Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ'

АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЗНАТЕЛЬНОЙ-ОТВЕТСТВЕННЫЙ ТИП ЭКО-ПОВЕДЕНИЯ / ФОРМАЛЬНО-ДЕКЛАРАТИВНЫЙ ТИП ЭКОПОВЕДЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / ЭКОЦЕНТРИЗМ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЭКОЛОГИЧНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Захарова Вера Александровна, Эмирбекова Элена Эмирбековна

Цель исследования заключается в выяснении аксиологического содержания разных типов экологического поведения российской молодежи и обоснования необходимости обеспечения активизации усилий органов государственной власти и институтов гражданского общества в реализации курса на наиболее полный переход в формировании сознательно-ответственного типа экологического поведения молодых россиян. Методологическая база исследования опирается на диатропический подход как доминантный комплекс гносеологически средств, направленных на обоснование значимости использования принципа равноценности права на жизнь всех ее форм как системообразующего элемента коэволюционного процесса, лежащего в основе стратегии созидания инновационного экологичного технологического уклада в нашей стране. Сопоставляются основные характеристики формально-декларативного и сознательно-ответственного типов экологического поведения молодых людей, выявленные в первой четверти ХХI столетия. Обосновывается вывод о необходимости усиления скоординированных усилий институтов государственной власти и гражданского общества по созданию необходимых условий для самореализации креативного потенциала молодых россиян в формате разнообразных экологических практик, способствующих росту их вклада в решение стратегической задачи созидания инновационного экологичного технологического уклада в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Захарова Вера Александровна, Эмирбекова Элена Эмирбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL CONTENT OF THE ECOLOGICAL BEHAVIOR OF YOUTH

The purpose of the study is to clarify the axiological content of different types of environmental behavior of Russian youth and substantiate the need to ensure the activation of the efforts of public authorities and civil society institutions in the implementation of the course for the most complete transition in the formation of a consciously responsible type of environmental behavior of young Russians. The methodological basis of the research is based on the diatropic approach as a dominant complex of epistemological means aimed at substantiating the importance of using the principle of equivalence of the right to life of all its forms as a system-f orming element of the coevolutionary process underlying the strategy of creating an innovative eco-friendly technological order in our country. The main characteristics of formally declarative and consciously responsible types of environmental behavior of young people identified in the first quarter of the XXI century are compared. The conclusion is substantiated that it is necessary to strengthen the coordinated efforts of public authorities and civil society institutions to create the necessary conditions for the self-realization of the creative potential of young Russians in the format of various environmental practices that contribute to the growth of their contribution to solving the strategic task of creating an innovative eco-friendly technological order in our country.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»

Аксиологическое содержание экологического поведения молодежи

Захарова Вера Александровна,

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Крымского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

E-mail: [email protected]

Эмирбекова Элена Эмирбековна,

кандидат юридических наук, доктор философских наук, кафедра государственного права, директор филиала Южного федерального университета в г. Махачкале. E-mail: [email protected]

Цель исследования заключается в выяснении аксиологического содержания разных типов экологического поведения российской молодежи и обоснования необходимости обеспечения активизации усилий органов государственной власти и институтов гражданского общества в реализации курса на наиболее полный переход в формировании сознательно-ответственного типа экологического поведения молодых россиян. Методологическая база исследования опирается на диатропический подход как доминантный комплекс гносеологически средств, направленных на обоснование значимости использования принципа равноценности права на жизнь всех ее форм как системообразующего элемента коэволюционного процесса, лежащего в основе стратегии созидания инновационного экологичного технологического уклада в нашей стране. Сопоставляются основные характеристики формально-декларативного и сознательно-ответственного типов экологического поведения молодых людей, выявленные в первой четверти XXI столетия. Обосновывается вывод о необходимости усиления скоординированных усилий институтов государственной власти и гражданского общества по созданию необходимых условий для самореализации креативного потенциала молодых россиян в формате разнообразных экологических практик, способствующих росту их вклада в решение стратегической задачи созидания инновационного экологичного технологического уклада в нашей стране.

