Научная статья на тему 'Аксиологические проблемы сми'

Аксиологические проблемы сми Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
636
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ФИЛОСОФИЯ / MASS MEDIA / PERSONALITY / SOCIETY / PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефимова Людмила Владимировна

В XXI в. развитие СМИ достигло больших успехов, это поставило их на одну ступень с такими факторами культуры, как религия, литература, искусство, которые непосредственно обобща­ют общественные явления. СМИ стали лидерами в сфере идеологического влияния на личность и общество, передатчиками достижений культуры и активными элементами влияния на при­нятие социумом различных культурных ценностей. Изучение аксиологической функции СМИ ак­туально, поскольку в XXI в. они стали наиболее популярной формой межкультурного контакта и общения индивидуума с духовным, материальным и историческим опытом поколений, наций государства. Однако наряду с бесспорной пользой у данного явления есть и существенные негативные аспекты. В частности, это угроза подмены реальных духовных и социальных ценностей искусственными, зависящими от установок мировоззрения авторов. Одновременно наблюдается размежевание и разделение ценностей культуры в зависимости от потребностей определенного общественного класса, социальной группы. Поэтому весьма актуально изучение аксиологических функций СМИ, когда существует демократическое многоканальное общество. Изучение аксиологически-креативной функции СМИ одно из течений философских исследова­ний современности, поэтому нужна специфическая методология, позволяющая гарантировать действенный способ аксиологических изучений масс-медиа. Приобщение СМИ миллионов людей к самым актуальным проблемам и ценностям оставляют свой отпечаток на целостности ориентации социума, а следовательно формирует направления развития культуры. Творческая, эффективная деятельность в современных условиях немыслима без масс-медиа, поскольку вне их нет ни согласованности поступков общественных групп, ни фор­мирования согласованных мировоззренческих и идеологических установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL ASPECTS OF MASS MEDIA FUNCTIONING

In the 21st century, mass media has achieved outstanding success, gaining the status of a cultural factor no less influential than religion, literature, and arts, all of which are immediate generalize of social events. 15 Mass media have attained active leadership positions in terms of individual and collective ideological influence, transmitting cultural achievements, and determining the acceptance or rejection of cultural values by the society. With mass media becoming the generally popular form of crosscultural intercourse and interaction of the individual with the spiritual, material and historical experience gained by generations and nations. The efficiency of the mass media phenomenon is beyond debate. However, it does manifest significant detrimental characteristics, in particular, its threatening potential of a substitution for true spiritual and social values by artificial counterparts generated by a particular outlook oriented authors. It is at the same time obvious that cultural values are being dissociated and divided to meet the needs of a certain social class or social group. This makes research into the axiological functions performed by mass media in a democratic multi-channel society a vital necessity. Research into the axiological and creative function of mass media is one of the current lines of philosophical research and it requires a distinctive methodology ensuring effective axiological insights into the phenomenon of mass media. It is through mass media that millions of people acquire knowledge of current events and values, which is bound to affect the integrity of a society''s orientation, and determine the lines of cultural development. No creative, effective activity is possible outside the scope of mass media, as it is only through and by mass media that the behaviors of social groups are coordinated and conformal and coherent worldview and ideological paradigms are molded.

Текст научной работы на тему «Аксиологические проблемы сми»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 316.77 DOI: 10.12737/3887

I АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМИ

Ефимова Людмила Владимировна, магистр кафедры философии социологии и психологии, 11elv@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В XXI в. развитие СМИ достигло больших успехов, это поставило их на одну ступень с такими факторами культуры, как религия, литература, искусство, которые непосредственно обобщают общественные явления. СМИ стали лидерами в сфере идеологического влияния на личность и общество, передатчиками достижений культуры и активными элементами влияния на принятие социумом различных культурных ценностей. Изучение аксиологической функции СМИ актуально, поскольку в XXI в. они стали наиболее популярной формой межкультурного контакта и общения индивидуума с духовным, материальным и историческим опытом поколений, наций государства.

