Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталин Егор Андреевич, Елистратов Даниил Андреевич, Степанов Илья Денисович, Копнов Даниил Вячеславович

Аксиологический анализ современной российской действительности выявляет тот факт, что устойчивой потребностью, обнаруженной во всех феноменах противоречивого социального формата, является потребность признания смыслов индивидуального уровня в рамках прогнозирования будущего общественного устройства и места в нем человека. В современном мире еще не существует понимания единой модели образования будущего, не актуализирована и философская теория фундаментальной значимости такой образовательной системы. В тоже время, необходимость и потребность располагать особыми познавательными структурами тесно связана со спецификой стратегически важных онтологических и аксиологических первооснов развития образовательных траекторий. Их единство детерминировано общим ходом формирования знаний о человеке и образовании, реализуемых по единым законам общественного развития. Это приоритет роли общественного бытия в отношении к общественному сознанию; преемственность в развитии образования и общественных ценностей; зависимость состояния индивидности от общественных отношений и приоритета общечеловеческих ценностей над индивидуальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаталин Егор Андреевич, Елистратов Даниил Андреевич, Степанов Илья Денисович, Копнов Даниил Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF MODERN EDUCATIONAL SPACE

An axiological analysis of modern Russian reality reveals the fact that a stable need found in all phenomena of a contradictory social format is the need to recognize the meanings of the individual level in the framework of predicting the future social structure and the place of a person in it. In the modern world, there is still no understanding of a single model of education for the future, and the philosophical theory of the fundamental significance of such an educational system has not been updated. At the same time, the need and need to have special cognitive structures is closely related to the specifics of strategically important ontological and axiological foundations for the development of educational trajectories. Their unity is determined by the general course of the formation of knowledge about a person and education, implemented according to the unified laws of social development. This is the priority of the role of social being in relation to social consciousness; continuity in the development of education and social values; the dependence of the state of individuality on social relations and the priority of universal human values over individual ones.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

Столыпинский вестник №1/2023

Научная статья Original article УДК 378

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF MODERN EDUCATIONAL SPACE

Шаталин Егор Андреевич, студент, Пензенский государственный университет (ФГБОУ ВПО ПГУ) (440026, Пензенская обл., г. Пенза, ул. Красная, 40), Тел. 8 (841) 256-35-11, egorcaminecraft@mail. ru Елистратов Даниил Андреевич, студент, Пензенский государственный университет (ФГБОУ ВПО ПГУ) (440026, Пензенская обл., г. Пенза, ул. Красная, 40), Тел. 8 (841) 256-35-11, danil.elistratov25@gmail.com Степанов Илья Денисович, студент, Пензенский государственный университет (ФГБОУ ВПО ПГУ) (440026, Пензенская обл., г. Пенза, ул. Красная, 40), Тел. 8 (841) 256-35-11, ilya666stepanov@ gmail .com Копнов Даниил Вячеславович, студент, Пензенский государственный университет (ФГБОУ ВПО ПГУ) (440026, Пензенская обл., г. Пенза, ул. Красная, 40), Тел. 8 (841) 256-35-11, Daniil .kopn@ gmail. com

Shatalin Egor Andreevich, student, Penza State University (440026, Penza region, Penza, Krasnaya str., 40), Tel. 8 (841) 256-35-11, e gorcaminecraft@mail.ru

Столыпинский вестник

Elistratov Daniil Andreevich, student, Penza State University (440026, Penza region, Penza, Krasnaya str., 40), Tel. 8 (841) 256-35-11, danil. elistratov2 5@ gmail.com

Stepanov Ilya Denisovich, student, Penza State University (440026, Penza region, Penza, Krasnaya str., 40), Tel. 8 (841) 256-35-11, ilya666stepanov@ gmail .com Kopnov Daniil Vyacheslavovich, student, Penza State University (440026, Penza region, Penza, Krasnaya str., 40), Tel. 8 (841) 256-35-11, Daniil.kopn@gmail.com

Аннотация: Аксиологический анализ современной российской действительности выявляет тот факт, что устойчивой потребностью, обнаруженной во всех феноменах противоречивого социального формата, является потребность признания смыслов индивидуального уровня в рамках прогнозирования будущего общественного устройства и места в нем человека. В современном мире еще не существует понимания единой модели образования будущего, не актуализирована и философская теория фундаментальной значимости такой образовательной системы. В тоже время, необходимость и потребность располагать особыми познавательными структурами тесно связана со спецификой стратегически важных онтологических и аксиологических первооснов развития образовательных траекторий. Их единство детерминировано общим ходом формирования знаний о человеке и образовании, реализуемых по единым законам общественного развития. Это приоритет роли общественного бытия в отношении к общественному сознанию; преемственность в развитии образования и общественных ценностей; зависимость состояния индивидности от общественных отношений и приоритета общечеловеческих ценностей над индивидуальными.

