Гаражеев И.М.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ У РАБОТНИКОВ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Специфика профессиональной деятельности работников частных охранных предприятий накладывает свой отпечаток на возникновение стрессовых состояний. Анализ научной литературы и наше эмпирическое исследование показывает, что причинами стрессовых состояний в профессиональной деятельности работников частных охранных предприятий являются: недостатки в организации деятельности системы; внешние негативные объективные обстоятельства; низкий профессионализм вышестоящих руководителей; ошибки в подборе и расстановке кадров; низкая мотивация сотрудников. В результате корреляционного и факторного анализа были выявлены следующие зависимости: чем больше стаж профессиональной деятельности, тем ниже уровень нервно-психической устойчивости работников частного охранного предприятия; чем более развита ответственность личности, тем более она предрасположена к стрессу; чем выше уровень субъективного контроля; тем личность более предрасположена к стрессу; чем выше уровень нейротизма личности, тем более она предрасположена к стрессу; чем выше подозрительность, эгоистичность и осторожность личности работника, тем ниже способность к преодолению стресса [2].
На основе обобщения эмпирических данных нами выявлена система акмеологических детерминант преодоления стрессовых состояний у работников частных охранных предприятий (табл. 1).
Таблица 1
Система акмеологических детерминант преодоления стрессовых состояний у работников частных охранных предприятий
Внешние (организация) Внутренние (у работника)
• создание акмеологической среды, способствующей субъектному развитию работников частных охранных предприятий; • создание благоприятных условий труда • создание благоприятного психологического климата. • повышение самоконтроля; • акмеологическая коррекция самочувствия; • создание перспектив продвижения по службе; • повышение профессиональных знаний, умений, навыков; • снижение чрезмерных амбиций и притязаний; • интернальность; • снижение агрессивности.
В качестве функциональных акмеологических средств преодоления стрессовых состояний у работников частных охранных предприятий можно выделить следующие: самомониторинг - как средство самодиагностики уровня субъективности и его регулирования; самоанализ - как средство выявления затруднений в ходе развития субъектности и определения внешних и внутренних причин этих затруднений; самоактивизация - как средство побуждения к усиленной деятельности по развитию компонентов субъектности и актуализации творческого потенциала; самокоррекция - преодоление выявленных затруднений в ходе формирования компонентов субъектности за счет исправления недостатков в развитии индивидных, личностных, субъектных свойств; самовоспитание - как средство выработки профессиональной устойчивости, в соответствии с критериями ее развития; самоконтроль - как средство проверки соответствия наблюдаемого уровня субъектности желаемому и не-
обходимому уровню; саморегуляция - как средство управления процессом развития субъ-ектности в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных побуждений; самоорганизация - как интегральное средство развития субъектности [1].
В качестве инструментальных акмеологических средств преодоления стрессовых состояний у сотрудников частных охранных предприятий можно использовать: активные методы обучения, ориентирующие работников частных охранных предприятий на проявление самостоятельности и творчества в профессиональной деятельности; акмеологические технологии, обеспечивающие активизацию самопреобразующих процессов (экзистенциальные семинары, рефлексивные практикумы, аутопсихологические тренинги); индивидуальное психолого-акмеологическое консультирование, в рамках которого работники частных охранных предприятий при содействии и поддержке психолога-акмеолога вырабатывали индивидуальную стратегию развития субъектности как личностного качества.
В последнее время привлекла к себе внимание созданная швейцарским психологом Р. Лазарусом модель стресс-преодолевающего поведения, которую он обозначил термином «coping» (от англ. to cope - справляться, одолевать). Копинг — это выработка поведения, имеющего целью уменьшение или исключение психологического стресса [4]. Согласно Р. Лазарусу, интенсивность протекания стресса определяют два главных процесса [5; 6; 7].
1. Когнитивная (первичная) оценка самого события. Это процесс, который определяет, почему и в какой степени данная ситуация переживается индивидуумом как стрессовая. Для одного она может выступать в таком качестве, а для другого нет. Ситуация переживается индивидуумом как стрессогенная (опасная, угрожающая), если между требованиями окружающей среды и внутренними возможностями индивидуума нарушен баланс, то есть нарушена адаптация.
