Научная статья на тему 'Акмеологическая составляющая высшего инженерного образования'

Акмеологическая составляющая высшего инженерного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE CONTENT OF THE ENGINEERING EDUCATION / АКМЕОЛОГИЯ / ACMEOLOGY / АКМЕОПОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ACMEOLOGICAL SUPPORT / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТРОВАННЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUAL APPROACH / ИНТЕГРАГИВНОСТЬ / INTEGRATIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Наталья Викторовна

Рассматриваются вопросы психологического обеспечения высшего профессионального образования. Одним из условий повышения эффективности инженерного образования может выступать введение системы акмеологическнх знаний в учебно-образовательный процесс. Анализируются научно-методические подходы и возможные результат плодотворной в этом плане идеи взаимосвязи и взаимообогащения акмеологии и ставших традиционными психолого-педагогических наук в инженерном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological constituent of higher engineering education

This article touches on psychological maintenance of higher vocational education. The introduction of the system of acmeological knowledge into the educational process can be one of the conditions of the increase of the effectiveness of the engineering education. The author analyses guidance approaches and possible results of the fruitful in this respect idea of the interrelation and mutual enrichment of acmeology and traditional psychologico-pedagogical studies in the engineering education.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая составляющая высшего инженерного образования»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЫСШЕГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Козлова (Томск)

Аннотация. Рассматриваются вопросы психологического обеспечения высшего профессионального образования. Одним из условий повышения эффективности инженерного образования может выступать введение системы акмеологических знаний в учебно-образовательный процесс. Анализируются научно-методические подходы и возможные результат плодотворной в этом плане идеи взаимосвязи и взаимообогащения акмеологии и ставших традиционными психолого-педагогических наук в инженерном образовании. Ключевые слова: содержание инженерного образования, акмеология, акмеологическое сопровождение, личностно-ориентрованный подход, интеграгивность.

Социальная ситуация в жизни российского общества связана с существенными преобразованиями в политической, экономической и социальной сферах. За последние годы, характеризуемые возникновением и развитием рыночных форм хозяйствования, новыми экономическими отношениями в производстве и распределении товаров и услуг, неопределенностью на рынке труда, жесткой конкуренцией, возникли серьезные противоречия в процессах высшего профессионального образования.

Современное инженерное образование характеризуется, во-первых, ростом потребности профессиональных систем знаний у представителей самых разных инженерных профессий, социальных групп; во-вторых, расширением круга людей, проходящих переподготовку и повышение квалификации, что дает возможность прогнозирования расширения образовательных потребностей; в-третьих, наличия большого разрыва между степенью обоснованности и использования современных активных методов в образовательной практике.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебно-воспитательной работы. Происходит смена образовательной парадигмы (предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет):

- содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способности оперировать информацией, творческим решением научных проблем и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образования;

-традиционные способы информации (устная, письменная речь) уступают место компьютерным средствам обучения, используются телекоммуникационные системы глобального масштаба;

- важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие участников образовательного процесса;

- особая роль отводится духовности, нравственности человека;

- происходит интеграция образовательных факторов (непрерывность образовательных технологий, микро- и макросоциумы);

- идет усиление роли науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.

Общие закономерности образовательно-воспитательного процесса специфическим образом преломляются и конкретизируются в развитии отдельных отраслей знания. Область нашего интереса - инженерное образование. Наша задача состоит в том, чтобы, ограничив себя сферой знаний психологии и педагогики высшего инженерного образования, вместе с тем показать, как через них получают воплощение и общие тенденции, и уникальные моменты, конституирующие своеобразие их места в историческом развертывании процесса инженерного образования.

Идея выдвижения на передний план образовательной концепции России XXI в. стратегии, предусматривающей в основу высшего инженерного образования положить личностно-ориентированный, гуманистический подход, чрезвычайно интересна и плодотворна. И, надо сказать, это можно рассматривать как продолжение традиции, существующей в истории образования, где отмечается немало высказываний представителей интеллектуальной элиты, в которых гуманистической идее отводится первостепенная роль в общей структуре человеческого познания. Такой подход справедлив как с позиции научного познания и исследования, так и с точки зрения образовательных тенденций и, соответственно, человеческой практики, ради которой в большинстве случаев образование и необходимо. Уже ясно, что без учета личностных особенностей и психологических закономерностей не может быть эффективной деятельность ни в одной сфере человеческого познания и практики: ни в изучении языков или в журналистике, ни в области политики или бизнеса, юриспруденции или инженерного круга профессий и т.п.

