АКСИОЛОГИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА Курбанбаев Кылычбек Азимович
Д.ф.н., профессор, Ошский государственный университет, Ош, Кыргызская Республика
https://doi.org/10.5281/zenodo.10824127
Аннотация. Данная статья посвящена аксиологическим проблемам в искусстве. Кроме того, подробно раскрыты характеристики ценностей, принадлежащих каждой эпохе, и их значения. Также была отражена роль эстетической, этической, воспитательной, познавательной функций, охватывающих все сферы общественной жизни искусства.
Ключевые слова: искусство, эстетика, ценность, функция, познания, коммуникация, атрибут.
Abstract. This article is devoted to axiological problems in art. In addition, the characteristics of the values belonging to each era and their meanings are revealed in detail. The role of aesthetic, ethical, educational, cognitive functions, covering all spheres of the public life of art, was also reflected.
Keywords: art, aesthetics, value, function, knowledge, communication, attribute.
Ценности как в качестве особого феномена, так и предмета аксиологии имеют ряд специфических черт. Так, они по собственной сути, природе носят идеальный характер в том смысле, что не представляется возможным их воспринимать непосредственно органами чувств. Так, несмотря на то, что такие феномены, как добро, зло, справедливость, уродливое, прекрасное и т.д., реально существуют, их невозможно определить однозначно, они не воспринимаются сенсуально.
Представления о добре и зле у каждого народа имеют свои специфические моменты, а кроме того, они менялись от эпохи к эпохе. Так, в средние века, когда в Европе и странах Ближнего Востока в этике и в философии господствовали теоцентристские воззрения, в соответствии с которыми высшим благом, сущностью, началом всего считался Бог, и любовь к нему, безусловное подчинение ему, преклонение перед ним являлось основой как христианской, так и мусульманской этики, предписывавшей верующим беспрестанно следовать божественным заповедям, изложенным в священных книгах. Отказ следовать им расценивался как грех, недостойный поступок, преступление. В эту эпоху в этике и философии формируются понятия, состоящие из трех главных категорий, а именно Истина, Добро и Красота, воплощающие собой высшие духовные ценности и требующие благоговейного отношения к себе, высшего почитания.
В период позднего средневековья, в эпоху Возрождения, в Европе происходила кардинальная переоценка если не ценностей, то во всяком случае их основ, когда, по сути, высшей ценностью наряду с Богом стал считаться активный, способный к творчеству человек, который должен был искать смысл и счастье в реальной жизни, на земле, а не только уповать на загробное счастье. При таком подходе и отношению к жизни и человека сформировались этика, эстетика и философия гуманизма, которые настаивали на самостоятельной ценности и самодостаточности человека, по сути, его равности Богу.
В Новое время, ознаменовавшего собой эпоху капитализма, бурного развития промышленности и науки в XVII-XIX вв., именно научные знания стали оказывать решающее воздействие не только на мировоззрение человека, но и на этику, представления о добре и зле, уродливом и прекрасном, истине и заблуждениях и т.д. «Знание - сила», -
настаивал Ф. Бэкон. «Я мыслю - следовательно, я существую», - утверждал Р. Декарт [1, с. 61].
В Новое время внешний мир, природа стала восприниматься как своего рода мастерская, в которой человек, предоставленный самому себе, должен был целенаправленно и активно производить все необходимое для его жизни и счастья. Новая этика во главу угла поставила мыслящего, деятельного человека, этика и духовность которого также носила деятельный характер. И. Кант, введя категорию ценности в антропологию, акцентировал свое внимание на таких нравственно-этических ценностях, как совесть, долг, честь и т.д. В марксисткой этике в качестве центральных были поставлены иные ценности -справедливость, равенство, свобода, достоинство и т.д. и соответствующие им социально-политические феномены - труд, право, революция и т.д. Ф. Ницше в основу этики положил понятие воли к власти, под которым он подразумевал естественное, врожденное стремление людей к достижению превосходства, максимально возможного лучшего положения в жизни, и это стремление он считал основной движущей силой не только в человеке, но в любом живом организме, существе. Сообразно такому пониманию человеческой сущности он призвал философов, вообще людей к переоценке ценностей, целей и идеалов, которые ранее выстраивались, по его мнению, на ложных представлениях о природе человека [2, с.125].
