Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ИСКАЖЕНИЯ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ИСКАЖЕНИЯ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ИСКАЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Розина О.В.

В статье рассматриваются основные направления искажений истории Великой Отечественной войны геополитическими противниками России. Автор исходит из понимания современного состояния международных отношений, как войны цивилизационных антогонистов, ведущейся с применением несиловых технологий. В работе рассматриваются основные направления «фальсификационных ударов» противника и делается вывод о том, что история Великой Отечественной войны является ареной битвы за сознание современной молодежи и память о ней есть одно из условий сохранения Россией своей цивилизационной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ИСКАЖЕНИЯ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ»

УДК 93

Розина О.В., канд. ист. наук, профессор Московский государственный областной университет

(Москва, Россия)

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ИСКАЖЕНИЯ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления искажений истории Великой Отечественной войны геополитическими противниками России. Автор исходит из понимания современного состояния международных отношений, как войны цивилизационных антогонистов, ведущейся с применением несиловых технологий. В работе рассматриваются основные направления «фальсификационных ударов» противника и делается вывод о том, что история Великой Отечественной войны является ареной битвы за сознание современной молодежи и память о ней есть одно из условий сохранения Россией своей цивилизационной идентичности.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, история, аксиологические искажения.

Современное геополитическое состояние характеризуется жестким противостоянием цивилизационных антогонистов, которое ведется с использованием новых, прежде всего, несиловых технологий - информационных, экономических, когнитивных. Это война ценностей и смыслов, целью которой является не просто дискредитация национальных идеалов, а их уничтожение и насаждение своих, аксиологически прямо противоположных. На арене цивилизационного противостояния столкнулись Запад и Россия, ценности либерализма и индивидуализма, с одной стороны, и традиционализма и соборности, с другой. Решение конфликта мирным путем невозможно хотя бы потому, что «обнаруживаются различия генезисных оснований русского мессианизма с доминантной идеей спасения мира и западного планетарного проекта -мирового господства. В одном случае мир надо спасать, в другом - подчинить» [1; 260].

До недавнего времени в российском обществе культивировались мифы о Западе. В

частности, о возможности «вхождения» России в западный мир [6]. Эти мифы имеют

глубокие исторические корни и связаны с западноцентрическим мышлением и

стремлением элиты к потребительским стандартам западных стран. Идея интеграции

России в западный мир, причем на равноправной основе, периодически становилась

ведущей в государственной политике, начиная, пожалуй, с эпохи Петра I. Однако после

2014 г. ситуация резко обострилась: война цивилизационных антогонистов приняла

острые формы. В новых политических реалиях Россия заявила о своем суверенитете в

полицентрическом мире. Президент РФ В.В. Путин 31 декабря 2015 года подписал

170

Стратегию национальной безопасности страны, где четко обозначен приоритет традиционных ценностей, в том числе в воспитании молодежи.

Современная информационно-психологическая война, развязанная против России, в контексте обращение к истории Великой Отечественной войне находит двоякое преломление - по отношению к прошлому и по отношению к настоящему. В такой ситуации искажение и фальсификация прошлого приобретает характер оружия против настоящего и будущего.

Вот конкретный пример информационной атаки, искажающей ценностные смыслы и влияющий через прошлое на настоящее и будущее. Происходит взброс информационного тезиса: «в 1939 году был раздел Европы между Сталиным и Гитлером». Его актуальность демонстрирует, например, польское правительство, не пригласившая 1 сентября 2019 г. российскую делегацию на 80-летнюю годовщину начала Второй мировой войны, так как Москва отказывается признать «историческую правду». Но вслед за этим тезисом возникает вопрос: а почему Сталин пошел на договоренность с нацистами? Для фальсификаторов ответ очевиден уже на концептуальном уровне. Они объявляют, что в СССР существовал тоталитарный режим, подобный нацистскому режиму в Германии. На более высоком ценностном уровне задается вопрос - почему такая система стала возможной? И тут же предлагается ответ: российское общество исторически тоталитарно, так как это империя. Поэтому во всех современных мировых конфликтных ситуациях виновата Россия, начиная от сбитого над Украиной пассажирского самолета и кончая бывшими и предстоящими выборами в США. Однако еще в XIX веке публицист, поэт и общественный деятель Иван Сергеевич Аксаков писал: «Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит бессовестнейший захват чьей-либо чужой земли» [цит. по:4].

Одним из способов современной цивилизационной войны является искажение и

подмена ценностей. Следствием этого является деструкция сознания, в данном случае -

стирание исторической памяти и межпоколенческий разрыв. Еще Отто фон Бисмарк

отмечал, что: «Славян невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но

славянам можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя!» [цит. по: 2].

