Научная статья на тему 'Аккредитивные формы расчётов в международном бизнесе'

Аккредитивные формы расчётов в международном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АККРЕДИТИВ / АККРЕДИТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ / АККРЕДИТИВНАЯ ФОРМА / LETTER OF CREDIT / DOCUMENTARY CREDIT OPERATIONS / INTERNATIONAL BUSINESS / INTERNATIONAL PAYMENTS / LETTER OF CREDIT FORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко В.И.

В данной статье раскрыт механизм аккредитивной формы расчетов при осуществлении международных операций, раскрыта сущность и ключевые аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нестеренко В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discloses the mechanism of letters of credit in international operations, reveals the essence and key aspects.

Текст научной работы на тему «Аккредитивные формы расчётов в международном бизнесе»

практической конференции ВЭПИ-ВГЛТА-2012 : в 5 - ти томах. 2012. С. 158-160.

Нестеренко В.И.

АККРЕДИТИВНЫЕ ФОРМЫ РАСЧЁТОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: аккредитив, аккредитивные операции, международный бизнес, международные расчеты, аккредитивная форма.

Аннотация: в данной статье раскрыт механизм аккредитивной формы расчетов при осуществлении международных операций, раскрыта сущность и ключевые аспекты.

Keywords: letter of credit, documentary credit operations, international business, international payments, letter of credit form.

Abstract: This article discloses the mechanism of letters of credit in international operations, reveals the essence and key aspects.

Для российской компании, закупающей па Западе товары или оборудование, предоплата, которую сегодня зачастую требует зарубежный поставщик, становится серьезным препятствием. Ведь компания вынуждена изымать средства из оборота, а для бизнеса, особенно торгового, это настоящее бедствие. И потери импортера тем значительнее, чем больше сумма и срок внешнеторговой сделки. Если бы нашей компании потребовался бы кредит, банк может профинансировать своего клиента, открыв для него кредитную линию.

Популярность этого инструмента объясняется его высокой надежностью, ведь аккредитив - это платежное обязательство банка, а не компании-покупателя. Речь идет о том, что к операции подключается третья сторона - банк покупателя, который выпускает аккредитив. Это письменное обязательство оплатить покупку после того, как продавец представит документы, удостоверяющие, что товар поставлен и соответствует требованиям покупателя. Выглядит это как отгрузит продавец заказанную продукцию, предъявит в банк перечисленные в аккредитиве транспортные документы, счета, страховку, сертификат качества, все документы, удостоверяющие факт поставки и качество товара, и банк непременно заплатит по контракту. Не платит он лишь в двух случаях: либо документы не соответствуют условиям аккредитива, либо банк обанкротился. Срок действия аккредитива по «быстрым»

закупкам товаров народного потребления или сырья обычно составляет 180 дней. Если речь идет о поставках оборудования по капитальным проектам клиентам предоставляется один год, а в ряде банков - два года.

Эта форма расчетов в принципе доступна всем среднестатистическим компаниям, воспользоваться комплексным аккредитивным обслуживанием может, как производственное предприятие, так и торговая фирма. Помимо надежности аккредитива, в число достоинств этого документа входят льготные условия оплаты по нему. Аккредитив позволяет импортеру не только отложить срок платежа по торговому контракту, но и сделать это с минимальными издержками. Если сравнить этот инструмент с получением обычного кредита в российском банке на тот же срок и на ту же сумму, то годовая процентная ставка по аккредитиву выходит на 3-4% ниже. Снижение достигается за счет минимизации риска нецелевого расходования средств и включения в схему «рубежных банков (с их дешевыми деньгами). Сам размер экономии зависит, в первую очередь, от уровня взаимного доверия между двумя банками - главными героями аккредитивных операций.

В расчетах по внешнеторговым сделкам задействовано много участников, как с российской, так и с западной стороны. Все аккредитивные расчеты начинаются с того, что российская компания-покупатель обращается в свой банк с поручением о выпуске аккредитива (слетать это лучше во время переговоров о предстоящей сделке). Банк (который называется банком-эмитентом, или открывающим банком) открывает аккредитив в пользу продавца. Затем этот аккредитив передается в зарубежный банк (исполняющий). Тот подтверждает и исполняет аккредитив: проверяет и согласовывает документы, а также расплачивается с западным продавцом - четвертым участником расчетной процедуры в роли исполняющего банка выступает тот западный банк, в котором обслуживается продавец. Но бывает и так, что между нашим и исполняющим банками вклиниваются промежуточные звенья: например, если продавец или его банк не доверяет российскому банку и настаивают на том, чтобы их аккредитив был подтвержден каким-либо западным банком, тогда на сцене появляется еще один участник. Подтверждающий банк гарантирует оплату независимо от того, что произойдет с покупателем, его банком или вообще со страной (в нашем случае - Россией).