Abstract: An axiological analysis of modern Russian reality reveals the fact that a stable need found in all phenomena of a contradictory social format is the need to recognize the meanings of the individual level in the framework of predicting the

future social structure and the place of a person in it. In the modern world, there is still no understanding of a single model of education for the future, and the philosophical theory of the fundamental significance of such an educational system has not been updated. At the same time, the need and need to have special cognitive structures is closely related to the specifics of strategically important ontological and axiological foundations for the development of educational trajectories. Their unity is determined by the general course of the formation of knowledge about a person and education, implemented according to the unified laws of social development. This is the priority of the role of social being in relation to social consciousness; continuity in the development of education and social values; the dependence of the state of individuality on social relations and the priority of universal human values over individual ones.

Ключевые слова: философия образования, образовательное пространство, аксиологические основы, образовательная система, ценности образования, развитие образования.

Keywords: philosophy of education, educational space, axiological foundations, educational system, values of education, development of education.

Для объединения научных усилий в аспекте определения исходных оснований аксиосистемы российского образовательного пространства становится значимым исследование взаимодействия «аксиологического фундамента образования» с «ядром системы социальных ценностей». Чтобы дать социально-философское обоснование возможности и необходимости изменения аксиологических основ образования в условиях противоречивых тенденций самой системы образования и современной социокультурной ситуации, необходимо проанализировать первоосновы образовательной онтологии, с целью выявить устойчивые модели и конструкты, которые создадут возможность определить развитие индивида на рациональной основе. [7, с. 265]

Образование (в отличие от институционализации) является двусторонним процессом сознательно-волевой активности учителя и ученика. Этот процесс направлен на раскрытие сущностной природы индивида, получающего образование в соответствии с его эволюцией и смысложизненными ценностями, теоретико -практическая база которых сегодня имеет стойкий деятельностный характер. Таким образом, необходимо подвергнуть анализу функциональную направленность образования.

Трансформационные процессы в сфере образования - объективная необходимость для преобразования духовно-интеллектуальной общественной надстройки в соответствии с современными вызовами и необходимостью переформатирования способов и видов социальной и индивидуальной институционализации. Фундаментальной структурно-онтологической частью современного общества или сферой образования, принято считать все образовательные организации в комплексе, а также частных лиц, занимающихся образовательной деятельностью. [3, с. 79]

Главная их особенность - постоянное воспроизводство и способность влиять на ценностный аспект мировоззренческих, духовных, интеллектуальных и инструментально-деятельностных оснований. Образовательная сфера имманентно вбирает в себя сущность российского ценностного сознания как социокультурного феномена, обусловливает структурную динамику (культурные и образовательные соотношения и взаимодействия) и предстает как особая объективная необходимость и основа разрешения наличных аксиологических противоречий.

Главные из них - принципы образования, образовательная политика и реализация в них возможностей аксиосистемы. Сфера образования включена в многосложную систему социокультурных отношений, порождающих современные представления о культурных моделях человека и соответствующих образовательных идеалах. Имея целью подготовку новых поколений к жизни в глобально трансформирующимся и динамично

усложняющимся социуме, образовательная сфера обусловлена современной социокультурной ситуацией. [8, с. 92]

Философия образования как научный гарант воспроизводства качественного состояния системы образования, учитывает теснейшую ее взаимосвязь с представлениями о целостности, структурности, связи элементов, единством с обществом и природой, представлением об образовательном идеале. Во взаимодействии с ними система образования проявляет свою целостность.

Аксиологический подход к раскрытию понятия «система образования» предполагает, что субъектом образовательного действия является также и сам индивид, для которого его собственные образовательные цели, ценности опираются на методологический каркас категории «ценность образования» и «образовательный идеал». Отсюда существует необходимость создания инновационной идеи, содержащей в себе созидательный смысл и конструктивное значение для переориентации общественного и индивидуального сознания в признании субъектности образования и субъектности в образовании, основанных на принципе самостоятельной институционализации индивида. [1, с. 3512]

Суть предлагаемых образовательных институций как инструментов регуляции системы образования включает уже состоявшиеся современные представления о классической образованности в областях естественнонаучных, инженерно-технических, социогуманитарных. И боле детально представленных в более продуктивных перспективных институциях, основанных на постнеклассических концептах (универсумность, космопланетарность, всечеловечность), включающих в себя широкий поток ноосферной мысли (науку и религию, технологии и искусство, философию и коллективное сознание, реализующие полноту и сложность бытия космопланетарного универсума). [4, с. 20]

Возможности новых институций обладают способностью снятия фундаментальных противоречий между традиционной и инновационной парадигмой образования и на общенаучных основах состояться в материально-экономических универсалиях, организационно-управленческих структурах, экологизации мужского и женского бытия, духовно-эстетических ценностно-ориентированных институциях, педагогическом воспроизводстве социального опыта и другие институциональные формы коэволюции естественного разума в соотношении с искусственным интеллектом. Концептуализация аксиологически ориентированных образовательных институций обусловлена востребованностью индивидуального и общественного заказа на универсализм, в котором «идеальное» (с помощью праксиологической методологии) переходит в «материальное».

