[4] Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. - М.: Наука, 2010.
[5] Моросанова В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход // Вопросы психологии. 2011. №3. С. 106-118.
[6] Моросанова В.И. Дифференциальный подход к психической саморегуляции и его применение к исследованию действий профессионала / В.И.Моросанова // Психологический журнал. - 2012.- том 33 - № 3. С. 98-111
[7] Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Надежность действий в чрезвычайных ситуациях: регуля-торные и личностные предпосылки // Психология саморегуляции в XXI веке / отв. ред. В.И. Моросанова. СПб.; М.: Нестор-История, 2011. Глава 16. С.272-290.
[8] Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Новая версия опросника «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ» // Вопросы психологии. 2011. №1. С. 10-18.
[9] Handbook of personality and self-regulation (2010) / edited by Rick H. Hoyle. UK: Blackwell Publishing Ltd.
Малкина-Пых И.Г.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ АЛЕКСИТИМИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Термин «алекситимия», означающий «отсутствие слов для выражения чувств (от «а» — недостаток, «lexis» — слово, «thimos» — эмоция), был введен впервые П. Сифнеосом как обобщающее название для ряда характерных особенностей, наблюдаемых у психосоматических больных [9]. Алекситимия характеризуется затруднением или неспособностью человека точно описать собственные эмоциональные переживания и понять чувства другого человека, трудностями определения различий между чувствами и телесными ощущениями, фиксацией на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям. Выделяют и такой признак, как ограниченное использование символов, о чем свидетельствует бедность фантазий и воображения. У алекситимичной личности могут проявляться все перечисленные особенности в равной степени или преобладать одна из них. В целом, алекситимия является комплексным показателем, проявляющимся на трех уровнях: когнитивном, аффективном и поведенческом.
Хотя алекситимию часто рассматривают именно как фактор риска развития многих психосоматических заболеваний, этот феномен также рассматривается в качестве а) предиктора и признака эмоционального расстройства, ассоциированного с тревогой и депрессией, б) компонента пострессовых расстройств и психопатологических синдромов. Алекситими-ческие характеристики найдены у здоровых испытуемых (от 5 до 23% здорового взрослого населения) [1].
В рамках акмеологических исследований алекситимию традиционно исследуют в связи с проблемой профессиональной дезадаптации (профессионального выгорания). Ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и факторами рабочей среды [2]. Влияние алекситимии на уровень профессионального выгорания исследовано в ряде российских и зарубежных работ [4; 6 и др.]. Результаты всех указанных работ говорят о значимой положительной ассоциированности алекситимии со всеми компонентами профессионального выгорания
Анализ результатов научных исследований показал, что, хотя алекситимия и исследуется в ряде работ непосредственно как фактор риска профессионального выгорания, гораздо большее число исследований, преимущественно зарубежных, посвящено взаимосвязи алекситимии с такими предикторами социально-психологической (в том числе и профессиональной) эффективности как «эмоциональный интеллект» и «социальная и эмоциональная компетентность». Понятие «эмоциональный интеллект» было введено П. Саловеем и Дж. Майером [8], которые описывали данный конструкт как разновидность социального интеллекта, затрагивающую способность отслеживать и распознавать свои и чужие эмоции и чувства. Экспериментально доказано, что алекситимия и эмоциональный интеллект статистически значимо отрицательно связаны [7].
Термин «эмоциональная и социальная компетентность» используется для описания более общей концепции, включающей в себя как эмоциональный интеллект, так и уровни эмоционального самоосознания и алекситимии.
Результаты анализа научной литературы позволяет заключить, что концепции «эмоционального интеллекта» и «социальной и эмоциональной компетентности» являются
достаточно близкими по сути к акмеологическому понятию базовой аутопсихологической компетентности (АК). Базовая АК, как теоретический конструкт, определяется как совокупность и иерархия личностных свойств, обеспечивающих уровень и качество функционирования системы саморегуляции. АК развивается в интрапсихическом (внутриличностном) пространстве, включающем интегративные параметры: индивидуально-психологические различия психических процессов (время реакции, особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоциональной реакции и т. п.), целостные личностные образования (интересы, способности, характер). АК является одним из главных психологических условий активизации личностного потенциала человека, обеспечивающая оптимальные модели самоорганизации жизни и профессиональной деятельности [3].
