Научная статья на тему 'Акмеологические способности в структуре личности экспертов'

Акмеологические способности в структуре личности экспертов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологические способности в структуре личности экспертов»

УДК 159.9

Токарева И.Ф. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected],

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ПСИХОТЕРАПИИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ).

Tokareva I.F. (RANEPA, Moscow, Russia)

PHYSIOLOGIKAL MECHANISMS OF FORMATION

AND TREATMENT OF THE ENDOCRIN SYSTEM DISEASES (FOR EXAMPLE THYROID GLAND DISEASES).

Для понимания природы психосоматических расстройств - основной группы заболеваний, при которых психотерапия является важным методом лечения, - и их динамики под влиянием психологических воздействий необходимо учитывать и психофизиологические показатели.

В настоящее время принят следующий механизм, посредством которого происходит формирование и развитие патологического процесса: различные стрессоры - химические, токсические, нервно-эмоциональные -активируют переднюю долю гипофиза:

• либо непосредственно воздействуя на гипоталамус,

• либо косвенно, через активацию симпатико-медулло-адреналовой системы.

Активация гипоталамуса может приводить 1) к усилению секреции адреналина и последующей стимуляции передней доли гипофиза и/или 2) к секреции некоторых гуморальных веществ гипоталамусом, которые затем транспортируются к передней доли гипофиза. Стимуляция передней доли гипофиза приводит к усилению секреции гормонов с последующей стимуляцией органа - мишени.

Обе модулирующие системы тесно связаны с высшими отделами коры больших полушарий и образуют особую функциональную систему, имеющую несколько уровней реагирования: физиологический, поведенческий, психологический (субъективный).

Все это указывает на то, что функциональные нарушения - как гипер-, так и гипофункции - не являются локальным состоянием конкретного органа. Через кортикоталамические пути психологические процессы воздействуют на гипоталами-ческий контроль над гипофизом. Эмоциональные нарушения не только имеют этиологическое значение, но и являются важной составной частью симптоматики эндокринных заболеваний. Например, нормальное психическое функционирование, в частности скорость психических процессов, зависит от оптимальной секреции щитовидной железы. При дисбалансе вегетативной нервной системы и повышении скорости процессов, имеют место характерные психологические изменения: раздражительность, колебания настроения, бессонница, тревожность. Связь между психологическими процессами и функциями щитовидной железы является взаимной. Секреция щитовидной железы ускоряет психические функции, повышает живость и чувствительность и, таким образом, косвенно создает предрасположенность к реакциям тревоги.

Как было сказано ранее, активизация гипоталамо-гипофи-зарной структуры посредством образованной функциональной системы, влияет как на физиологический, так и на поведенческий, и психологический уровень реагирования. Изменения на каком-либо одном уровне вследствие психотерапевтических мероприятий влекут соответствующие перестройки на других и, как следствие, - снижение (и ликвидацию) конкретных сим-

птомов с восстановлением оптимального психосоциального функционирования.

Терапия психосоматических заболеваний требуют комплексного подхода к лечению, ведь в этом случае нарушение функции какого-либо органа - это лишь проявление глубинных психологических проблем человека.

Доктор А. Менегетти пишет: «Болезнь - это язык, речь субъекта... Для понимания болезни необходимо раскрыть проект, который субъект создаёт в своём бессознательном. Затем необходим второй шаг, сделать который должен сам пациент: ему следует измениться. Если человек психологически изменится, то болезнь, будучи аномальным течением жизни, исчезнет.»

Личностные особенности пациентов, внутренние установки играют роль отрицательных психологических факторов в развитии эндокринной патологии. Поэтому в процессе коррекции заболевания так важно учесть психологические аспекты личности, помочь справиться с внутренними проблемами, осознать непродуктивные стереотипы.

Позитивные изменения, происходящие с пациентами и являющиеся конечной целью психотерапевтического воздействия, отражаются на различных уровнях интеграции и функционирования организма и личности.

УДК 159.9

Тюрин К. Г. (РАНХиГС, Москва, Россия)

[email protected]

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ЭКСПЕРТОВ

K.G. Tyurin (Russian, Moscow, Russia)

ACMEOLOGICAL ABILITY OF THE INDIVIDUAL EXPERTS

Акмеологические способности личности обеспечивают продуктивный процесс ее личностно-профессионального развития и направлены на реализацию следующих видов внутренней деятельности: профессиональный и личностный самоанализ и саморегуляция (аутопсихологические, рефлексивные способности); рефлексивно-коммуникативный самоанализ с точки зрения продуктивного взаимодействия (коммуникативно-рефлексивные и социально-перцептивные способности); проектирование и самоконтроль эффективной мыслительной деятельности (аналитические и креативные способности) (А.А. Деркач, Л.А.Степнова, И.Н. Семенов, Е.В.Селезнева и др.) др.

Архитектура и содержание акмеологических способностей, как акмеологического фактора, обеспечивающего продуктивное развитие профессионала, видоизменяется в зависимости от вида профессиональной деятельности. Имея интегративный характер, акмеологические способности могут конструироваться и развиваться личностью профессионала в соответствии с требованиями и особенностями профессиональной деятельности.

Качества эксперта изучались различными авторами (Э. П. Райхман, Г. Г.Азгальдов, С.Л.Братченко, С.А.Анисимов). Проведенная нами классификация позволила выделить следующие группы качеств.

Интеллектуальные - компетентность, беспристрастность, объективность, аналитичность и широта мышления, конструктивность мышления, критичность и эвристичность, видение ситуации с разных точек зрения, наблюдательность, восприимчивость, интуиция.

Креативные - креативность, способность решать творческие задачи, интуитивно-логический анализ действительности.

