Научная статья на тему 'Акмеологические аналогии гениев русской науки'

Акмеологические аналогии гениев русской науки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
НАУКА / УЧЕНЫЙ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНИЙ / SCIENCE / THE SCIENTIFIC / NATIONAL GENIUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьева Н. В.

Рассматриваются с позиций акмеологии жизненные и научные пути М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева. На этом примере формулируются акмеологические характеристики гениальности в области науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL ANALOGIES OF GENIUSES OF RUSSIAN SCIENCE

Are considered from positions acmeology M.V Lomonosov's and D.I. Mendeleyev's vital and scientific ways. On this example are formulated acmeological characteristics of genius in the field of a science.

Текст научной работы на тему «Акмеологические аналогии гениев русской науки»

ном профессиональном поприще, вхождение в профессиональное сообщество, постоянное самоисследование и развитие своей личности, образа Я;), профессионально-предметную (успешное усвоение (присвоение) прав и обязанностей, норм и правил профессиональной деятельности, воспитание в соответствии со сложившимися традициями в семье и ближайшем окружении; получение информации о профессиональной принадлежности «значимых других» и переработка этой информации; получение информации об особенностях различных профессий и ее оценивание; формирование образа профессии, который, возможно, во многом зависит от эмоциональной окраски полученной информации) и самоактуализаци-онную (эмоционально-положительный фон, на котором происходило получение первичной и последующей информации о собственной профессии; положительное восприятие себя в качестве субъекта профессиональной деятельности; эмоционально-позитивное принятие своей принадлежности к профессиональному сообществу).

Таким образом, влияние аутопсихологических технологий может проявляться в различных направлениях развития личности профессионала. Их воздействие будет эффективным, если задействованы аутопсихологические критерии, показатели и механизмы развития.

Н.В. Соловьева, Москва

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АНАЛОГИИ ГЕНИЕВ РУССКОЙ НАУКИ

Ключевые слова: наука, ученый, национальный гений. Keywords: science, the scientific, national genius.

летие русского гения Д.И. Менделеева празднуется всенародно в этом

международных научных организаций.

Д.И. Менделеева называют ученым-энциклопедистом, так как он занимался в естествознании почти всеми областями, но истоком его уникальности явилось созданное методологическое знание — системный метод в познании природных и социальных явлений, соотношение теоретического и эмпирического знания, количественно-качественных переходов в исследовании явлений, поиска истины в познании, учение о периодичности и др.

В Розановской энциклопедии Д.И. Менделеев представлен русским интеллигентом, который никогда не расходился с народом («К познанию России»).

Сравнивая судьбу Д.И. Менделеева с судьбой М.В. Ломоносова, Розанов задается вопросом: «Почему Академия наук не была вверена Ломоносову — что так естественно для нашего глаза, нашей оценки, — а всевластно распоряжался в ней Шумахер, без всякого имени и заслуг для науки и для России. И это в пору Елизаветы, столь благоприятную для Ломоносова, и когда покровителем его был И.И. Шувалов, всесильный этап Царствования? Почему? Что такое? Почему тоже, приблизительно то же повторилось с Менделеевым, который был заперт куда-то в главного начальника палаты "мер и весов" "хранить меры и хранить веса", — человеку, горевшему изобретениями и новыми исканиями (ОПП)».

В 1880 году кандидатура Менделеева в академики была отвергнута, в связи с чем Розанов замечает, что Академия наук «напичкала себе в "члены" старых генералов и пронырливых немцев, обойдя Д.И. Менделеева».

Продолжим сравнение национальных гениев.