Представляется необходимым проанализировать, какой должна быть (стать) сама инженерная педагогика, чтобы претендовать на первые роли в высшем инженерном образовании. Нужно ли ей самой измениться, и если да, то в каком направлении и в какой степени?

№16-17

Сибирский психологический журнал

2002 г.

Для ответа на эти вопросы мы опираемся на современные научные подходы такой отрасли знаний, как ак-меология, поскольку акмеологическая составляющая в современных условиях всегда будет присутствовать (хотя иной раз может быть и в неявной форме) в любом профессиональном образовании. Акмеология уникальна тем, что она формировалась на стыке гуманитарных, общественных, естественных и точных наук и является наиболее интегративной наукой (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина). В акмеологии практика обеспечивает достижение целей совершенствования человека и оптимизации его профессиональной деятельности и требует от этой науки практических исследований и рекомендаций. В силу постоянства и неизбежности наличия этих тенденций акмеология должна быть (стать) синтетической наукой в профессиональном образовании. Это отвечает идее переструктурирования инженерного образования с учетом движущего начала в человеке, проблемы мотивации и регуляции его поведения и деятельности. Проблема сложнейшая и фундаментальная, звучащая в работах всех наиболее крупных философов, педагогов, психологов, находящаяся в центре современных исследований.

Второй важный момент - это исследование условий реализации выдвинутой стратегии в системе инженерного образования России. Плодотворной в этом плане является идея взаимосвязи и взаимообогащения акмеологии и ставших традиционными психолого-педагогических наук в инженерном образовании.

Естественно, что достижение таких целей возможно только на основе сотрудничества высшей школы и академической науки (интеграция образования и науки), успешной работы а содружестве преподавателей и ученых вузов различных профильных знаний. Такой опыт необходимо критически осмысливать, обобщать и пропагандировать.

При этом возникает необходимость разработки целого ряда как учебных дисциплин, так и новых методических принципов, технологий, приемов, предполагающих:

- теоретические и тренинговые занятия по проблемам личностной и профессиональной самореализации;

- акмеологическое сопровождение как высшего, так и последипломного образования (переподготовка, повы-

шение квалификации), требующее большей гибкости и динамичности, через систему учебно-тренинговых занятий акмеологического цикла по развитию навыков эффективного общения, мыслительных операций и умения работать с понятиями и контекстами, по проектированию будущих профессиональных стратегий, раскрытию личностного и творческого потенциала;

- решение социально-психологических образовательных и профессиональных задач в профессиональном обучении через обеспечение знаниями в области акмеологии, психологии труда и инженерной психологии, психологии управления, в том числе практические занятия по проектированию управленческой команды (статус, закономерности, пути формирования) и построению профессиограмм соответствующего инженерного профиля;

- решение научно-исследовательских задач в области теоретических и научно-методических проблем высшего инженерного образования.

Представленная образовательная стратегия обучения, построенная с учетом акмеологических принципов, реализуемая через теоретические и активные формы занятий, предполагает следующие основные результаты:

1. Обучающиеся осваивают систему акмеологических, психолого-педагогических, социально-коммуникативных знаний.

2. Обучающийся становится формирующимся и развивающимся специалистом.

3. Накопленный потенциал знаний и умений обеспечит поступательное саморазвитие личностной и профессиональной компетентности, возможность творческого, гибкого подхода, адекватного возникающим научным, образовательным и профессиональным задачам.

4. Обучающийся овладевает технологией превращения знаний и способов деятельности по предметным циклам в средство решения содержательно-технологических и субъектно-реализационных личностных и профессиональных задач.

5. Выпускник гибко адаптируется к меняющимся социальным условиям и рынку труда.

Литература

Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М., 1996.

Деркач А. А. Акмеология: личносшое и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. М.: РАГС, 2000. Деркач А.А.,Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М., 1995. Залевский Г.В., ПрозументоваГ.Н. Концепция открытого образовательного пространства (проект). Томск, 1998. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992. Психология образования / Под ред. А, А. Вербицкого. М., 1992.

ACMEOLOGICAL CONSTITUENT OF HIGHER ENGINEERING EDUCATION N.V. Kozlova (Tomsk)

Summary. This article touches on psychological maintenance of higher vocational education. The introduction of the system of acmeological knowledge into the educational process can be one of the conditions of the increase of the effectiveness of the engineering education. Tbe author analyses guidance approaches and possible results of the fruitful in this respect idea of the interrelation and mutual enrichment of acmeology and traditional psychologico-pedagogical studies in the engineering education.

Key words: the content of the engineering education; acmeology; acmeological support; individual approach; integrativeness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.