Филология
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобач евского, 2007, N° 6, с. 265-269
АКСИОЛОГИЧЕСКИИ АСПЕКТ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИИ И ТЕКСТОВЫХ ПОВТОРОВ
© 2007 г. С.Н. Виноградов
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
vmogradov5 4 @mail. т
Постипила в редакцию 12.11.2007
Рассматривается участие употреблений лексических единиц и текстовых повторов в моделях оценок. На материале различных дискурсов рассматриваются номинация в качестве выбора объекта внимания и его именования языковой единицей, выбор наилучшего слова, текстовые повторы как показатель важности и информативности повторяемых единиц, шкалы и фрагменты шкал оценок, выраженные структурными элементами текста. Отмечается, что использование указанных языковых явлений
позволяет выявлять и описывать динамику оценок
сферах деятельности.
Вряд ли можно сомневаться в том, что мыслящий человек не просто играет в абстрактную игру с более или менее строгими логическими правилами, а живёт и выживает, решая насущные проблемы, оценивая возможные альтернативы выбора и принимая решения, определяющие его судьбу. Использование языка подчинено этим целям и задачам человеческой деятельности. Поэтому при всем внимании к логическим аспектам языка не менее существенным является изучение того, как различные виды и формы деятельности преломляются в языке и в его использовании.
Обратимся к понятиям ценности и оценки как к аспектам человеческой деятельности. Под ценностью будем понимать идеальное образование, представляющее собой важность (значительность, существенность) предметов и явлений действительности для общества и индивида и выраженное в различных проявлениях деятельности людей. Ценность обладает следующими свойствами: она существует объективно (независимо от её исследователя), связана с выбором наилучшей (наиболее ценной) альтернативы, иерархически организована (от сиюминутных ценностей индивида до общечеловеческих ценностей), носит исторический характер (видоизменяется по мере развития общества), генетически связана с биологической целесообразностью [1]. Ценность как разновидность идеального недоступна для непосредственного наблюдения, однако для исследователя она существует в формах оценки, под которой понимается определение ценности, полезности, целесообразности чего-либо, размещение фактов или явлений на шкале «хорошо - плохо» и принятие решений на этой основе. Рассмотрим некоторые виды оценок, тесно связанные с использованием языка.
и оптимизировать принятие решений в различных
Выбор объекта внимания предполагает выделение той реалии, которая в данный момент интересна, важна, полезна для субъекта деятельности. Количество альтернатив выбора здесь зависит от взгляда на ситуацию. В простейшем случае альтернатив всего две: то, что в данной ситуации интересно для субъекта деятельности, и то, что неинтересно. В других ситуациях (или при более детальном анализе ситуации) альтернатив может быть больше, а логика выбора может иметь не двузначный характер, а располагать альтернативы на некоторой шкале между двумя полюсами: объект максимального интереса и объект совершенно неинтересный. Очевидно, эти оценки (и отражаемые в них ценности) генетически связаны с ориентировочным рефлексом, свойственным не только человеку, но и другим живым организмам. В этом своём качестве интерес к объекту -оценка низкого уровня иерархии. Однако в человеческом поведении над биологической основой надстраиваются другие уровни иерархии, определяемые сферой деятельности, её целями и задачами, социальными характеристиками и индивидуальными особенностями деятеля.
Выбор наиболее точного, правильного понимания ситуации ведёт к наиболее адекватной реакции на неё. Альтернативами этого выбора являются другие реакции, другие линии поведения. То, что принято называть пониманием, содержит сложно организованную оценку. Так, Анна А. Зализняк выделяет два значения слова «понимание», объектом первого из которых является устройство фрагмента реального мира (ср.: Теперь я понял, как решить эти задачу), объектом второго - фрагмент ментального мира другого человека (ср.: Понять значит простить; Не понимаю я этих рыбаков, которые
сутками могут сидеть и ждать, пока клюнет) [2]. Ясно, что во втором случае понимание или непонимание предполагает оценку, характеризующую другого человека, - положительную или отрицательную, иногда довольно мягкую, иногда более или менее агрессивную. Но и первое значение предполагает оценку, так как здесь отражено «ментальное состояние, объединяющее свойства знания и мнения» [2, с. 36], а мнение - суждение, выражающее, среди прочих смыслов, оценку [3, с. 279]. Глубина понимания ценится и в быту, и в других сферах жизни, в частности в науке и искусстве. Так, в науке степень понимания исследуемого объекта отражается в научном понятии, которое в свете сказанного представляет собой частный случай ценности (наука стремится к точному знанию, к выражению существенных признаков понятия; точность, существенность - положительные оценки).