Ключевые слова: аксиология; экологические ценности; экологическое поведение; сознательной-ответственный тип эко-поведения; формально-декларативный тип экоповедения; молодежь; антропоцентризм; экоцентризм; инновационный экологичный технологический уклад.

F7

U

со

см

см

Z

86

Введение

Происходящие в мире перемены, связанные с обострением геополитического противостояния государств, элиты которых отстаивают различные модели организации жизнедеятельности, как и репрезентанты разных социальных слоев их населения, руководствующиеся порой совершенно противоположными социокультурными традициями, в конечном счете отражают концептуально разновек-торную траекторию движения к цели, определяющей их ценностные приоритеты в отношении приемлемого для них образа и способа жизни. Как показывает содержание современного философского дисурса, связанного с аксиологической проблематикой, отражающей смысл сложившихся противоречий (Майер-Абих, 2004; Тойнби, 1996; Фукуяма, 2008; Хантингтон, 2022; Хёйзинга, 2003, С. 186-191, 266, 270-275, 292-294, 363), даже на концептуальном уровне полемизирующие стороны весьма далеки от момента готовности к достижению устраивающего всех консенсуса. Хотя еще недавно, казалось, что ментальной платформой для него являются общепризнанные положения международных документов, посвященных обоснованию курса мирового сообщества на обеспечение устойчивого экологического развития (Millennium Development, 2015; Our Common Future, 1987; Report of the United Nations Conference, 1992; 2012). В этой связи сакраментально звучат слова Й. Хёйзинги: «Чем дальше продвигается мощное индустриально-техническое развитие на пути от паровой машины до электричества, тем больше оно порождает иллюзию, что именно в этом и заключается прогресс культуры» (Хёйзинга, 2003, С. 191). Все это лишний раз подверждает правоту выводов П.А. Сорокина об исторически устоявшемся алгоритме действия глобальных тенденций в форме «позитивной» и «негативной» поляризации социокультурных субъектов (Сорокин, 1997, С. 200-230), выявляющих ментальную нищету затеянной творцами западной цивилизации геополитической «игры» в сравнении с изумительной нравственной простотой и жизнеутверждающей искренностью эко-фильности традиций евразийских этносов (Зинков, 2008, С. 212-215; Сахроков, 2001; Шилин, 2003, С. 70-100, 110-183, 230-271).

Аксиологическая интенциональность ключевых парадигм взаимодействия субъектов и объектов экосферы

С точки зрения сбалансированной оценки тех ментальных аксиологических оснований, которые лежат в основе выработанного международным экспертным сообществом к концу ХХ века курса на устойчивое экологическое развитие, таковыми, как справедливо считает А.И. Костин (Костин, 2005, С. 71), являются взаимодополняющие друг друга концепция ноосферы В.И. Вернадского [Вернадский, 1988; 1989) и гипотеза Геи Дж. Лавлока (Lovelock, 2001). Их органичный синтез позволит, с нашей точки зрения, использовать ради достижения указанной желанной цели - обеспечения международной экологической безопасности и комфортного, здорового способа жизненного существования субъектов и объектов биосферного разнообразия - лучшее в концептуальном потенциале

гуманистического антропоцентризма и умеренного эко-центризма. При этом место эгоцентрического представления об абсолютном приоритете безусловного удовлетворения потребностей человеческого существа за счет беспредельного исчерпания природных ресурсов займет признание в качестве высшей ценности в иерархии экологических ценностей самоценности жизни, а затем и желание обеспечить его законодательное закрепление, предусматривающее реализацию юридически обоснованной системы скоординированных между собой норм экологического и природоресурсного законодательства, опирающейся на экологический императив, учитывающий признание равного права на экологическое благополучие как субъектов, так и субъектов экоотношений. Только в таком формате экоотношений можно функционально обеспечить коэволюционный процесс.