1. Неожиданность и несвязанность идей ученого между собой. «Самый жизненный подвиг поражает кратковременностью и фатальной изменчивостью — почти безграмотный 20-летний крестьянин в течение 10-ти лет обогащается познаниями настолько глубокими, что становится в ряду самых образованных современников; 31 год — адъюнкт по физике при Академии наук, 33 года — профессор химии при той же Академии, высказавший в период каких-то десяти лет идеи, которые служат базой современной химии и плодотворность

году. Указ № 1431 Президента Российской Федерации утверждает масштаб мероприятия от субъектов Федерации до ЮНЕСКО и заинтересованных

которых понята и признана только ныне. Вот почему для характеристики деятельности М.В. Ломоносова могут быть приложимы лишь необычные приемы, носящие в себе, может быть, некоторый характер субъективности его биографии». Ректор Императорского Варшавского университета, профессор В.В. Курилов в 1911 году в честь 200-летия М.В. Ломоносова утверждал, что Ломоносов как химик и как национальный гений создал в России научную среду высшего для того времени уровня и качества.

Неожиданность и несвязанность в обыденном сознании сфер научных интересов проявлялось и у Д.И. Менделеева в его политематичности, причем ранней, буквально со студенческой скамьи — о Тобольске в историческом отношении и о школьном образовании в Китае; об ископаемых растениях и грызунах Петербургской губернии и т. д. Кто мог бы предположить в этих трудах будущего создателя Периодической системы элементов? По-литематичность, широта научных взглядов позволяет быть успешным во всем и всю жизнь: исследованиях по агрохимии; в области физики газов, формулировке уравнения состояния идеального газа (введя универсальную газовую постоянную); по технологии и экономике нефтяной промышленности (с 1882 года — по экономике страны).

Практически и Ломоносов, и Менделеев стали творцами и деятелями собственной жизни, ее преобразования, а затем влияли на судьбы Отечества.

Судьбоносными идеями Менделеева были: ускорение индустриализации России; создание системы «наука — техника — производство — общество»; преобладание реального образования над классическим; роль народонаселения в историческом прогрессе (определение понятия «Центр народонаселения России»).

2. У Ломоносова и Менделеева свое течение времени, отличное от современных им ученых и признание трудов много позже, «через 90—100 лет после смерти его, на труды Ломоносова обратили надлежащее внимание лишь в 1900 году, когда исполнилось 150 лет со дня основания первой русской химической лаборатории, которая создана была опять-таки Ломоносовым», правда направленность работ Д.И. Менделеева на современную ему политику и промышленность позволяла их внедрять: пересмотр таможенного тарифа (1889—1891), изобретение бездымного пороха (1890—1993); он выступал за то, чтобы Россия торговала продуктами переработки сырья (ее основного богатства); представил стратегическую программу рационального освоения природных богатств и др.

Доктор философских наук, профессор И.А. Козиков, изучив социологические идеи Д.И. Менделеева, утверждает, что им выдвинута оригинальная концепция происхождения государства и власти, показана роль потребностей и интересов в историческом процессе. В этом контексте он рассматривал пути развития России, выделяя в ней особые черты цивилизации, анализировал пути развития феодализма в стране, его трансформацию, особенности развития капитализма, большое внимание уделял проблемам общественного устройства России. В связи с этим он делал анализ социалистических концепций, показал их недостаток, который, как он отмечал, при их реализации при ведет социализм к тупику. Д.И. Менделеев поставил вопрос о рациональном сочетании в общественном развитии общественного, коллективного и индивидуального, таким образом, высказывая мысли о конвергентной модели общественного развития как перспективной для человечества.

3. Следующая линия сравнения связана с созданием научных коллективов. Ломоносов — создатель научной школы, его удивительное общефилософское отношение к научным дисциплинам позволило ему установить положения и задачи химии как науки. По мнению В.В. Курилова (1911), М.В. Ломоносов является в образе могучего титана мысли, великого реформатора, равного по силе своего гения великим энциклопедистам Запада. На него повлиял его знаменитый учитель Христиан Вольф, этот ученик Лейбница и учитель Канта, этот могучий борец за новые пути свободной науки и философии».

