Научная статья на тему 'АКИМОВА В.С. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЮКАГИРОВ (С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ХХ В.): МОНОГРАФИЯ. В 2 Ч. Ч. 1'

АКИМОВА В.С. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЮКАГИРОВ (С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ХХ В.): МОНОГРАФИЯ. В 2 Ч. Ч. 1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СЕВЕРО-ВОСТОКА СИБИРИ / ЭТНОГЕНЕЗ ЮКАГИРОВ / ЮКАГИРСКИЕ ЯЗЫКИ / КУЛЬТУРА ЮКАГИРОВ / ЛЕСНЫЕ ЮКАГИРЫ / ТУНДРЕННЫЕ ЮКАГИРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКИМОВА В.С. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЮКАГИРОВ (С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ХХ В.): МОНОГРАФИЯ. В 2 Ч. Ч. 1»

АКИМОВА В С. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЮКАГИРОВ (С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ХХ в.) : монография : в 2 ч. Ч. 1. -Москва ; Берлин : Директмедиа Паблишинг, 2021. - 144 с. -(Ignotum Populis).

Ключевые слова: история Северо-Востока Сибири; этногенез юкагиров; юкагирские языки; культура юкагиров; лесные юкагиры; тундренные юкагиры.

Keywords: history of the Nothern-East Siberia; ethnogenesis of yukaghirs; yukaghir languages; yukaghir culture; the taiga yukaghirs; the tundra yukaghirs.

Для цитирования: Петрухина Д.В. [Реф.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5: История. -Москва : ИНИОН РАН, 2022. - № 4. - С. 188-192. Реф. кн.: Акимова В.С. Этническая история юкагиров (с древнейших времен до ХХ в.) : монография : в 2 ч. Ч. 1. - Москва ; Берлин : Директмедиа Паблишинг, 2021. -144 с. - (Ignotum Populis).

Монография «Этническая история юкагиров (с древнейших времен до XX в.)» - издание из серии «Ignotum Populis», написанное коллективом авторов: канд. ист. наук В.С. Акимовой (РФФИ им. Аммосова), канд. ист. наук А.А. Немировским (ИВИ РАН) и В.И. Шадриным (ИГИиПМНС СО РАН). Книга посвящена развитию этнической культуры юкагиров на протяжении нескольких тысячелетий. Первая часть монографии1 состоит из предисловия, трех глав и заключения. Содержательно она охватывает периоды истории юкагиров до XIX в. и включает подробное этнографическое описание этого народа. Источниками информации послужили работы в области археологии, этнологии, лингвистики, генетики, фольклористики, записки, отчеты и другие документы русских

1 Вторая часть монографии к настоящему моменту не опубликована.

188

землепроходцев ХУП-ХУШ вв. Книга снабжена схемами и картосхемами, облегчающими восприятие классификационных и пространственных отсылок.

В предисловии приводятся краткие сведения о современной численности юкагиров и ареале их расселения, а также обозначается цель исследования - систематизация имеющихся научных работ по изучению юкагиров.

В главе 1 рассматриваются «основные проблемы этногенеза и древней этнической истории юкагиров до XVII в.» (с. 6). Ассимиляция соседними этническими группами привела к потере значительной части культуры юкагиров, что затрудняет решение проблемы их этнического происхождения. В связи с этим авторы подчеркивают важность «этнической идентификации» археологических культур Северо-Востока Сибири.

На географию расселения юкагиров в разное время оказывали влияние переселение тунгусов с Юга Сибири в Приленье и проникновение в Центральную Якутию тюркских племен. В результате этого юкагиры были оттеснены на Северо-Восток Сибири и в большой степени ассимилированы другими группами. Согласно Переписи населения 2010 г., юкагиров насчитывается 1603 человека, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа и Магаданской области. При этом четко выделяются две этнические общности, отличающееся языком и культурой: южноюкагирская (лесные юкагиры) и североюкагирская (тундренные юкагиры).

Ранняя история юкагиров прослеживается по нескольким направлениям: фольклорному, археологическому, лингвистическому и культурному. По данным разных исследователей, в раннем этногенезе юкагиров (в II - I тыс. до н.э.) принимали участие как древнеуральские, так и прибайкальские народы, а также носители палеосибирского культурного субстрата.

В реконструкции древней истории юкагиров авторы опираются на лингвистические подтверждения формирования юкагирской языковой семьи к востоку от районов распространения уральских языков. По данным краниологических и генетических исследований антропологический тип современных юкагиров является результатом смешения представителей древнеуральской расы и монголоидов ранней байкальской малой расы. На вероятную принадлежность языка последних к семье неностратических

Петрухина Д. В.

языков указывает «пласт неуральского и неалтайского характера» в современных юкагирских языках (с. 35). Таким образом, формирование на территории Восточной Сибири праюкагирской общности можно считать точкой отсчета этнической истории юкагиров.

Следующая веха в реконструкции лингвистического развития юкагиров - разделение на две ветви диалектов, произошедшее, по данным М.А. Живлова, около 1350 г. до н.э. В XVII в. юкагиры проживали от Лены до Анадыря, однако гидронимия Восточной Сибири, а также фольклор нганасан и якутов указывают на ареал расселения юкагиров по территории всей современной Якутии в прошлом.