Вполне очевидно, что выполнить свою часть миссии в процессе коэволюции человечество способно, не только признав ошибочность технократический идеологии покорения природы и отказавшись от порочной во всех отношениях практики сверхмерной эксплуатации природных ресурсов, включая собственно и человеческие ресурсы, прикрываемой декорациями на самом деле псевдо«зеленых» технологий, но и направив свои усилия на создание принципиально нового экологического технологического уклада, основанного на использовании инновационных, ранее остававшихся в туне, физических принципов освоения реальности. Такой значимый поворот в своей жизнедеятельности человечество имеет возможность осуществить творчески осваивая ценности экологической мудрости (экософии), присущей многим этносам мира. К их числу в первую очередь принадлежит экологическое поведение, включающее в себя моти-вационные императивы бескорыстной любви к природе, жертвенной заботы о ней, выражающейся, в частности, в отзывчивости к проблемам тех природных существ, которые попали в беду и оказании им посильной материальной помощи, неустанного милосердного сопровождения необходимых рекреационных действий. Эти ценности по-разному прорастают в культуре разных этносов, и для этнокультур современной России они присущи в разной степени. Да и в каждом российском регионе они выявляются в разной мере у представителей различных социально-возрастных групп. Как свидетельствуют результаты социологических исследований в этом как раз и проявляется разноритмичность перехода от гуманистично-антропоцентрического акцента в экологическом поведении к умеренно-экоцентристскому.

Аксиологическое содержание модели перехода от формально-декларативного к сознательно-ответственному типу экологического поведения молодежи

В этой связи можно выделить два наиболее значимых типа экологического поведения - формально-декларативный и сознательно-ответственный (по крайней мере, характерных для большей части молодежи Юга России). Оба они, с нашей точки зрения, являются определенными фазами развития экологического поведения, знаменующими существенные, качественные отличия в его содержании. При этом для их адептов тем общим интенциональным аспектом, характеризующим их отношение к природной среде, является экофилия - мировоззренческая платформа, включающая в качестве обязательных ментальных компонентов: любовь к природе, хотя и проявляющаяся по-разному у представителей каждого из указанных типов экологического поведения. Если у большинства из них

на передний план выносится принцип особо бережного отношения к природной среде, наиболее явно выраженный синтоизмом: «любуйся, но не прикасайся!», то у определенной части репрезентантов сознательно-ответственного типа экологического поведения (составляющих не менее трети от числа респондентов) уже явно прослеживается функция охраны и защиты объектов природной среды. В данном случае прослеживается их категорическое неприятие каких-либо действий, грозящих нанесением ущерба ее объектам. Об этом свидетельствует характер тех экологических практик, которые были выявлены автором при проведении специального социологического исследования в 2019-2021 гг. среди студенчества ряда авторитетных вузов Юга России (Захарова, 2022). При этом у представителей выделенных двух типов экологического поведения четко оформилась позиция, обосновывающая необходимость совершенствования нормативной базы юридического регулирования отношений субъектов и объектов экосферы в сторону ужесточения ответственности субъектов права за осуществление любых избыточных действий в сфере природопользования и усиления меры наказания за действия, имеющими своими последствиями нанесение непоправимого ущерба природным объектам (Захарова, 2022, С. 260). В то же время представители формально-декларативного типа экологического поведения ограничиваются лишь оформлением ментальной позиции в этом отношении, но не стремятся как-то поучаствовать в ее практической реализации (чуть более половины респондентов). При этом в качестве обоснования такой позиции ее сторонники находят такие доводы: якобы этому препятствует либо недостаточность их информированности в данном вопросе (чуть более 37% респондентов), либо неблагоприятное материальное положение (чуть более 35% респондентов), либо отсутствие свободного времени (25,6% респондентов), в меньшей степени отсутствие поддержки со стороны близки и друзей - 18,8% респондентов, но более всего - отсутствие экологической инфраструктуры - почти 50% респондентов) (Захарова, 2022, С. 260). Вместе с тем, кажется парадоксальным, что только чуть более 16% от общего количества опрошенных, включая тех, кого относим к указанным двум типам экологического поведения, полагают, что улучшению экологической ситуации в стране даже без их непосредственного участия помогут усилия органов государственной власти и управления по внедрению природоохранных технологий. Это показывает, что все же большая часть молодых людей, по крайней мере на Юге России, пока не готова воспринимать себя активными участниками созидания инновационного экологического технологического уклада в своем Отечестве.

