Научная статья на тему 'Акмеологические критерии комплементарного взаимодействия образовательных учреждений'

Акмеологические критерии комплементарного взаимодействия образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологические критерии комплементарного взаимодействия образовательных учреждений»

Основные цели профессиональной деятельности психолога зависят от того, в какой сфере работает психолог: это может быть помощь клиентам в решении их проблем; психологическое сопровождение деятельности организации и многое другое. Тем не менее все исследователи сходятся во мнении, что эффективность психолога прежде всего определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Среди наиболее важных свойств личности, необходимых психологу для работы с людьми, являются следующие: проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей. Как отмечают практические психологи и психотерапевты, эффективный консультант - это, прежде всего, зрелый человек. Мэтры психологии и психотерапии единодушно называют эмоциональный интеллект неотъемлемым качеством успешного психолога и психотерапевта, что обосновывается составляющими эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности психолога: самосознание, самоконтроль, эмпатия, мотивация и самомотивация.

Развитие эмоционального интеллекта напрямую связано с развитием аутопсихологической компетентности человека. Поэтому основными способами развития эмоционального интеллекта являются: механизмы заражения, подражания, идентификации, суггестии, принятия новых ролей; инициатива, ответственность; обратная связь, рефлексия и другие.

Таким образом, следующий этап данного исследования, который будет реализован в магистерской диссертации -установление характера взаимосвязи между эмоциональным интеллектом, показателями аутопсихологической компетентности и успешностью профессиональной деятельности психолога.

УДК 159.9

Ермолин А.В., Москва, РАНХиГС iflrt_ve@mail.ru]

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ

ErmolinA.V., Moscow, RANEPA

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF CONSUMER ATTITUDE TO NATURE

В нашем исследовании проведен анализ психологических аспектов поведения потребителей природных ресурсов. Показано, что финальной точкой понятия отношения к природе вообще, его видимым проявлением является эмоциональный компонент, как при поведении, так и при вербальном отчете об отношениях. Отношения формируются как результат внешних и внутренних влияний на потребителя, воздействуют на жизненный стиль и отражают его. Отношение может быть одним из основных критериев сегментации рынка. Нередко сегментация рынка ведется в зависимости от позитивного, негативного и нейтрального отношения потребителей к продукту с тем, чтобы для каждого из этих сегментов разработать соответствующий комплекс маркетинга.

Рассмотрены особенности отношения человека к природным ресурсам. В целом нынешнюю деятельность человека можно охарактеризовать исключительно как борьбу с природой во всеоружии. Тревожное нарастание жестокости и нарушения допустимых пределов человеческого вмешательства,

которые приводят к природным катаклизмам, показывает, что будущее уже не безопасно, что должны быть найдены средства для того, чтобы поправить сегодняшнее положение дел. Ключевым условием выхода из современного глубинного культурно-экологического кризиса с философско-психологи-ческих позиций выступает переориентация («радикальное переосмысление») сложившегося традиционного мировоззрения на экологоориентированное, базирующееся на идее синтеза природы и человека, их совместном устойчивом развитии как органичного единства. Сохранение природной среды на планете и планеты в целом как экосистемы невозможно без изменения отношения человека к окружающей природе и к природе своей собственной.

Также в данной работе представлены социально-психологические подходы к изучению факторов преодоления потребительского отношения к природным ресурсам. Основным таким фактором, многие авторы считаю формирование экологического сознания: через политику, экономику, телевидение, просвещение и, конечно, образование. Анализ научной литературы, показал, что при правильном педагогическом влиянии экологоориентированная деятельность учащихся становится результативным побудителем, движущей силой формирования его экологоориентированного мировоззрения личности.

