Научная статья на тему 'Акмеологический подход к формированию профессионально-творческих способностей будущих инженеров в контексте современных требований'

Акмеологический подход к формированию профессионально-творческих способностей будущих инженеров в контексте современных требований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ИНЖЕНЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / АКМЕОЛОГИЯ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / РАЗРЫВ / ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / QUALITY OF EDUCATION / INNOVATIVE ENGINEER / PROFESSIONAL AND CREATIVE SKILLS / ACMEOLOGY / ACMEOLOGICAL APPROACH / CONTINUITY / ADAPTATION / GAP / DUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Алла Григорьевна

В статье исследуется одна из актуальных проблем современного образования формирование личности будущего инженера с профессионально-творческими способностями в условиях существующего разрыва между образованием и производством. Предложен акмеологический подход для устранения данного разрыва. Проанализированы основные методики обучения для формирования профессионально-творческих способностей (ПТС) будущего инженера в процессе профессионального образования. Автором предложен дуальный подход как мобильный способ взаимодействия двух систем: образования и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Алла Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF FUTURE ENGINEERS’ PROFESSIONAL AND CREATIVE SKILLS IN THE CONTEX OF MODERN REQUIREMENTS

The author explores one of the most urgent problems of modern education that is the development of a personality of a future engineer with professional and creative skills in the context of the existing gap between education and production. The paper presents an acmeological approach to overcome this gap. The paper also analyzes the main methods of training to develop professional and creative skills (PCS) of a future engineer in the course of vocational education. The author suggests a dual approach as a mobile way of interaction between two systems, namely education and production.

Текст научной работы на тему «Акмеологический подход к формированию профессионально-творческих способностей будущих инженеров в контексте современных требований»

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

ACMEOLOGICAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF FUTURE ENGINEERS' PROFESSIONAL AND CREATIVE SKILLS IN THE CONTEx OF MODERN REQUIREMENTS

А.Г. Михайлова A.G. Mikhailova

Качество образования, инновационный инженер, профессионально-творческие способности, акмеология, акмеологический подход, преемственность, адаптация, разрыв, преемственность, дуальное образование. В статье исследуется одна из актуальных проблем современного образования - формирование личности будущего инженера с профессионально-творческими способностями в условиях существующего разрыва между образованием и производством. Предложен акмеологический подход для устранения данного разрыва. Проанализированы основные методики обучения для формирования профессионально-творческих способностей (ПТС) будущего инженера в процессе профессионального образования. Автором предложен дуальный подход как мобильный способ взаимодействия двух систем: образования и производства.

Quality of education, innovative engineer, professional and creative skills, acmeology, acmeologi-cal approach, continuity, adaptation, gap, dual education.

The author explores one of the most urgent problems of modern education that is the development of a personality of a future engineer with professional and creative skills in the context of the existing gap between education and production. The paper presents an acmeological approach to overcome this gap. The paper also analyzes the main methods of training to develop professional and creative skills (PCS) of a future engineer in the course of vocational education. The author suggests a dual approach as a mobile way of interaction between two systems, namely education and production.

В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования, поскольку требуется инженер, легко адаптирующийся к меняющимся условиям. В связи с этим важнейшими требованиями к личности будущего инженера являются способность к творчеству, профессиональная мобильность, способность к постоянному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.

В.С. Севостьянов утверждал, что необходим «специалист, легко адаптирующийся к меняющимся условиям, социально мобильный, способный к реализации своих компетенций... Ставится чрезвычайно важная задача - обеспечить

подготовку конкурентоспособного специалиста нового типа (высококвалифицированного рабочего, инженера-новатора, менеджера с современным экономическим мышлением). Требования инновационного производства могут быть удовлетворены только путем постоянного повышения уровня квалификации работников, форсированной подготовки исследователей, разработчиков новой техники и наукоемких технологий» [Севостьянов, 2009, с. 108].

Так, М.А. Шувалова утверждает, что «предприятия высокотехнологичной отрасли заинтересованы в наращивании кадрового потенциала работников с аналитическими и творческими способностями, инициативой, а также социальной

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

Д

н

U

W М

ответственностью за результаты выполняемой работы на рабочих местах, оборудованных современной техникой» [Шувалова, 2015, с. 117]. Сегодня востребован инновационный инженер. По нашему мнению, это инженер с профессионально-творческими способностями (ПТС).

