Научная статья на тему 'Акмеологическая диагностика в системе образования взрослых'

Акмеологическая диагностика в системе образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
284
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марков Владимир Николаевич

В статье даны определения таких понятий как «личностный потенциал», «личностно-профессиональный потенциал», «профессионально-личностный потенциал», которые способствуют созданию единой картины индивидуального состояния личности. Автором описаны особенности акмеологической диагностики, которая рассматривается как особый подход к психологическому сопровождению личностно-профессионального развития специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological diagnostics in the system of education of adults

The author defines such concepts as «individual potential», «individual professional potential» and «professional individual potential» which promote creation of a single picture of an individual condition of the person. The author describes features of acmeological diagnostics, which is considered as special approach to psychological support of individual professional development of the expert.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая диагностика в системе образования взрослых»

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

В.Н. Марков

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

ассмотрение акмеологических аспектов профессии педагога-психолога возможно как в плане исследования механизмов, условий и факторов достижения профессиональных и личностных вершин самим педагогом, так и с точки зрения того, насколько он способствует подобному развитию обучаемых. На самом деле для профессий типа «человек—человек» правильнее было бы вести речь об интегральном развитии системного типа, когда развитие одной составляющей системы (педагога) неразрывно связано с развитием другой ее составляющей (обучаемого), хотя и необязательно происходит строго синхронно (например, возможны случаи, когда развитие педагога происходит не благодаря личностному и профессиональному росту обучаемых, а за счет его; возможна и противоположная ситуация). Однако с точки зрения изучения этого сложного процесса имеет смысл дифференцированное изучение акмеологических достижений (и их предпосылок) педагога и обучаемого. В настоящей работе основное внимание уделяется той части образовательной системы, которая в первую очередь связана с обучаемыми.

В настоящее время анализ личностного и профессионального роста учащихся в системе высшего и послевузовского образования приобретает особую актуальность в связи с постоянно усиливающейся тенденцией к непрерывности процесса образования взрослого человека. У этой тенденции можно выделить несколько предпосылок, которые одновременно способствуют увеличению психоэмоциональных нагрузок наших современников.

В силу научно-технической революции и особенно информатизации жизни и профессиональной деятельности значительно выросли эмоциональные и информационные нагрузки на членов общества («футуршок», по Э. Тоффлеру). В целом одной из ключевых черт современной цивилизации являются чрезвычайно высокие темпы ее развития, также приводящие к росту информационных нагрузок. В современной России эта общемировая тенденция обостряется продолжающимся процессом политического и экономического реформирования общества. Такие условия ставят на грань возможного способности людей вписаться в перемены, а иногда и переходят эту грань. Одновременно такая скорость развития приводит к необходимости постоянного обновления своих профессиональных знаний как индивидуально, так и в рамках образовательной системы.

На рост психологических нагрузок влияет и повышение уровня прямой ответственности членов современного общества за свои действия. Наиболее ярко он проявляется в постоянном росте энерговооруженности человека, особенно в рамках профессиональной деятельности, что приводит к значительным издержкам при неоптимальном использовании производственного потенциала человека. Понятно, что любая ошибка рулевого супертанкера или оператора АЭС чревата самыми серьезными последствиями не только для лиц, непосредственно совершивших ошибки, но и зачастую угрожает существованию жизни на обширных земных пространствах. Примером тому являются многочисленные техногенные катастрофы конца XX века. Понятно, что лучше предотвращать подобные происшествия, чем бороться с их последствиями, однако такой подход требует поддержания очень высокого уровня профессионализма специалистов, работающих в особых условиях, для чего и нужна система их непрерывного образования.

Вдобавок в современном мире увеличивается роль непрямой ответственности за результаты принятых решений, которые опосредованно, через других членов общества, могут привести к тяжелым последствиям. В частности, довольно часто принимаются решения, косвенные последствия которых существенно превышают запланированный эффект, причем далеко не всегда в позитивном плане. Что такая ситуация отнюдь не редкость в нашей современной жизни косвенно подтверждается триумфальной популярностью фразы В.С. Черномырдина «хотели, как лучше, а получилось как всегда». Наличие подобных возможных, но непрогнозируемых последствий принятия решений ведет к росту ощущения неопределенности ситуации, что зачастую выступает в качестве мощного стрессового фактора, приводит к росту психоэмоциональных напряжений. Причем такие ощущения беспокоят не только лиц, работающих в особых условиях, но и, например, многих специалистов в сфере управления и образования.

Свой вклад в проблему психоэмоциональных напряжений вносит и дальнейший рост профессиональной специализации (лозунг «Надо быть профессионалом»). Такая специализация экономически вполне обоснованна, однако в некоторых случаях способствует перекосам в развитии личности, грозящих самому ее существованию (например, при трудоголизме). Одновременно возникает проблема коренной трансформации многих традиционных профессий. Например, за последние 10 лет деятельность бухгалтера претерпела коренные изменения благодаря широкому применению компьютерной техники для бухгалтерских расчетов. Поэтому наряду с непрерывным образованием, имеющим кумулятивный характер, актуальной становится постоянная профориентация действующих специалистов.

