Научная статья на тему 'Формирование профессионально-творческих способностей будущих инженеров в рамках акмеологического подхода'

Формирование профессионально-творческих способностей будущих инженеров в рамках акмеологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ИНЖЕНЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / АКМЕОЛОГИЯ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / РАЗРЫВ / ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / QUALITY OF EDUCATION / INNOVATIVE ENGINEER / PROFESSIONAL AND CREATIVE ABILITIES / ACMEOLOGY / ACMEOLOGICAL APPROACH / CONTINUITY / GAP / DUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Алла Григорьевна

В статье исследуется одна из актуальных проблем современного образования формирование личности будущего инженера с профессионально-творческими способностями (ПТС) в условиях существующего разрыва между образованием и производством. Цель данной статьи определение основных форм процесса формирования ПТС будущего инженера в условиях профессиональной подготовки. Акмеологический подход рассмотрен как изучение и осуществление практического совершенствования инженера через превращение имеющегося профессионального уровня развития в более высокий оптимальный уровень. Автором статьи предложен дуальный подход как мобильный способ взаимодействия двух систем: образования и производства. В заключение делается вывод о том, что качественно новое управление будущим возможно только при действии закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Алла Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FUTURE ENGINEERS'' PROFESSIONAL AND CREATIVE ABILITIES IN THE CONTEX OF ACMEOLOGICAL APPROACH

The article deals with one of the topical problems of modern education the formation of personality of the future engineer with the professional and creative abilities in the context of the existing gap between education and production. The purpose of the article is to identify the main tools and techniques of the process of formation of professional and creative abilities of future engineers in the process of professional training. Acmeological approach is considered as studying and implementation of practical improvement of the engineer through transformation of the available professional level of development into higher optimum level. The author suggests a dual approach as a mobile communication method of two systems: education and production. The author comes to the conclusion that management of a new future is possible only within the law of priority development of human qualities, quality of public intelligence and the quality of educational systems in society.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-творческих способностей будущих инженеров в рамках акмеологического подхода»

УДК 378.147 ББКЧ 30/49

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В РАМКАХ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

I А.Г. Михайлова

52

Аннотация. В статье исследуется одна из актуальных проблем современного образования - формирование личности будущего инженера с профессионально-творческими способностями (ПТС) в условиях существующего разрыва между образованием и производством. Цель данной статьи - определение основных форм процесса формирования ПТС будущего инженера в условиях профессиональной подготовки. Акмеологический подход рассмотрен как изучение и осуществление практического совершенствования инженера через превращение имеющегося профессионального уровня развития в более высокий оптимальный уровень. Автором статьи предложен дуальный подход как мобильный способ взаимодействия двух систем: образования и производства. В заключение делается вывод о том, что качественно новое управление будущим возможно только при действии закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.

Ключевые слова: качество образования, инновационный инженер, профессионально-творческие способности, акмеология, акмеологиче-ский подход, преемственность, разрыв, преемственность, дуальное образование.

DEVELOPMENT OF FUTURE ENGINEERS' PROFESSIONAL AND CREATIVE ABILITIES IN THE CONTEX OF ACMEOLOGICAL APPROACH

I A.G. Mikhaylova

Abstract. The article deals with one of the topical problems of modern education - the formation of personality of the future engineer with the professional and creative abilities in the context of the existing gap between education and production. The purpose of the article is to identify the main tools

and techniques of the process of formation of professional and creative abilities of future engineers in the process of professional training. Acmeological approach is considered as studying and implementation of practical improvement of the engineer through transformation of the available professional level of development into higher optimum level. The author suggests a dual approach as a mobile communication method of two systems: education and production. The author comes to the conclusion that management of a new future is possible only within the law of priority development of human qualities, quality of public intelligence and the quality of educational systems in society.

Keywords: quality of education, innovative engineer, professional and creative abilities, acmeology, acmeological approach, continuity, gap, dual education.

Введение. Постоянные социально-экономические изменения, происходящие в нашем государстве, предполагают поиск и внедрение инновационных путей повышения качества высшего профессионального образования (ВПО), которые основаны на всестороннем развитии личности будущего специалиста.