Проблема соотношения «идеального и «материального» в системе образования традиционной и инновационного содержания считается одной из самых эмоционально-дискуссионных, требующих общезначимого решения, поскольку в ней акцентируется аксиологически-методологическая диалектика природы «реального и виртуального», «духовного и природного», «субъективного и объективного». Подобные универсалии предполагают принципиальное обновление когнитивных измерений человеческой культуры (общения, поведения, образов и стилей жизнедеятельности), где на основе проблемной дополнительности будут решаться вопросы соотношения «общественного» и «индивидуального», «национального» и «глобального», «мужского» и «женского» и др. [9, с. 31]

Объективная необходимость нахождения консенсуса между категориями образование, сфера образования, система образования, современная социокультурная ситуация возможна на основе решений онтологических вопросов о смысле и предназначении образования. С целью определить пути оптимизации и повышения эффективности его реального функционирования необходимо сосредоточить философско -

методологические усилия на представлении об образовательном пространстве как системно-интегральной палитре явлений и аспектов социальной жизни в рамках природной среды и шире. [6, с. 209]

Исключительно важной темой в образовательном процессе является обсуждение инноваций, воспринимаемых в виде объекта существенно отличающегося от созданного ранее. Инновации, вытекающие из его основного смысла (сущности, содержания и значения) способны коренным образом влиять на качество образования. Онтологическое значение в данном случае имеет основное противоречие в образовательных процессах. Противоречие между интенсификацией нарастания когнитивной сферы и ограниченными возможностями ее осмысления и усвоения, заставляет образовательную теорию сориентироваться на новой идеал образованности.

Инновации в образовании подразумевают постоянный диалектический процесс изменений, как в общественном сознании, так и в образовательной сфере. Как правило, инновации сопровождаются: совокупностью последовательных действий для преобразования научного знания в нововведение или новый продукт; инновационными технологиями (индивидуальный подход, дистанционное образование, «изменения информационно-коммуникативного порядка», «академические рынки» 2); механизмами целеполагания, умением создавать новые технологии; способами планирования, анализом и рефлексией; инновационным обучением (организация и результат образовательной деятельности, стимулирующей принципиальные изменения в пространстве образования на основе развития способностей к самообразованию). [5, с. 68]

Весь этот комплекс становится ценностно-ориентированным в случае владения творческими методами в условиях нескольких профессиональных позиций и способности к деятельности в условиях неопределенности. Накапливая опыт в нескольких областях практической деятельности, индивид

приобретает возможность прогнозирования успешности собственной деятельности на основе получения только качественного образования.

Философско-аксиологическая рефлексия понятия «качество» указывает на его определенность и устойчивость, несмотря на то, что в исторической динамике это понятие все больше обрастает многозначностью, которая убивает суть. С аксиологической точки зрения «качество» - это абсолютная категория и ей не должна быть свойственна многозначность. Не имея в философии образования общепризнанного определения «качество образования», невозможно однозначно определить его устойчивое взаимоотношение составных элементов.

Не представляется возможным отследить глубину проникновения в знание в рейтингах его востребованности работодателем и практической реализации в конкретных жизненных условиях. Поскольку на фоне производственных требований (динамизма, вовлеченности, соучастии, преданности и мотивированности сотрудников) качество, полученных знаний и компетенций в образовании, должно быть одновременно и объективно устойчивым и динамично готовым к изменчивости.

В рамках образовательного учреждения показателями качества образования будут познавательная мотивация (желание учиться и желание учить); самостоятельность обучения; умение оценивать себя (самоконтроль); представление о желаемом будущем (умение видеть перспективу); уровень материального обеспечения образовательного процесса. Статусом понятия «качество образования» в системе рационального знания можно считать восхождение возможностей индивида в аспекте повышения качества его жизни на определенный уровень, в соотношении с изначальным положением, а также аккумуляция сил, направленных в будущее. [2, с. 15]

Поиск новых аксиологических основ образования приводит к пересмотру социокультурной ситуации, когда «культурная модель человека» определяет суть социального бытия. Но для этого необходим

соответствующий (фундаментальный и вариативный) общественно-индивидуальный интеллектуальный потенциал как комплекс образовательных капиталов. Его проблематика и исследовательская устремленность обусловлена общей целью - поиском устойчивых «сквозных» ценностных ориентиров индивидуального уровня, обнаруживаемых именно в аксиологии образования.