Все перечисленные выше особенности современной жизни наряду с увеличением потребности в непрерывном образовании способствуют усилению психоэмоциональных нагрузок. Уровень этих нагрузок заставляет серьезно задуматься о психологическом сопровождении личностно-профессионального развития специалиста. В идеале подобное сопровождение должно окружать взрослую личность постоянно, однако экономические и технологические требования делают более реальной ситуацию внедрения процедур психологического сопровождения или по месту работы, или по месту учебы. При этом ориентация на полноценное развитие личности в сочетании с постоянным профессиональным ростом трансформируется в разработку особого подхода к психологическому сопровождению, который можно назвать акмеологической диагностикой.

В образовательных учреждениях акмеологическая диагностика предполагает, что наряду с «информатизацией» образования необходима его «психологизация», имеющая нетехнократический характер, но опирающаяся на использование самых современных технических средств. Все это позволит обеспечить реальную индивидуализацию массового учебного процесса.

Рассмотрим подробнее некоторые особенности акмеологической диагностики.

Акмеологическая диагностика по своей природе является комплексной, она основывается на широком спектре данных физиологического, психофизиологического, психологического, социально-психологического, социологического характера, интегрированных в единую картину индивидуального состояния. Для презентации такой единой картины наиболее подходящим представляется понятие потенциала личности. Личностный потенциал предлагается определять как систему ресурсов личности, которые проявляются в ее деятельности, направленной на получение социально значимых результатов. Определение акцентирует внимание на том, что, во-первых, потенциал человека является ресурсно-энергетическим показателем и в связи с этим должен иметь некоторую количественную оценку величины. Во-вторых, этот ресурс не является раз и навсегда заданным, а постоянно возобновляется в ходе жизнедеятельности человека. В-третьих, потенциал человека реализуется во взаимоотношениях между ним и окружающим миром, прежде всего обществом, и в этом плане представляет собой набор направлений (векторов), по которым осуществляется это взаимодействие, причем социально-историческая обусловленность таких направлений определяет востребованность и во многом практическую реализованность человеческих ресурсов. И наконец, в-четвертых, потенциал человека обладает системным качеством — он сам является сложной системой и в то же время элементом социальной системы. Такая системность потенциала приводит к тому, что при его определении необходимо учитывать не только совокупность внутренних ресурсов личности, но и систему их регуляции.

В силу ведущей роли профессиональной деятельности в развитии взрослого человека предлагается отдельно рассматривать профессиональную реализацию потенциала, которая обозначается как личностно-профессиональный потенциал. Личностно-профессиональный потенциал (потенциал человека как субъекта деятельности) определяется, как та часть личностного потенциала, которая направлена на реализацию личности в рамках избранной ею профессии и тем самым обеспечивает описание проекции профессиональных требований на возможности, потенциал личности. Наряду с этим можно рассматривать профессионально-личностный потенциал, понимаемый как соответствие профессиональной реализации потенциала личности требованиям, объективно предъявляемым человеку его профессией. В рамках акмеологии личностно-профессиональный и профессионально-личностный потенциалы выступают в качестве оснований профессионализма личности и деятельности (А. А. Дер-кач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова) соответственно.

Таким образом, использование понятия и методов оценки личностно-профессионального потенциала лежит в основе акмеологической диагностики, однако не исчерпывает ее содержания.

Акмеологическая диагностика особое внимание уделяет динамике развития личности и достижению ею «пиков» профессионализма и самореализации, для чего могут использоваться как уже достаточно хорошо известные биодромальные и психобиографические подходы, так и модели личностно-профессионального потенциала, позволяющие, исходя из особенностей развития личности в онтогенезе, предлагать сценарии ее перспективного развития. Следовательно, использование ак-меологической диагностики опирается на прошлый опыт личности и обращено к ее перспективам.

Важной особенностью любой психологической диагностики является ее воздействие на объект диагноза в ходе его проведения. Такая реактивность традиционно рассматривается как препятствие для достижения высокого качества функционирования психодиагностических методов, однако ее можно обратить на пользу делу. Именно поэтому акмеологическая диагностика, в отличие от традиционной, рассматривается как активная, развивающая диагностика. Для обеспечения развития субъекта деятельности в процесс диагностики вплетаются модули развивающего характера, направленные, например, на решение выявленных в ходе диагностики индивидуальных проблем.

Другим, не менее важным аспектом активности акмеологической диагностики, соответствующим духу акмеологии как практико-ориентированной дисциплины, является отношение к диагностируемой личности не как к объекту изучения, а как к активно мыслящему, чувствующему и действующему субъекту. Подобный подход проявляется в том, что диагностируемой личности не навязываются конкретные пути и способы ее профессионального развития, а предлагается набор возможных сценариев будущего, позволяющий сделать свой собственный выбор жизненного и профессионального пути.

Наиболее полно предлагаемые принципы реализованы в технологии мониторинга личностно-профессионального развития кадров госслужбы в ходе их обучения в РАГС при Президенте РФ, который осуществляется на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности с 1993 года и в настоящее время выходит на качественно новый уровень благодаря усилиям всей кафедры и специалистов под руководством Ю.В. Синягина (Т. А. Жаворонкова, В. Н. Марков, А. С. Мельничук, В. А. Сергеев, Е. Г. Чирковская).

© Марков В. Н., 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.