Заключение

Результаты исследования заключаются достижении целей философской рефлексии, направленной на анализ содержания разных типов экологического поведения молодежи с учетом использования результатов авторского социологического эмпирического исследования в суперрегионе Юга России.

Безусловно, это обстоятельство актуализирует задачи по поиску нетривиальных способов формирования экологической культуры у молодежи как ключевого социального ресурса реализации курса на экологическую модернизацию социально-экономического уклада в современной России с учетом использования креативных возможностей молодежных структур гражданского общества для экологически ориентированного самовыражения их представителей в формате разнообразных эко-

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

со

I_

u со

логических практик, опирающихся на мощную ментальную платформу социокультурных традиций российских и в целом иных евразийских этносов.

Перспективы исследования связаны с углубленной разработкой теоретико-концептуальных оснований решения актуальной научной проблемы моделирования перехода органов государственной власти и институтов гражданского общества от акцента на формально-декларативный тип экологического поведения молодежи к акценту на сознательно-ответственный тип ее экологического поведения как необходимой предпосылки для эффективного включения молодого поколения россиян в осуществление стратегической задачи созидания инновационного экологичного технологического уклада в Российской Федерации.

В данной связи должны вызывать всяческую поддержку органов государственной власти и управления, этнических общин такие аксиологически окрашенные инициативы молодых россиян, как деятельная пропаганда здорового образа жизненного существования всех субъектов экосферы и природных объектов в контексте распространения опыта молодежного волонтерского движения по совместной работе со специализированными учреждениями, в компетенцию которых входит соблюдение режима правовой защиты природных заповедных зон, а также ландшафтных и городских парков, скверов и т.п. Кроме того, сюда относится не только деятельность так называемых «зеленых патрулей», но и отрядов юных натуралистов, помощников работников лесничеств, коммунальных служб «озеленения» территорий в населенных пунктах, зооветеринарных служб, зоолечебниц, пунктов содержания бездомных животных и пр. Милосердное участие студенческой и школьной молодежи в «зеленом» благоустройстве поселений родного края, в поддержании экологически здоровой жизни представителей фауны, приморских, озерных и речных акваторий, в развитии экопоселений и экологического туризма - вот неполный перечень значимых форматов экологической самореализации молодежных структур гражданского сообщества, способных резко увеличить долю репрезентантов сознательно-ответственного типа экологического поведения и резко сократить число тех молодых людей, которые еще не прониклись пониманием необходимости личного посильного участия в разнообразных аксиологически ориентированных экологических практиках. Ведь деятельное проявление уважения и любви к природе родного края, сплачивая молодежь в ее желании реализовать все лучшее в своем креативном потенциале, является залогом того как такое акси-ологически ориентированное ее экологическое поведение упрочит общую социальную солидарность, укрепит патриотические основы уз молодого и старших поколений и, тем самым, создаст необходимые предпосылки для консолидации российского общества в его борьбе по созиданию инновационного экологичного технологического уклада.

Литература

1 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. - Москва: Айрис-пресс, 2012. - 573 с. -BN978-5-8112-4512-3.

2 Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста: [сборник: К 125-летию со дня рождения] / В.И. Вернадский; [предисл. А.Л. Яншина и др.; примеч. И.И. Мочалова, К.П. Флоренского]; АН СССР. - Москва: Наука, 1988. - 519 с. - ^N5-02-003325-1

3 Захарова В.А. Экологическое поведение современной молодежи: общероссийские и региональ-

ные тенденции / В.А. Захарова. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2022. - 280 с. - ISBN978-5-466-01486-0. - EDN AY-LMAK.

4 Зинков Е.Г. Генезис культурного пространства России: / Е.Г. Зинков. - Москва: Российский государственный университет правосудия, 2008. - 252 с. -ISBN5-93916-083-2. - EDN SBXVAB.

5 Костин А.И. Экополитология и глобалистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (направлению подгот.) Политология / А.И. Костин. - М.: Аспект-Пресс, 2005-414 с. -ISBN5-7567-0381-0.