Исследование пролегоменов ценностного состояния образования в соотношении с «аксиологическим ядром» системы социальных ценностей современности, с возможностью прогнозирования новых аксиологических оснований образования, обнаруживает комплекс устойчивых смысложизненных ценностей индивидуального уровня, требующих от образовательной политики разработки принципов субъект-объектных конструктов взаимодействия.

Литература

1. Гладышев, А. А. Философия современного образования: фундаментальность или компетентность цифрового пространства / А. А. Гладышев, А. А. Гладышева // Профессиональное образование в современном мире. - 2020. - Т. 10. - № 1. - С. 3508-3519.

2. Глиос, Г. Н. Философия образования как концептуальная основа современного российского образования / Г. Н. Глиос // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. - 2022. - № 4. - С. 14-16.

3. Закирова, Т. В. Философия как парадигма современного общего образования / Т. В. Закирова, Г. И. Завьялова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2022. - № 2(460). - С. 75-81.

4. Козлова, Т. А. Актуальные проблемы философии образования в современную эпоху / Т. А. Козлова, Ю. О. Полякова, Д. А. Леонтьева // Карельский научный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 2(31). - С. 19-21.

5. Кузнецова, Н. Б. В поисках новой философии современного образования / Н. Б. Кузнецова // Омск: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования», 2022. - С. 67-70.

6. Меркушева, О. В. Аксиология как базовый компонент современной философии образования / О. В. Меркушева, М. В. Попова // Рязань:

«Рязанское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова» Министерства обороны Российской Федерации, 2020. - С. 208-210.

7. Нешина, А. Ю. Философия современного образования: рефлексия педагогов / А. Ю. Нешина // Актуальные проблемы преподавания гуманитарных наук в СУНЦ МГУ имени М. В. Ломоносова: альманах. -Москва: ООО "МАКС Пресс", 2021. - С. 262-269.

8. Топчий, А. Ю. Философская рефлексия современного образовательного пространства в аспекте аксиологических моделей / А. Ю. Топчий // Позиция. Философские проблемы науки и техники. - 2021. - № 16. - С. 88-97.

9. Фомина, Н. И. Образовательное пространство и становление аксиологической сферы индивида в эпоху глобализации / Н. И. Фомина, А. С. Бажин // Современный педагогический взгляд. - 2018. - № 3(16). -С. 28-35.

Literature

1. Gladyshev, A. A. Philosophy of modern education: fundamentality or competence of the digital space / A. A. Gladyshev, A. A. Gladysheva // Vocational education in the modern world. - 2020. - T. 10. - No. 1. - P. 35083519.

2. Glios, G. N. Philosophy of education as a conceptual basis for modern Russian education / G. N. Glios // Philosophical, sociological and psychological-pedagogical problems of modern education. - 2022. - No. 4. - P. 14-16.

3. Zakirova, T. V. Philosophy as a paradigm of modern general education / T. V. Zakirova, G. I. Zavyalova // Bulletin of the Chelyabinsk State University. - 2022. - No. 2 (460). - P. 75-81.

4. Kozlova, T. A. Actual problems of the philosophy of education in the modern era / T. A. Kozlova, Yu. O. Polyakova, D. A. Leontieva // Karelian scientific journal. - 2020. - T. 9. - No. 2 (31). - P. 19-21.

5. Kuznetsova, N. B. In search of a new philosophy of modern education / N. B. Kuznetsova // Omsk: Autonomous non-profit professional educational organization "Multi-profile Academy of Continuing Education", 2022. - P. 67-70.

6. Merkusheva, O. V. Axiology as a basic component of modern philosophy of education / O. V. Merkusheva, M. V. Popova // Ryazan: "Ryazan Higher Airborne Order of Suvorov twice Red Banner Command School named after

General of the Army V.F. Margelov" of the Ministry of Defense of the Russian Federation, 2020. - P. 208-210.

7. Neshina, A. Yu. Philosophy of modern education: reflection of teachers / A. Yu. Neshina // Actual problems of teaching the humanities at the Special Educational and Scientific Center of Moscow State University named after M. V. Lomonosov: almanac. - Moscow: MAKS Press LLC, 2021. - P. 262269.

8. Topchiy, A. Yu. Philosophical reflection of the modern educational space in the aspect of axiological models / A. Yu. Topchiy // Position. Philosophical problems of science and technology. - 2021. - No. 16. - P. 88-97.

9. Fomina, N. I. Educational space and the formation of the axiological sphere of the individual in the era of globalization / N. I. Fomina, A. S. Bazhin // Modern pedagogical view. - 2018. - No. 3 (16). - P. 28-35.

© Шаталин Е.А., Елистратов Д.А., Степанов И.Д., Копнов Д.В., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2023.

Для цитирования: Шаталин Е.А., Елистратов Д.А., Степанов И.Д., Копнов Д.В. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.