Е.Ж. БЕКМУХАМБЕТОВ, К.П. ОМАРОВА, С.Н. ДИЛЬМАГАМБЕТОВ, Г.Т. АСАУОВА, К.Ж. САГЫНБАЕВА
АККРЕДИТАЦИЯ - ЗАЛОГ НЕПРЕРЫВНОГО УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, г Актобе
Аккредитация - это процесс, посредством которого аккредитационный орган оценивает качество деятельности вуза в целом или отдельных его образовательных программ с целью признания их соответствия стандартам и критериям. В настоящее время в мире аккредитация наиболее распространенная модель обеспечения качества в высшем образовании. Обеспечение качества определяет содержание высшего образования в целом и служит как интересам представителей высшего образования, такистраны в целом.
Ключевыеслова: аккредитация, совершенствование СМК.
В современных условиях получение качественного конкурентоспособного образования является одной из важнейших составляющих в достижении успеха. Бурный рост рынка образовательных услуг предопределяетпоявление конкурентныхотношенийвэтой сфередеятельности, скаждым годомуровень стандартов и требований к образовательным учреждениям постоянно растет Стабилизация макроэкономических процессов позволила государству сформулировать новые приоритеты в сфере образования, и в первую очередь это отношение к качеству образовательных услуг Качество продукции и услуг является важнейшим фактором, определяющим положение предприятия на рынке. Актуальность деятельности, ориентированной на повышение качества, определяется направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции, который полностью удовлетворяет запросы потребителей.
Все инструменты, механизмы и способы воздействия на качество продукции (услуг) сегодня можно объединить одним общим понятием - система менеджмента качества, система внутрифирменного управления, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а так же для достижения этих целей, все функционирование которой нацелено на критерии качества выпускаемой продукции, процессов и всей многообразной деятельности. Организационно-методическая основа менеджмента качества - международные стандарты ИСО серии 9000 [1-5].
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова - один из первых казахстанских медицинских вузов, прошедший международную сертификацию по образовательной, медицинской деятельности, получивший сертификат соответствия системы менеджмента качества (СМК) требованиям стандарта ИСО 9001:2000 (2006), затем - ИСО 9001:2008 (2009). ВЗКГМУ им. Марата Оспанова система менеджмента качества распространена в отношении:
■ образовательной деятельности в сфере подготовки специалистов с техническим и профессиональным, послесредним, высшим и послевузовским профессиональным образованием;
■ дополнительного профессионального образования в сфере повышения квалификации и переподготовки кадровсвысшим, средним медицинским и фармацевтическим образованием;
■ военной подготовки студентов вузов;
■ медицинской деятельности, включая профилактическую, консультативную, диагностическую, лечебную,реабилитационную;
■ функциональных и прикладных научно-исследовательских разработок в области теоретической, экспериментальной и клинической медицины.
Система менеджмента качества вуза - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления политики в области качества с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение и улучшение качества. Политика университета в области качества является основным документом системы менеджмента качества. Она определяет цель построения и функционирования системы качества, а так же обязательства высшего руководства подостижению поставленной цели.
Реализуя главную цель университета - подготовку и выпуск конкурентоспособных специалистов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего образования, достижениями отечественной и мировой науки и образования, международных критериев при условии успешного развития университета - невозможно не опираться на установленные нормативные документы в международном сообществе (подходы к управлению качеством Европейского фонда управления качеством и участие в Болонском процессе) и в нашей стране (Государственный стандарт РК системы менеджмента качества. Требования). Один из принципов, на котором базируется система управления качеством ЗКГМУ им. Марата Оспанова, - вовлечение всего персонала в управление качеством. Структурные подразделения вуза согласно руководству по качеству (РК 001-09) являются подсистемами
„ , _I I „„ _______ ^^ Батыс Казакстан медицина журналы №1 (29)2011 ж. 9
Медицинский журнал Западного Казахстана №1 (29) 2011 г. \ _____!_
системы менеджмента качества «на местах».
Деятельностьуниверситета относительно миссии и целей анализируется и оценивается ежегодно на основе анализа и формирования отчетов и планов, в том числе выполнения мероприятий стратегического плана, отчета о проведении внутреннего аудита, отчета внешних и внутренних комиссий.
В соответствии с предварительной договоренностью (договор №3 от 11.07.2009 г.) между ЗКГМУ им. Марата Оспанова и Национальным аккредитационным центром МОН РК подписан договор о проведении институциональной аккредитации. В связи с этим созданы комиссия и подкомиссии по подготовке к аккредитации и проведению самооценки вуза, начавшие свою работу с изучения стандартов аккредитации медицинских вузов НАЦ МОН РК. Рабочая группа подготовила отчет о самооценке деятельности вуза, представив на рассмотрение в НАЦ МОН РК. Экспертами-консультантами национального аккредитационного центра проводился обучающий семинар по стандартам и критериям институциональной аккредитации, подготовке отчета по самооценке (14.07.2009 г).