6 Майер-Абих К.М. Восстание в защиту природы. От природной среды к целостному социоприродно-му пространству / Пер. с нем. А. Ермоленко. Киев: Либра, 2004. - 196 с.

7 Сахроков В.А. Экософия культуры ислама: социология будущего / В.А. Сахроков, К.И. Шилин. М.-Ново-сибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2001. -154 с.

8 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени / П.А. Сорокин; [пер. с англ., послесл. и прил. Т.С. Васильевой; Российская академия наук, Ин-т социологии]. - Москва: Наука, 1997. - 350 с. - IS-BN5-02-013649-2.

9 Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / А. Дж. Тойнби; Пер. с англ. И.Е. Киселевой, М.Ф. Носовой. - М.: Прогресс; СПб.: Культура, 1996 с. - ISBN5-01-003923-0.

10 Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: [последствия биотехнологической революции] / Фрэнсис Фукуяма; [пер. с англ. М.Б. Левина]. - Москва: Изд-во АСТ, 2008. - 349 с. - ISBN978-5-17-024038-8.

11 Хёйзинга Й. Человек играющий = Homo ludens: Ст. по истории культуры / Йохан Хейзинга; Сост. и пер. [с нидерл.] Д.В. Сильвестров. - М.: Айрис пресс, 2003. - 486 c. - ISBN5-8112-0075-7: 3000

12 Шефель, С.В. Сотворение человека будущего: эко-софские основания / С.В. Шефель, К.И. Шилин. -М.: ГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2003. - 328 с. - (Энциклопедия живого знания; т. 4).

13 Lovelock James. Gaia: The Practical Science of Planetary Medicine. Oxford University Press US, 2001.

14 Millennium Development Goals and beyond 2015. Ensure environmental sustainability. Fact sheet [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/millen-niumgoals/pdf/Goals_7_fs.pdf (дата обращения: 13.01.2023).

15 Our Common Future, Report of the World Commission on Environment and Development, World Commission on Environment and Development, 1987 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/docu-ments/ga/res/42/ares42-187.htm/ (дата обращения: 13.01.2023).

16 Report of the United Nations Conference on environment and development (Rio de Janeiro, 3-14 June 1992) A/CONF.151/26/Rev.1 (Vol. I). Р. 3-7.

17 Report of the United Nations Conference on Sustainable Development. Rio de Janeiro, Brazil, 20-22 June 2012 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.uncsd2012. org/content/documents/814UNCSD%20REP0RT%20 find% 20revs.pdf (дата обращения: 13.01.2023).

AXIOLOGICAL CONTENT OF THE ECOLOGICAL

BEHAVIOR OF YOUTH

Zakharova V.A., Emirbekova E.E.

Russian State University of Justice, Branch of the Southern Federal University

in Makhachkala

The purpose of the study is to clarify the axiological content of different types of environmental behavior of Russian youth and substantiate the need to ensure the activation of the efforts of public authorities and civil society institutions in the implementation of the course for the most complete transition in the formation of a consciously responsible type of environmental behavior of young Russians. The methodological basis of the research is based on the diatropic approach as a dominant complex of epistemological means aimed at substantiating the importance of using the principle of equivalence of the right to life of all its forms as a system-forming element of the coevolutionary process underlying the strategy of creating an innovative eco-friendly technological order in our country. The main characteristics of formally declarative and consciously responsible types of environmental behavior of young people identified in the first quarter of the XXI century are compared. The conclusion is substantiated that it is necessary to strengthen the coordinated efforts of public authorities and civil society institutions to create the necessary conditions for the self-realization of the creative potential of young Russians in the format of various environmental practices that contribute to the growth of their contribution to solving the strategic task of creating an innovative eco-friendly technological order in our country.

Keywords: axiology; ecological values; ecological behavior; conscious-responsible type of eco-behavior; formal-declarative type of eco-behavior; youth; anthropocentrism; ecocentrism; innovative eco-friendly technological way.

