ном профессиональном поприще, вхождение в профессиональное сообщество, постоянное самоисследование и развитие своей личности, образа Я;), профессионально-предметную (успешное усвоение (присвоение) прав и обязанностей, норм и правил профессиональной деятельности, воспитание в соответствии со сложившимися традициями в семье и ближайшем окружении; получение информации о профессиональной принадлежности «значимых других» и переработка этой информации; получение информации об особенностях различных профессий и ее оценивание; формирование образа профессии, который, возможно, во многом зависит от эмоциональной окраски полученной информации) и самоактуализаци-онную (эмоционально-положительный фон, на котором происходило получение первичной и последующей информации о собственной профессии; положительное восприятие себя в качестве субъекта профессиональной деятельности; эмоционально-позитивное принятие своей принадлежности к профессиональному сообществу).
Таким образом, влияние аутопсихологических технологий может проявляться в различных направлениях развития личности профессионала. Их воздействие будет эффективным, если задействованы аутопсихологические критерии, показатели и механизмы развития.
Н.В. Соловьева, Москва
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АНАЛОГИИ ГЕНИЕВ РУССКОЙ НАУКИ
Ключевые слова: наука, ученый, национальный гений. Keywords: science, the scientific, national genius.
летие русского гения Д.И. Менделеева празднуется всенародно в этом
международных научных организаций.
Д.И. Менделеева называют ученым-энциклопедистом, так как он занимался в естествознании почти всеми областями, но истоком его уникальности явилось созданное методологическое знание — системный метод в познании природных и социальных явлений, соотношение теоретического и эмпирического знания, количественно-качественных переходов в исследовании явлений, поиска истины в познании, учение о периодичности и др.
В Розановской энциклопедии Д.И. Менделеев представлен русским интеллигентом, который никогда не расходился с народом («К познанию России»).
Сравнивая судьбу Д.И. Менделеева с судьбой М.В. Ломоносова, Розанов задается вопросом: «Почему Академия наук не была вверена Ломоносову — что так естественно для нашего глаза, нашей оценки, — а всевластно распоряжался в ней Шумахер, без всякого имени и заслуг для науки и для России. И это в пору Елизаветы, столь благоприятную для Ломоносова, и когда покровителем его был И.И. Шувалов, всесильный этап Царствования? Почему? Что такое? Почему тоже, приблизительно то же повторилось с Менделеевым, который был заперт куда-то в главного начальника палаты "мер и весов" "хранить меры и хранить веса", — человеку, горевшему изобретениями и новыми исканиями (ОПП)».
В 1880 году кандидатура Менделеева в академики была отвергнута, в связи с чем Розанов замечает, что Академия наук «напичкала себе в "члены" старых генералов и пронырливых немцев, обойдя Д.И. Менделеева».
Продолжим сравнение национальных гениев.
1. Неожиданность и несвязанность идей ученого между собой. «Самый жизненный подвиг поражает кратковременностью и фатальной изменчивостью — почти безграмотный 20-летний крестьянин в течение 10-ти лет обогащается познаниями настолько глубокими, что становится в ряду самых образованных современников; 31 год — адъюнкт по физике при Академии наук, 33 года — профессор химии при той же Академии, высказавший в период каких-то десяти лет идеи, которые служат базой современной химии и плодотворность
году. Указ № 1431 Президента Российской Федерации утверждает масштаб мероприятия от субъектов Федерации до ЮНЕСКО и заинтересованных
которых понята и признана только ныне. Вот почему для характеристики деятельности М.В. Ломоносова могут быть приложимы лишь необычные приемы, носящие в себе, может быть, некоторый характер субъективности его биографии». Ректор Императорского Варшавского университета, профессор В.В. Курилов в 1911 году в честь 200-летия М.В. Ломоносова утверждал, что Ломоносов как химик и как национальный гений создал в России научную среду высшего для того времени уровня и качества.
Неожиданность и несвязанность в обыденном сознании сфер научных интересов проявлялось и у Д.И. Менделеева в его политематичности, причем ранней, буквально со студенческой скамьи — о Тобольске в историческом отношении и о школьном образовании в Китае; об ископаемых растениях и грызунах Петербургской губернии и т. д. Кто мог бы предположить в этих трудах будущего создателя Периодической системы элементов? По-литематичность, широта научных взглядов позволяет быть успешным во всем и всю жизнь: исследованиях по агрохимии; в области физики газов, формулировке уравнения состояния идеального газа (введя универсальную газовую постоянную); по технологии и экономике нефтяной промышленности (с 1882 года — по экономике страны).
Практически и Ломоносов, и Менделеев стали творцами и деятелями собственной жизни, ее преобразования, а затем влияли на судьбы Отечества.
Судьбоносными идеями Менделеева были: ускорение индустриализации России; создание системы «наука — техника — производство — общество»; преобладание реального образования над классическим; роль народонаселения в историческом прогрессе (определение понятия «Центр народонаселения России»).