УДК 378

Золотарева А.В. (ЦДО «Реальная школа», Москва, Россия) Соловьев И.О. (МГГУ им М.А. Шолохова, Москва, Россия) solov. 52@mail.ru

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ КОМПЛЕМЕНТАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Zolotareva A.V. (CEC «Real School», Moscow, Russia)

Solovyov I.O. (MGGU, Moscow, Russia)

AСMEOLOGIAL CRITERIA OF THE COMPLEMENTARY EDUCATION INCTITUSHIONS

Принцип комплементарного взаимодействия в образовании становится одним из базовых в связи с многомерностью пространства, окружающего человека, вступающего в профессиональную жизнь. В частности, в модели, представленной для этапа профессионализации в диссертационном исследовании А.В. Золотаревой, точка его первичной ориентации определяется как пересечение сред: семьи, среднего образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования. Трудно представить, что оптант на пути к профессиональному самоопределению уже может ставить задачи опережения: мотивацию на профессиональные достижения, знания о деятельности и профессионализме личности, в связи с чем необходимо квалифицированное сопровождение, представляющее собой особый проект. Инициаторы успешной модели проекта «Реальная школа» доказали многолетним трудом следующие идеи.

1. Комплементарное взаимодействие учреждений базового и дополнительного образования основывается на выдвижении и достижении единства целей, общей мотивации достижения, сопряженных действий, согласованных образовательных программ, ориентации на единый конечный результат с использованием опыта гибкого взаимодействия социально - педагогических систем.

2. Исходные положения, ставшие достоянием моделей П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко показывают, что взаимодействие развивается по принципу соотношения общего (школьный компонент) и особенного (компонент до-

полнительного обучения), интегрирования их деятельности на единых теоретических позициях, единой научной основе.

3. В ходе преобразования учреждения дополнительного образования особым направлением явилось формирование продуктивной совместной деятельности педагогов, родителей, и учащихся (при обязательном условии личностного развития всех участников).

4. В условиях нашего эксперимента активно реализовался принцип сочетания механизмов подражания, имитации, идентификации в социальном взаимодействии (В.Я.Ляудис), придающих деятельности характер творчества.

5. Основанием для признания дополнительного образования фактором оптимального профессионального выбора является возможность осуществления всех позиций профориентации: просвещения, консультирования, отбора и т.д.; реальное осуществление личностно - ориентированной деятельности и индивидуального подхода (личность педагога уникальна и привлекает учащихся, а также инициирует сотворчество на личностном уровне); вариативность дополнительного образования, возможность изменения и сочетания специальностей, успешная карьера выпускников (в том числе дальнейшая образовательная).

6. Региональными тенденциями взаимодействия базового и дополнительного образования являются: поддержка идеи комплементарности региональными управленческими структурами; научное осмысление многоуровневых интегративных процессов базового и дополнительного образования: от регионального управления до личностного сопровождения отдельных учащихся; расширение программ базовых учреждений за счет компонента дополнительного образования.

7. Социально - психологическими условиями успешного самоопределения, апробированными в ходе многолетней работы, являются: возможность многократного обращения к исходной точке профессионального выбора; гуманизация образовательной парадигмы учреждений дополнительного образования; включение учащихся в научно - исследовательскую деятельность; определение системы профессионального самоопределения как подструктуры социальной среды, предъявляющей выпускнику систему социальных требований и формирующей установку на личностно - профессиональное возрождение традиций народной педагогики; формирование подсистем развития профессионализма личности и деятельности, рефлексивной организации деятельности, раскрытие творческого потенциала личности и др.

8. Взаимодополняющее образование основывалось на сочетании особенного, уникального и общего для слагаемых возникающей совокупности: семья как носитель жизненного сценария, традиций, патриархальных норм (самый ригидный институт социализации); школа, располагающая длительным и системным влиянием, объективным процессом социальной дифференциации детей в свете их достижений; профессиональные группы, позволяющие самореализоваться и самоактуализироваться в интересующей человека деятельности и приобретающие особую значимость на интегративной стадии социального развития.

9. Учреждения дополнительного образования дают возможность апробировать социальные роли, как на конвенциональном, так и на межличностном уровне, расширить диапазон социальных ролей, нивелировать негативные стороны школьной жизни, позволить детям понять «кухню науки» (Э.В.Ильенков), разумно эмансипироваться от эмоциональной привязанности родителей.

