Научная статья на тему 'Акмеологические и психофизиологические аспекты изучения профессиональной адаптации преподавателей высшей школы'

Акмеологические и психофизиологические аспекты изучения профессиональной адаптации преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / AKMEOLOGICAL APPROACH / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL TESTING / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / FUNCTIONAL SYSTEMS / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / PSYCHO-EMOTIONAL SPHERE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / TEACHERS / СТОЛИЧНЫЙ МЕГАПОЛИС / CAPITAL MEGALOPOLIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глебов Виктор Васильевич

Статья посвящена проблеме акмеологического и психофизиологического изучения профессиональной адаптации преподавателей высшей школы России. На выборке преподавателей РУДН и МГУ им. М.В. Ломоносова (n = 298) показано состояние работы функциональных систем и психоэмоциональной сферы. Изучение позволило выделить в исследуемой выборке пять групп преподавателей, у которых выявлен разный уровень функциональных состояний организма и возможности профессиональной деятельности. Исследование показало значимую корреляционную взаимосвязь между функциональным состоянием преподавателей 1,2 и 3 групп с психоэмоциональной сферой. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у преподавателей вузов Москвы наблюдается значимая тенденция к снижению психофункциональных показателей и рост риска профессиональной дезадаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Глебов Виктор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AKMEOLOGIC AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING TEACHERS’ PROFESSIONAL ADAPTATION OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUION

Article is devoted to a problem of akmeological and psychophysiological studying of teachersprofessional adaptation of the higher education institution of Russia. On selection of teachers of PFUR and the Lomonosov Moscow State University (n=298) the condition of work of functional systems and the psycho-emotional sphere is shown. Studying allowed allocating in studied selection of 5 groups of teachers in which different level of functionality of an organism and according to teachersprofessional adaptation is revealed. Research showed correlation interrelation between a functional condition of teachers of 1,2 and 3 groups with psycho emotional sphere. The received results testify that at teachers of higher education institutions of Moscow the significant tendency to decrease in psycho functional indicators and growth of risk of professional disadaptation is observed

Текст научной работы на тему «Акмеологические и психофизиологические аспекты изучения профессиональной адаптации преподавателей высшей школы»

УДК 159.9

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Глебов Виктор Васильевич - кандидат психологических наук, доцент, докторант кафедры экологии человека экологического факультета Российского университета дружбы народов; Подольское шоссе, 8/5, Москва, Россия, 113095; e-mail: vg44@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме акмеологического и психофизиологического изучения профессиональной адаптации преподавателей высшей школы России. На выборке преподавателей РУДН и МГУ им. М.В. Ломоносова (n = 298) показано состояние работы функциональных систем и психоэмоциональной сферы. Изучение позволило выделить в исследуемой выборке пять групп преподавателей, у которых выявлен разный уровень функциональных состояний организма и возможности профессиональной деятельности. Исследование показало значимую корреляционную взаимосвязь между функциональным состоянием преподавателей 1,2 и 3 групп с психоэмоциональной сферой. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у преподавателей вузов Москвы наблюдается значимая тенденция к снижению психофункциональных показателей и рост риска профессиональной дезадаптации.

Ключевые слова: акмеологический подход, психофизиологическое тестирование, функциональные системы, психоэмоциональная сфера, профессиональная адаптация, преподаватели, столичный мегаполис.

Высокая динамика развития современного общества, глубина и характер происходящих в нем изменений требуют повышения активности человека для успешного роста личности и взаимодействия в социуме. На современном этапе встает острая необходимость определения и расширения потенциальных возможностей индивида в решении сложных вопросов построения его жизнедеятельности и быстрой комплексной адаптации к быстроменяющимся изменениям в современной социально-экономической жизни страны [4].

Решение этих вопросов дает понимание людьми себя, своих способностей, знаний, ограничений и умение адекватно согласовывать свои возможности с быстро меняющейся реальностью, что позволит им успешно выстраивать траекторию своего жизненного пути. Неспособность соответствовать таким требованиям становится одной из причин профессиональной и личностной деформации, которая особенно часто встречается в профессиональной деятельности преподавателей вуза [6].

В связи с этим встает острая необходимость изучения комплексных аспектов профессиональной адаптации преподавателей, которая тесным образом связана с психофункциональным состоянием. Наиболее полным и системным исследованием данной проблематики может быть акмеологический и психофизиологический подход изучения профессиональной адаптации преподавателей вуза [5].

Профессиональная адаптация преподавателей вуза представляет собой единство взаимодействия индивида с физическими условиями профессиональной среды (психофизиологический аспект), его соответствия личностно-индивидуальных качеств с требованиями круга профессиональных задач (психологический аспект) и выстраивания своей профессиональной карьеры (акмеологический аспект).