В условиях современной НТР возник определенный разрыв между исторически сложившейся традицией обучения в высшей школе и потребностями общества. Поэтому для устранения, преодоления, ликвидации этого разрыва должны интенсивно внедряться новые методы обучения [Михайлова, 2014].

В контексте современных требований к будущему специалисту мы предлагаем акмеологиче-ский подход к решению этой проблемы, а именно внедрение акмеологии в процесс формирования ПТС будущих инженеров, так как относим преемственность к одной из акмеологических категорий, которая обеспечивает целостность системы образования, направленной на всестороннее развитие личности будущего инженера. Ак-меологический подход к формированию ПТС является методологическим основанием развития ПТС в условиях реализации ФГОС ВО.

Многие ученые рассматривали проблему непрерывного профессионального образования, устранения разрывов между образованием, наукой и производством. Так, П.С. Чубик,

B.С. Севостьянов, М.Г. Минин, И.А. Сафьянников исследовали модель непрерывного профессионального образования, направленную на постоянное развитие личности будущего специалиста [Система..., 2010].

О преемственности в обучении как одной из главных опор процесса обучения, в особенности на переходном этапе от школы к вузу, писали С.А. Дружилов, Е. Лузик, Е.Н. Трущенко, И.С. Якиманская и др.

Рассмотрение проблемы преемственности ступеней образования представлено в работах

C.М. Годника. Эта тема предложена Ю.А. Кустовым в разработке системы подготовки инженеров. В.А. Сластенин говорил о необходимости преемственности в формировании учебной деятельности студентов. Г.В. Кузнецова, А.Н. Со-

ловьев, В.М. Приходько, Л.Г. Петрова, Е.И. Макаренко и др. рассматривали эту проблему в контексте адаптации первокурсников к условиям обучения на начальном этапе в вузе. Компетентность и проблемы её формирования в системе непрерывного образования в контексте повышения качества подготовки исследовали О.Ф. Алексеева, И.А. Зимняя и др.

Преемственность относят к одной из акмеологических категорий. Проблеме рассмотрения акмеологии как новой парадигмы образования посвящены работы А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, В.Н. Максимовой, А.К. Марковой. Акмеологический подход к обучению исследовали Л.В. Антропова, Е.Н. Богданов, Г.С. Данилова, В.А. Зашихин, Л.И. Катаева, А.М. Князев, М.В. Колотилова, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, Е.И. Осипов, С.В. Семенко, Г.Р. Сибигатулли-на, В.А. Шаповалова, Л.А. Шиленко, Е.А. Шмелева. Так, В.Г. Зазыкин рассматривал акмеологический подход как совокупность принципов, приёмов и методов, которые позволяют решить задачи развития профессионализма личности и деятельности [Зазыкин, Чернышев, 1993, с. 40].

Следовательно, необходимо научить будущих инженеров учиться добывать знания и стремиться к ним, при этом они должны развиваться как личность. Это присуще тем лицам, которые осознают важность освоения профессии, заинтересованы в ней. Поэтому формирование профессионального сознания очень важно и необходимо в течение всего процесса обучения.

Целью нашего исследования являются поиск путей развития ПТС будущего инженера в условиях существующего разрыва между образованием и производством, определение методов обучения.

Согласно А.С. Анисимову, акмеология - новое интегративное направление в профессиональном образовании психолога и педагога, это также междисциплинарная наука о закономерностях и факторах достижений вершин профессионализма, творчества человека [Аыамов, 1998].

Особенностями применения акмеологии к формированию личности будущего инженера с ПТС являются преодоление барьера неуверен-

ности в период адаптации к вузу и достижение личностью наивысшего уровня сознания, когда он активно стремится к самосовершенству. Эффективность процесса адаптации и создание благоприятного адаптационного периода являются первостепенной задачей всего образовательного процесса вуза [Кузнецова, 2014].

Суть акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования целостности субъекта, который проходит степень зрелости, когда его индивидуальные, личностные и субъективно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях для того, чтобы способствовать достижению его высших уровней, на которые может подняться каждый [Деркач, Зазыкин, 2003].