Мы в своих исследованиях обосновываем средообразующую функцию выдающихся личностей, и, прежде всего — создателей научных школ. Речь идет о форме единства индивидов и среды, выражающегося в способе общения разнонаправленных сил и потенцию в некоторое целое при определяющей роли ученого. В складывающейся научной школе сами ученые могут распределять и перераспределять роли. Летом 1867 года ректор Петербургского университета А. Вознесенский был назначен попечителем Харьковского учебного округа и рекомендовал на

освобождаемую им должность профессора химии своего талантливого ученика — 33-летнего Д.И. Менделеева. На освободившуюся должность профессора технической химии Дмитрий Иванович рекомендовал знаменитого уже создателя теории химического строения А. Бутлерова, работавшего в Казанском университете. По взаимной договоренности Бутлеров стал читать органическую химию, а техническую и аналитическую взял на себя Н. Меншуткин, избранный эксординаторным профессором. Таким образом, к 1868—1870 гг. в стенах одного университета собрались три первоклассных химика, украсивших русскую науку блестящими открытиями. Особое значение это сыграло для Д.И. Менделеева: с его избранием развитие прямой линии идей, пронизывающей все его предшествующие работы, вступило в свою завершающую фазу.

4. Гении преодолевают сопротивления среды. Трагедия жизненного подвига Ломоносова состояла в том, что за малым исключением никто не интересовался его научными идеями, его ценили как поэта или историка. И только несколько часов времени он употреблял на физические и химические опыты. Продукты этих часов были оценены потемками через 100-150 лет.

Многообразная деятельность Д.И. Менделеева, как отмечает М.М. Савченко, по развитию отечественной промышленности представляет интерес не только для понимания особенностей разработки торгово-промышленной политики Империи, но и весьма поучительна с точки зрения выяснения сложных и противоречивых отношений науки, общества и власти. Историки отечественной науки отмечают, что в биографиях таких выдающихся ученых, как Д.И. Менделеев, прослеживается общая закономерность чередования периодов давления и поддержки со стороны государства, типичная для российской и советской истории. Подобная двойственность может быть понята, если учесть, что личностям такого масштаба всегда было тесно в официальных рамках предписанного им профессионального и общественного статуса вне зависимости от характера политической системы. Это с неизбежностью порождало «напряжение» в их взаимоотношениях с властью. Вместе с тем государство было вынуждено искать в них опору, оказываясь перед необходимостью осуществления преобразований в процессе модернизации. Такого рода искания на рубеже веков персонифицировались в сотрудничестве С.Ю. Витте и Д.И. Менделеева. Надо признать, однако, что «использовать» Д.И. Менделеева влиятельный министр мог лишь в той мере, насколько это позволяли убеждения самого Дмитрия Ивановича, чуждого всякого угодничества и не склонного к сомнительным компромиссам. В целом, это сотрудничество было успешным, курс на ускоренное развитие промышленности удалось отстоять.

5. Обоим ученым был дан дар предвидения. Трех моментов трудов М.В. Ломоносова достаточно для доказательства: установление закона постоянства массы вещества, связи между теплотой и работой, установление понятия об атомном строении веществ. В период работы Д.И. Менделеева в России назревали разрушительные ситуации, и он последовательно представлял идеи эволюционного развития, осуждал шоковые революционные потрясения, инсценированные внешними врагами и конкурентами Отечества (Е.С. Троцкий); предлагал спасительную концепцию реализации.

6. Широкая обобщающая способность. Существует особый момент в творчестве Ломоносова - особенно резкое развитие как бы высшего чувства, род предвидения. Другим моментом, характеризующим умственный склад Михаила Васильевича, является широкий полет мысли, неограничиваемый узкой специальностью той или иной дисциплины — достаточно рассмотреть длинную опись диссертаций и рассуждений Ломоносова, сохранившихся до наших дней (В.В. Курилов). А.А. Блок в письме дочери ученого Л.Д. Менделеевой: «Твой папа, вот какой: он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничто. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает».

7. Основательность профессиональной деятельности. Берлинский академик Л. Эйлер, современник Ломоносова, говорил о нем, как о физике и химике: «все записки его по этим предметам превосходны».