Ценностно-мотивационные - нонконформизм, мотивированность, заинтересованность в результатах экспертизы, коллективизм, самокритичность, готовность к открытиям и работе в новых для себя ситуациях, нравственно- гуманитарный взгляд на изучаемый объект или решаемую проблему, социальная ответственность.

Личностные - личностная и нравственная зрелость, порядочность, толерантность, доброжелательность, способность к децентрации, корректность, тактичность, деликатность, независимость, принципиальность, способность не поддаваться давлению других людей; способность противопоставлять предубеждениям и массовым мнениям свое собственное.

Коммуникативные - способность устанавливать контакт, эмпатия, способность адекватно выражать собственную позицию, гибкость и конструктивность в общении, бесконфликтность

Аналитические - способность видеть проблему с различных точек зрения, способность к глубокому вхождению в точку зрения автора; отделение содержания альтернативной точки зрения от эмоциональной формы ее предъявления; способность к выявлению и применению обобщенных ориентиров в ходе экспертизы; предпочтение стратегического мышления в ходе экспертизы над ситуационными и тактическими и др.

Прогностические - способность предсказывать или предчувствовать будущее состояние исследуемого объекта.

Особенностью экспертной деятельности является конкурирование в ходе экспертизы двух способов мышления эксперта - критического и творческого, то есть выявление недостатков, несоответствий, недоработок конкурирует с открытием экспертом в ходе экспертизы оригинальных идей, моделей, способов и т.п. Соответственно, у экспертов должно присутствовать сочетание критического и творческого мышление.

Можно выделить некоторые виды экспертов, по ведущей направленности их экспертной деятельности:

1. Эксперт - системный аналитик.

2. Эксперт - комментатор.

3. Эксперт - проектировщик. Эксперт, основной деятельностью которого является разработка оптимальной модели управляемой системы. Основной продукт деятельности - выработанная модель (идеальное состояние системы);

4. Эксперт - сопровождение проекта.

5. Мастер - эксперт, обладающий всеми четырьмя экспертными технологиями и способен обучать экспертов.

Независимые эксперты - это специалисты, независимые от заказчиков экспертизы и не заинтересованные в результатах экспертизы, обладающие необходимыми знаниями и навыками в определенных областях для проведения экспертиз и представления мотивированного заключения. В своей экспертной деятельности подобные независимые специалисты руководствуются только профессиональными критериями. Это требует от экспертов высокого профессионального мастерства и - определенного мужества, несмотря на то, что, согласно законодательству Р.Ф. оказание влияния на независимого эксперта в процессе его работы уголовно наказуемо.

Эксперт должен быть способен к обобщениям, конкрети-зациям и уточнениям, то есть обладать «экспертным мышлением». Д.А. Иванов1 отмечает, что эксперта от любого другого специалиста отличает то, что он различает и удерживает в своем сознании как минимум 4 мыслительных плана:

Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2008-336с.

1. феноменальный - «смотрю», все, что может быть увидено и описано в процессе наблюдения. Основная сложность этого плана состоит в том, чтобы не допустить замещения реальности видения собственными знаниями об этой реальности, обозначая ее каким-либо общим термином;

2. идеальный - «слушаю» то, что декларируется экспер-тируемой стороной относительно идей, ценностей, целей и результатов своей деятельности. Здесь эксперту требуется услышать и вычленить осознанные и неосознаваемые идеи, которые так или иначе руководят этой деятельностью;

3. план интерпретации - «понимаю» вырабатывается собственное мнение эксперта относительно увиденного и услышанного;

4.рефлексивный - «осознаю», на основе каких идей, ценностей, теорий реализуется деятельность и на достижении какихрезультатов она направлена.

Выбор экспертов в первую очередь предполагает ясное понимание критериев отбора и конкретно сформулированную процедуру отбора. Основными критериями в данном процессе являются:

- уровень компетентности и грамотности эксперта в данной конкретно обозначенной области. Л

Личностно-профессиональные особенности экспертов зависят от вида проводимой экспертизы. Универсальная структура личностно-профессиональных качеств экспертов включает интеллектуальные, креативные; ценностно-моти-вационные; личностные; коммуникативные; аналитические; прогностические качества.

Исходя из сказанного можно предположить их следующую структуру: аутопсихологические, рефлексивные, коммуникативно-рефлексивные и социально-перцептивные, аналитические, прогностические, креативные способности.

УДК 159.9

Федоркина А.П. (РАНХиГС, Москва, Россия)

[email protected]

НОВЫЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ

Fedorkina A.P. (RANEPA, Moscow, Russia)

NEW SCIENTIFIC BACKGROUND STUDY OF PSYCHOLOGICAL PHENOMENA AND PROCESSES

Прежде всего необходимо отметить, что предпосылкой целого ряда новых психологических построений был отказ от некоторых фундаментальных представлений об окружающем мире, считавшихся неопровержимыми многие века. Это было связано с новыми открытиями в области естественно-научного знания, которые повлияли практически на все современные системы научного знания о мире, включая психологические знания. Результатом этого является создание новых моделей объяснения окружающего мира, в том числе выраженных в психологических воззрениях на мир.

Для примера приведем такую отрасль психологического знания как трансперсональная психология. Именно открытия в области физики, математике, биологии, голографии, квантовой механики и в других отраслях науки явились методологической основой объяснений результатов тех психологических опытов, которые были предприняты в лаборатории Станислава Грофа и его учеников. К таким знаниям были отнесены: теория относительности А.Энштейна, принцип дополнительности Н.Бора, волновая теория Фарадея и Максвелла и другие. Методологические основания, сформулированные на основе этих знаний, позволили прийти к целому ряду

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.