Теперь обратимся к лингвистическим проявлениям данных видов деятельности. Лингвистическим выражением выбора объекта внимания является употребление языковой единицы. В частности, словоупотребление отражает тот факт, что в данный момент для говорящего существенны обозначаемый данным словом предмет и выражаемое им понятие и несущественны другие предметы и понятия. Критерии оценок такой существенности сложны и многообразны, отражают разнообразие социальной деятельности людей. Ведь слово может употребляться не только для точного выражения мысли или адекватного отражения действительности, но и для воздействия на других людей и даже для сокрытия истинных мыслей и намерений говорящего. Поэтому в словоупотреблении отражаются как постоянные, так и сиюминутные ценности. Употребление слова в тексте для именования предмета или явления, существенного в данный момент, относится к динамическому аспекту номинации. Таким образом, словоупотребление связывает традиционную лингвистическую проблематику именования с аксиологическими аспектами функционирования языка.
Имеет место не только выбор объекта внимания, но и выбор слова для его обозначения. Например, выбор слова для названия определённого предмета предполагает наличие множества альтернатив выбора, каждая из которых представляет собой слово из лексикона языка. Соотнесение слова с тем предметом, который оно называет, является целесообразным (ценным, полезным и т.д.), а соотнесение других слов с данным предметом нецелесообразно, ненужно, имеет малую или отрицательную цен-
ность. Поэтому номинация может быть представлена как разновидность выбора наибольшей ценности. «В самую суть вещи вникнешь, если её правдиво назовёшь», - говорит учёный монах, персонаж фильма «Андрей Рублёв». Здесь отчётливо выражено представление о ценности удачно выбранного, «правдивого» слова.
Выбор объекта внимания и выбор слова для его обозначения - неотъемлемая часть осознания и формулировки целей деятельности, передачи информации другим коммуникантам, воздействия на других людей. Например, в газетных объявлениях о знакомствах используемые для «саморекламы» слова отражают ценностные ориентации авторов текстов [4]. К высокочастотным определениям женщин в объявлениях относятся слова и словосочетания симпатичная, большеглазая, светло-русая, классная, весёлая, с чувством вкуса, пухленькая, интересная во всех отношениях, эффектная, разносторонняя, с аппетитными формами и т.д. Среди высокочастотных определений мужчин - такие слова, как добрый, ласковый, тактичный, самостоятельный, солидный, состоятельный, обаятельный, хозяйственный, некурящий и т.д. Ясно, что в этой лексике выражена некоторая система ценностей, принятая в данном обществе, ценностные приоритеты современных людей. Есть свои особенности в выборе лексики у людей разного социального положения, образа и стиля жизни, у мужчин и женщин, у молодых и пожилых и т.д. Проведение подобных исследований имеет большое практическое значение, т.к. позволяет понять проблемы современного общества и его отдельных представителей, дать рекомендации по решению этих проблем. Достаточно сказать, что в рекламе выбор слов вызывает у человека определённые эмоции и побуждает к определённым действиям, т.е. программирует выбор линии поведения.