Однако наряду с бесспорной пользой у данного явления есть и существенные негативные аспекты. В частности, это угроза подмены реальных духовных и социальных ценностей искусственными, зависящими от установок мировоззрения авторов. Одновременно наблюдается размежевание и разделение ценностей культуры в зависимости от потребностей определенного общественного класса, социальной группы. Поэтому весьма актуально изучение аксиологических функций СМИ, когда существует демократическое многоканальное общество.

Изучение аксиологически-креативной функции СМИ — одно из течений философских исследований современности, поэтому нужна специфическая методология, позволяющая гарантировать действенный способ аксиологических изучений масс-медиа.

Приобщение СМИ миллионов людей к самым актуальным проблемам и ценностям оставляют свой отпечаток на целостности ориентации социума, а следовательно формирует направления развития культуры. Творческая, эффективная деятельность в современных условиях немыслима без масс-медиа, поскольку вне их нет ни согласованности поступков общественных групп, ни формирования согласованных мировоззренческих и идеологических установок.

Ключевые слова: СМИ, личность, общество, философия

Понятие ценностей явлений мира, жизни человека, его целей и смысла жизни — один из важных разделов философии. Предметом многочисленных исследований эта проблема стала в XIX в., обретя название аксиологической [1]. Проблема ценностей общества в конце XIX — начале ХХ вв. стала одной из главных в творчестве русских философов Н. Бердяева,

С. Франка, Г. Шпета и др.

Немецкий философ Ф.К. фон Ринтелен в 1963 г. на XIII Международном философском конгрессе в Мехико сказал, что вопрос философии, затрагивающий ценности человечества, интересует всех философов Востока и Запада [2, с. 144].

Сегодня современное человечество имеет новое мышление, философы призывают к единым общечеловеческим ценностям. Проблема их изучения с позиции философии — не временное увлечение, а жизненная необходимость, продиктованная включением нашей страны в общемировую систему ценностей. Сегодня в мировом сообществе происходят процессы ухода от ценностей авторитарных режимов, возврату к ценностям, связанным с христианскими концепциями, процесс участия всех граждан социума в принятых народами Запада ценностях демократических свобод. Своеобразной лакмусовой бумагой определения этих процессов с позиции философии яв-

10

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 2

Аксиологические проблемы СМИ

ляются СМИ. В XXI в. стремительное развитие СМИ поставило их на одну ступень с такими факторами культуры, как религия, литература, искусство, которые непосредственно обобщают общественные явления.

СМИ претендуют на роль мощного фактора формирования мировоззрения личности и целостной ориентации общества. Они стали одним из компонентов психосоциальной среды обитания человечества, лидерами в сфере идеологического влияния на личность и общество, передатчиками достижений культуры и активными элементами влияния на принятие социумом различных культурных ценностей. Вместе с тем, масс-медиа и сами участвуют в создании этих ценностей, хоть сами эти процессы нередко остаются малоизученными и бесконтрольными.

До 40-х годов ХХ в. функциями СМИ являлись информирование, пропаганда, организация. О культуро-наследовательной, тем более аксиологически-креативной функции не шло и речи. Но во второй половине ХХ в., когда СМИ преобразовались в аудио-визуальный метод образования, искусства, науки, появилась потребность осмысления и изучения их как транслятора общественных культурных ценностей. В 1948 году первым это сделал Х.Д. Лассуэл, выделив 3 основные функции: контроль общества за человеческой средой обитания и информирование различных структур общества о деструктивных проблемах цивилизации и общества, их возможных последствиях, стимуляция споров о путях разрешения этих проблем; согласование действий общественных подсистем с целью воплощения идеалов и реализации общих намерений; транслятор, носитель наследия культуры поколений [11].

Во второй половине ХХ в. вопрос культуро-наследовательных функций масс-медиа активно дискутировался советскими философами и социологами. Отдельные итоги дискуссий изложены в комплексном фундаментальном исследовании «Общественное мнение», проведенном в 1967—1974 гг. под руководством социолога Б.А. Грушина [4]. В конце 80-х гг. группой ученых АН УССР во главе с профессором В.О. Осовским исследована роль СМИ в формировании ценностной ориентации молодежи [5]. Но эти исследования были скорее социологическими, чем философскими.

