его политическим идеям была близка главная цель петеновской Франции: коренным образом перестроить систему управления страной, изменить структуру французского общества, отказавшись от республиканского устройства [4].
В 1944 г., после вступления во Францию объединенных сил союзников, Французское государство прекратило свое существование (хотя до 22 апреля 1945 г. функционировало «правительство Виши в изгнании»), а вместе с ним исчезла и поддерживавшая его монархическая партия. Моррас был арестован, предстал перед судом как «видный
деятель и идеолог вишистского режима» и приговорен к пожизненному тюремному заключению.
В современной Франции «Аксьон франсэз» возродилась и действует с 1947 г. [5], но по сути является лишь тенью крупной политической организации, игравшей важную роль в политической жизни страны начала ХХ в. Однако творческое наследие Морраса — философские и публицистические труды — послужило багажом идей не только для французских, но и для многих европейских националистов. Итальянский, а за ним и германский фашизм перенял у «Аксьон франсэз» корпоративную составляющую в идеологии, ориентацию на деятельность, создание штурмовых отрядов как результативной единицы в осуществлении своих политических идей, центральную роль государства. «Французское действие» стало предтечей европейского фашизма, что представляет несомненный интерес для политической науки и практики современности.
Литература
1. Нольте Э. Фашизм в его эпохе: Аксьон Франсэз. Итальянский фашизм. Национал-социализм. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. 554 с.
2. Руткевич А. М. Консерваторы XX века. М.: Изд-во РУДН, 2006. 180 с.
3. Maurras Ch. Mes idées politiques. Paris: Fayard, 1937. 320 p.
4. Степанов Г. Анри Петен: из героев в предатели // Тайны истории. 2014. № 13. С. 32—35.
5. Accueil // Action Française [Site web]. URL: http://www.actionfrancaise.net/craf/ (accedé le: 3.06.2015).
6. Иуков Е. А. Французский радикальный консерватизм: технология политической мобилизации на примере «Аксьон Франсэз» // Система ценностей современного общества: Сб. мат-лов V Всероссийск. науч.-практ. конф. Вып. V. Ч. 2. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2009. С. 26—30.
7. Литвиненко В. А. Фашистский проект в системе глобальной миропроектной конкуренции // Обозреватель — Observer: Научно-аналитический журнал. 2010. № 7 (246). С. 75—89.
8. Молер А. Фашизм как стиль / Пер. с нем. А. Барсукова. Новгород: Толерантность, 2007. 186 с.
9. Моррас Ш. Будущее интеллигенции. М.: Праксис, 2003. 157 с.
10. Муссолини Б. Доктрина фашизма / Пер. с итал. В. Н. Новикова. Париж: Возрождение, 1938. 64 с.
11. Рахшмир П. Ю. Происхождение фашизма. М.: Наука, 1981. 184 с.
Добрынина Мария Владимировна — кандидат политических наук, доцент кафедры
экономической теории и финансов (ЭТиФ)
МИЭТ. E-mail: marin709@rambler.ru