Научная статья на тему 'Аксиосфера Монтессори-образования'

Аксиосфера Монтессори-образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНТЕССОРИ-ОБРАЗОВАНИЕ / АКСИОСФЕРА / МЕТОД / ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / MONTESSORI-EDUCATION / AXIOSPHERE / METHOD / VALUES / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргапольцева Дарья Сергеевна

Рассматривается содержательная структура Монтессори-образовательных ценностей в контексте аксиологического развития личности и в соответствии с гуманистическими ориентирами отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiosphere of Montessori-education

Contextual structure of values of Montessori-education in the context of axiological development of personality and in accordance with humanistic reference points of Russian education.

Текст научной работы на тему «Аксиосфера Монтессори-образования»

Каргапольцева Д.С.

Оренбургский государственный университет E-mail: dskpost56@gmail.com

АКСИОСФЕРА МОНТЕССОРИ-ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается содержательная структура Монтессори-образовательных ценностей в контексте аксиологического развития личности и в соответствии с гуманистическими ориентирами отечественного образования.

Ключевые слова: Монтессори-образование, аксиосфера, метод, ценности, личность.

Современные исследователи отмечают необходимость содержательно-ценностного обновления теории и практики отечественного образования, базовым ориентиром которого должен выступить «новый», «растущий человек нашего времени», обладающий «высокой культурой», способный к «конструированию новой реальности» и творческому «са-мостроительству» [18, с. 12].

Значимым потенциалом инновационного обновления, приоритетно обращенным к ценностям саморазвития личности и отвечающим «современным тенденциям развития педагогической науки» [17, с. 28], обладает система Марии Монтессори - «яркий пример эффективной практической реализации идей гуманистической педагогики» [4, с. 5], одна из «хорошо проработанных программ воспитания» [5, с. 97], которая в последние годы стала «отдельным направлением в развитии российского образования» [20, с. 5].

Ценностный ряд Монтессори-образова-ния, в созидательно-активном пространстве которого осуществляется аксиологическое развитии личности воспитанников и учащихся, имеет вполне определенные и, прежде всего, гуманитарные, общечеловеческие «точки» содержательно-смыслового сопряжения с базовыми российскими национальными ценностями [3, с. 18-19]. Это, прежде всего, категории/ценности любви к другому человеку, своему народу и малой родине, личной свободы и доверия к людям, достоинства и самоуважения, здоровья, заботы, уважения к труду и творчеству, целеустремленности и настойчивости, самостоятельности и ответственности, ценности знания и стремления к истине, красоты и гармонии, мира и добра.

По своей сущностной определенности, с наибольшей очевидностью проявляющейся в контексте расширяющейся глобализации соци-

ума, образовательная система М. Монтес-сори - это Педагогика детства, образовательный метод, ориентированный на утверждение ценностей Детства как особой субкультуры, значимого периода в жизни человека и человечества.

В ценностном измерении категории субкультуры исследователи выделяют феномен аксиосферы - «самоорганизующейся системы ценностных отношений, взглядов, идеалов, в которой созидаются, функционируют и совершенствуются ценности» [13, с. 9].

В герменевтических преломлениях содержания категории «сфера» (от греч. 8рЬа1га -шар), делающих возможными перенос в аксиологическую плоскость рассмотрения, подчеркнуты топологические атрибуции внутреннего - «шар или его внутренняя поверхность» [1, с. 672], «шарообразное тело или пустота» [2, с. 368], определена системообразующая феноменальность стягивающей центрации - понятия «равноудаленности» и «центра сферы» [6, с. 751; 14, с. 623], обозначены признаки комплементарного, взаимодополняющего характера: «часть целого» [15, с. 439], выделены антропологические контексты рассмотрения -«Сферой человека является пространственно представляемая область свободы и могущества личности» [19, с. 444], актуализирована духовно-нравственная векторность понимания: «известный, чем-либо ограниченный простор духа», «сфера добра-зла» [2, с. 368].

Апеллируя к нравственно-духовному единству «внутреннего» и «внешнего», «сфер-ный» подход в области аксиологии образования позволяет конкретизировать педагогические ориентиры аксиологического развития личности и, в нашем рассмотрении, делает правомочным выделение аксиосферы Монтессо-ри-образования, содержательная плоскость которой обладает более обширным, родовым статусом и сопряжено включает (развивающе

объединяет) в качестве видовой компонентно-сти ценностную феноменальность (аксиосфе-ры) личностного мира ребенка (ученика, воспитанника) и педагога (учителя).