Определяем акмеологический подход как базисную обобщающую категорию, которая включает в себя совокупность принципов, приемов и методов научного исследования, позволяющих изучать и решать научные и практические проблемы и задачи, направленные на достижение вершин профессионализма, что предполагает создание условий, способствующих повышению мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности.

Время предъявляет новые требования к выпускникам высшей школы. Их профессиональная квалификация во всё возрастающей мере определяется научной базой их подготовки, способностью адаптироваться к меняющимся хозяйственным условиям, постоянным пополнением и творческим использованием своих знаний. Акмеология существенно изменяет акценты в сфере профессиональной подготовки будущих инженеров. При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей, личностных качеств, что способствует реализации индивидуальных качеств каждого специалиста. Так, понятие «инновационный» специалист является «акмеологиче-ским», т.к. одна из приоритетных задач акмео-логии - изучение высших достижений личности в профессиональной деятельности и оптимизация путей, способов и средств развития профессионализма. Конечный результат использования

акмеологического подхода - сформированность ПТС, а также стойкой способности к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации в изменяющихся социокультурных условиях.

В контексте проблемы устранения «разрыва» между образованием, наукой и производством внедрение акмеологического подхода представляется нами как изучение и осуществление практического совершенствования инженера через превращение имеющегося профессионального уровня развития в более высокий оптимальный уровень. Возникает необходимость создания современных педагогических моделей подготовки специалистов в реальных производственных условиях, на реальных производственных местах [Шувалова, 2015].

Поскольку период обучения в вузе является важным этапом на пути профессионального развития человека, высшая школа призвана обеспечить такие условия, в которых возможно перевоплощение личностно-общественных целей в действенный внутренний стимул профессионально-творческого становления будущего инженера, условия, инструментом создания которых является акмеологическая среда с ее новыми условиями [Шкерина, Лозовая, 2014].

Наш опыт показывает, что в вузе только приобретаются профессиональные знания, но студентов специально не обучают основным приёмам решения творческих инженерных задач. Особое внимание следует уделить развитию творческого мышления и воображения. «В настоящее время, благодаря бурному развитию технического знания, созданию крупных научно-производственных комплексов, современных технических средств, новых инженерно-технических сообществ, развитию естественного и гуманитарного знания, формируется новый стиль инженерного мышления, характеризующийся строгой системностью с ориентацией на аксиологический аспект как основу инженерно-технического творчества, направленного на создание принципиально новой техники и современных технологий» [Михайлова, 2014, с. 68].

Для развития творческого мышления профессионала мы использовали активные методы

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

Д

н и

щ м

обучения (деловые игры, разыгрывание ролей, инновационные игры, моделирование ситуаций, игровое проектирование, индивидуальные игровые занятия, ситуационный анализ, решение конкретных ситуаций, мозговой штурм (эмпирически найденные способы решения творческих задач), групповая психотерапия, проблемный семинар, дискуссия, коллективная творческая деятельность, групповое консультирование).

Все перечисленные нами методики способствуют эффективному формированию профессионально-творческих способностей инженера и в дальнейшем являются одним из средств устранения «разрывов» между образованием, наукой и производством. Известно, что быстрое и прочное усвоение знаний, умение быстро найти правильное решение в новой производственной или жизненной обстановке во многом зависят от правильного воспитания внимания, памяти и в особенности мышления.

Немногие верят в успех новейших технологий, подходов к обучению, а потому их не изучают и инновации не вводят в учебную практику. Скорее, появляется повышенный спрос на инновации, которые оставляют прежней организационную основу учебного процесса и педтехнологию, храня одновременное обучение группы с одинаковым темпом продвижения вперёд или ещё более старый способ: обучение каждого отдельно и по очереди. Однако выход даёт только третий способ, при котором решающее, систематизирующее значение имеет общее сотрудничество, что при рациональной его постановке обеспечивает наиболее высокие темпы интеллектуального развития личности.

