Научная статья на тему 'Аксиологический подход в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя'

Аксиологический подход в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1010
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / ACHMIOLOGICAL APPROACH / VALUE / NATIONAL VALUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулиева Шахноза Тахировна

Данная статья посвящена проблеме аксиологического подхода в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя, согласно которому педагогическое образование должно обеспечить не только усвоение профессиональных знаний и умений, но и развить его ценностное сознание, выстроить систему отношений к педагогической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is dedicated to achmiological approach in professional-pedagogical preparation of a teacher. According to which pedagogical formation must provide not only professional knowledge's and skill's conditions but also develop their consciousness toward pedagogical activity

Текст научной работы на тему «Аксиологический подход в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя»

ты в школе по оптимизации учебно-воспитательного процесса в условиях реформы». -М.: Изд-во АПН СССР. - 1988. - С. 91-96.

3. Кирхлер Э. Психологические теории организации / Э. Кирхлер, К. Майер-Пести, Е. Хофман // Психология труда и организационная психология, т.5. - Харьков: Гуманитарный центр, 2005 С. 39-41.

4. Тамарская Н.В. Формирование управленческой культуры педагога в процессе непрерывной педагогической подго-

товки: автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань. 2004. 37с.

5. Пулина А.А. Менеджмент образовательных инноваций как одно из основных инноваций деятельности городского методического центра / А.А. Пулина // Инновации в образовании. 2007 №3, с.31-35.

6. Клюяникова Л.Ф. Интеграция подготовки менеджеров образования в систему подготовки менеджеров организации / Каз. пед. журнал. № 2. - 2010. С. 102.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Ш.Х. Кулиева

Данная статья посвящена проблеме аксиологического подхода в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя, согласно которому педагогическое образование должно обеспечить не только усвоение профессиональных знаний и умений, но и развить его ценностное сознание, выстроить систему отношений к педагогической деятельности

Ключевые слова: профессиональное образование, аксиологический подход, ценность, национальная ценность

This article is dedicated to achmiological approach in professional-pedagogical preparation of a teacher. According to which pedagogical formation must provide not only professional knowledge's and skill's conditions but also develop their consciousness toward pedagogical activity

Key words: professional education, achmiological approach, value, national value

Коренные преобразования, произошедшие в Республике Узбекистан в последние десятилетия в различных аспектах жизнедеятельности людей, привели не только к изменениям в экономических и политических сферах жизни общества, но и в значительной степени социокультурной ситуации в целом. Многие духовные, нравственные ценностные ориентиры и установки, которые на протяжении не одного десятилетия обусловливали гармонизацию жизни и деятельности людей, всю

систему взаимоотношений человека с миром, оказались утраченными. В результате, то, что совсем недавно воспринималось человеком в качестве незыблемых постулатов, либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в его «полезности», значимости. При этом, утрачивая веру в старые ценности, человек теряет объекты для своей проекции вовне. Это приводит к тому, что он замыкается в себе, а окружающий мир становится для него чуждым и даже враждебным. Кризис смысло-

образующих жизненных и профессиональных ценностей может привести к кризису идентичности, который, в свою очередь, нередко сопровождается духовным вакуумом. И как результат этого - деформация самосознания человека, отчуждение личности от собственной истории, утрата смысла жизни и профессиональной деятельности, перспектив развития [3].

Современный этап развития образования характеризуется возрастанием приоритета человеческого фактора, усилением внимания к личности учителя, необходимости его социально-нравственного развития. В Законе «Об образовании» Республики Узбекистан отмечается, что готовность человека к выбору в ситуациях неопределенности становится необходимой предпосылкой его социальной и профессиональной успешности, основания которой должны закладываться образованием 5]. Для этого необходим педагог, ориентированный на базовые ценности своей профессиональной деятельности и способный к такому проектированию образовательной среды, которая предполагает возможность самоопределения как для учащихся, так и для самого учителя.