Утверждающееся понимание нелинейного характера процессов развития [10] и расширяющееся принятие идей вероятностного образования [8] существенно повышают гуманитарную значимость аксиологической составляющей процесса становления личности, выступающей своеобразной «ориентировочной основой» компетентностного формирования поведенческой активности человека как «самостоятельной способности к действию» [21], в том числе, в условиях «высокой степени неопределенности ситуации» [7, с. 4].

С этой точки зрения аксиосфера Монтессори-образования может рассматриваться как значимый фактор педагогического влияния на процесс и результат аксиологического развития (ценностного самопостроения) личности взрослеющего человека, выступающего субъектом максимальной реализации индивидуальных сил, возможностей, потенций и энергий в условиях свободного и ответственного выбора.

Специфические особенности аксиологического развития личности в Монтессори-об-разовании обусловлены обращением к сфере педагогических ценностей/категорий, играющих значимую роль в содержательно-смысловой трансформации (обретении, построении) ценностного ряда индивидуальных предпочтений растущего человека.

Главенствующая роль в этом отношении принадлежит, на наш взгляд, ценностной категории Монтессори-Метода как педагогического начала всех начал, центрирующего фактора Монтессори-образовательной аксиосфе-ры, «первого» метода, созданного «в нашем человеческом обществе», по утверждению М. Монтессори, «под руководством ребенка» [9, с. 193]. Не случайно одна из главных работ великого итальянского педагога так и называется: «Мой метод...» [11].

Аксиологическую триаду Монтессори-Метода образуют, по определению М. Мон-тессори, «три основных пункта», «три основных условия», «три большие части» - «среда, учитель, уважение к личности ребенка» [9, с. 150]; в других формулировках: «подготовленная среда, смиренная учительница и

научный материал»; «среда, учитель и материал» [9, с. 191,193].

Как представляется, именно в жизнетворящей плоскости Монтессори-Метода осуществляется, делается возможным личностное развитие растущего человека, которое, по своей сути, является (не может не быть) развитием собственно аксиологическим, связанным с самостоятельным, «опытническим» обретением базовых ценностей бытия.

Именно «личность» или «свободный ребенок», его свойства, потребности и тенденции саморазвития [9, с. 273] доминирующе пребывают в аксиологическом центре Мон-тессори-образования (равно - в центре аксиологической триады Монтессори-Метода). Не случайно отличительную черту своего Метода М. Монтессори формулирует императивным двуединством следующих утверждений: «На первый план выходит личность ребенка» и «Величие человеческой личности изначально» [12, с. 5,43].

На наш взгляд, гуманитарно трансформируемая Методом аксиосфера Монтессори-образования может быть представлена четырьмя содержательно взаимосвязанными и терминологически различимыми разделами.

1. Системной совокупностью основных педагогических категорий, авторски презентуемых с употреблением качественной характеристики «новый» - «новое воспитание», «новое обучение», «новый человек», «новый ребенок», «новое образование, «новая педагогика».

2. Узнаваемой представленностью особой, специфической, а потому и действительно новой номенклатурой вербальных конструктов, сущностно определяющих аксиологическую конкретику Монтессори-образователь-ной идеи: «психические энергии», «духовный эмбрион», «horme», «mneme», «nebule», «человеческие тенденции», «порядок», «нормализация», «подготовленная среда», «материал», «работа», «самопостроение», «принятие», «осознание ценности личности», «конгруэнтность самому себе», «освобождение», «спасение», «духовное смирение» и др.

3. Ценностный ряд Монтессори-образова-ния включает в себя также и традиционные гуманитарно-образовательные ценности -«труд», «среда», «активность», «природа», «свобода», «дисциплина», «наблюдение»,

«опыт», «развитие», «радость», «любовь» и другие, содержательно-смысловые понимания которых обусловлены трансформирующим влиянием аксиологических акцентуаций Мон-тессори-Метода.