Отечественная система ВПО переживает очень серьезные изменения — происходит реформирование системы, что связано с ориентацией на общечеловеческие ценности. Система профессионального образования зависит от той социально-экономической формации, в рамках которой она сформировалась и существует [1].

Как отмечает министр образования, науки и молодежи Республики Крым Н.Г. Гончарова «сегодня одной из главных политик министерства образования и науки РФ является укрепление регионального образования» [2]. «Крым начал плавный переход на российскую образовательную систему. Изменится очень многое: программы, методическая и

материальная база средних и высших учебных заведений» [там же]. Сегодня востребован инновационный инженер. По нашему мнению, это инженер, который владеет профессионально-творческими способностями (ПТС).

Однако существует определенный «разрыв» между обучением в высшей школе и потребностями общества. Поэтому для его преодоления необходимо внедрять новые методы обучения [3].

Многие ученые рассматривали проблему непрерывного профессионального образования, устранения разрывов между образованием, наукой и производством. Так, М.Г. Минин, И.А. Сафьянников, В.С. Севостьянов, П.С. Чубик исследовали модель непрерывного профессионального образования, направленную на постоянное развитие личности будущего специалиста.

В контексте формирования ПТС будущих инженеров автор статьи предлагает акмеологический подход к решению этой проблемы, поскольку считает преемственность акмеологи-

53

ческой категорией. Акмеологический подход к обучению исследовали Г.С. Данилова, А.А. Деркач, В.А. За-шихин, М.В. Колотилова, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, В.Н. Максимова, А.К. Маркова, Е.И. Осипов, С.В. Се-менко, В.А. Шаповалова, Л.А. Шилен-ко, Е.А. Шмелева.

Материалы и методы исследования. Цель данной статьи — определение основных форм процесса формирования ПТС будущего инженера в условиях профессиональной подготовки.

Задачи, в результате которых будет решена проблема эффективного формирования ПТС будущих инженеров, следующие:

1. Рассмотреть проблему актуальности формирования ПТС будущих инженеров в психолого-педагогической литературе.

2. Определить роль дуального подхода в формировании ПТС будущих инженеров.

3. Выявить и обосновать основные формы формирования ПТС с помощью акмеологического подхода.

54 Методы исследования. Традиционные методы: наблюдение, изучение опыта, анализ литературных источников по педагогике, философии, психологии, новым информационным технологиям, изучение первоисточников, анализ документации, изучение студенческого творчества, беседы; психометрический метод: измерение успехов, интеллектуального развития, степени сформи-рованности ПТС с помощью тестов. Моделирование успешно применяется для решения следующих важных задач: оптимизации структуры учебного материала; улучшения планирования учебного процесса; управле-

ния познавательной деятельностью; управления учебно-воспитательным процессом; диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

Суть акмеологического подхода заключается в усилении роли индивидуального развития личности на протяжении всего этапа обучения, формирование профессионально-творческих способностей. Так, понятие «инновационный» специалист является «акмеологическим, так как одна из приоритетных задач акмео-логии — изучение высших достижений личности в профессиональной деятельности и оптимизация путей, способов и средств развития профессионализма. Внедрение акмеологи-ческого подхода представляется как изучение и осуществление практического совершенствования инженера через превращение имеющегося профессионального уровня развития в более высокий оптимальный уровень.

Поскольку период обучения в вузе является важным этапом на пути профессионального развития человека, должны быть созданы такие условия, инструментом создания которых является акмеологическая среда. Решение данной проблемы видится в применении дуального подхода.

Понятие «дуальное образование» рассматривали Е.В. Аретова, С. Вет-тах, Е.Ю. Есенина, А.С. Родиков, Е.С. Романова, М.А. Шувалова.

Автор статьи солидарен с мнением М.А. Шуваловой, что дуальное обучение — это способ взаимодействия образования и производства, который позволяет уменьшить дисбаланс между образованием и современными требованиями производства, поскольку открывается возможность не только для повышения

качества обучения, но и для адаптации будущего специалиста к месту работы [4]. Обучение в условиях дуального образования способствует формированию профессиональных компетенций [5].