Изучение аксиологической функции СМИ сегодня актуально, поскольку в XXI веке они стали наиболее популярной формой межкультурного контакта и общения индивидуума с духовным, материальным и историческим опытом поколений, наций государства. Однако наряду с бесспорной пользой у данного явления есть и существенные негативные аспекты. В частности, это угроза подмены реальных духовных и социальных ценностей искусственными, зависящими от установок мировоззрения авторов теле-радиопрограмм, создателей публикаций в прессе. Об этом предупреждал

А. Моль, автор теории о «мозаичной культуре» [4]. Он предполагал существование в пределах одного культурного полюса «рядовых членов массового социума», предпочитающих культуру масс и искусственных ценностей, а в пределах другого — «аристократии духа», потребляющих истинные ценности и элитарную культуру. Одновременно наблюдается размежевание и разделение ценностей культуры в зависимости от потребностей определенного общественного класса, социальной группы. П. Меркель — немецкий литературовед и теоретик-культуролог писал: «Духовное единство немыслимо в сложных культурных условиях, и то, что издали представляется единым, в действительности является гегемонией какой-нибудь социальной группы» [12]. Это наблюдалось в странах с тоталитарными режимами, этот феномен характерен и для современных развитых стран Запада. Э. Тоф-флер писал: «Основное направление перемен в масс-медиа, по крайней мере с 1970 г., когда в книге «Шок будущего» была предсказана грядущая демассификация эфира, состоит в разделении массовой аудитории на сегменты и подгруппы, каждая из которых получает свою конфигурацию программ и сообщений» [5]. Поэтому изучение аксиологических функций СМИ актуально в условиях демократического многоканального общества.

Для выяснения способа влияния СМИ на образование ценностной общественной ориентации необходимо уяснить систему, ценности сообщества, лежащие в фундаменте целеполагания, определить идеал как абсолютное и конечное благо, для которого и осуществляется деятельность социума и чему отдельные его представители готовы подчинить свои интересы. Такой идеал поведения лично-

11

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

сти и общества создают СМИ. В СССР основным идеалом было построение коммунизма.

Аксиология изучает цель, неразрывно связанную со средствами ее достижения. Одна из центральных аксиологических проблем — соотношение средства и цели. Известно, что существуют положительные и отрицательные ценности. К положительным ценностям относятся идеалы, которые являются целями общества. Цель советского общества — построение коммунизма — являлась идеалом человечества. Для достижения цели необходимо выбирать разные средства. Главным средством достижения, основной моральной категорией советского общества был выбран коллективизм.

Тут встала проблема соразмерности средств и цели, вылившаяся в итоге в тезис — цель оправдывает средства. Жертвенность личностного «я» с целью достижения благополучия общества или коллектива поднималась масс-медиа на пик идеологической политики, нередко теряя из поля зрения главную цель этой жертвы. В итоге преследования идеала — коммунизма с помощью коллективизма в жертву была принесена другая ценность — личность. В такой иерархии ценностей и идеалов быть иначе и не могло: основу появления человека-винтика необходимо искать не только в политическом строе, не только в идеологических догмах тех или иных лидеров общества, но и в предпочтении оси ценностей, а также средств их достижения — категорий морали. Показателем соотношения средств и цели, выбранных социумом для ее достижения являются СМИ. Именно они отражают все деформации ценностной направленности, все изменения идеологии государства. Но масс-медиа — не только отражение, но и чудесный инструментарий создания новых ценностей и влияния на социум.