Анализ концепции базовой АК личности и феномена алекситимии позволяет рассматривать алекситимию как серьезный фактор риска нарушения формирования АК. В то же время обзор российской акмеологической литературы показал отсутствие такого рода исследований в популяции здоровых людей. Также слабо исследованы возможности психологической коррекции алекситимии.
В настоящее время не существует общепринятого мнения по вопросу о возможности психологического воздействия на алекситимические черты. Было обнаружено, что алекситимики создают очень мало спонтанной речевой продукции во время психотерапии, не склонны обсуждать свои чувства, не проявляют интереса к психологу и ожидают от него лечения по медицинской модели. В тех ситуациях, когда требуется проявление собственных чувств или идентификация их в другом человеке, неспособность к вербализации чувств приводит алекситимика в состояние внутреннего напряжения, разрешающегося разного рода соматическими феноменами [1].
Очевидно поэтому необходимы принципиально иные подходы, подготавливающие алекситимика к вербальным способам терапевтического взаимодействия. Для решения проблемы психокоррекционного воздействия на человека как на психосоматическое единство нами была разработана система ритмо-двигательной психокоррекции. Ритмо-двигательная психокоррекция (РДП) - это преимущественно групповая форма работы с человеком, которая базируется на представлении, что существует принципиальная связь между психологическими свойствами личности и тем, как человек двигается, и что изменения в привычках движения воздействуют на психологическое, эмоциональное и физическое здоровье человека.
РДП представляет собой инновационную психокоррекционную методику, позволяющую воздействовать на целостную личность и гармонизировать физическую (телесную) и психологическую сферы, поскольку она: 1) интегрирует подходы, существующие в телесно -ориентированной психотерапии, танцевальной психотерапии и ритмической гимнастике, 2) основана на междисциплинарных психо лого-педагогических принципах (системности, эмерджентности, целостности и стратегичности, 3) включает в себя методы, которые в полном объеме отсутствуют у каждой из ее составляющих: психотелесную диагностику, структурированное ритмическое движение, кинестетический транс и метод связывания.
На основе психодинамического подхода к диагностике проблем клиентов были выделены основные направления работы в группе РДП: 1) опоры или заземление (внутренняя устойчивость), 2) границы (установление границ с окружающим миром), 3) межличностные отношениями (контакты и коммуникация с другими людьми), 4). избыточный контроль (контроль себя и других людей), 5). агрессия (способность справляться с агрессией), 6). Я-образ, 7) психофизиологические блоки (зажимы), 8) структурная интеграция.
Используя специально разработанный и организованный набор психокоррекционных техник РДП позволяет решать следующие задачи: 1. по характеристикам телесных проявлений занимающегося определить его базовые личностные нарушения, сформировавшие неадекватный способ его взаимоотношений с собственными потребностями; 2. дать возможность человеку а) выявить и осознать неэффективные стереотипы движения, поведения и взаимодействия, б) приобрести новые возможности проявления себя через изменение старых стереотипов; 3. способствовать процессу личностной интеграции и роста человека с помощью движения.
Целью настоящего исследования было решение двух связанных между собой задач 1) исследование взаимосвязи уровня алекситимии с индивидуально-психологическими характеристикам АК личности; 2) исследование возможности психологической коррекции алек-ситимии и ассоциированных с нею компонентов АК методами ритмо-двигательной ПК.
Опираясь на определение базовой АК и в соответствии с задачами нашего исследования мы использовали компонентный подход к АК, то есть мы рассматривали АК не как единый конструкт, а были выделены индивидуально-психологические параметры, отражающие специфику базовой АК и определяющие меру ее продуктивности. В качестве
таких параметров (компонентов) были выбраны экстраверсия/ нейротизм, экстернальность / интернальность, четыре показателя самоактуализации (компетентность во времени, автономность, сензитивность и спонтанность), удовлетворенность образом тела и уровень алекситимии. Выбор указанных компонентов базовой АК определялся результатами мета-анализа акмеологических исследований в данной области.