В рамках дуального подхода особое внимание уделяется формированию ПТС. В своем развитии личность усваивает основные особенности профессии. Это присуще тем лицам, которые осознают важность освоения профессии, заинтересованы в ней. Поэтому формирование профессионального сознания очень важно и необходимо в течение всего процесса обучения.

Результаты и обсуждение. В ходе исследования были выявлены и обоснованы основные формы формирования ПТС с помощью акмеологи-ческого подхода.

В учебный процесс студентов экспериментальной группы, обучающихся по направлению подготовки «Радиотехника» был внедрен спецкурс «Формирование профессионально-творческих способностей будущих инженеров на основе акмеологиче-ского подхода». Основные формы обучения — лекции, лекции-дискуссии, практические занятия, семинары, тренинговые занятия, самостоятельная работа студентов. В ходе реализации программы спецкурса были использованы следующие методы обучения: для формирования устойчивой мотивации к успеху — работа в малых группах во время тренингов, индивидуальные беседы, психодиагностические упражнения; для оценки уровня мотивации изучения профессиональной дисциплины — опросы по опроснику К.Л. Левитана; для формирования креативного компонен-

та — работа в малых группах; для развития творческого мышления и креативности — работа с тренингами в малых группах; для развития видов внимания — индивидуальные беседы, психодиагностические упражнения; для формирования творческого и латерального мышления, интеллектуальной лабильности, быстроты мышления, умения выделять абстрактные связи, латерального и практического мышления, способности к генерации идей, концентрации и переключаемо-сти внимания — работа в малых группах с методиками «мозговой штурм», ТРИЗ, Алгоритм решения изобретательских задач; для развития коммуникативных способностей — выполнение индивидуальных и групповых заданий, а также составление ассоциаций к исследуемым понятиям, деловые игры, интерактивный метод.

В условиях высшей школы такая стадия профессионального самоопределения, как профессиональное обучение, не может игнорировать разные этапы взросления [6]. Считаем, что уже на начальном этапе обучения в вузе важно сформировать у студен- 55 тов необходимость в саморазвитии и самореализации, позволяющую самоактуализирвать личностное и профессиональное «Я». Для этого мы проводили цикл тренинговых занятий по темам: «Профессиональные качества компетентного инженера», тренинг «Развитие творческого мышления и креативности» по методике Е.Ю. Бруннера. Цикл данных тренингов предусматривал применение таких методов: ролевые, психодиагностические игры, интерактивные занятия, а также различные приемы, которые включают творческое моделирование профессиональных

56

ситуаций, самоисследование, предусматривающее осмысление личностных качеств и ПТС в соответствии с инженерной деятельностью.

На тренинговом занятии «Профессиональные качества компетентного инженера» студенты научились различать личностные и профессиональные качества инженера.

Занятие «Самодиагностика и самоанализ» предусматривало осуществление самоанализа, в ходе которого студенты научились распознавать наличные ПТС и активизировать свои духовные резервы. В рамках занятия проведен визуальный тест «Ведущее полушарие» Владимира Пугача [7]. Студентам предложили посмотреть на рисунок вращающейся девушки и определить, в какую сторону она вращается: по часовой стрелке, против часовой стрелки, в обе стороны.

С целью формирования у студентов познавательного интереса к овладению знаниями по применению ПТС в инженерной деятельности, было проведено практическое занятие «Мой путь профессионального развития».

Заключение. Модернизация отечественной системы ВПО предусматривает достижение качества образования за счет оказания помощи студентам в развитии профессионально-творческих способностей будущих инженеров, которое будет более эффективным с применением дуальной системы. Акмеологический подход рассмотрен как изучение и осуществление практического совершенствования инженера через превращение имеющегося профессионального уровня развития в более высокий оптимальный уровень.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Заварзин, В.И. Интеграция образования, науки и производства [Текст] / В.И. Заварзин, А.И. Гоев // Российское предпринимательство. - 2001. - № 4 (16). - С. 48-56. - [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.creativeconomy.ru/articles/9307/ (дата обращения: 15.12.2015).

2. Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым [Электронный ресурс]. - URL: http://monm.rk.gov. ru/rus/rukov.htm (дата обращения: 15.12. 2015).

3. Михайлова, А.Г. Устранение разрывов между образованием, наукой и производством: акмеологический аспект. Всероссийский форум технологического лидерства России 6-7 ноября 2014 г «Технодок-трина 14» [Электронный ресурс] / А.Г. Михайлова. - URL: http://vpk.name/ news/122628_ustranenie_razryivov_mezh du_obrazovaniem_naukoi_i_proizvodstv om_akmeologicheskii_aspekt.html (дата обращения: 20.12.2015).

4. Шувалова, М.А. Формирование профессиональных компетенций техников высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях дуального обучения [Текст] / М.А. Шувалова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 2 (32). -С. 117-120.

5. Романова, Е.С. Профессиональное становление и развитие с позиций дуального подхода [Текст] / Е.С. Романова // Системная психология и социология. - 2010. -Т. 1. - № 1.

6. Михайлова, А.Г. Акмеология в контексте проблем качества образования: теория зрелости в формировании профессионально-творческих способностей [Текст] / А.Г. Михайлова // Культура народов Причерноморья. - 2014. - № 6. -С. 172-175.

7. Визуальный тест «Ведущее полушарие» Владимира Пугача [Электронный ресурс]. - URL: http://metta.ucoz.com/publ/ blog/poleznye_materialy/test_na_opredele nie_dominirujushhego_polusharija_golov nogo_mozga/71-1-0-519 (дата обращения 20.08.2014).

ВЕК

Педагогика профессионального образования 4. Romanova E.S., Professional formation and

REFERENCES

1. Mikhailova A.G., "Bridging gaps between education, science and production: acmeo-logical aspects", in: Vserossiiskii forum tehnologicheskogo liderstva Rossii 6-7 nojabrja 2014 g. "Tehnodoktrina 14", available at: http://vpk.name/news/122628_us-tranenie_razryivov_mezhdu_obrazovaniem_ naukoi_i_proiz vodstvom_akmeo-logicheskii_aspekt.html (accessed: 20.12.2015). (in Russian)

2. Mikhailova A.G., Psychology in the context of problems of quality of education: the theory of maturity in the formation of professional and creative abilities, Kultura narodov Prichernomorjа, 2014, No. 6, pp. 172-175. (in Russian)

3. Ministerstvo obrazovanijа, nauki i molo-dezhi Respubliki Krym, available at: http:// monm.rk.gov.ru/rus/rukov.htm (accessed: 15. 12.2015). (in Russian)

development from the standpoint of the dual approach, Cistemnajа psihologijа i sociologija, 2010, vol. 1, No. 1 (in Russian)

5. Shuvalova M.A., Formation of professional competence of technicians in high-tech industries in terms of the dual training, Vestnik KGPU im. V.P. Astafeva, 2015, No. 2 (32), pp. 117-120. (in Russian)

6. Vizualnyi test "Vedushee polusharie" Vladi-mira Pygacha, available at: http://metta. ucoz .com/publ/blog/poleznye_materialy/ test_na_opredelenie_dominirujushhego_po-lusharija_golovnogo_mozga/71-1-0-519 (accessed: 20.08.2014). (in Russian)

7. Zavarzin V.I., Goev A.I., Integration of education, science and industry, Rossiiskoe predprinimatelstvo, 2001, No. 4 (16), pp. 4856, available at: http://www.creativeconomy. ru/articles/9307/_(in Russian)

Михайлова Алла Григорьевна, аспирант, старший преподаватель, кафедра романской и германской филологии, Севастопольский государственный университет, steba1971@mail.ru Mikhaylova A.G., Post-graduate, Senior Lecturer, Department of Romance and German Philology, Sevastopol State University, steba1971@mail.ru

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.