Научная статья на тему 'Акмеологический взгляд на систему форсайт'

Акмеологический взгляд на систему форсайт Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологический взгляд на систему форсайт»

Б) деструктивные (нарушаются межличностные отношения; сопровождается стрессом, переживаниями).

Данный конфликт является самостоятельным эпизодом в общей динамике отношений между К. и Н. Вместе с тем именно он может быть рассмотрен как пример инцидента и эскалации (5 и 6 этапы в динамике конфликта по классификации А.Я.Анцупова).

УДК 159.9

Козлов В.Е. (РАНХиГС, Москва, Россия)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА СТУДЕНТКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Kozlov V.E. (RANEPA, Moscow, Russia)

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF COPING BY

STUDENTS OF INITIAL COURSES OF ACADEMY

В рамках выпускной квалификационной работы по теме «Психологические условия преодоления учебного стресса студентами вуз» нами было проведено теоретическое и эмпирическое исследование аспектов преодоления стресса студентами высшего учебного заведения. Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязи различных психологических факторов преодоления стресса. В результате теоретического анализа была выявлена значимость следующих факторов в рамках исследуемой проблемы: смысложизненные ориентации, психологические защиты, копинг-стратегии, нервно-психическое состояние. Исходя из этого гипотеза эмпирического исследования была сформулирована следующим образом: существуют статистически значимые зависимости между нервно-психическим состоянием, проявлением психологической защиты, смысложизненными ориентациями и копинг-стратегиями.

В рамках проведения исследования по изучению проблемы были использованы следующие методики: тест смыс-ложизненных ориентаций Д. Леонтьева (СЖО), «Индекс жизненного стиля» (LSI), тест Люшера (аутогенная норма Вальнёффера (АуН); коэффицент вегетативного баланса Шипоша (КВБ)), методика «Индикатор копинг-стратегий» Амирхана.

Выборка для анализа составила 30 студенток второго курса ИОН РАНХиГС при Президенте РФ в возрасте от 18 до 20 лет.

В результате корреляционного анализа были выявлены следующие факты:

Корреляция шкалы «Общее напряжение» (LSI) c результатами теста Люшера по АуН (-0,26) и КВБ (0,38). Что может свидетельствовать о взаимосвязи нервно-психического состояния с напряжением психологических защит.

Ведущие корреляции по копинг-стратегиям с психологическими защитами: «Решение проблем» и «Интеллектуализация» (0,50); «Поиск социальной поддержки» и «Регрессия» (0,57); «Избегание» и «Отрицание» (0,47). Что показывает определенные сочетания психозащит и стратегии преодолевающего поведения.

Показатели корреляции КВБ и АуН и шкал теста Амирха-на («Разрешение проблем» (0,44) и (-0,12); «Поиск социальной поддержки» (0,39) и (-0,43); «Избегание» (0,21) и АуН (-0,37)) можно истолковать следующим образом: чем выше уровень проявления копинг-стратегии тем больше активность и мобилизованность субъекта, при этом менее влияет на уровень активности «Избегание». Можно предположить, что про-

дуктивность нервно-психической деятельности при стратегии «Поиск социальной поддержки» у студенток более выражена.

Самая высокая корреляция «Общей напряженности» и ко-пинг-стратегиями выявлен у стратегии «Избегание» (0,47). Что свидетельствует о повышении общего уровня напряженности психозащитных механизмов при следовании данной копинг-стратегии.

Наибольший показатель корреляции между психозащитами и шкалами отражающими функциональное состояние выявлен у психозащиты типа «Регрессия». Корреляция с «Общее напряжение» (0,64), КВБ (0,45), АуН (-0,40). Из этого следует, что для студенток 18-20 лет существует прямая зависимость нервно-психического состояния с психозащитным поведением типа регрессия.

Значимые корреляции шкал СЖО и показателей АуН и КВБ выявлены для следующих: «Осмысленность жизни» с АуН (-0,22), КВБ (0,24); «Процесс жизни» с АуН (-0,39), КВБ (0,39); «Результат» с АуН (-0,23), КВБ (0,30). Из данного можно предположить, что для студенток гуманитарных специальностей наибольшее влияние на нервно-психическое состояние оказывает фактор эмоциональной насыщенности жизни. То есть высокие показателях интереса к жизни способствует повышению активности и продуктивности действий.

Не выявленные значимые корреляции между уровнем непродуктивной деятельности (АуН) и копинг-стратегией «Решение проблем», а также «Интеллектуализация» можно истолковать следующим образом, на данном жизненном этапе у студенток еще не сформировались независимый анализ условий выхода из проблемных ситуаций и эффективные методы самостоятельного успешного решения проблем. Исходя из этого, можно предположить наличие в данной области зоны развития.

УДК 159.9

Козлов В.Е. (РАНХиГС, Москва, Россия)

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА СИСТЕМУ ФОРСАЙТ

Kozlov V.E. (RANEPA, Moscow, Russia)

ACMEOLOGICAL REVIEW OF FORESIGHT (FUTURES STUDIES)

В свете сложившихся условий в сфере политики и экономики, как никогда остро проявляется необходимость в методах работы с будущим, а именно прогнозирование, анализ и формирование тенденций развития. Создание, использование и совершенствование инструментов в данной области - задача, которая предстает перед управляющими кадрами нашей страны.

Одним из таких инструментов является система форсайт. Она берет своё начало в середине ХХ века. Первоначально система применялась для формирования образов будущего в сфере технологий, затем она стала использоваться в бизнесе для разработки стратегии. Сейчас форсайт является одним из основных инструментов инновационной экономики. Следует отметить, что система широко используется в различных странах, в частности Японии, США, странах Европы, а также развивается в России.