Исследование было проведено на базе отдела «Экология человека» ФГБУН Центра междисциплинарных исследований Российской академии наук (ИНЭНКО РАН) и двух коммерческих организаций (Санкт-Петербург). В исследовании принимали участие 118 респондентов, средний возраст 36,8±10,7 лет, мужчин - 26 (22%), женщин - 92 (78%).
Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе проводилось психометрическое исследование, в ходе которого использовались следующие стандартизированные тесты: Торонтская алекситимическая шкала (ТАШ-26); Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, Тест-опросник Г.Айзенка (EPI), Тест - опросник исследования образа тела, Самоактуализационный тест (САТ).
Полученные данные были обработаны методами простого корреляционного, однофак-торного, с повторными наблюдениями дисперсионного и ковариационного анализов после проверки на нормальность распределения (критерий Колмогорова-Смирнова), значимость различий дисперсий (тест Ливена) и равенстве диспрсионно-ковариационных матриц для каждого уровня факторов и их сочетаний (М-тест Бокса) данных сравниваемых групп в пакете прикладных программ SPSS 11.5.
После проведения первичной психодиагностики общая выборка испытуемых была разделена на две группы по фактору алекситимии - границей неалекситимического типа считается величина 62 балла по шкале ТАШ-26. В результате было образовано две группы: 1 (не-алекситимики) - 50 человек, средний возраст 35,5±9,96 лет, мужчин - 11 (22%) женщин - 39 (78%) и 2 (алекситимики) - 68 человек, средний возраст 37,8±11,2 лет, мужчин - 15 (22%) женщин - 53 (78%).
Группы не различались ни по тендерному составу (p=0,994), ни по возрасту (p=0,253) респондентов.
В группе 2 средний уровень общего показателя алекситимии составил 71,4 балла, что практически соответствует минимальному уровню высоких оценок (>70 баллов), в то время как в группе 1 значение данного показателя составило 50,2 балл, что соответствует отсутствию алекситимии (<62 баллов).
Кроме того, респонденты группы 1 в среднем отличаются от респондентов группы 2 достоверно более высокими уровнем эмоциональной устойчивости (более низким уровнем нейротизма) (p=0,001), и более высокими уровнями экстравертированности (p=0,014), общей интернальности (p<0,0001), интернальности в области достижений (p<0,0001) и неудач (p=0,026), удовлетворенности образом тела (p=0,012), ориентации во времени (p=0,014), автономности (p<0,0001), сензитивности (p=0,030) и спонтанности (p=0,020).
Таким образом, две группы испытуемых достоверно значимо отличаются не только по уровню алекситимии, но и по всем другим исследуемым индивидуально-психологическим характеристикам.
Результаты корреляционного анализа, проведенного на общей выборке испытуемых, показали, что уровень алекситимии не связан ни с полом, ни с возрастом респондентов (p>0,5). В то же время уровень алекситимии у респондентов нашей выборки достоверно положительно (p<0,01) связан с уровнем нейротизма и нарушением удовлетворенности образом тела, достоверно отрицательно (p<0,01) с экстраверсией, общей интернальностью, интернальностью в области достижений и неудач, удовлетворенностью образом тела, способностью ориентации во времени, автономностью, сензитивностью и спонтанностью.
Таким образом, ассоциирование алекситимии с рядом показателей эмоционально-личностной сферы дают основание полагать, что скорее всего алекситимия может быть рассмотрена в качестве одного из компонентов интегральной характеристики личности, отрицательно влияющей на продуктивное развитие АК.
Следующим этапом нашего исследования было изучение возможности психологической коррекции алекситимии. На этом этапе проекта работа проводилась только с респондентами первой группы.
Все респонденты второй группы были случайным образом разделены на две группы (группа А, экспериментальная, 51 человек, средний возраст 36,9±10,8, 11 (22%) мужчин, 40 (78%) женщин и группа К, контрольная, 17 человек, средний возраст 40,4±12,2, 4 (24%) мужчин, 13 (76%) женщин). Проведенный анализ показал, что данные группы достоверно не различались как по уровню алекситимии (p>0,05), так и по значениям других рассматриваемых индивидуально-психологических характеристик (p>0,05).