10. Разработанная программа развития включает алгоритм саморегуляции совместной деятельности (с учетом культурно - образовательной среды), позволяет оптимально приблизиться к идеальной модели выпускника двух образовательных учреждений. Программа учитывает разную дина-

мику совмещающихся систем: школа более инертна, рамки маневрирования определяются социальным заказом, УДО выступает в роли более активного компонента, организующего сопряженные действия, совместные проекты. В качестве параметров эффективности взаимодействия, подтверждающих свою правомерность, избраны: его целенаправленность, мотивированность, целостность, структурированность, согласованность, организованность. Поясним обоснованность выдвинутых критериев результативности взаимодействий учреждений образования (базового и дополнительного).

Целенаправленность взаимодействия субъектов образовательного процесса достигается за счет совпадения взглядов в представлениях о будущем состоянии удовлетворения потребности учащихся в профессиональном самоопределении, в единой организации поведения для достижения осознанных целей.

Мотивированность профессионального самоопределения учащихся становится очевидной в результате анализа совместных действий школ, УДО, органов власти и др. в побуждении ребят к оцениванию образа профессионального объекта, профессионально - образовательной среды, ситуации саморазвития с точки зрения своих потребностей.

Интегрирванность проявляется как целостность в действиях базового и дополнительного образования, осуществляется через сопряжение структурных и функциональных компонентов создаваемой системы.

Структурированность взаимодействия предполагает диагностику существующих структур, их востребованность и дефицит, функционально преодолеваемый и дополняемый.

Согласованность учреждений осуществляется как на уровне взаимопроникновения концепций, так и выборочно, в каждом соприкосновении структур и совмещении функций, в том числе посредством договоров администраций, единых методических объединений педагогов и т.д. Произошел переход от противодействия в рамках жизнедеятельности каждой стороны взаимоотношений к введению и соотнесению, взаимному принятию способов взаимодействия.

Организованность как итоговый показатель констатирует переход на более высокий уровень совместного функционирования, взаимообогащающего как базовое, так и дополнительное образование, а в целом - личность учащегося.

Среди компонентов воспитания для центра дополнительного образования основным является трудовой. Реальная школа постоянно исследует проблему трудового воспитания (с позиций историографического анализа). Попытка поиска аналогий современному дополнительному образованию приводит прежде всего к педагогической системе С.Т.Шацкого. «Сетлемент» (1906 г.) С.Т.Шацкого и А.У.Зеленко включал клубы-кружки, мастерские, библиотеку, обсерваторию. В системе присутствовали основные структурные элементы непрерывного образовательного процесса, осуществлялись первые попытки социального изучения рабочего района города и построение планов работы, исходя из социальных условий.

Приоритетность принципа целостности и комплексности педагогического процесса принадлежит С.Т.Шацкому. Созданная им в 1911 г. школа - колония представляла собой своеобразную лабораторию, в которой исследовалась роль физического труда, а также взаимовлияние основных элементов жизнедеятельности коллектива, сущность педагогического процесса в его целостности и комплексности. Эти принципы используются и нами в построении образовательного процесса.

Феномен успеха и перспективности концепции С.Т. Шацкого связан с созданием уникального, не имевшего аналогов в мире учебного научно - педагогического комплекса - первой опытной станции НКП РСФСР. Педагог - новатор приблизился к идее непрерывного целостного педагогического

процесса, т.е. им практически решалась проблема, которая только в 80-х годах начала активно разрабатываться в нашей стране: всесторонее развитие личности в условиях целостного непрерывного педагогического процесса.

Осуществляя педагогизацию среды, школа широко входила в окружающую ее жизнь, максимально приближаясь к ней, становясь ее частью, изучая ее, откликаясь на ее потребности, работая в среде по ее преобразованию, школа предвосхищала развитие реальности. Изучая и преобразуя природную и социальную среду, школа связывала свою работу с жизнью, выстраивала основные направления и ориентиры этой деятельности (и связи с жизнью), корректировала их, что осуществляло гибкость и вариативность ее взаимосвязи с жизнью, подкрепляя принцип открытости и реализуя идею народности. Наш многолетний психолого-педагогический опыт доказал необходимость обращения к истории страны (особенно в условиях изменяющейся социокультурной среде).