С системой ценностей и оценок связано такое формальное свойство текста, как повторы текстовых единиц. Здесь мы тоже имеем дело с выбором, причём неосознанным: повторять или не повторять соответствующую единицу, и если повторять, то каким образом. В научно-технических текстах основное содержание научнотехнического документа выражается в терминах высокой активности (обзор исследований по использованию частотных характеристик лексики для формализации описания содержания научно-технического документа см. [5, с. 145147]); иными словами, интерес к некоторому содержанию, важность этого содержания выражается повторами номинативных единиц. Очевидно, данная особенность структуры научного
текста связана с когнитивной функцией языка, с выбором объекта познания и средств его текстового отражения. Как показывает изучение поэтических текстов, это свойство лексических повторов может быть присуще и художественной речи [6]. Однако, разумеется, роль художественных повторов имеет и свою специфику, связанную с эстетической функцией языка. В частности, художественные повторы - средство выразительности. Здесь мы имеем дело с другой шкалой: «выразительный - лишённый выразительности». Разнообразные языковые параллелизмы, которые являются спутниками художественного текста, содержат в явном или скрытом виде различные повторы - фонетические, лексические, грамматические. По-видимому, наличие, структура и активность таких повторов участвуют в формировании оценки текста по шкале «художественный - нехудожественный».
Повтор номинативной единицы не в отдельных текстах, а во всём их множестве характеризует глубину содержания данной единицы, её информативность. Так, известно, что общенаучная и нетерминологическая лексика (слова типа повышение, формирование, особенность и др.) распределена в совокупности научных текстов более или менее равномерно, в то время как терминологическая лексика - неравномерно, «сгустками»: узкоспециальный термин активен в небольшом количестве текстов, посвящённом выражаемому данным термином понятию, и менее употребителен в остальных текстах. Это свойство распределений лексических единиц в текстах используется при определении их «меры терминологичности», в формулах которой учитываются частоты лексических единиц и их ранги в частотных словарях, построенных по отдельным текстам или подъязыкам [7, 8]. Различие между узкоспециальными терминами и нетерминологической лексикой можно трактовать как различие между лексикой информативной, несущей важную специальную информацию, и неинформативной, малосодержательной. Таким образом, и в этом случае повторы номинативных единиц отражают некоторое оценивание, и разделение лексики на информативную и неинформативную содержит оценку как результат.
Появление лексической единицы и её активность в тексте - это такие явления и свойства, которые можно наблюдать непосредственно. Не так обстоит дело со шкалами оценок, отражающими предпочтения при выборе единиц. В речевой последовательности, как известно, единицы находятся т ргае8епйа, каждая из них яв-
ляется результатом выбора, а те альтернативы, которые не выбраны, в речевой цепочке отсутствуют. Эти шкалы получают воплощение только в результате рефлексии над речью и представляют собой модели, которые создаёт сам говорящий или лицо, наблюдающее речь (под моделью здесь понимается материальное образование, структурно подобное моделируемому явлению). Подобная рефлексия выражена в некоторых ме-таязыковых средствах, представленных в высказываниях, а именно в таких, которые содержат перечисление альтернатив выбора; ср.: Он не ел, а вкушал (А. Чехов). Типичная сфера создания таких моделей - наука о языке, где метаязыковая функция языка проявляется в полной мере. Примеры подобных моделей - словарная статья словаря синонимов, перечисление любых единиц, входящих в парадигматический класс, перечисление классов любой классификации. Слово «перечисление» здесь означает речевую (текстовую) последовательность, в которую переводится множество альтернатив выбора, например множество синонимов: красный, багряный, багровый, алый и т.д.