Если обратиться к научным исследованиям, то можно отметить, что проблема воспитания ценностных основ личности является одним из направлений многочисленных исследований ученых различных областей как исторически складывающегося научного знания о человеке, так и современного человекознания (философия, психология, педагогика, социология и т.д.). Проблема духовности, нравственности человека, его ценностных ориентиров считается одной из вечных проблем, по-

рожденных самим ходом исторического развития цивилизации. Еще в трудах ученых, мыслителей, философов Средней Азии, таких как Иб-Сина, Аль-Фа-роби, Улугбек, Беруни, Навои, а также в трудах древнегреческих философов Аристотеля, Сократа, Демокрита -содержится немало интересных для наших дней суждений и высказываний о воспитании духовного начала в каждом человеке. Проблеме ценностного развития личности посвящен целый ряд работ выдающихся узбекских мыслителей начала ХХ столетия - Авлони, Кори-Ниези, Мунаввар кори Абдура-шидхонов и многие другие.

В целом, проблема изучения ценностной сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом изучения различных наук, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке. Вместе с тем, до сегодняшнего дня нет единого представления о сущности понятия «ценность» (всего насчитывается около ста различных его определений). При этом большинство современных трактовок понятия «ценность» сводятся, как правило, к позитивной значимости чего-либо для субъекта. Именно такое его определение дал еще в 30-е гг. ХХ столетия узбекский просветитель Ав-лони [1].

Справедливо отмечено С.Л. Рубинштейном, что в те или иные моменты человеческой жизни на первый план выходят разные ценности. По мнению ученого, "ценности - это не то, за что платим, а то, ради чего живем"[7]. А живем мы ради самого ценного в жизни -наших детей, принимающих в качестве ведущих личных ценностей прежде

всего те, которые составляют ядро ценностной системы их учителей.

Система ценностей педагога - это его внутренний мир, возникающий в наибольшей степени как результат процесса профессионально-педагогической подготовки в вузе.

В структуре профессионально-педагогической подготовки учителя ценности занимают особое место, являясь основой, на которую опираются все остальные компоненты системы. Ценности здесь - это духовные феномены, имеющие личностный смысл и выступающие ориентирами человеческого поведения и формирования жизненных и профессиональных установок студентов, будущих учителей - воспитателей подрастающего поколения.

Духовное развитие личности будущего учителя осуществляется качественнее и основательнее в условиях, когда приоритетным в содержании профессионально-педагогической подготовки является аксиологический подход к подготовке учителя, согласно которому педагогическое образование должно обеспечить не только усвоение профессиональных знаний и умений, но и развить его ценностное сознание, выстроить систему отношений к педагогической деятельности [8;43]. Аксиологический подход к профессиональной подготовке будущего учителя представляет собой формирование совокупности специфических педагогических ценностей профессиональной деятельности, субъективное восприятие и присвоение которых личностно значимо для студентов. При этом сами педагогические ценности существуют независимо от индивидуального, личностного отношения к ним человека и лишь появление отношения порождает субъективное значение (личност-50

ный смысл) реализуемой деятельности (учебной, а в последствии и профессиональной) [2].

Приоритетными ценностями современного образования являются национальные ценности, зависящие от достижений национальной культуры, искусства и литературы, науки и техники.

Существенное значение в приобщении будущего учителя к национальным ценностям образования в процессе его профессионально-педагогической подготовки имеет предложенная З. И. Равкиным и В.Г .Пряниковой классификация национальных ценностей образования. Национальные ценности, по мысли ученых, включают достижения культуры, памятники отечественной педагогической культуры, исторически сложившиеся традиции народа в области воспитания и обучения, классическое наследие выдающихся национальных педагогов, их ведущие идеи, теории и концепции, дидактические и методические разработки, учебные книги и методические пособия, технологические способы и приемы обучения, инновационный творческий педагогический опыт, правовые и законодательные акты, принципиального значения программные документы, определившие прогрессивные реформы в области образования, педагогическое призвание и талант, творческий потенциал инновационной деятельности учителя, профессионально-ценностные качества, присущие ему и др.[4]

Национальные ценности образования З.И. Равкин и В.Г. Пряникова понимают "как своеобразные производные от общечеловеческих и от национальных духовных и материальных ценностей данного общества и народа"[6.].