Организация и методы исследования. В рамках данного направления нами в течение нескольких лет (2008-2012 гг.) было проведено исследование по изучению профессиональной адаптации и психофизиологического состояния преподавателей высшей школы. В исследовании приняли участие преподаватели двух вузов Москвы (РУДН и МГУ имени М.В. Ломоносова), имеющие стаж работы от 1 до 30 лет: молодые преподаватели со стажем до 5 лет - 46 человек; преподаватели со стажем до 10 лет - 76 человек, преподаватели со стажем до 20 лет - 139 человек, преподаватели со стажем до 30 лет - 37 человек. Общая выборка составила 298 человек (127 мужчин и 171 женщина возраста от 26,3 до 67,2 лет). Состояние профессиональной адаптации изучали через мониторинг показателей психоэмоциональной сферы (тревожность и агрессивность) и уровень работы функциональных систем (сердечно-сосудистой и нервной) преподавателей.

Для этого применялись методики тестирования уровня тревожности (тест Спил-бергер-Ханин) и самооценка психического состояния по Айзенку. Психофизиологическое состояние сердечно-сосудистой и нервной системы выявляли с помощью вариационной кардиоинтервалломметрии и простой зрительно-моторной реакции.

Результаты исследования и обсуждение. По результатам комплексного исследования выборки преподавателей московских вузов и полученных результатов было выделено пять групп, которые отличались друг от друга по психофункциональному состоянию сердечно-сосудистой, нервной системы и уровню психоэмоциональной сферы (тревожность и агрессивность). Охарактеризуем каждую группу по полученным результатам.

1-я группа преподавателей (п = 46) по уровню тревожности (личностной и ситуативной) находилась зоне высокого уровня тревожности (46,7 и 49,3 балла). Уровень агрессивности также был высоким (17,4 балла). Данное состояние психоэмоциональной сферы преподавателей было очень напряженным. Это подтверждалось объективными показателями простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) и показателями адекватности регуляции системы (ПАРС) сердечной работы. Так, ССС показывала низкий уровень функциональных возможностей центральной нервной системы (ЦНС). Наблюдалось низкое быстродействие нервных реакций по ПЗМР, при стабильности реакций ниже средних значений, где среднее время реакций и среднеквадратичное отклонение этой группы составляло 338,3 мс и 156,9 мс соответственно. Выявлено преобладание процессов торможения, и состояние ЦНС было неустойчиво, что показывало низкий уровень для деятельности (таблица).

Таблица

Срднегрупповые показатели комплексного исследования преподавателей вузов (п=298)

Показатели 1-я группа (п = 46) 2-я группа (п = 76) 3-я группа (п = 139) 4-я группа (п = 28) 5-я группа (п = 9)

Тревожность (балл) ЛТ 46,7 39,2 38,9 37,1 35,6

СТ 49,3 44,8 43,9 37,8 35,8

Агрессивность (балл) 17,4 14,2 12,4 8,3 5,7

ПЗМР*1 среднее время реакции (мс) 338,3 316,7 277,3 245,9 226,2

среднее квадратичное отклонение (мс) 156,9 101,9 64,4 50,3 39,8

ССС*2 ПАРС*3 (балл) 5,8 4,6 3,6 2,7 2,1

Примечание: ПЗМР*1 - простая зрительно-моторная реакция; ССС*2 - сердечно-сосудистая система; ПАРС*3 - показатели адекватности регуляции ССС.

2-я группа преподавателей (п = 76) по уровню тревожности (личностной и ситуативной) находилась в зоне среднего уровня тревожности (39,2 и 44,8 балла). Уровень агрессивности был в зоне средних значений (14,2 балла). Данное состояние психоэмоциональной сферы преподавателей было также очень напряженным. Показатели ПЗМР и ПАРС показали сниженный уровень функциональных возможностей ЦНС. Отмечалось, что быстродействие было ниже средних значений при средней стабильности реакций, преобладали процессы торможения, что в целом характеризовало неблагоприятное состояние для деятельности.

3-я группа (п = 139) по уровню тревожности (личностной и ситуативной) находилась в зоне среднего уровня тревожности (38,9 и 43,9 балла). Уровень агрессивности был в зоне средних значений (12,4 балла). Данное состояние психоэмоциональной сферы преподавателей было напряженным. Показатели ПЗМР и ПАРС показывали средний уровень активации ЦНС. Отмечалось, что быстродействие и стабильность реакций были средними. Состояние регуляторных механизмов устойчивое.