Респондентам группы А в ходе психологического консультирования была предложена программа РДП. Поскольку размер психокоррекционной группы не должен превышать 12 -
13 человек, то все респонденты группы А были случайным образом разделены на 4 группы. Работа в группах РДП велась по всем основным восьми направлениям (темам). Каждой теме было посвящено 2 занятия.
Общая продолжительность данного этапа исследования составила 16 недель. Занятия с группами проводились 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия составляла 1,5 -2 часа.
По завершении программы в группах А и контрольной было проведено повторное тестирование. Данные заключительного тестирования двух групп были обработаны методом однофакторного дисперсионного анализа АЫОУА с повторными измерениями. Также в каждой группе были вычислены значения величины эффекта для всех исследуемых переменных. Результаты приведены в таблице.
В результате психокоррекционной работы с использованием методов РДП у респондентов группы А достоверно значимо (р<0,001) снизился уровень алекситимии, практически достигнув границы значений неалекситимического типа. Также достоверно значимо снизился уровень нейротизма (р<0,01) и повысились уровни экстраверсии (р<0,05), способности ориентации во времени (р<0,001), автономности (р<0,001), сенситивности (р<0,001) и спонтанности (р<0,001). Уровень интернальности во всех рассматриваемых областях жизни превысил значения среднего уровня (р<0,001) и значительно снизился уровень нарушения удовлетворенности образом тела (р<0,001). Значения величины эффекта для рассматриваемых показателей изменяются от средних значений d = 0,62 для показателя интернальности в области неудач до малых значений d = 0,11 для показателя экстраверсии.
Таблица 1
Средние значения индивидуально-психологических характеристик и результаты
Индивидуально-психологические характеристики Группа А (РДП) N=51 М А^УА F(1,50) Eta (л2) Контрольная группа N=17 М А^УА F(1,16) Eta (^2) А^ОУА F(1,66) Е1а (^2)
До После До После
1. Алекситимия 70,3 (8,67) 63,8 (3,31) 62,3*** 0,56 74,7 (9,19) 74,5 (8,96) 3,4 0,18 92 2*** 0,63
2. Экстраверсия 0,33 (3,69) 0,61 (3,39) 5,98* 0,11 -1.0 (3,39) -0,94 (3,39) 1,0 0,05 3,56 0,06
3. Нейротизм 2,49 (4,96) 4, 2, 4) 9 7,82** 0,14 2,18 (4,99) 2,0 (4,79) 3,4 0,18 0,18 0,003
4. Общая интернальность 5,09 (1,68) 6,45 (1,19) 65,1*** 0,57 4,82 (2,01) 4,88 (1,96) 1,01 0,06 32 7*** 0,37
5. Интернальность в области достижений 5,80 (2,06) 6,65 (1,48) 29 8*** 0,37 5,29 (2,14) 5,41 (2,0) 2,1 0,12 21,6*** 0,28
6. Интернальность в области неудач 5,18 (1,76) 6,43 (1,2) 80,8*** 0,62 5,29 (2,49) 5,35 (2,45) 1,07 0,07 37 9*** 0,41
7. Образ тела 21,2 (12,1) 13,5 (5,76) 48,6*** 0,49 19,4 (12,0) 19,2 (11,9) 2,2 0,13 32 8*** 0,37
8. Ориентация во времени 8,0 (2,91) 9,55 (1,69) 49 1*** 0,50 9,05 (3,54) 9,18 (3,36) 2,1 0,12 17 7*** 0,24
9. Автономность 43,4 (9,68) 48,2 (6,12) 53 2*** 0,52 46,8 (13,1) 47,1 (12,6) 1,4 0,08 16,1*** 0,20
10.Сензитивность 5,96 (1,92) 7,06 (1,38) 39 2*** 0,44 6,24 (1,64) 6,35 (1,41) 2,3 0,14 14 0*** 0,20
11. Спонтанность 6,31 (2,46) 8,06 (1,19) 57 2*** 0,56 7,18 (2,56) 7,23 (2,46) 1,05 0,05 25 3*** 0,32
Примечание: М - выборочное среднее, SD - стандартное отклонение,р - уровень значимости: *р <0,05; **р<0,01; ***р<0,001.