2. У Ломоносова и Менделеева свое течение времени, отличное от современных им ученых и признание трудов много позже, «через 90—100 лет после смерти его, на труды Ломоносова обратили надлежащее внимание лишь в 1900 году, когда исполнилось 150 лет со дня основания первой русской химической лаборатории, которая создана была опять-таки Ломоносовым», правда направленность работ Д.И. Менделеева на современную ему политику и промышленность позволяла их внедрять: пересмотр таможенного тарифа (1889—1891), изобретение бездымного пороха (1890—1993); он выступал за то, чтобы Россия торговала продуктами переработки сырья (ее основного богатства); представил стратегическую программу рационального освоения природных богатств и др.
Доктор философских наук, профессор И.А. Козиков, изучив социологические идеи Д.И. Менделеева, утверждает, что им выдвинута оригинальная концепция происхождения государства и власти, показана роль потребностей и интересов в историческом процессе. В этом контексте он рассматривал пути развития России, выделяя в ней особые черты цивилизации, анализировал пути развития феодализма в стране, его трансформацию, особенности развития капитализма, большое внимание уделял проблемам общественного устройства России. В связи с этим он делал анализ социалистических концепций, показал их недостаток, который, как он отмечал, при их реализации при ведет социализм к тупику. Д.И. Менделеев поставил вопрос о рациональном сочетании в общественном развитии общественного, коллективного и индивидуального, таким образом, высказывая мысли о конвергентной модели общественного развития как перспективной для человечества.
3. Следующая линия сравнения связана с созданием научных коллективов. Ломоносов — создатель научной школы, его удивительное общефилософское отношение к научным дисциплинам позволило ему установить положения и задачи химии как науки. По мнению В.В. Курилова (1911), М.В. Ломоносов является в образе могучего титана мысли, великого реформатора, равного по силе своего гения великим энциклопедистам Запада. На него повлиял его знаменитый учитель Христиан Вольф, этот ученик Лейбница и учитель Канта, этот могучий борец за новые пути свободной науки и философии».
Мы в своих исследованиях обосновываем средообразующую функцию выдающихся личностей, и, прежде всего — создателей научных школ. Речь идет о форме единства индивидов и среды, выражающегося в способе общения разнонаправленных сил и потенцию в некоторое целое при определяющей роли ученого. В складывающейся научной школе сами ученые могут распределять и перераспределять роли. Летом 1867 года ректор Петербургского университета А. Вознесенский был назначен попечителем Харьковского учебного округа и рекомендовал на
освобождаемую им должность профессора химии своего талантливого ученика — 33-летнего Д.И. Менделеева. На освободившуюся должность профессора технической химии Дмитрий Иванович рекомендовал знаменитого уже создателя теории химического строения А. Бутлерова, работавшего в Казанском университете. По взаимной договоренности Бутлеров стал читать органическую химию, а техническую и аналитическую взял на себя Н. Меншуткин, избранный эксординаторным профессором. Таким образом, к 1868—1870 гг. в стенах одного университета собрались три первоклассных химика, украсивших русскую науку блестящими открытиями. Особое значение это сыграло для Д.И. Менделеева: с его избранием развитие прямой линии идей, пронизывающей все его предшествующие работы, вступило в свою завершающую фазу.
4. Гении преодолевают сопротивления среды. Трагедия жизненного подвига Ломоносова состояла в том, что за малым исключением никто не интересовался его научными идеями, его ценили как поэта или историка. И только несколько часов времени он употреблял на физические и химические опыты. Продукты этих часов были оценены потемками через 100-150 лет.
Многообразная деятельность Д.И. Менделеева, как отмечает М.М. Савченко, по развитию отечественной промышленности представляет интерес не только для понимания особенностей разработки торгово-промышленной политики Империи, но и весьма поучительна с точки зрения выяснения сложных и противоречивых отношений науки, общества и власти. Историки отечественной науки отмечают, что в биографиях таких выдающихся ученых, как Д.И. Менделеев, прослеживается общая закономерность чередования периодов давления и поддержки со стороны государства, типичная для российской и советской истории. Подобная двойственность может быть понята, если учесть, что личностям такого масштаба всегда было тесно в официальных рамках предписанного им профессионального и общественного статуса вне зависимости от характера политической системы. Это с неизбежностью порождало «напряжение» в их взаимоотношениях с властью. Вместе с тем государство было вынуждено искать в них опору, оказываясь перед необходимостью осуществления преобразований в процессе модернизации. Такого рода искания на рубеже веков персонифицировались в сотрудничестве С.Ю. Витте и Д.И. Менделеева. Надо признать, однако, что «использовать» Д.И. Менделеева влиятельный министр мог лишь в той мере, насколько это позволяли убеждения самого Дмитрия Ивановича, чуждого всякого угодничества и не склонного к сомнительным компромиссам. В целом, это сотрудничество было успешным, курс на ускоренное развитие промышленности удалось отстоять.