Указанные ценности выполняют основополагающую роль при выборе тех педагогических ценностей, которые способны составить систему аксиологических приоритетов, активно стимулирующих развитие теории и практики образования, профессионально-педагогической подготовки современного учителя. По справедливому замечанию Я. С. Туровского, национальные ценности только тогда становятся ценностями образования, когда они не допускают противопоставления одного ребенка другому, когда они учат каждого из них понимать национальные чувства другого, видеть величие и историческую значимость вклада каждого народа в культуру и духовное развитие человечества.

Исследование приоритетных национальных ценностей, по мнению З. И. Равкина, способствует более глубокому подходу к выявлению качественного своеобразия, специфически ведущих аксиологических ориентиров образования, характерных для той или иной нации и, вместе с тем, более отчетливому определению их соотношения с педагогическими ценностями мирового, общечеловеческого значения[4].

Анализ и педагогическое экспериментальное выявление аксиологических приоритетов национального образования позволяют определить, что они оказывают решающее влияние на формирование ценностных ориента-ций личности будущего учителя при условиях, если:

- цели профессионального образования учителя опираются на аксиологические ориентиры;

- содержание профессионально-педагогической подготовки отражает

исторические и современные ценности педагогической деятельности;

- процесс профессиональной подготовки учителя базируется на аксиологических составляющих и подчинен логике развития ценностной сферы личности;

- технологии профессионально-педагогической подготовки являются стимулами освоения аксиологического потенциала содержания образования;

- аксиологические ценности характеризуют жизненную позицию учителя и реализуются в педагогической деятельности.

Исследование аксиологических проблем истории образования, обращение к общечеловеческим ценностям, национальным ценностным приоритетам образования, проблеме духовности личности было и будет насущной потребностью развития современного педагогического образования, потому что именно ценности являются своеобразным связующим звеном, соединяющим прошлое и будущее отечественной и мировой педагогической науки.

Для плодотворного усвоения и принятия учителем в качестве ведущих идеалов, норм и установок будущей педагогической деятельности гуманистических педагогических ценностей образования, включающих общечеловеческие и национальные ценностные приоритеты, необходимо проживать и переживать, отстаивать и утверждать указанные ценности в социально полезной и продуктивной творческой деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки. Будучи усвоенными и признанными, проявленными в потребностно-эмоциональ-ной сфере и в субъектно-личностной

деятельности, ценности прямо влияют на становление профессионализма и педагогического мастерства будущего учителя.

Однако в современном образовательном процессе педагогического вуза удельный вес такой деятельности ничтожно мал, поэтому содержание профессионально-педагогического образования нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Литература:

1. Авлоний А. Туркий гулистон ехуд ахлок. - Тошкент: Укитувчи, 1992. - 162

2. Андриенко Е.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной зрелости учителя / Е.В. Андриенко // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 4. - С.62-74.

3. Вязникова Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития / Л.Ф. Вязникова // Педагогика. - 2002. - № 4. - С.43-56.

4. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания

(вторая половина XIX - 90-е гг. XX вв.) / Под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТОиП РАО, 1997. - С. 409-410.

5. Закон "Об образовнии" Республики Узбекистан // Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. - Ташкент: Шарк, 1997. - 63.

6. Равкин З.И., Пряникова В.Г. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии (идеи и положения к разработке концепции исследования) // Национальные ценности образования: история и современность. Материалы ХУП-й сессии Науч. Совета по проблемам истории образования и пед. науки / Под ред. члена-корреспондента З.И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 1996. - С. 6-7.

7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. -Проблемы общей психологии. - 2-е издание. М., 1976. - С. 253-381.

8. Тесля Е.Б. Формирование смыслов профессиональной деятельности будущих педагогов / Е.Б. Тесля // Педагогическое образование и наука. - 2005. - № 5. - С.43-44.

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Б. Жанысова

Многие педагоги испытывают острую нужду в психолого-педагогических знаниях: прежде всего по психологии общения, межличностных отношений, психологической и педагогической диагностике, основах личностно ориентированного и коррекционного обучения, новых педагогических технологиях, возрастных особенностях современных студентов и др. Если рассматривать преподавателя математика не в качестве источника учебно-познавательной информации, а как носителя и ретранслятора культуры, то необходимо отметить серьезные проблемы и в формировании общей эрудиции педагога.

Ключевые слова: профессиональное образование, методическое основание образования, котегориальный аппарат, эрудиция, тезаурус, интерпретация. 52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.