У респондентов контрольной группы значимых изменений изучаемых психологических характеристик не произошло, значения величины эффекта находятся в диапазоне малых величин.
Для оценки эффективности РДП как методики коррекции алекситимии был проведен сравнительный анализ результатов в группе ритмо-двигательной ПК и контрольной с использованием ковариационного анализа (АМСОУА). Также были вычислены величины эффекта, значения которых варьируют от малых d = 0,20 для показателей автономности и сен-зитивности до средней d = 0,63 для показателя алекситимии. Сверхмалые значения величи-
ны эффекта для показателей экстраверсии и нейротизма говорят о том, что данные характеристики являются устойчивыми психофизиологическими показателями и мало поддаются психологической коррекции.
Сравнительный анализ результатов применения РДП для коррекции алекситимии дает возможность достаточно обоснованно предположить, что данный метод является эффективным для психологической коррекции не только собственно алекситимических черт личности, но ряда взаимосвязанных с ней индивидуальных характеристик (эмоциональной устойчивости, интернальности, удовлетворенности образом тела, ориентации во времени, автономности, сензитивности и спонтанности), определяющих меру продуктивности АК.
Полученные в настоящем исследовании результаты применения РДП для коррекции алекситимии подтвердили результаты, полученные нами ранее на меньших выборках другого профессионального состава испытуемых [4; 5].
Литература:
[1]. Былкина Н.Д. Алекситимия (аналитический обзор зарубежных исследований) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. № 1. 1995. С. 43-53.
[2]. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб. : Питер, 2005.
[3]. Деркач А.А., Степанова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. - М. : Изд-во РАГС, 2003.
[4]. Малкина-Пых И.Г. Исследование эффективности ритмо-двигательной психокоррекции как методики снижения уровня профессионального выгорания // Акмеология. № 2. 2011. С. 67-70.
[5]. Малкина-Пых И.Г. Об одном возможном методе психологической коррекции алекситимии // Сибирский медицинский журнал. № 3. 2009. С. 99-107.
[6]. Mattila A.K., Ahola K., Honkonen T. et al. Alexithymia and occupational burnout are strongly associated in working population // J. Psychosom. Res. Vol.62(6). 2007. P. 657-665.
[7]. Parker J.D., Taylor G.J., Bagby R.M. The relationship between emotional intelligence and alexithymia // Pers. Individ. Differ. Vol. 30. 2001. P. 107-115.
[8]. SaloveyP., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagin. Cogn. Pers. Vol.9. 1990. P.185-211.
[9]. Sifneos P.E. The prevalence of alexithimic characteristics in psychosomatic patients // Psychother. Psychosom. Vol. 22. 1973. P. 255-262.
Назарова К.А., Чайнова Л.Д., Ковалев В.В
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СТИМУЛОВ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Современный человек постоянно находится на грани стресса. Эта проблема затрагивает все социальные слои современного общества. Негативная экология, жёсткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д. - стрессогенные реалии нашей жизни. В результате страдает физическое, эстетическое и интеллектуальное развитие, появляется новая проблема дефицита живого общения и способности строить нормальные взаимоотношения с окружающими, что ухудшает прогнозы на развитие интеллектуально-развитого, социально-адаптированного общества. Таким образом, предрасположенность к стрессу - одна из основных проблем особенностей современного общества. Часто человек пытается найти суррогатные способы достижения функционального комфорта, который определяется как оптимальное состояние работающего человека [5]. Все вышеперечисленные факторы, которые не могут не сказаться на эмоциональном состоянии и работоспособности человека, оказывают негативное воздействие на производительность и качество труда, способствуют профессиональному выгоранию личности.
Согласно проведённому нами опросу, в котором приняло участие более 500 человек среди молодых людей в возрасте от 13 до 38 лет, 63% имеют повышенный уровень тревожности, 37% имеют аномальный уровень тревожности.
В связи с проблемами социальной и психологической нестабильности, а также влияния ряда негативных факторов, воздействующих на физиологическое и психическое здоровье человека, современному обществу необходимо найти средства, способствующие оптимизации его состояния. Благодаря развитию технических средств, музыка становится макси-