Социолог Э. Гидденс так характеризовал важность масс-медиа в общественной жизни: «Средства массовой информации — газеты, журналы, кино и телевидение — часто ассоциируются с развлечениями, поэтому рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Подобный взгляд совершенно неверен. Массовая коммуникация затрагивает многие аспекты нашей жизни... Даже «расслабляющие» средства информации, такие, как газеты и телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не столько из-за их специфического воз-

действия на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь. Голосование на общенациональных выборах было бы невозможным, если бы информация о текущих политических событиях, кандидатах и партиях не была общедоступной. Даже тем, кто в целом не интересуется политикой и имеет о ней слабое представление, кое-что известно о событиях национальной и международной жизни. Только настоящий отшельник мог бы оставаться в стороне от «новостей», столь властно вторгающихся в нашу жизнь, и мы имеем все основания предполагать, что у отшельника ХХ века вполне может оказаться радиоприемник» [7]. Поэтому изучение аксиологически-креативной функции СМИ — одно из течений философских исследований современности.

Однако нужна специфическая методология, позволяющая гарантировать действенный способ аксиологических изучений масс-медиа. В этом разрезе интересны работы академика П.Н. Сакулина, связанные с внедрением научного способа в литературоведческие изыскания [8]. Проба применения сакулинского способа социально-синтетического формирования в область философского исследования культуро-наследовательных и аксиологических функций масс-медиа позволяет посредством синтеза социальных и аксиологических факторов вычленить четкий рисунок процесса создания СМИ общественных ценностей, выявить меру их воздействия и отследить преемственность во времени. Представляется это таким образом: формируется общественная модель горизонтальных и вертикальных слоев социальной жизни общества и ее отражение в масс-медиа. Поскольку они занимаются обобщением типичных разрозненных фактов, изучение таковых представляет целостную картину социальных групп эпохи. Сравнение культурных ценностей, пропагандируемых масс-медиа на данном этапе, с полученной картиной общества и объединение содержания передовых публикаций с центральными историческими событиями позволяют отследить влияние СМИ на образование различных социальных ценностей.

Создание общественных ценностей медийными средствами условно делится на три этапа. Первый — формирование единства ценности на основе фиксации отдельных фактов жизни общества и демонстрации таких фактов.

12

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 2

Аксиологические проблемы СМИ

Второй — пропаганда или введение в систему имеющихся в социуме предпочтений путем изучения имеющегося созданного идеала, а заключительный (третий) — инклюзия пропагандой данной ценности в социуме. Начало первого этапа характеризуется когнитивным отображением реальности средствами массовой информации. Этот этап включает несколько стадий: общий охват общественных явлений, чем обусловливаются разнозначимость, мозаичность, разноплановость, многоинертность передач и публикаций; систематичность обновления отбираемых и пропагандируемых ценностных факторов и непрерывность их отражения; обусловленный ускорением общественного времени и стадиями познания динамизм; внедренность в исторические познания; опора на научные знания.

Так идет формирование и отбор главных общественных ценностей общества, но особое значение в формировании их — фактическое подтверждение. Именно факты, донесенные до человеческого сознания с помощью СМИ, гораздо весомее влияют на выбор ценностей, чем привнесенные каким-либо иным путем. Изначально СМИ обладали определенной сакрализацией знаний, поскольку сам текст с древних времен являлся сакральным знанием, внушающим веру и уважение. Распространение печатных текстов зафиксировано в мировой культуре как общий процесс десакрализации познанного в сфере научных и духовных знаний.

Приход в общество СМИ ознаменовал прямую противоположность — их сакрализацию. Именно на сакрализации информации зиждется понятие сенсации, действующей на сознание и индивида и общества. Печатное слово породило в социуме особенный вид веры фактам, публикуемым в масс-медиа. Это явление оказало воздействие как на вербальные, так и на аудио-визуальные способы передачи фактов. Факт рассматривается как информационная фундаментальная единица, которая несет знания о том или ином актуальном с точки зрения общества событии в его естественном единстве чувственного и рационального в познании действительности.

Но не все факты укладываются в основу созидания ценности, потому что сами по себе они различаются степенью сложности и общности, по времени (от прошлого в настоящее или наоборот), по собственному воплощению образа, по динамике (факт как отражение ре-

альности или самого отражения, как знание о свершившемся), по взаимосвязи чувственного и рационального. Вместе с тем, фактам, избранным СМИ, присуща личностная оценка автора, из-за чего следует необходимость прослеживания авторского влияния при изучении их аксиологически-креативных функций.