Этот тезис в наши дни реализуется на Украине, доводя до полного обнищания и разорения

этот в недавнем прошлом богатейший край Русского мира. Но не будем забывать о том,

что способствовало развитию этой трагедии не только внешняя аксиологическая

экспансия, но и внутреннее состояние общества. К началу этой трагедии уже выросло

171

поколение, учившиеся по учебникам, в которых отсутствовало понятие «Великая Отечественная война», а было либо «советско-немецкая», либо вообще «Вторая мировая». Стирание исторической памяти в отдельно взятом регионе прошло успешно.

Вместе с тем помимо военной и экономической мощи у любого государства всегда есть мощь гуманитарная. Первые две подрываются адекватными методами - военными и финансовыми, соответственно. А третья - путем разрушения исторического сознания и национально-культурной идентичности. Фашизм, развязавший Великую Отечественную войну, был лишь этапом в многовековой истории экспансии Запада. То, что ему не удалось сделать тогда с помощью военной силы, продолжается сейчас посредством фальсификации истории и на ее основе - привитие ложных ценностей и идей.

Главное направление удара цивилизационного противника направлено на фальсификацию итогов Великой Отечественной и Второй мировой войн и их делигимитизацию, то есть признание недействительными, и соответственно, признание легитимными тех сил, которые были уничтожены. В этом одна из основных причин нынешней активизации нацистских и неофашистских организаций.

В частности, противником не раз было заявлено, что система Ялтинско-Потсдамского мироустройства нуждается в ревизии. Почему? Потому что согласно установленному тогда порядку СССР, внесший наибольший вклад в победу над фашизмом, выступал гарантом недопущения новых мировых угроз фашизации. После распада СССР эта роль преемственно отошла к России. Признание нелегитимными итогов войны автоматически оттесняет Россию на периферию мировой политики, а страна становится «изгоем». Экономические и финансовые санкции, создание зон военных эскалаций вдоль российских границ, запретительные списки и прочие современные реалии - это попытка низведения России в ранг второстепенных государств.

Ревизия истории Великой Отечественной войны идет одновременно в двух направлениях:

Первое. Утверждение о том, что СССР к победе не причастен. Победителем назначаются союзники и США. Причем для этого не обязательно фальсифицировать или искажать факты. Достаточно просто замалчивать: говорить и писать о битвах в Западной Европе, Африке и Тихом океане, но не в России. У молодежи будет создаваться впечатление, что главные события разворачивались в иных регионах.

Второе. Внесение СССР в список государств-победителей нелигитимно, так как сталинский режим в стране и нацистский в Германии подобны. Поэтому надо не

чествовать СССР, как победителя, а осуждать за преступления против человечества.

172

В последние годы, как в исторической науке, так и в информационном пространстве насаждается тезис о тоталитаризме советского режима, посему он также ответственен за преступления прошлого. Это один из главных тезисов современных либералов. Он уже вошел практически в каждый учебник по политологии. Конечно, советский предвоенный режим был достаточно жесток и данное утверждение не следует рассматривать как оправдание и прощение его репрессивной политики. Но сравнение целей фашисткой Германии и советской России позволяет ясно увидеть их цивилизационные различия. Со стороны СССР - это фундаментальное равенство в коммунизме, со стороны Германии - неравенство, в том числе на уровне антропологическом: расовое превосходство арийцев над всеми иными народами [1; 317].

Осуждение коммунизма, как тоталитаризма проявляется в развертывании на Западе антисоветской компании, начиная с резолюции ПАСЕ 2006 г. «О необходимости международного осуждения преступлении тоталитарных коммунистических режимов», открытие мемориалов жертвам коммунизма в Вашингтоне и Праге. В 2013 г. в Брюсселе в одном из залов Евпропарламента прошла конференция «Давид и Голиаф. Малые народы под игом тоталитарных режимов». Она завершилась призывом созыва суда над коммунизмом - «Нюрнбергом 2».

Сохранение в народе и трансляция в будущих поколениях цивилизационных ценностей проходит только через образы «священной истории» [см., например: 3; 5]. Именно она позволяет соединить в историческом сознании реальные исторические процессы и их ценностные (аксиологические) основания и создать соответствующее идентичное общество. Каждая историческая общность имеет свою сакральную историю, которая является ядром исторической памяти, а ее герои воплощают национальный идеал народа и служат образцами в воспитательном процессе. Цивилизационный противник понимает, что для разрушения идентичности общества надо нанести удар по его сакральной матрице.