Областью создания шкал оценок является культура речи как наука о коммуникативных качествах речи (ККР) [9]. Обозначения ККР -правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность речи -являются выражением различных ценностей, которые управляют созданием и восприятием речевых произведений. Речь можно оценивать как правильную или неправильную, точную или неточную, выразительную или невыразительную и т.д. Если попытаться формализовать систему ККР, то можно представить её в виде системы шкал («правильная - неправильная», «точная - неточная» и т.д.), на которых помещаются те или иные речевые произведения для оценки. Внутри этих шкал возможна градация по степени признака (например, по количеству речевых ошибок, допущенных в речевом произведении, или с использованием эталонов правильной, не очень правильной и неправильной речи). Система шкал оценок должна учитывать сферу применения речи, её стиль. Так, деловой стиль обязательно требует точной и правильной речи, но выразительность и богатство речи для него не актуальны. Система шкал является не просто множеством оценок, а имеет внутреннюю организацию. В частности, уместность речи регулирует в конкретной коммуникативной ситуации другие ККР. Например, канцелярские обороты, обеспечивающие точность и логичность официально-деловой речи, неуместны, вообще говоря, в художественном произведении, но могут ока-
заться уместными в сатирическом изображении бюрократов. Подобные системы оценок являются частью методического обеспечения в преподавании риторики и культуры речи, редактировании текстов различных стилей и жанров. Правда, степень формализации может быть разной, и наличие специальной символики, экспликация некоторых очевидных признаков и свойств формализуемого объекта не всегда необходимы. Например, Б.Н. Головин, давая в своих статьях и учебных пособиях рекомендации по созданию хорошей речи и по определению ККР, использовал обычные текстовые средства оценки - терминологические обозначения ККР, оценочную лексику, положительные и отрицательные примеры - без специальной формализации. Тем не менее аксиологическое содержание культуры речи как лингвистической дисциплины легко формализовать, эксплицировать со степенью точности, необходимой для решения конкретных педагогических, редакторских, управленческих задач.
Обычно в тексте содержатся лишь фрагменты (следы, «осколки») множеств оценок. Например, вводные слова короче говоря, лучше сказать, лучше всего и др., указывающие на способ оформления высказывания, содержат намёк на причину выбора определенной языковой единицы: Давай поговорим или, лучше всего, помолчим. Различные стилистические и риторические приёмы (нагнетание синонимов, градация, антитеза и др.) задают шкалу оценок и частично упорядочивают слова на этой шкале. Резкое увеличение активности номинативной единицы в определённом речевом фрагменте свидетельствует о том, что соответствующее понятие попало в сферу особого внимания автора текста.
Но если в тексте есть следы оценок, то почему бы не попытаться восстановить систему оценок, используемую автором текста или носителем языка? Подобный подход достаточно распространён в других науках. Палеонтолог по незначительным ископаемым находкам восстанавливает облик давно вымершего животного и особенности его поведения. Биохимик по ничтожным следам вещества способен сделать вывод о наличии или отсутствии живых организмов. Астроном по наблюдаемым отклонениям в движении звезды может определить наличие у неё планет, влияющих на звезду своей гравитацией. Подобный подход, несомненно, играет важную общенаучную, методологическую роль, поэтому восстановление систем ценностей на основе их «следов», хранящихся в текстовых результатах человеческой деятельно-
сти, представляется перспективным в научном плане. Но и при решении практических задач данный подход открывает большие возможности. Например, при автоматизированной обработке информации на естественном языке приходится решать такие частные задачи, как отделение информативной лексики от неинформативной, выбор лексических единиц, наилучшим образом отражающих содержание научнотехнического документа, выбор лексических единиц, наиболее связанных по смыслу с определённой лексической единицей. Совершенно очевидно, что решение этих задач предполагает моделирование шкал оценок, которое можно осуществить на основе наблюдения «следов» оценок в научно-техническом тексте. Одним из таких «следов» является большая или меньшая активность лексических единиц в тесте. Методика такого моделирования основывается на индуктивной логике, на правдоподобных рассуждениях, на выборе наиболее правдоподобных гипотез о том, какие термины наилучшим образом выражают содержание научного документа, какие лексические единицы наиболее связаны по смыслу с данной и т.д..
Следы оценочной деятельности, модели оценок могут быть прослежены и в политическом дискурсе. «Политике как деятельности соответствует обобщённый мотив управления человеческим поведением (его “оптимизации”)» [10, с. 32]. Оптимизация предполагает работу с оценками, а политическое сознание теснейшим образом связано с оценками и ценностями. Конкретное выражение таких связей - «это, во-первых, уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий. Во-вторых, это социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т.д.). В-третьих, это быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций и т.д.» [10, с. 58]. Подчеркнём, что ожидания - это более или менее субъективные оценки вероятностей событий. Проследим связь оценок и политического сознания на примере активности политического употребления слова коррупция.