Аксиологический трансцендентализм — учение о ценности, разработанное Риккертом и Виндельбандом, выходящее в восприятии источника ценностей на ступень единства исторической культуры с ее общими предпосылками и уникальным различием с природой [9, с. 26].

Науки о культуре подразумевают индивидуальную действительность, в противоположность наукам о природе используют индивидуализирующий метод, это надо учитывать в изучении СМИ, анализируя творения отдельных авторов. Значение творческой личности в журналистике несомненно велико. Общество создает ценности, а индивиды, отрицая или принимая их, ретранслируют их в социальные группы. Частные имена в масс-медиа — наиболее удачные формулы общественной жизни. Однако, помня о личностях, не надо забывать о соответствии действительности передаваемого СМИ и реального. Синтетическое построение позволяет выяснить общественные условия жизни, проследить процесс культуронаследования общественной ценности, охарактеризовать социальную группу принадлежности автора, для которой пропагандируется эта ценность. В отборе ценностных фактов определяется идеал и необходимость его изучения. Это второй этап синтеза ценности. Изучение аналитических статей, теле- и радиопередач вырабатывает ценностную ориентацию как проблемы, версии, идеи, гипотезы, приводящих социум к осознанию новых ценностей. В процессе слияния чувственных и рациональных моментов анализа определяется отрицательное или положительное отношение к этой ценности. Как отмечал П.В. Копнин, «...это единство означает не следование одно за другим, а непременное участие того и другого в нашем познании» [3]. За выработкой определенного отношения общества к ценности следует заключительный этап ее созидания — инклюзия. Ценность начинает оказывать влияние на деятельные и мировоззренческие установки общества и его индивидов. СМИ на этом этапе подвержены влиянию общественно-

13

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

го мнения, то есть происходит «круговорот» ценностной направленности общества, вслед за чем начинается ее ретрансляция в данном социуме или следующим поколениям. В процессе изучения культуро-наследовательной роли СМИ выделяются два аспекта передачи ценностей: актуальный (передача социальной и культурной информации в данном обществе) и исторический (процесс передачи поколением поколению), но важно отделить их цели. Трансляция культуры поколением поколению служит умножению культурного наследия человечества и подключение ценностей прошлого в современное общество. Трансляция внутри данного социума — для творческого созидания новых культурных ценностей и внедрения их в широкую аудиторию.

Сегодня масс-медиа определяются как пути мгновенной доставки и распространения культурной информации, являясь условием массового общения в пределах данного общества и поэтому определяют аксиологическую социорегуляцию (примерно этот процесс можно вообразить в виде горизонтали), и формы хранения информации, создающие поводы для передачи ценностей поколением поколению (как вертикаль по времени). Поэтому СМИ характеризуются как объективно-исторический процесс ретрансляции культурного фонда, реализуемый тремя методами: материального созидания культурной и социальной информации — пресса, вербального — радио и аудиовизуального — телевидение, кроме того, с помощью технических средств распространения. Условное разведение и различие этих составляющих единого процесса наследования культур вовсе не означает несвязности их диалектическим взаимодействием в реальной практике. Совокупность вышеуказанных методов трансляции образует целостную культурно-связанную концепцию, влияющую на ценностную ориентацию социума с помощью разных типов культурных сообщений: радиотрансляционных,

печатных, телевизионных, содержащих ценности различных порядков. Анализируя методы и функции образования ценностей и передачи их в масс-медиа, нельзя не принимать во внимание характер диалога их со слушателями, читателями, зрителями. Реципиенты СМИ безличны, анонимны, опосредованы в общении, а потому это статистически усредненные индивиды. Следовательно, на стадии восприятия реципиентом информации следует учитывать этот