References

1 Vernadsky V.I. Biosphere and noosphere / V.I. Vernadsky. -Moscow: Iris-press, 2012. - 573 p. - ISBN978-5-8112-4512-3.

2 Vernadsky V.I. Philosophical thoughts of a naturalist: [collection: To the 125th anniversary of his birth] / V.I. Vernadsky; [preface by A.L. Yanshin et al.; note by I.I. Mochalov, K.P. Floren-sky]; USSR Academy OF Sciences. - Moscow: Nauka, 1988. -519 p. - ISBN5-02-003325-1

3 Zakharova V.A. Ecological behavior of modern youth: all-Russian and regional trends / V.A. Zakharova. - Moscow: Rusains Limited Liability Company, 2022. - 280 p. - IS-BN978-5-466-01486-0. - EDN AYLMAK

4 Zinkov E.G. Genesis of the cultural space of Russia: / E.G. Zink-ov. - Moscow: Russian State University of Justice, 2008. -252 p. - ISBN5-93916-083-2. - EDN SBXVAB.

5 Kostin A. I. Ecopolitology and Globalistics: studies. handbook for university students studying in the specialty (direction of train-

ing) Political Science / A.I. Kostin. - M.: Aspect-Press, 2005414 p. - ISBN5-7567-0381-0.

6 Mayer-Abih K.M. The Uprising in defense of nature. From the natural environment to an integral socio-natural space / Translated from German by A. Ermolenko. Kiev: Libra, 2004. - 196 p.

7 Sakhrokov V.A. The Ecosophy of the culture of Islam: Sociology of the future / V.A. Sakhrokov, K.I. Shilin. M.-Novosibirsk: YUKEA Publishing House, 2001. -154 p.

8 Sorokin P.A. The main trends of our time / P.A. Sorokin; [trans. from English, afterword and adj. by T.S. Vasilyeva; Russian Academy of Sciences, Institute of Sociology]. - Moscow: Nauka, 1997. - 350 p. - ISBN5-02-013649-2.

9 Toynbee A.J. Civilization before the Court of History: A Collection / A.J. Toynbee; Translated from English by I.E. Kiseleva, M.F. Nosova. - M.: Progress; St. Petersburg: Culture, 1996 p. -ISBN5-01-003923-0.

10 Fukuyama F. Our posthuman future: [consequences of the bi-otechnological revolution] / Francis Fukuyama; [trans. from the English of M.B. Levin]. - Moscow: AST Publishing House, 2008. - 349 p. - ISBN978-5-17-024038-8.

11 Huizinga Y. Man playing = Homo ludens: Art. on the history of culture / Johan Huizinga; Comp. and trans. [from the Netherlands] D.V. Silvestrov. - Moscow: Iris Press, 2003. - 486 p. -ISBN5-8112-0075-7: 3000

12 Shefel, S.V. The creation of a man of the future: ecosophical foundations / S.V. Shefel, K.I. Shilin. - M.: GUP Publishing House "Oil and Gas" Gubkin Russian State University of Oil and Gas, 2003. - 328 p. - (Encyclopedia of living knowledge; vol. 4).

13 Lovelock James. Gaia: The Practical Science of Planetary Medicine. Oxford University Press US, 2001.

14 Millennium Development Goals and beyond 2015. Ensure environmental sustainability. Fact sheet [Electronic resource]- URL: http://www.un.org/millenniumgoals/pdf/Goals_7_fs.pdf (date of application: 13.01.2023).

15 Our Common Future, Report of the World Commission on Environment and Development, World Commission on Environment and Development, 1987 [Electronic resource]. - URL: http:// www.un.org/documents/ga/res/42/ares42-187.htm/ (date of application: 13.01.2023).

16 Report of the United Nations Conference on environment and development (Rio de Janeiro, 3-14 June 1992) A/CONF.151/26/ Rev.1 (Vol. I). P. 3-7.

17 Report of the United Nations Conference on Sustainable Development. Rio de Janeiro, Brazil, 20-22 June 2012 [Electronic resource] - URL: http://www.uncsd2012.org/content/docu-ments/814UNCSD%20REPORT%20find% 20revs.pdf (date of application: 13.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.