Среди зарубежных ученых, занимающихся разработкой форсайт-программ в различных отраслях и сферах деятельности, можно выделить П. Беккера, М. Бена, К. Дайхема, М. Кинэна, и др. Если отмечать отечественных специалистов, внесших свой вклад в развитие технологии форсайт, то необходимо упомянуть Ю. Андреева, Ю. Воронова, Н. Гапо-

ненко, А.Соколова, В. Третьяка, Н. Колюжнову, И. Куклину, В.Циренщикова.

Форсайт - это систематизированные попытки оценки долгосрочных перспектив науки, технологий, экономики и общества в целях определения стратегического направления исследований, способных привнести наибольшие социально-экономические блага. (Б. Мартин). Другими словами, форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического развития общества, которая образует инструмент формирования приоритетов и мобилизации значительного количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере технологий и науки, государства, экономики и общества. Важно подчеркнуть, что существует главное отличие форсайта от традиционных прогнозов. Оно заключается в том, что результат форсайта - это не только обозначение перспектив и стратегических ориентиров, но и разработка практических мер по их приближению. Также отметим факт, что в научных исследованиях в области экономики система форсайт характеризуется как комплексный инструмент стратегического управления (Литвинова Е.М.; Маркарова В.В.).

В дополнении к сказанному, следует привести базовые принципы форсайта: «будущее творимо, оно зависит от прилагаемых усилий»; «будущее вариативно и зависит от решений, которые будут приняты участниками»; «есть зоны, по отношению к которым можно строить прогнозы, но действия в которых не предопределены», «будущее нельзя предсказать, можно быть к нему готовым».

При психолого-акмеологическом анализе аспектов системы форсайт выделяются два момента, а именно влияние процесса на участников и влияние результатов проекта на среду.

Как отмечается в ряде источников, в результате личного взаимодействия участников в процессе выработки форсайта, происходит обмен мнениями, знаниями, практическим опытом. Отмечено, что сам процесс несет устойчивое интеллектуальное, нравственное и эмоциональное воздействие на каждого участника.

Если рассматривать влияние на внешнюю среду, то в первую очередь следует отметить формирование ориентиров для руководителей в областях объекта форсайта. Оказывается непосредственное влияние на принятие управленческих решений. Идет формирование воспринимаемого образа будущего, что оказывает влияние на всю конкретную сферу, исследуемую форсайтом.

Исходя из вышесказанного, можно сделать предположение, что систему форсайт можно рассматривать как инструмент акмеологического воздействия, но стоит оговориться, что для подтверждения этой гипотезы необходимы дальнейшие исследования научной проблемы.

Подводя итоги, система форсайт, рассчитанная для целей оптимизации комплекса действий в определенной сфере, оказывает положительное влияние на развитие экономики, регионов, общества. Психолого-акмеологическое исследование этой темы представляет научный интерес.

УДК 159.98

Королёв Г. А. (РАНХиГС, Москва, Россия) gorgius@mail.ru

ОПТИМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СЕАНСА ГИПНОТЕРАПИИ

Korolyev G. A. (RANEPA, Moscow, Russia)

OPTIMAL STRUCTURE OF HYPNOTHERAPEUTIC SESSION

В контексте изучения современных концепций гипнотерапии и практической области их применения мы установили, что определенное значение имеет структура сеанса гипнотерапии. Это обусловлено тем, что структура предполагает устойчивость результатов при различных расстройствах, проблемах.

В связи с этим мы установили оптимальные структуры как для клинической, так и для психологической направлений гипнотерапии. Такое разделение находится в общем русле разграничения клинической и психологической видов психотерапии, вне зависимости от их модальности. Поэтому в клинической гипнотерапии ряд авторов выделяют оптимальные элементы структуры для медицинской практики1, в то время как эриксоновские гипнотерапевты определяют структуру, подходящую в том числе и для психологического консультирования.

Таким образом, для медицинской практики (клинической психотерапии) выделяют следующие этапы гипнотерапевти-ческого сеанса2:

- вводных указаний (объяснения природы гипноза, его демистификации, ответа на интересующие вопросы пациента);

- наведения гипнотического состояния (для соматических больных предпочтительно наведение, связанное с релаксацией);

- задействование воображения (воображение безопасного и приятного для человека места с активацией всех репрезентативных систем);

- углубления гипнотического состояния (использование техник, ведущих к большей релаксации);

- внушения, направленные на устранение определенных симптомов (контроль боли, устранения симптомов и т.д.);

- завершение процедуры (реориентация, постгипнотические внушения, инструкции по самогипнозу).

Согласно М. Эриксону и Э. Росси динамика наведения транса и внушения является пятиступенчатой3:

1) Фиксация внимания - осуществляется посредством утилизации убеждений пациента и его поведения для центрирования внимания на внутренних процессах;

2) Депотенциализация привычных рамок и системы убеждений - реализуется через отвлечение внимания, шок, удивление, сомнение, смятение, диссоциацию или любого другого процесса, который нарушает привычные стереотипы пациента;

3) Бессознательный поиск - осуществляется через связки (двойные), вопросы, игру слов («каламбуры») и другие косвенные формы гипнотического внушения;

Montgomery G.H., Schnur J.B., Kravits K. Hypnosis for cancer care: over 200

years young // CA Cancer J Clin. 2013 Jan; 63(1):31-44.

Ibid.

Эриксон М., Росси Э. Гипнотерапия. М., 2013. С. 27, Эриксон М., Росси

Э. Гипнотические реальности: наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения. М., 2005. С. 329-343.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.