факт и предвидеть моменты непредсказуемости и неопределенности реакции на какую-либо ценностную установку. Изучение адресата масс-медиа следует проводить с пониманием отрыва его от источника посыла, тем более, если это касается радио- и телепрограмм, поскольку лицо, обращающееся по радио или с экрана телеприемника, зачастую не является автором информации или создателем передаваемых ценностей. Но наиболее существенным и важным в распространении культурной информации и признании ценностей является не только организация коммуникатора, но и ориентированность ее цели, деятельности, устремленности к поставленным идеям. Качество информации обусловлено верой ее получателя в заданные идеи и ориентацией его в ценностной системе. По теории английского психолога Дж Янга, вера — одна из главных программ человеческого мозга [10, с. 17]. Известно, что связь веры с этой системой неоспорима. Разрушение веры влечет уничтожение взаимосвязанной с ней системы ценности. Так случилось с такой формой мировоззрения, как религия, при замене ее атеизмом, чем была уничтожена имевшаяся установка на веру в божество и ее ценностная структура. Веру пытались подменить другим феноменом, например, искусством. Самым распространенным, доступным и популярным способом передачи этих ценностей, реформатором личности во вновь создаваемой системе ценностей, явились именно СМИ.

В процессе внедрения ценностей в сознание социума большое значение принадлежит фактору общественного единства получателя информации и общественного, культурного, политического опыта и уровня транслятора. Интеграционный общественный опыт привлекателен для индивидов в восприятии новостей СМИ, а значит, приобщает к определенным ценностям. В процессе организации подбора ценностных ориентиров, культуронаследования можно достигнуть положительных итогов. Значение СМИ в создании общественных и личностных ценностей определяется триедиными компонентами: во-первых, СМИ впитывают в себя высшие и лучшие свершения мировой культуры, делая их жизнеутверждающими и жизненно стойкими. Именно поэтому в приобщении масс к достижениям культуры и ее основополагающим ценностям соперничать с ними не может ничто. Во-вторых, передача общественных ценностей многомиллионным

14

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 2

Аксиологические проблемы СМИ

аудиториям является только одной из форм влияния на культуру и общество. Основополагающим моментом, определяющим влияние масс-медиа на созидание ценностной общественной и личностной ориентации, выступает то, что благодаря своей технической сути СМИ не только делают возможным массовый охват огромных аудитории, документальную фиксацию ценностей и демонстрацию их влияния, но и вносят в социум новые эстетические качества, влияющие на формирование этих ценностей. Насыщение культуры освоением новых качеств эстетики масс-медиа, открытых и введенных в практику их технизацией, оказывает существенное влияние на аксиологически-креативную сферу их применения, раздвигает границы духовного обогащения личности. В сознание людей вносятся знаки, символы, образы художественных форм, сформированных на основе СМИ, что способствует расширению и углублению мировоззрения, выработке новых способов и образов мышления, сближающих человечество с концепцией общепланетарной ценностной ориентации. Осознание взаимозависимости и взаимоотношения СМИ с другими способами и методами аксиологии общества не являются исключительно проблемой теории. Теория СМИ

сегодня готова предоставить целый ряд важных для разных наук положений, в том числе и для философии, в частности аксиологии. Развитие ее сегодня не представляется возможным без знаний о способах и путях формирования при помощи ценностей масс-медиа, об их инклюзии, трансляции как в историческом, так и в актуальном аспектах.

Приобщение СМИ миллионов людей к самым актуальным проблемам и ценностям оставляют свой отпечаток на целостности ориентации социума, следовательно, формирует направления развития культуры. Творческая, эффективная деятельность в настоящих условиях немыслима без масс-медиа, потому что вне их нет ни согласованности поступков общественных групп, ни формирования согласованных мировоззренческих и идеологических установок. Сегодня феномен исторического запроса эпохи в высшей степени мозаичен и сложен, поскольку в его созидании участвуют этика, эстетика, культура, наука. Предметом исследования является вся наша действительность. Сегодня судьбы мира неразрывны со СМИ, потому что именно масс-медиа обеспечивают приобщение индивида к социальным, политическим, культурным, экономическим ценностям.

Литература

1. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М., 2001.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. Копнин П. В. Диалектика как логика и теория познания. М., 2011.

4. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1998.