2. Копинг-процессы следует понимать как преимущественно сознательные, не автоматизированные (в отличие от механизмов защиты) способы совладания со стрессом. Совместно с коллегами Р. Лазарус предложил восемь копииг-стратегий преодоления стрессовых ситуаций. При этом, как справедливо замечают сами авторы, эти стратегии не отражают всех возможных способов поведения в стрессе, но вместе с тем они достаточно часто практикуются. Эти стратегии: 1) конфронтация (стремление добиться желаемого, несмотря ни на что; агрессия (гнев) против того, кто создает проблему; свободное проявление чувств); 2) планирование решения проблемы (разработка плана действий и его исполнение с тем, чтобы изменить ситуацию к лучшему; обращение к прошлому опыту решения подобных ситуаций; привлечение (актуализация) знаний о том, что надо делать в подобной ситуации, и сосредоточение на этом усилий); 3) дистанцирование от проблемной ситуации (уход от проблемы (отказаться думать о ней), попытаться забыть происшедшее событие); 4) самоконтроль (стремление взять свои чувства под контроль, «отвлечь» их от переживания произошедшего события); 5) поиск социальной поддержки (обращение к родственникам, друзьям за советом; обращение к тем, кто может помочь в решении проблемы (материально или предоставив необходимую информацию); обращение к кому-либо с желанием разобраться в своих переживаниях (в том числе к религии); 6) принятие ответственности на себя (самокритика; осознание того, что проблема была создана самим собой); 7) избегание — уклонение (коррекция самочувствия путем обращения к алкоголю, лекарствам, курению, наркотикам, избыточной еде (или отказ от нее); обращение к фантазиям о том, как проблемы можно было бы избежать; надежда на чудо, которое снимет проблему; надежда на то, что все как-то само собой разрешится; стремление разорвать цепочку мыслей, связанных со стрессом, думать о чем-то другом); 8) переоценка значения проблемной ситуации (ког -нитивная реструктуризация) (пересмотр ценностей и взглядов на то, что является главным в жизни; желание обрести новую веру (религию); уверенность в том, что преодоление проблемной ситуации поможет измениться в лучшую сторону).
Особое внимание в настоящее время уделено разработке различных видов программ, семинаров, тренингов по управлению стрессом [3]. Акцент в них делается на формирование
у работников соответствующих умений и навыков самовоздействия с целью предотвращения развития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряжения. Наряду с программами по повышению степени физической тренированности все чаще развитие стрессоустойчивости достигается с помощью различных методов психической саморегуляции: аутогенной тренировки, биологической обратной связи и медитации.
Нами составлен обобщенный психологический портрет стрессоустойчивой личности: духовность; оптимизм; чувство юмора; волевые качества (настойчивость, решительность, инициативность и др.); доброжелательность; самообладание; самоконтроль; адекватная самооценка; самоуважение; отсутствие склонности к конфликтному поведению; невысокий уровень тревожности; отсутствие агрессивных тенденций; общительность; профессиональная устойчивость.
Таким образом, необходима разработка новых акмеологических средств преодоления стрессовых состояний у работников частных охранных предприятий, с учетом выявленной системы детерминант.
Литература
[1] Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. 2013. №1. С.27-30
[2] Гаражеев И.М. Акмеологические детерминанты преодоления стрессовых состояний у работников частных охранных предприятий // Развитие концепции Я и самости субъекта познания, общения и деятельности: Сборник статей / Под ред. В.С. Агапова, Я.В Артемовой и Т.И. Сытько. - СПб.: Контраст, 2013. - С.55-58
[3] Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: РАГС, 2003.
[4] Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. - М.: Смысл, 2012.
[5] Лазарус Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья, под. Ред. Р. Калимо и др. -ВОЗ, Женева: 1989, С. 121 - 125
[6] Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Физиологические и психологические реакции, под. Ред. Л.Леви. - Л.: «Медицина», 1970. - С. 178-208
[7] Lasarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer, 1984.
Гильмутдинова Р. У. КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРА
Термин «креативная компетентность» связан с актуальными на современном этапе образования подходами к подготовке специалистов нового времени.
Первым понятие «креативная компетентность» в научный обиход ввел Р.Эпстайн, ко -торый характеризует данный феномен как готовность адаптивно применять полученные знания, дополнять систему знаний самостоятельно и стремление к самосовершенствованию. [10]
И.Е Брякова определяет креативную компетентность как интегральное многофакторное качество личности, обусловливающее на профессиональной основе развитие и саморазвитие литературно-творческих и собственных творческих способностей личности. [2] При рассмотрении понятия «креативность», автор отмечает, что креативность в профессио-