В середине XX в. аксиология занимала одно из центральных мест в структуре философских знаний. Бурный процесс глобализации обусловил значительную интенсификацию международного взаимодействия и отношения и обострившим множество проблем, принявшим глобальный характер, что актуализировало, в частности, проблему основательной переоценки ценностей, изменения отношения к сообществам, принадлежащим к различным культурам, цивилизациям, к природной среде, которая вследствие ее безудержной эксплуатации и бурного роста населения планеты уже не успевает регенерировать. В процессе исторического развития, вероятно, непроизвольно, во всяком случае нецеленаправленно, однако вполне логично возникла философия, в основе которой лежали, по сути, антиценности, предполагающие бесконечное и безудержное потребительское, утилитарное отношение как к природе, так и к другим людям, целым сообществам, что является основой современных конфликтов и войн.
Само собой разумеется, искусство, пронизывающее все сферы общественной жизни, не могло остаться в стороне от современных проблем и по-прежнему выполняет различные функции, в том числе воспитательные. Все разновидности искусства, представляющие собой специфическую форму деятельности, в своей совокупности обеспечивают преобразующее воздействие на человека и общество. Они являются органической и необходимой частью общей системы просвещения и образования. Информация познавательного характера, присутствующая в различных жанрах искусства, достаточно велика по объему, и она дает нам в специфическом виде знания о мире и человеке, обществе. Искусство, выражая и отражая в художественной форме мысли, чувства и представления людей, служит помимо прочего средством постижения мира, а также способом и формой самопознания личности. Искусство, будучи средством коммуникации, в художественной форме осуществляет эту коммуникацию, естественно прибегая при этом к языку [3, с.26].
Особая роль языка в искусстве множества раз подчеркивалась в истории искусства и эстетики. Следует подчеркнуть особую роль искусства в воспитании, трактуемого в самом широком смысле слова, личности. И если воспитательное влияние прочих форм духовной деятельности на общественное сознание, личность носит преимущественно частный
характер: так, на основе морали формируется стереотипы поведения, нравственные нормы, политикой формируются политические взгляды, философией - мировоззрение, с помощью естественных наук подготавливаются специалисты, то воздействие искусства на сознание носит комплексный характер. Особое место в искусстве занимает эстетическая функция, связанная со способностью вызывать в человеке глубокие эмоциональные переживания, наслаждение, которые в свою очередь основываются на способности человека ощущать, воспринимать, понимать красоту. Данная функция отражает внутреннюю потребность человека в красоте, что порождает в нем стремление воспроизводить красоту везде, где это только представляется возможным [4, с.770].
В силу того, что эстетическая функция тесным образом связана с остальными функциями искусства, именно посредством творчества, благодаря ему люди развивают в себе способность восприятия прекрасного, создают идеалы красоты и исследуют принципы, на которых она базируется. Следует подчеркнуть, что эстетическая функция является особой, в принципе ничем не заменимой способностью, предназначением, атрибутом искусства, единственно которое может целенаправленно, систематически формировать вкус к прекрасному, внутреннюю потребность к нему, а вместе с тем пробуждать, стимулировать человека к творческой деятельности. В процессе такой деятельности творящий овладевает сложным, противоречивым и многогранным жизненным материалом, при этом он с необходимостью соотносит себя, собственный опыт, чувства, мысли и т.д. с этим материалом, с другими людьми, и таким образом формируются эстетический опыт и ценности, которые тем или иным образом передают другим людям, добиваясь гармонии формы и содержания, пытаясь упорядочить как собственный опыт, так и создаваемый им художественный мир, представляющий собой иную реальность, выстроенную по законам, принципам красоты [5, с.511].
К основным функциям искусства, помимо эстетической, относится воспитательная функция, которая, состоит из нравственной (нравственно-воспитательной функции) и идеологической (идеолого-воспитательной функции) составляющих, имеет отношение к просвещенческим и гуманистическим аспектам. Однако поскольку категория воспитания весьма ёмкое и достаточно противоречивое понятие, не представляется возможным определить точные пределы воспитательной функции в пределах самого искусства, хотя, безусловно, полноценное воспитание личности практически невозможно вне и без искусства. С другой стороны, воспитывая, искусство активно использует значительный просветительский потенциал, содержащийся в нем, и по этой причине представляет определенную сложность дифференцировать познавательную и воспитательную функции в искусстве, которое существенно стимулирует в личности его познавательную активность, желание знать о мире и человеке как можно больше и лучше. Очевидно, что для того, чтобы наилучшим образом понять конкретное произведение искусства, как и эмоции, которые оно вызывает, необходимы определенные знания как о жизни, так и желательно в теории искусства, нужно иметь представления о таких вещах, как колорит, композиция, перспектива и пр. Но также очевидно, что знания, полученные через и благодаря произведениям искусства, во многом отличаются от знаний, полученных в других сферах деятельности или бытия. Так, знание в искусстве теснейшим образом переплетено с эмоциональным миром человека.