Во многих жизненных и производственных ситуациях советы и рекомендации, полученные во время обучения в вузе, не «срабатывают», а зачастую и становятся вредными: молодой специалист использует их, не понимая сути конкретной ситуации. Система профессионального образования неразрывно связана с той социально-экономической формацией, в рамках которой она сформировалась и существует. Однако возникает вопрос о том, как в ограниченном университетском сроке обучения сфор-

мировать у будущего специалиста все обозначенные способности на приемлемом или высоком уровне.

Из всего многообразия требований к инновационным инженерам основными следует считать развитый механизм принятия технических решений на изобретательском уровне и способность находить необходимую информацию и самообучаться. Именно эти качества являются базовыми для продуктивной трудовой и творческой деятельности инженера в качестве исполнителя [Фиговский, Левков, 2015]. Поэтому необходимы модернизация учебных программ и методик преподавания, а также их адаптация к потребностям данного аспекта инженерной подготовки.

Решение данной проблемы мы видим в применении дуального подхода. Достигается это путем увеличения практической составляющей учебного процесса и проведения занятий непосредственно на рабочем месте. Понятие «дуальное образование» рассматривала М.А. Шувалова, которая характеризует его как «мобильный способ взаимодействия двух систем: образования и производства, позволяющий сократить дисбаланс между классическим образованием "на перспективу" и актуальными требованиями высокотехнологичной отрасли. При этом меняется сам подход: внедряется система с элементами дуального (практико-ориентированного) обучения, предусматривающая баланс теории и практики, развитие института наставничества. Знания студент получает в учебном заведении, а навыки и компетенции - на высокотехнологичном предприятии, где планирует работать в будущем. Открывается возможность для повышения качества обучения и сокращения периода последующей адаптации выпускника - будущего специалиста к месту работы» [Шувалова, 2015, с. 120]. Она установила, что обучение в условиях дуального образования способствует формированию навыков и профессиональных компетенций, которые позволят будущим специалистам успешно осуществлять различные виды профессиональной деятельности в рамках специальности [Шувалова, 2015].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение отметим, что качественно новое управление будущим возможно только при действии закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе. Формирование ПТС будет более эффективным посредством акмеологического подхода, поскольку именно он обеспечивает условия для усиления профессиональной мотивации, стимулирования творческого потенциала, выявления и использования личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Анюмов О.С. Акмеолопя та методолопя: проблеми психотехыки i мислетехыки. М., 1998. 772 с.

2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003. 256 с.

3. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологичес-кие проблемы профессионализма. М.: НИИ ВО, 1993. 47 с.

4. Кузнецова Г.В. Адаптация первокурсников к вузовской среде: энциклопедия знаний. URL: http://www.pandia.ru/text/78/293/13152.php

5. Михайлова А.Г. Устранение разрывов между образованием, наукой и производством: акмеологический аспект // Всероссийский форум технологического лидерства России 6Ц7 ноября 2014 г. «Тех-нодоктрина 14». URL:http://vpk.name/ news/122628_ustranenie_razryivov_mezhdu_

obrazovaniem_naukoi_i_proizvodstvom_ akmeologicheskii_aspekt.html

6. Михайлова А.Г. Этапы технологии формирования ПТС будущих инженеров с помощью акмеологии / Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2014. № 12. С. 67-69.

7. Севостьянов В.С. Непрерывное профессиональное образование // Высшее образование в России. 2009. № 12. С. 108-112.

8. Система непрерывного профессионального образования / П.С. Чубик, Д.Г. Демянюк, М.Г. Минин, И.А. Сафьянников // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 38-45.

9. Фиговский О.Л., Левков К.Л. К вопросу подготовки инновационных инженеров. URL: http://www.nanonewsnet. ru/blog/ nikst/problemy-podgotovki-inzhenerov-dlya-innovatsionnykh-otraslei

10. Шкерина Л.В., Лозовая Н.А. Принципы и организационно-педагогичские условия формирования исследовательской деятельности бакалавра лесоинженерного дела в процессе обучения математике в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 77-81.

11. Шувалова М.А. Формирование профессиональных компетенций техников высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях дуального обучения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 2 (32). С. 117-120.

<С £

d m

0

ь

X

1 W m Е-U

CL

<

о ^ о о ^ h о й

3

ш tS

О PL W

§

о §

X

%

«

о w :г s

ь

L

<с п w с

«

S Д

H U

w м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.