Важной характеристикой аккредитива является и то, кто его оплачивает: покупатель или российский банк. В принципе, аккредитив весьма выгоден тем, что из своего «банковского происхождения» легко комбинируется с различными видами финансирования. По сути это

один из основных принципов различия аккредитивов. Есть два варианта, аккредитив без финансирования, когда клиент обязан на дату платежа предоставить банку нужные средства, и аккрели1нв с финансированием, когда банк платит за своего клиента. Это означает, что банк в соглашении о кредитной линии договаривается с клиентом о том, что на дату платежа по аккредитиву банк не списывает деньги со счета клиента, а платит из собственных средств. То есть клиент получает дополнительную рассрочку на возмещение произведенного платежа.

Сколько участников, столько и комиссий, поэтому стоимость аккредитива складывается из многих составляющих. Самая малая часть - операционные комиссии исполняющего западного банка за проверку документов и внесение изменений (0,2% годовых). Кроме того, российский банк взимает комиссию за открытие аккредитива, которая зависит от вида аккредитива. Весьма существенная часть - комиссия за подтверждение, которую берет западный подтверждающий банк (2-5% годовых). Здесь ставка зависит от кредитного рейтинга российского банка; выше рейтинг - ниже ставка. Наконец, нужно учитывать ставку, по которой банк, открывающий аккредитив, кредитует своего клиента. А она ниже, чем но классическому кредиту, потому что банку не нужно резервировать средства на открытие аккредитива, он просто принимает на себя определенный риск. Если речь идет о финансировании с привлечением ресурсов не отечественного, а западного банка, говорит, к комиссиям за открытие и подтверждение аккредитива добавляется и стоимость финансовых ресурсов западного банка LIBOR - 0.1-0.2%.

Ясно, что самый дешевый аккредитив - покрытый, подтверждение покрытого аккредитива стоит более 1% годовых. Непокрытый аккредитив без финансирования - нужная сумма списывается со счета клиента, стоит дороже, примерно 5% годовых. Если речь идет о непокрытом аккредитиве с финансированием, суммарная стоимость возрастает до 7-10% годовых, но все равно это на 3-5% дешевле, чем обычный кредит, поскольку банку не нужно согласовывать резервы. Большое влияние на стоимость аккредитива, естественно, оказывает товар, контракт, а также сам заемщик, точнее, его платежеспособность. Некоторым надежным клиентам услуга может обойтись дешевле (7-8%), другим - значительно дороже: до 12-13% годовых.

Банковские комиссии на операции по аккредитивам могут оплачиваться как продавцом, так и покупателем в зависимости от того, как записано в тексте аккредитива. Что касается оплаты комиссий иностранных банков, включая подтверждение, эти расходы должны оплачиваться экспортером. Ведь кому нужно подтверждение

аккредитива, то есть дополнительная гарантия? Только продавцу: значит, он и должен за нее платить. Но здесь хитрость в том, что экспортер на стадии подписания контракта справляется в своем банке, сколько будет стоить подтверждение аккредитива, и расходы включает в цену контракта. В итоге, конечным плательщиком оказывается все таки российский импортер. Поэтому рекомендуется подписывать контракты с расчетами в форме неподтвержденного аккредитива. И сегодня многие иностранные экспортеры соглашаются на такой шаг.

В принципе, аккредитив это аргумент в переговорах по рискам. Так как для поставщика риск неплатежа со стороны минимален, цена по контракту, по идее должна быть меньше. Но все зависит от конкретного контракта и вида товара. Аккредитив отсрочка платежа - все это предмет договоренности между покупателем и продавцом, результаты отражаются на цене. Если поставщику обязательно продать товар в Россию, он согласится на отсрочку и идет на уступки во всех других пунктах.

Список литературы

1. Мартынов С.В. Методы анализа учётно-аналитического обеспечения системы управления организации // Территория науки. 2012. № 1. С. 85-92.

Овсянников С.В.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: банкротство, предупреждение банкротства, реструктуризация, кризисная ситуация, кризис.

Аннотация: работа посвящена предупреждению банкротства предприятия, выделены ключевые методы и принципы, разработаны рекомендации по повышению эффективности антикризисных процедур.

Keywords: bankruptcy, bankruptcy prevention, restructuring, crisis.

Abstract: is devoted to the prevention of bankruptcy, highlights the key practices and principles developed recommendations to improve the effectiveness of anti-crisis procedures.

Решающими условиями снижения риска банкротства является максимальное снижение долговой нагрузки предприятия, переход из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.