Аккредитация - это процесс, посредством которого аккредитационный орган оценивает качество деятельности вуза в целом или отдельных образовательных программ вуза с целью признания их соответствия стандартам и критериям. В настоящее время в мире аккредитация наиболее распространенная модель обеспечения качества в высшем образовании. Обеспечение качества определяет содержание высшего образования в целом и служит как интересам представителей высшего образования, такистраны в целом.
Прохождение институциональной аккредитации образовательных программ стало для ЗКГМУ им. Марата Оспанова одним из важнейших инструментов повышения качества образовательных услуг Процедура осуществления институциональной аккредитации проводилась в вузе в соответствии с Постановлением Правительства РК от 29 декабря 2007 года № 1385 «Об утверждении Правил аккредитации организаций образования» и инструкцией об организации и проведению аккредитации организаций образования, утвержденной приказом № 109 и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 марта 2008 года. Она включила в себя следующие этапы: первый - самооценка вуза (внутренняя оценка); второй - внешняя оценка комиссией экспертов; третий - принятие решения Аккредитационным советом и получение свидетельства об аккредитации. Процедура самооценки ЗКГМУ им. Марата Оспанова проводилась вузом на основе стандартов, критериев институциональной аккредитации, охватывала все стороны деятельности вуза, после чего и был подготовлен отчет о самооценке. В период проведения вузом самооценки, по предварительному соглашению с ним, НАЦ МОН РК оказывал консультационные услуги. В 2010 году университет успешно прошёл все этапы институциональной аккредитации на соответствие его образовательной деятельности стандартам НАЦ МОН РК с участием главного советника Всемирной федерации медицинского образования Йоргена Нуструпа (Дания) и на основании решения Аккредитационного совета НАЦ МОН РК аккредитован на пять лет с получением свидетельства (№ 000027 от21.12.2010 г).
На основе анализа материалов институциональной самооценки деятельности университета, поступивших от внутренних комиссий, а так же результатов внутренних, внешних аудитов и других проверок на разных уровнях, можно отметить достижения вуза по основным направлениям. Анализ различных подходов к рассмотрению структуры системы менеджмента качества позволил отметить наличие в каждой классификации такого элемента, как персонал университета. Ведущая роль персонала прослеживается в принципах менеджмента качества, являющихся основой системы менеджмента качества в соответствии с новой версией ИСО. Менеджмент персонала - один из важнейших механизмов менеджмента качества в вузе. Особая роль отводится системе профессиональной подготовки и мотивации сотрудников.
Современные условия деятельности вуза требуют высокого уровня и постоянного совершенствования профессиональных и личностных качеств персонала. Кадры определяют эффективность деятельности университета, уровень качества труда, качества продукции. Обязательное условие новых методов оценки качества труда профессорско-преподавательского состава -наличие обратной связи.
В условиях усиления конкуренции важным фактором обеспечения конкурентоспособности является качество образовательного процесса. Качество - понятие многогранное, по-разному трактующееся заинтересованными сторонами. С позиций потребителя (студент, родители, лечебно-профилактические учреждения) качество - это способность совокупности свойств товара/услуги отвечать требованиям потребителя. Принимая во внимание рекомендации международного стандарта ИСО 9000:2000, под качеством образовательного процесса нужно понимать способность неотъемлемых свойств образовательного процесса отвечать требованиям всех участников этого процесса и других заинтересованных сторон. Эффективное функционирование системы менеджмента качества ЗКГМУ им. Марата Оспанова подтверждается результатами ежегодных инспекционных (2007, 2008, 2010) и ресертификационного на соответствие требованиям МС ИСО 9001:2008 (2009) аудитов, а так же расширением области сертификации. Успех вуза на высококонкурентном рынке образовательных услуг определяется, прежде всего, способностью гибкого реагирования на постоянно меняющиеся условия.
10 Батыс Казахстан медицинажурналы №1 (29) 2011 ж. / ' '
__/ Медицинский журнал Западного Казахстана №1 (29) 2011 г.
Сегодня мы можем констатировать, что рынокобразовательныхуслуг- это рынок покупателей, на котором больше власти имеют потребители (студенты, лечебно-профилактические предприятия) и где производители образовательных услуг (учебные заведения) вынуждены занимать активную позицию с целью убедить потенциального потребителя в том, что именно здесь он получит образовательные услуги, максимально удовлетворяющие его потребности. В современном мире для любой организации важнейшим условием преуспевания, развития является применение инновационных подходов к планированию и реализации своей деятельности. Несомненно, для того, чтобы образование стало действительно инновационным, помимо внедрения передовых методов и форм обучения, обновления содержания на базе мировых информационных ресурсов, следует усилить роль мониторинга СМК, т.е. непрерывно улучшать процесс оказания образовательных услуг, образовательной, научной продукции и стремиться к определенному эталону качества. Это заставляет следовать принятым в мире принципам управления качеством, а значит, вопрос о внедрении и сертификации системы менеджмента качества на соответствиетребованиям международных стандартов ИСО серии 9001-2000 особенно актуален.