4. Мы сочли возможным выделить категорию так называемых «антиценностей» Мон-тессори-образования, которые, с одной стороны, выступают в роли своеобразных индикаторов/катализаторов повышенного внимания учителя/воспитателя к «трудному» ребенку и, в то же время, фактом своего отсутствия демонстрируют природосообразный характера образовательного взаимодействия, утверждаемого словом, взглядом, поступком, действием педагога. К обозначенной области М. Мон-тессори [9] относит такие отклонения в поведении ребенка, особенно раннего возраста, как

каприз, зависимость от взрослого, желание обладания, жажда власти, комплекс неполноценности, страхи, лживость; в поступках учителя: принуждение, «ненужная» помощь и др.

Терминологически-видовая дифференциация Монтессори-образовательных ценностей (инновационно-авторские, традиционные, специфические, негативные) в гуманитарно-трансформирующем пространстве образовательной реализации Монтессори-Метода содержательно конкретизирует «аксиологический аспект» адаптации системы М. Монтессо-ри в российском образовании [16, с. 330] и, тем самым, способствует педагогической оптимизации процесса аксиологического развития личности в Монтессори-образовании в сопряженной ориентации на систему базовых ценностей отечественной культуры.

26.02.2013

Список литературы:

1. Булыко A.^ Современный словарь иностранных слов. - Изд. 2-е, испр. и дон. - М.: Мартин, 2005. - 848 с.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т.4. - М.: Рус. яз., 1982. - 683 с.

3. Данилюк A^., Кондаков A.C, Тишков ВА. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010. - 24 с.

4. Корнетов Г.Б., Богуславский М.В. Восхождение к Монтессори // Монтессори. - М.: Издательский Дом Шалвы Aмо-нашвили, 1999. - С. 5-25.

5. Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Новые ценности образования. Самобытность детства. - 2007. - №3 (33). - С. 79-101.

6. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 944 с.

7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С. 3-12.

8. Лобок A^. Вероятностный мир образования // Новые ценности образования; гл. ред. Н.Б. Крылова. - Вып. 1-2 (2526) Образовательная деятельность. - М., 2006. - С. 148-158.

9. М. Монтессори Дети - другие / Пер. с нем.; Вступ. и закл. статьи, коммент. К.Е. Сумнительный. - М.: Карапуз, 2004. -336 с.

10. Моисеев Н.Н. О мировоззрении и миропонимании // Экология и жизнь. - 1999. - №4. - С. 5-9.

11. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение. - М.: Aстрель: ACT, 2007. - 349 с.

12. Монтессори М. Разум ребенка (главы из книги). - М.: Изд-во «ГPAAЛЬ», 1997. - 176 с.

13. Мосиенко Л.В. Ценностное самоопределение студентов в пространстве университетской молодежной субкультуры: автореф. дис. ... д-ра нед. наук. - Оренбург, 2012. - 44 с.

14. Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова (гл. ред.) и Л.С. Шаумяна. - Изд. 6-е, нерераб. и дон. - М.: Сов. Энц., 1964. - 784 с.

15. Словарь-справочник «Человек и общество» / Aвторы-сост. И.Д. Коротец, ЛА. Штомпель, О.М. Штомпель. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 544 с.

16. Сумнительный К.Е. Педагогическая система М. Монтессори в ноле российского образования // М. Монтессори Дети - другие / Пер. с нем. - М.: Карапуз, 2004. - С. 324-331.

17. Фаусек Ю.И. Педагогика Марии Монтессори: ст., дневники, рукон. / [совр. ред. Е. Хилтунен; науч. редакция, пос-лесл. и коммент. Д. Сорокова; предисл. М. Крулехт]. - М.: Генезис, 2007. - 368 с.

18. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века: Доклад на общем собрании PAО 18.12.2012 г. - 13 с. / URL: http://www.smolin.ru/actual/public/pdf/feldchteyn.pdf -[дата обращения 06.07.2013].

19. Философский энциклопедический словарь / Ред.-составители: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, ВА. Лутченко. - М.: ИНФPA-М, 2005. - 576 с.

20. Хилтунен ЕА Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей. - М.: Aстрель: ACT, 2010. - 399 с.

21. Хуторской A^. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики PAО 23 апреля 2002. - / URL: www.eidos.m/news/compet/htm - [дата обращения 06.07.2013].

Сведения об авторе:

Каргапольцева Дарья Сергеевна, аспирант кафедры теории и методологии образования Оренбургского государственного университета; специальность Е_шаИ: karma@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.