Особенностью творческого метода Д.И. Менделеева было полное «погружение» в интересующую его тему, когда в течение некоторого времени работа велась непрерывно,

нередко почти круглосуточно. В результате внушительные по объему труды создавались им поразительно короткие сроки. И все же история появления «Толкового тарифа» впечатляет: капитальное исследование объемом около шестидесяти печатных листов, основанное на изучении огромного комплекса источников и обработке обширного литературного и статистического материала, было написано Д.И. Менделеевым всего за несколько месяцев 1891 года (М.М. Савченко). Ученый считал необходимым как можно скорее представить имеющиеся в его распоряжении уникальные материалы, а также собственные оценки и суждения по судьбоносной для страны теме на суд неравнодушной, думающей рублике. Позднее в одном из писем ученый вспоминал, что дело пересмотра и выработке таможенного тарифа «поглотило в свое время (1890—1892 гг.) все мое внимание и ответило моим самым заветным мыслям» (архив Д.И. Менделеева).

8. Комплексный взгляд, интеграция наук и практики. Б.Н. Менщуткин, изучая подготовку М.В. Ломоносова к деятельности, указал на работу у физика Х. Вольфа, химическую подготовку у профессора Дуйзинга, практическую подготовку по химии и знакомство с металлургией у Генкеля во Фрейберге. Способность Д.И. Менделеева решать во взаимосвязи научно-исследовательские организационно-практические задачи ярко проявилась в его работе по созданию технологии нового типа бездымного пороха, которой он занимался в первой половине 1890-х гг. заказу Московского министерства. Много внимания Д.И. Менделеев уделял промышленной экономической стороне порохового дела. Он рассматривал вопросы организации экономической рентабельности промышленного производства пороха, указывал желательность использования в деле государственной важности отечественного сырья, отмечал необходимость преодоления здесь бюрократических препятствий и ведомственной разобщенности.

Сторонники курса на индустриализацию в среде высшей бюрократии высоко ценили Д.И. Менделеева как ученого и общественного деятеля, стремились полнее использовать потенциал этой незаурядной личности. Особенно активно Менделеев сотрудничал с С.Ю. Витте в годы, когда тот занимал ключевые посты во властной иерархии и значительной мере определял экономическую политику Империи. «Создание своей собственной промышленности — это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционной системы», — отмечал С.Ю. Витте в 1899 году. В формировании этой системы Д.И. Менделееву принадлежала значительная роль. Ученый оказал значительное влияние на подготовленную в 1893 году в финансовом ведомстве программу развития отечественной промышленности и торговли, участвовал в разработке таможенного тарифа 1903 года. При С.Ю. Витте без заключения Дмитрия Ивановича не принималось ни одно сколько-нибудь важное решение, касавшееся торговли и промышленности (М.М. Савченко, 2009).

9. Патриотизм и особенности русского гения. Русский гений живет свободным духом, презрением к шаблонам. Способность М.В. Ломоносова работать как бы некоторым высшим чувством — часто подняться и разрешить им проблему — может занимать долгое время, пока, наконец, систематическое научное творчество не заполнит идеями и фактами тот промежуток, который образовался между ними и состоянием современного научного знания. Такая способность умственной работы присуща русским национальным гениям; доказательство тому — Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев и др.

Судьбоносное место в менделеевской системе развития России занимает обоснование патриотического служения ее интересам, родному народу. Ему по существу во многом подчинены остальные компоненты системы. «Первая моя служба Родине — это наука, вторая — просвещение, третья — промышленность», — писал Д.И. Менделеев.

10. Вклад в развитие русского национального самосознания. Русское общество должно сознать глубокую национальную творческую силу, покоящуюся на самобытных особенностях национальных гениев. В свое время В.И. Вернадский в связи с юбилеем М.В. Ломоносова писал: «Общество не сознает себя в научной работе человечества, что и теперь, как 150 лет назад, русским приходится совершать свою национальную работу в самой неблагоприятной обстановке».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.