Первый шаг - компрометация национальных героев. Солидарным сакральным образом для всех народов современной России является Великая Отечественная война и ее герои. Они занимают особое место, как в национальной исторической памяти, так и в памяти отдельной семьи, так как каждую из них коснулось трагедия военных лет. Поэтому информационно-психологическое оружие геополитического противника направлено на разрушение сакрального образа этой войны, так охранительного бастиона российской цивилизации.

В последнее время, какие только небылицы и откровенную ложь мы не слышали и не читали о героях Великой Отечественной войне! Под предлогом восстановления «истинной биографии» и «истинной истории» искажаются их подвиги, а в угоду Западу демонтируются памятники советским воинам - освободителям Европы от фашизма.

Можно обнаружить несколько направлений атак противника на героику тех военных лет

- факта подвига не было и он - выдумка советской пропаганды;

- подвиг был, но был совершен другими, оставшимися не известным и героями;

- представление героев либо бывшими преступниками, либо противниками режима, либо и вовсе маргиналами;

- совершение подвига являлось преступлением [1;326-327].

Классические примеры дегероизации и замещения героев войны можно наблюдать там, где цивилизационному противнику удалось достичь определенных успехов. Так, на Украине героями стали Степан Бандера и Роман Шухевич. Они стали знаменем национализма и возрождающегося фашизма. Поэтому отнюдь не случайно становится популярной фигура Адольфа Гитлера. Его пытаются представить радетелем возрождения мощи Германии в условиях коммунистического тоталитаризма и любителем искусства, публично демонстрируя в интернете его рисунки и картины.

Подводя итоги, следует обратить внимание на три обстоятельства.

Во-первых, сохранение в исторической памяти российского народа священного характер Великой Отечественной войны является условием противостояния цивилизационному противнику. Поэтому необходим законодательный запрет на искажение подвига народа в этой войне, как на вопрос обеспечения национальной безопасности страны в условиях современной войны цивилизационных антогонистов. Прецеденты такого рода защиты в международном праве уже существуют, например, по отношению к Холокосту.

Во-вторых, история Великой Отечественной войны является ареной битвы за сознание современной молодежи. Ей необходим ценностно-мировоззренческий фундамент, опирающийся на историческое сознание и историческую память. Однако, в условиях отказа постсоветской России от государственной идеологии концептуальный уровень, как изучения, так и преподавания отечественной истории оказался размыт. До сих пор историко-культурный стандарт, лежащий в основе единой линейки школьных учебников по истории, является дискуссионной площадкой.

В-третьих, следует понимать, что германский фашизм был лишь этапом в многовековой экспансии Запада. После поражения Германии в Великой Отечественной войне попытки наступления цивилизационных противников не закончились. Сменилась лишь их тактика: вместо прямого военного вторжения - когнитивные и информационные технологии, искажающие и подменяющие ценностные доминанты исторического сознания народа.

Как и в конце 30-х годов ХХ века мы можем констатировать, что над миром нависла коричневая чума. И пусть она сегодня называется иначе, но ее смысл от этого не изменился. Поэтому вопрос сохранения Россией своей цивилизационной идентичности -это вопрос не только возрождения нашей страны, но и сохранение мира на планете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Багдасарян В.Э. Россия - Запад: цивилизационная война. - М.: ФОРУМ: ИНФА, 2017. - С. 260

2. Высказывания Отто фон Бисмарка о России [Электронный ресурс]. Русская Правда. URL: http://ruspravda.info/Viskazivaniya-Otto-Fon-Bismarka-o-Rossii-2067.html (дата обращения 15.03.2018).

3. Даренский В.Ю. Святая Русь как сакральный символ русского национального самосознания // Русский мир: проблема духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания и пути их решения. Материалы международной научно-практической конференции. Отв. ред. С.В. Беспалова, А.В. Сергеева. - Донецк: ДНУ, 2018. - С.400-402.

4. Действия элит бездумно вели Россию к февральскому перевороту. Беседа с епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым) [Электронный ресурс]. Православие.ги. URL: http://www.pravoslavie.ru/87886.html (дата обращения 12.11.2019)

5. Орлов И.И. Роль традиционных религиозных организаций в формировании ментально-ценностного ядра русской цивилизации победившей в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Духовно-нравственное воспитание: история и современность. Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. Ред. коллегия: З.В. Видякова, В.Н. Малыш и др.Липецк, 2015. - С. 19-23.

6. Розина О.В. Эволюция мифов о Западе в современной России // Миф в истории, политике, культуре [Электронный ресурс]: Сборник материалов III Международной научной междисциплинарной конференции (июнь 2019 года, г. Севастополь) / Под редакцией О.А. Габриеляна, А.В. Ставицкого, В.В. Хапаева, С.В. Юрченко. - Севастополь: Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе, 2019. - С. 304-306

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.