5. Обоим ученым был дан дар предвидения. Трех моментов трудов М.В. Ломоносова достаточно для доказательства: установление закона постоянства массы вещества, связи между теплотой и работой, установление понятия об атомном строении веществ. В период работы Д.И. Менделеева в России назревали разрушительные ситуации, и он последовательно представлял идеи эволюционного развития, осуждал шоковые революционные потрясения, инсценированные внешними врагами и конкурентами Отечества (Е.С. Троцкий); предлагал спасительную концепцию реализации.
6. Широкая обобщающая способность. Существует особый момент в творчестве Ломоносова - особенно резкое развитие как бы высшего чувства, род предвидения. Другим моментом, характеризующим умственный склад Михаила Васильевича, является широкий полет мысли, неограничиваемый узкой специальностью той или иной дисциплины — достаточно рассмотреть длинную опись диссертаций и рассуждений Ломоносова, сохранившихся до наших дней (В.В. Курилов). А.А. Блок в письме дочери ученого Л.Д. Менделеевой: «Твой папа, вот какой: он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничто. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает».
7. Основательность профессиональной деятельности. Берлинский академик Л. Эйлер, современник Ломоносова, говорил о нем, как о физике и химике: «все записки его по этим предметам превосходны».
Особенностью творческого метода Д.И. Менделеева было полное «погружение» в интересующую его тему, когда в течение некоторого времени работа велась непрерывно,
нередко почти круглосуточно. В результате внушительные по объему труды создавались им поразительно короткие сроки. И все же история появления «Толкового тарифа» впечатляет: капитальное исследование объемом около шестидесяти печатных листов, основанное на изучении огромного комплекса источников и обработке обширного литературного и статистического материала, было написано Д.И. Менделеевым всего за несколько месяцев 1891 года (М.М. Савченко). Ученый считал необходимым как можно скорее представить имеющиеся в его распоряжении уникальные материалы, а также собственные оценки и суждения по судьбоносной для страны теме на суд неравнодушной, думающей рублике. Позднее в одном из писем ученый вспоминал, что дело пересмотра и выработке таможенного тарифа «поглотило в свое время (1890—1892 гг.) все мое внимание и ответило моим самым заветным мыслям» (архив Д.И. Менделеева).
8. Комплексный взгляд, интеграция наук и практики. Б.Н. Менщуткин, изучая подготовку М.В. Ломоносова к деятельности, указал на работу у физика Х. Вольфа, химическую подготовку у профессора Дуйзинга, практическую подготовку по химии и знакомство с металлургией у Генкеля во Фрейберге. Способность Д.И. Менделеева решать во взаимосвязи научно-исследовательские организационно-практические задачи ярко проявилась в его работе по созданию технологии нового типа бездымного пороха, которой он занимался в первой половине 1890-х гг. заказу Московского министерства. Много внимания Д.И. Менделеев уделял промышленной экономической стороне порохового дела. Он рассматривал вопросы организации экономической рентабельности промышленного производства пороха, указывал желательность использования в деле государственной важности отечественного сырья, отмечал необходимость преодоления здесь бюрократических препятствий и ведомственной разобщенности.
Сторонники курса на индустриализацию в среде высшей бюрократии высоко ценили Д.И. Менделеева как ученого и общественного деятеля, стремились полнее использовать потенциал этой незаурядной личности. Особенно активно Менделеев сотрудничал с С.Ю. Витте в годы, когда тот занимал ключевые посты во властной иерархии и значительной мере определял экономическую политику Империи. «Создание своей собственной промышленности — это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционной системы», — отмечал С.Ю. Витте в 1899 году. В формировании этой системы Д.И. Менделееву принадлежала значительная роль. Ученый оказал значительное влияние на подготовленную в 1893 году в финансовом ведомстве программу развития отечественной промышленности и торговли, участвовал в разработке таможенного тарифа 1903 года. При С.Ю. Витте без заключения Дмитрия Ивановича не принималось ни одно сколько-нибудь важное решение, касавшееся торговли и промышленности (М.М. Савченко, 2009).
9. Патриотизм и особенности русского гения. Русский гений живет свободным духом, презрением к шаблонам. Способность М.В. Ломоносова работать как бы некоторым высшим чувством — часто подняться и разрешить им проблему — может занимать долгое время, пока, наконец, систематическое научное творчество не заполнит идеями и фактами тот промежуток, который образовался между ними и состоянием современного научного знания. Такая способность умственной работы присуща русским национальным гениям; доказательство тому — Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев и др.
Судьбоносное место в менделеевской системе развития России занимает обоснование патриотического служения ее интересам, родному народу. Ему по существу во многом подчинены остальные компоненты системы. «Первая моя служба Родине — это наука, вторая — просвещение, третья — промышленность», — писал Д.И. Менделеев.
10. Вклад в развитие русского национального самосознания. Русское общество должно сознать глубокую национальную творческую силу, покоящуюся на самобытных особенностях национальных гениев. В свое время В.И. Вернадский в связи с юбилеем М.В. Ломоносова писал: «Общество не сознает себя в научной работе человечества, что и теперь, как 150 лет назад, русским приходится совершать свою национальную работу в самой неблагоприятной обстановке».