4-я группа (п = 28) по уровню тревожности (личностной и ситуативной) находилась в зоне среднего уровня тревожности (37,1 и 37,8 балла). Уровень агрессивности был в зоне средних значений (8,3 балла). Данное состояние психоэмоциональной сферы преподавателей было адекватной реакцией на текущую нагрузку. Показатели ПЗМР и ПАРС показывали уровень активации ЦНС выше средних значений. Отмечалось, что быстродействие и стабильность реакций были в зоне выше средних показателей. Преобладали процессы возбуждения, быстродействие было выше средних значений при средней стабильности реакций.

5-я группа (п = 9) по уровню тревожности (личностной и ситуативной) находилась в зоне среднего уровня тревожности (35,6 и 35,8 балла). Уровень агрессивности был в зоне низких значений (5,7 балла). Данное состояние психоэмоциональной сферы преподавателей было в норме. Показатели ПЗМР и ПАРС показывали высокие уровни активации ЦНС и функциональных возможностей ЦНС и ССС. Отмечалось высокое быстродействие при средней стабильности реакций, преобладание процессов возбуждения. У преподавателей 4-й и 5-й групп было благоприятное состояние для деятельности.

Полученные нами результаты сходятся с данными исследований других авторов [3]. Так, В.А. Бодров [1] отмечает, что увеличение времени реакции на световые раздражители свыше 270 мс. и возрастание значений стандартного отклонения свыше 80 мс показывают преобладание тормозных процессов.

Нами была выявлена высокая корреляционная взаимосвязь между психофункциональным состоянием преподавателей 1, 2 и 3-й групп с психоэмоциональной сферой (тревожность и агрессивность).

Заключение. Таким образом, полученные в настоящем исследовании результаты свидетельствуют о том, что у преподавателей вузов Москвы наблюдается значимая тенденция к снижению психофункциональных показателей (моторная координация, напряженная работа ССС). Данная тенденция связана не с биологическим возрастом преподавателей, а с их педагогическим стажем. Существенно, что психофизиологические показатели находятся в корреляционной связи с психоэмоциональной сферой (уровнем тревожности и агрессивности) педагогов. Полученные нами результаты подтверждают наличие негативных тенденций в состоянии здоровья преподавательского состава города Москвы, показанные ранее в наших исследованиях [2, 5]. Нарастающая перегрузка педагогов снижает качество их труда, увеличивает психоэмоциональное напряжение и риск профессиональной дезадаптации и в конечном счете подрывает здоровье всех участников образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: Теоретические и прикладные проблемы. М.: ПЕР СЭ, 2006. 622 с.

[2]. Глебов В.В., Качанавецкая Н.И. Акмеологическая составляющая профессионализации личности // Акмеология. 2013. № 3. С. 135.

[3]. Ендриховский С.Н., ШамшиноваА.М., СоколовЕ.Н., НестерюкЛ.И. Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизических исследованиях // Сенсорные системы. 1996. Т. 10. № 2. С. 13-29.

[4]. Комаров Г.Д., Кучма В.Р., Носкин Л.А. Полисистемный саногенетический мониторинг. М.: МИПКРО, 2001. 340 с.

[5]. Лавер Б.И., Глебов В.В., Глебова Е.В. Состояние медико-психологической и социальной адаптации человека в условиях крупного города // Вестник Российского университета дружбы народов. 2012. № 5. С. 34-36. (Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности.)

[6]. Панкова Н.Б., Карганов М.Ю. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и показателей психомоторики учителей города Москвы // Здоровьесберегающее образование. 2011. № 2 (14). С. 121-126.

AKMEOLOGIC AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING TEACHERS' PROFESSIONAL ADAPTATION OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUION

Victor V. Glebov - Associate Professor, a Person working for Doctor's Degree of Human Ecology Department, Ecological Faculty, People's Friendship University of Russia; Ph.D. in Psychology, Podolsk high way, 8/5; e-mail: vg44@mail.ru

ABSTRACT

Article is devoted to a problem of akmeological and psychophysiological studying of teachers' professional adaptation of the higher education institution of Russia. On selection of teachers of PFUR and the Lomonosov Moscow State University (n=298) the condition of work of functional systems and the psycho-emotional sphere is shown. Studying allowed allocating in studied selection of 5 groups of teachers in which different level of functionality of an organism and according to teachers' professional adaptation is revealed. Research showed correlation interrelation between a functional condition of teachers of 1,2 and 3 groups with psycho - emotional sphere. The received results testify that at teachers of higher education institutions of Moscow the significant tendency to decrease in psycho functional indicators and growth of risk of professional disadaptation is observed

Key words: akmeological approach, psychophysiological testing, functional systems, psycho-emotional sphere, professional adaptation, teachers, capital megalopolis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.