По своей сущности и характеристикам концепция С.Т.Шацкого является новаторской: она состоит из системы элементов, которые, совершенствуясь и модернизируясь в новых исторических условиях, позволяют эффективно решать коренные и вечные педагогические проблемы (в ней присутствует механизм саморазвития и самосохранения). Демократизация социальной ситуации актуализирует его концептуальные идеи и принципы.

УДК 159.9

Казорин Д.Б. (РАНХиГС, Москва, Россия) alla_fedorkina@mail.ru

СПЕЦИФИКА АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ

Kasorin D.B. (RANEPA, Moscow, Russia)

SPECIFICITY OF AСMEOLOGICAL STRATEGY TO RESEARCHING LEADERS ORGANIZATIONAL CULTURE

В настоящее время одним из перспективных направлений разработки проблемы организационной культуры руководителей является акмеологический подход, предполагающий раскрытие акмеологического содержания деятельности и личности руководителя.

Акмеологический подход к анализу организационной культуры руководителя в различных сферах профессиональной деятельности, включая предпринимательскую, соотносится с гуманистической моделью управления. Важным методологическим положением, сближающим гуманистическую и акмеологическую модели, является отстаивание принципа саморазвития, самоактуализации, творческого начала человеческой психики, творческого потенциала человека, его способность к самоактуализации. Это означает отношение к субъекту профессиональной деятельности не только в дея-тельностном, но и в личностном аспектах, то есть в единстве деятельности и личности. Это относится ко всем сферам деятельности, включая предпринимательскую.

Применительно к организационной культуре руководителя это означает, что само понятие организационной культуры должно трактоваться не только с точки зрения решения функциональных, но и акмеологических задач, связанных с личностным и профессиональным развитием субъектов профессиональной предпринимательской деятельности, то есть руководителей и тех, кем они управляют. В этом случае на первый план выступает новая оценка

деятельных и личностных качеств руководителя, которая соотносится с понятием профессионализма. Организационная культура руководителя рассматривается здесь как интегральная психологическая и социально-психологическая характеристика, отражающая уровень и характер овладения руководителем организационного управления высоких образцов, сложившихся к настоящему времени, которые обеспечивают высокие показатели эффективности деятельности, включая ее профессионально управленческий компонент, связанный с взаимодействием с другими людьми и наличием профессионально-важных качеств. Организационная культура руководителя с этой точки зрения охватывает три стороны труда: профессионализм деятельности, профессиональное общение, профессионализм личности руководителя.

Профессионализм деятельности руководителя - это его активность, направленная на получение результата, отвечающего интересам организационной структуры, в которой реализуется профессиональная деятельность.

Профессиональное общение - это активность руководителя, которая направлена на установление взаимодействия и сотрудничества с субъектами профессиональной деятельности, которые представляют собой в том числе общности различного уровня - формальные и неформальные группы, различного рода профессиональные сообщества или отдельные личности. Профессиональное общение в данном контексте рассматривается одним из основных средств повышения эффективности профессиональной деятельности руководителя.

Личность руководителя как профессионала - это совокупность психических качеств, свойств, состояний, создающих возможности выполнения руководителем профессиональной деятельности, изменяющиеся и совершенствующиеся в ходе труда. Личность профессионала определяют ценностные ориентации, внутренний смысл, профессиональный менталитет.

УДК 159.9

Казорин Д.Б. (РАНХиГС, Москва, Россия) alla_fedorkina@mail.ru

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОММЕРЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Kasorin D.B. (RANEPA, Moscow, Russia)

TEORETICAL-METHODOLOGICAL FUNDAMENTALS OF RESEARCHING ORGANIZATIONAL DEALINS IN COMMERCIAL SFHERE

Деятельность современных организаций во многом зависит от эффективности реализации организационной функции управления.

В процессе реализации этой функции появляются организационные отношения, которые обеспечивают закрепление конкретных профессиональных функций и конкретного участка работы за каждым сотрудником, согласованное взаимодействие между структурными звеньями и отдельными специалистами. Через организационные отношения происходит вхождение индивида в организацию, закрепление его на определенном участке работы, в конкретной должности. Организационные отношения, выступающие как один из видов управленческих отношений, играют стержневую роль в любом управленческом действии и воздействиях работников друг на друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.