5. Оссовский В.О. Массовая информация и общественное мнение молодежи. К., 1989.

6. Проблема ценности в философии. Сб. статей. М.-Л., 1996.

7. Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Феномен человека — вчера и завтра. Ростов/нД, 2006.

8. Сакулин П.Н. Философия и культурология. М., 2000.

9. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Керимова. Лондон — Франкфурт-на-Майне — Париж — Люксембург — Москва — Минск. 1998.

10. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 2011.

11. Lassuel H.D. The Structure and Functions of Communication in Society // The Communication ofIdeas. 1948. № 4.

12. Merker P. Neun Aufgaben der deutschen Literaturgeschichte. Die Sozialischen Metode. Leipzig und Berlin. 1921. S. 3.

AXIOLOGICAL ASPECTS OF MASS MEDIA FUNCTIONING

Efimova Liudmila Vladimirovna, Master in Philosophy of Sociology and Psychology, Department of Philosophy of Sociology and Psychology, 11elv@mail.ru,

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

In the 21st century, mass media has achieved outstanding success, gaining the status of a cultural factor no less influential than religion, literature, and arts, all of which are immediate generalize of social events.

15

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Mass media have attained active leadership positions in terms of individual and collective ideological influence, transmitting cultural achievements, and determining the acceptance or rejection of cultural values by the society. With mass media becoming the generally popular form of crosscultural intercourse and interaction of the individual with the spiritual, material and historical experience gained by generations and nations.

The efficiency of the mass media phenomenon is beyond debate. However, it does manifest significant detrimental characteristics, in particular, its threatening potential of a substitution for true spiritual and social values by artificial counterparts generated by a particular outlook oriented authors. It is at the same time obvious that cultural values are being dissociated and divided to meet the needs of a certain social class or social group. This makes research into the axiological functions performed by mass media in a democratic multi-channel society a vital necessity.

Research into the axiological and creative function of mass media is one of the current lines of philosophical research and it requires a distinctive methodology ensuring effective axiological insights into the phenomenon of mass media.

It is through mass media that millions of people acquire knowledge of current events and values, which is bound to affect the integrity of a society’s orientation, and determine the lines of cultural development. No creative, effective activity is possible outside the scope of mass media, as it is only through and by mass media that the behaviors of social groups are coordinated and conformal and coherent worldview and ideological paradigms are molded.

Keywords: mass media, personality, society, philosophy

References

1. Grushin, B.A. Mneniia o mire i mir mnenii [View of the world and the world view]. Moscow, 2001.

2. Giddens, A. Sociology. Moscow, 1999.

3. Kopnin, P. V. Dialektika kak logika i teoriia poznaniia [Dialectics as logics and epistemology]. Moscow, 2011.

4. Moles, A. Sotsiodinamika kul’tury [Sociodynamique de la culture]. Moscow, 1998.

5. Ossovskii, V.O. Massovaia informatsiia i obshchestvennoe mnenie molodiozhi [Mass communication and youth’s public opnion]. К., 1989.

6. Problema tsennosti v filosofii [Epistemological philosophical issues]. Collection of articles. Moscow-Leningrad, 1996.

7. Polikarpov, V.S., Polikarpova, V.A. Fenomen cheloveka — vchera i segonia [Human phenomenon — yesterday and tomorrow]. Rostov-on-Don, 2006.

8. Sakulin, P.N. Filosofiia i kul’turologiia [Philosophy and cultural anthropology]. Moscow, 2000.

9. Kerimov, V.E. Sovremennyi filosofskii slovar’ [Modern dictionary of philosophy]. London — Frankfurt am Mein — Paris — Luxembourg — Moscow — Minsk, 1998.

10. Frolov. Filosofskii slovar’ [A dictionary ofphilosophy]. Moscow, 2011.

11. Lassuel, H.D. The Structure and Functions of Communication in Society // The Communication of Ideas. 1948. № 4.

12. Merker, P. Neun Aufgaben der deutschen Literaturgeschichte. Die Sozialischen Metode. Leipzig und Berlin. 1921. S. 3.

16

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.