Анализ археологических находок не дает ответа на вопросы о развитии юкагиров в период от мезолита до II тыс. до н.э. Однако появление на стоянках предметов усть-мильской культуры среди господствовавшей до этого ымыяхтахской культуры по времени совпадает с разделением праюкагирского языка на две ветви. Сам факт разделения ветвей, лексика которых совпадает только на 47% слов стословника, подтверждает обособленное развитие двух праюкагирских общностей, проживавших в относительной изоляции на большой территории в течение нескольких тысяч лет. Это согласуется с тезисом о расселении юкагиров по всей Якутии до Колымы (с. 49).

В результате соотнесения лингвистического, археологического и этнографического материала, можно прийти к выводу, что в некогда единый массив праюкагиров, проживавших в долине р. Лены и являвшихся носителями ымыяхтахской культуры, с юга проникла общность носителей усть-мильской культуры. Последняя была ассимилирована, при этом южные праюкагиры восприняли усть-мильскую культуру, тогда как северные продолжили придерживаться ымыяхтахской традиции. Эта ситуация положила начало культурному и языковому расхождению лесных и тундрен-ных юкагиров.

Численность юкагиров в I тыс. н.э., по оценке авторов, составляла 20-30 тыс. человек. К концу тысячелетия, в результате вторжения тунгусских, тюркских и монгольских племен и частичной ассимиляции, вытеснения на крайний северо-восток Сибири и потере конкурентоспособности среди соседних этнических групп, численность юкагиров резко сократилась. Особенно сильно пострадали лесные юкагиры, число которых уменьшилось вдвое в связи со столкновениями с якутами и эвенами.

Глава 2 посвящена особенностям этнических процессов у юкагиров в ХУИ-Х1Х вв. К моменту начала контактов с русскими 13 юкагирских родов делились в языковом отношении на носителей североюкагирского и южноюкагирского языков, которые были взаимонепонимаемы (с. 71). Однако это не препятствовало созданию между ними конфедераций и осознанию причастности к одной этнической группе - waдул (на североюкагирском языке) или одул (на южноюкагирском языке). Этноним «юкагир», закрепившийся в русском языке, был заимствован из языка эвенков. В главе приводится подробное описание первых встреч юкагиров с русскими, включая местные легенды на эту тему.

Период с XVII по XIX в. ознаменовался для юкагиров снижением численности из-за болезней и голода. Необходимость перемещаться в поисках богатых охотничьих угодий способствовала постепенному разрыву связей между тундренными и лесными общностями и, как следствие, угасанию их общего самосознания. По данным В.И. Йохельсона, каждая из групп называла себя «настоящими юкагирами», подчеркивая, что другая группа некогда тоже относилась к юкагирам, но из-за тесных контактов с другими народами, перестала ими быть (с. 78). Такая ситуация породила множественность значений термина wa/одул, которым могли обозначаться отдельный род (племя), языковая общность (лесных или тундренных юкагиров) или пранарод, состоявший из предков обеих названных групп.

В главе 3 приводится этнографическое описание юкагиров: характеризуются основные способы жизнеобеспечения, материальная и духовная культура.

Традиционными занятиями юкагиров была охота на дикого оленя и рыболовство. С XVII в. к ним прибавилась охота на пушного зверя для уплаты ясака русским. К началу XX в. популяция дикого оленя резко сократилась из-за увеличения поголовья домашних оленей, принадлежащих чукчам, что заставило тундрен-ных юкагиров перейти на кочевое оленеводство (с. 104). Промысел дикого оленя и линного гуся сохранял вторичную роль. Для лесных юкагиров важное значение имело рыболовство, в особенности после смещения маршрута миграций дикого оленя в XVIII в. Таким образом, основу рациона юкагиров составляли рыба и мясо в сыром, жареном или вяленом виде.

Петрухина Д.В.

О традиционной одежде юкагиров можно судить по документам времен освоения Сибири и Дальнего Востока русскими. В целом элементы одежды схожи с аналогами у других народов Севера и Северо-Востока Сибири. Нательная и верхняя одежда шилась из шкур оленя, лося, зайца, белки и лисы с использованием меха пушных зверей и тюленей-бельков. Промысловая одежда отличалась высокой практичностью, а праздничная - большим количеством украшений из крашеного меха, бисера, вышивки, металлических блях, колец и жемчуга. Аксессуары изготавливались из шкур и кожи, в том числе рыбьей и птичьей. В XVIII в. для пошива летней одежды юкагиры начинают использовать ткани.

Особенностью юкагирской культуры можно назвать пиктографическое письмо на бересте, использовавшееся для промысловых посланий, сообщений о важных событиях в жизни рода, а также для написания девушками любовных посланий (с. 118).

Верования юкагиров в полной мере отражали их взаимоотношения с окружающей природой. Мифы и легенды передавались устно через волшебные сказки и предания. Большой пласт в юкагирском фольклоре занимают сказки о животных, среди которых главным выступает заяц - одно из основных тотемных животных. Медведь по легенде считался получеловеком и первопредком людей. О распространении культа тотемных животных свидетельствуют названия юкагирских родов - Заячий, Рыбный и т.п.

В религиозных представлениях юкагиров мир делится на три части: Верхний (обитель божеств), Средний (земной мир, обитель духов-хозяев) и Нижний, между которыми может путешествовать только шаман. С последним связан культ умерших шаманов, выражавшийся в хранении в жилище скелета шамана и подношении ему даров (с. 124).

В заключение авторы констатируют, что реконструкция этнической истории и решение проблемы этногенеза юкагиров невозможны без комплексного подхода и междисциплинарных исследований. Такая работа внесет большой вклад в изучение древнейшей истории всей Сибири.

Д.В. Петрухина*

* Петрухина Дарья Валерьевна - научный сотрудник отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: darkamercante@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.