В настоящее время данное слово широко употребляется в разных сферах нашей политизированной жизни - в средствах массовой информации, в политических документах, в беседах депутатов с избирателями, в частных разговорах. Активность номинативных единиц кор-
рупция, борьба с коррупцией свидетельствует о существующей в обществе проблеме, решение которой жизненно необходимо. Однако в плане формирования общественного мнения воздействие этих номинативных единиц на политическое сознание людей противоречиво. С одной стороны, частое повторение политической формулы «надо бороться с коррупцией» программирует поведение людей, формирует подсознательную установку. С другой стороны, частое употребление слова коррупция снижает его ан-тиценностный потенциал, сдвигает это понятие на шкале оценок к нейтральной середине. Люди, воспринимающие разговоры о коррупции, привыкают считать её обыденным явлением, которое присуще общественной жизни и которое невозможно преодолеть. С точки зрения информативности слово коррупция в политическом дискурсе уподобляется неинформативной лексической единице в дискурсе научном. С точки зрения оптимизации политического сознания слишком частое повторение положения о борьбе с коррупцией подобно «удару растопыренными пальцами»: оно неэффективно и свидетельствует о слабости в борьбе с этим злом. Дальнейшие рекомендации по использованию этого выражения связаны с решением следующих вопросов: как, не отказываясь от борьбы с коррупцией, ограничить употребление соответствующих формулировок, какими другими понятиями, положениями, формулами, лозунгами их заменить.
Подводя итоги, ещё раз подчеркнём, что сложная система ценностей, характерная для современного общества, находит своё выражение в языке, речи, тексте. Чтобы отслеживать динамику оценок и приоритетов и оптимизировать принятие решений, можно использовать такие лингвистические явления, как словоупотребление и повторы текстовых элементов. По-видимому, есть и другие способы выражения
ценностей языковыми средствами, связанные со структурными свойствами текстов.
Список литературы
1. Виноградов С.Н. К лингвистическому пониманию ценности // Русская словесность в контексте мировой культуры: Материалы Международной научной конференции РОПРЯЛ) Нижний Новгород, 3-5 октября 2007 г.). Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2007. С. 93-97.
2. Зализняк Анна А. О семантике понимания // Понимание в коммуникации. 2007. Язык. Человек. Концепция. Текст: Тезисы докладов Международной научной конференции (28 февраля - 1 марта 2007 г.). М.: НИВЦ МГУ, 2007. С. 34-37.
3. Словарь русского языка: В 4 т. Т. 2 / Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1986. 736 с.
4. Чернявская Е.А. Отражение ценностных ориентаций человека в языке // Русское слово вчера и сегодня: Сборник научных трудов. Архангельск: Поморский государственный университет, 2005.
С. 223-242.
5. Виноградов С.Н. Термин как средство и объект
описания (на материале русской лингвистической терминологии): Монография. Нижний Новгород:
Изд-во ННГУ, 2005. 229 с.
6. Виноградов С.Н. Лексические повторы и понятийное содержание поэтического текста // Семантика. Функционирование. Текст: Межвузовский сборник научных трудов. Киров: Изд-во ВятГУ, 2006. С. 260-265.
7. Сергевнина В.М. О методике выделения терминов // Термин и слово: Межвузовский сборник. Горький: Изд-во ГГУ им. Н.И. Лобачевского, 1982. С. 46-53.
8. Пекарская Л.А. Разграничение терминов языка и терминов речи // Термины в языке и речи: Межвузовский сборник. Г орький: Изд-во ГГУ им. Н.И. Лобачевского, 1984. С. 10-16.
9. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1980. 335 с.
10. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
496 с.
THE AXIOLOGICAL ASPECT OF WORD USAGE AND TEXT REPETITIONS
S.N. Vinogradov
The use of lexical units and text repetitions in appraisal models is discussed. Using the material of various discourses, nomination is considered as the choice of the object of one’s attention and its naming with the use of a language unit. The choice of the most appropriate word, text repetition as an indicator of the importance and information value of the repeated units, the scales and fragments of appraisal scales as expressed by structural elements of the text are also examined. It is noted that the use of the above linguistic phenomena permits to reveal and describe the appraisal dynamics and to optimize decision-making in various fields of activity.