Эмоции в искусстве являются своего рода ключом, с помощью которых человек обретает знания в искусстве. Если знания в искусстве не соединены с чувствами, не связаны с ними, то они совершенно бесполезны, лишены смысла, носят исключительно формальный
характер, и поэтому познать в искусстве означает, по сути, то же самое, что прочувствовать, ощутить эмоциональный подъем, шок и т.д. Л.В. Выготский подчеркивал, что «даже чисто познавательные суждения в произведении искусства являются эмоционально-аффектными актами мысли», что, к слову сказать, обеспечивает более надежное и долговечное запоминание различных подробностей и фактов, поскольку процесс познания, происходя через эмоциональное восприятие в подсознание, закрепляется с большей силой и на нескольких уровнях. Знания, полученные через искусство, являясь одновременно «чувственным познанием», становятся неизбежно частью духовного мира человека [6, с.344].
Одним из атрибутов искусства, произведений искусства является их художественность, которая основывается на органическом соответствии их содержания и формы, когда под содержанием понимается внутренний смысл, суть художественного произведения или образа, их интеллектуальное и духовное наполнение, а под формой -материальное воплощение, организация и строение, в которых реализуется это содержание. Данное соответствие, гармония между формой и содержанием возможны только при условии, что содержание эмоционально достаточно насыщенно и выглядит творчески отчетливо. Сущность же художественной формы заключается в том, чтобы адекватным, более реальным образом отражать то, чем, собственно, является тот или иной предмет, а также передать то, какие идеи и чувства вкладывал в нее творящий, который рассчитывал на определенный интеллектуальный и эмоциональный отклик.
Единство формы и содержания конкретного произведения искусства отражает его организационную и художественную целостность, которое, однако, не является абсолютным внутренним тождеством между этими составляющими, а только отражает определенную, более или менее высокую степень их взаимной связи и соответствия, гармонии. Каждому конкретному содержанию должно соответствовать конкретная форма, в которой данное содержание реализуется, воплощается. В процессе творчества и в самом его продукте эти две категории диалектически взаимодействуют и образуют две его стороны. «Содержание есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма есть не что иное, как переход содержания в форму» [7, с. 224].
Содержание не существует само по себе, вне и без определенной формы. Однако, поскольку в искусстве творит конкретный субъект, то адекватность содержания и формы является лишь требованием, но не обязательно состоявшимся фактом. В. Кандинский назвал неизменными средствами формы: в музыке - звук и время; в литературе - слово и время; в архитектуре - линию и объем; в скульптуре - объем и пространство; в живописи - цвет и пространство [8, с. 74]. Следует подчеркнуть, что искусство неразрывным образом связано с общественными процессами. Ни одно переустройство, трансформация общества никогда не происходило без определенного его участия, при этом искусство не только отражало и отражает эти процессы, но часто стимулирует их, являясь значимой частью общественного сознания.
REFERENCES
1. Декарт Р. Размышления о первой философии [Текст] / Р. Декарт -СПб.: П.П. Сойкин, 1903.-С.61
2. Ницше Ф.К генеалогии морали [Текст] / Ф. Ницше Собр. соч. в 2 тт. под ред. К.А. Свасьяна, - М.: 1990, - т. 2. - С. 125
3. Вартазарян, С.Р. К описанию коммуникативных процессов [Текст] / С.Р. Вартазарян // Семиотика и проблемы коммуникации: сб. ст. - Ереван, 1981. - 26-63-бб.
4. Винкельман, И.И. История искусства древности [Текст] / И.И.Винкельман.-СПб.:Алетейя, 2000. - 770 б.
5. Борев, Ю.Б. Эстетика [Текст] / Ю.Б. Борев. - М.: Высш. шк., 1988. - 511 б.
6. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987. - 344 б.
7. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Москва; Ленинград, 1933. Т. 1.
8. Кандинский В.В. О форме в искусстве (Der blaue Reiter. Herausgeber: Kandinsky, Franz Marc. München, 1912. S. 74-100).