Нельзя оценивать качество образовательной деятельности только по совокупности представленных к экспертизе показателей, без комплексного анализа эффективности системы управления качеством образовательной деятельности. Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, являясь крупнейшим в регионе центром научной, учебной и культурной деятельности, осуществляет подготовку конкурентоспособных, компетентных, способных к непрерывному профессиональному развитию специалистов системы здравоохранения в интересах личности, общества и государства, а так же оказывает высококвалифицированную, в том числе высокоспециализированную кардиохирургическую помощь населению Западного Казахстана. Университет за 54 года существования укомплектовал кафедры и структурные подразделения кадрами высокой квалификации, которые на высоком научном уровне успешно реализуют образовательные программы на всех открытых специальностях.
Сегодня можно с уверенностью сказать о том, что институциональная аккредитация для университета - часть системы менеджмента качества. Потребители хотят быть уверенными в качестве продукции, которую мы им поставляем. Адля этого им необходимо подтверждениетретьей, независимой, стороны.
Списоклитературы:
1. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана 2011 года «Построим будущее вместе».
2. Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан (утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2006 года 317).
3. Багаутдинова Н. Менеджменткачестваввузе. Стандарты и качество.-2003. - № 1.-С. 86-88.
4. Мотова Г.Н. К вопросу о международной аккредитации // Вестник высшей школы. - «Alma mater».-2003. -№1.-С. 37.
5. Болонский процесс. Гарантия качества образования. Сборник документов / Под ред. Мотовой Г.Н., Наводнова В.Г., Шахановой Н.Ж. - Москва-Астана: «Нац. аккредитационное агентство в сфере образования РФ, Нац. аккредитационный центрМОН РК». -2008.-Т. II. —136 с.
ТYЙIН
Е.Ж. БЕКМУХАМБЕТОВ, К.П. ОМАРОВА, С.Н. ДИЛЬМАГАМБЕТОВ, Г.Т. АСАУОВА. К.Ж. САГЫНБАЕВА
АККРЕДИТТЕУ - САПА МЕНЕДЖМЕНТ ЖYЙЕСIН YЗДIКСIЗ ЖАКСАРТУ КЕП1Л1
Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекегпк медицина университету Актебе каласы
Аккредиттеу - бул аккредиттеу органыныч жогары оку орныныч кызмет сапасын толык немесе жекеленген б^м багдарламаларын багалауда белг^ бiр стандарттар мен критерийлерге сэйкеслпн мойындау максатында колданылатын удерю. К^рп кезде аккредиттеу жогары б^мшч сапасын камтамасыз етуде элемде кечтаралган модель болып табылады. Марат Оспанов атындагы БКММУ ушш б^м багдарламаларыныч институционалдыкаккредиттеуден етуi б^м беру кызмет^чсапасын кетеруде непзп куралдардычбiрi болыптабылады.
Негiзгiсвздер:аккредитация, СМЖжетiлдiру.
„ , _I I „„ _______ ^^ Батыс Казахстан медицина журналы №1 (29) 2011
Медицинскии журнал Западного Казахстана №1 (29) 2011 г. \ ___
SUMMARY
E.ZH. BEKMUKHAMBETOV, K.P. OMAROVA, S.N. DILMAGAMBETOV, G.T. ASAUOVA, K.ZH. SAGYNBAYEVA
ACCREDITATION IS THE PLEDGE OF CONTINUOUS IMPROVEMENT OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM
West Kazakhstan Marat Ospanov state medical university, Aktobe city
Accreditation is a process bywhichthe accreditation body assesses the quality ofthe universityin general or specificeducational programs of high school in orderto acknowledge theircompliance with certain standards and criteria.
Currently, the world accreditation is the most common model of quality assurance in higher education. Passage ofthe institutional accreditation of educational programs was to WKSMU named after Marat Ospanov oneofthe mostimportanttoolstoimprovethequality ofeducational services.
Keywords:accreditation, improvementofquality managementsystem.
12 Батыс Казахстан медицинажурналы №1 (29) 2011 ж. S " "
__/ Медицинский журнал Западного Казахстана №1 (29) 2011 г.