УДК (475.75)-057.4
А. А. Непомнящий
Академик Крачковский и крымоведение 20-х гг. ХХ в.:
две малоизвестные командировки
Восстановление научных контактов ученых из академических центров и их крымских коллег, активно развивавшееся как в досоветское время, так и в довоенный период, только в последние годы становится объектом отдельных научных штудий1. До последнего времени неизвестным оставалось существовавшее в 20-х гг. прошлого столетия прочное научное сотрудничество академика-востоковеда Игнатия Юлиановича Крачковского с крымскими историками О.-Н. А. Ак-^ чокраклы, У. А. Боданинским, С. Б. Ефетовым, И. Н. Лемановым,
^ А. И. Маркевичем, В. И. Филоненко, П. Я. Чепуриной, Б. В. Чобан-
^ заде, Н. Л. Эрнстом. Для истории крымоведения несомненный инте-
^ рес представляют материалы переписки академика с выдающимися
« краеведами Крыма первой половины ХХ в. — организаторами науки,
Ц, историками У. А. Боданинским и А. И. Маркевичем, ученым-востоко-
^ ведом В. И. Филоненко. Эпистолярий обнаружен нами в личном ар-
'§ хивном фонде И. Ю. Крачковского в Санкт-Петербургском филиале
си Архива Российской академии наук. Эти материалы дополнены впе-
^ чатлениями самого академика о деятелях крымоведения. Они содер-
н жатся в дневниковых записях, сделанных И. Ю. Крачковским во вре-
® мя его посещения Крыма в 1924 и 1929 гг.2
8 _
^ -
3 1 ¡^ 2
Непомнящий А. А. Академш Г. Ю. Крачковський i кримсью орieнталiсти: За матерiалами ешстолярш // Схвдний свгг. 2008. № 1. С. 194-209; № 2. С. 148-157.
Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук (ПФАРАН). Ф. 1026. Оп. 2. Д. 6. Л. 40-47, 331-335.
Письма профессора Крымского университета, а в прошлом — студенческого друга и соседа по общежитию И. Ю. Крачковского — Виктора Иосифовича Филоненко из Симферополя в Ленинград предоставляют интересную информацию о предыстории первой научной поездки Игнатия Юлиановича Крачковского в Крым в 1924 г. 28 марта 1924 г. В. И. Филоненко сообщал: «Вы приглашаетесь читать лекции по свободной кафедре арабского языка»3. При этом Крымский университет выделял академику-ориенталисту деньги на дорогу и вознаграждение за трехмесячное чтение лекций (апрель-июнь) в размере 11 червонцев. В. И. Филоненко предлагал своему другу после окончания курса лекций продолжить пребывание в Крыму в санатории в Гаспре. Однако организационные нестыковки разрушили эти планы. 24 апреля Филоненко сообщал: «Сейчас побегу в Университет и попрошу, чтобы к Вашему приезду все-таки Вам выписали бы деньги. Деньги на проезд сейчас же будут Вам выписаны. Только что говорил с бухгалтерией»4.
Игнатий Юлианович, безусловно, хотел съездить в Крым, и приглашение местного университета в этой связи было как нельзя кстати. Однако его как ученого больше, чем чтение лекций на восточном отделении провинциального вуза, интересовали арабские рукописи, сохранившиеся в местных книжных, музейных и частных собраниях. Получив приглашение из Симферополя, он сейчас же написал директору Государственного дворца-музея тюрко-татарской культуры в Бахчисарае Усеину Абдурефиевичу Боданинскому, прося помочь в организации посещения Бахчисарая.
Летом 1924 г. И. Ю. Крачковский по приглашению Крымского университета им. товарища М. В. Фрунзе был командирован Академией наук в Крым для прочтения курса лекций по арабистике на восточном отделении педагогического факультета. Наравне с этой, основной целью поездки академик считал необходимым «предварительное ознакомление с собранием мусульманских рукописей» и «изучение состава и состояния арабских эпиграфических памятников для выяснения хода дальнейших работ»5.
30 апреля 1924 г. И. Ю. Крачковский отметил в дневнике: «9:30 веч[ера] отбыл на скором поезде из Ленинграда»6. В субботу 3 мая в половине пятого утра академик с женой Верой Александровной7 добрались до Симферополя. Игнатий
Там же. Оп. 3. Д. 922. Л. 94. |
Там же. Л. 97, 98 об. Д
Крачковский И. Отчет о командировке в Крым летом 1924 года // Известия Российской 8 Академии наук: Сер. 6. 1924. Т. 18; № 12/18, ч. 2. С. 662. |
ПФАРАН. Ф. 1026. Оп. 2. Д. 6. Л. 40. |
Вера Александровна Крачковская (1884-1974) (в первом браке — Фармаковская, 19061911) — востоковед, эпиграфист, доктор исторических наук. В составе личного архив- ^ ного фонда И. Ю. Крачковского отдельным блоком (опись 9) отложились документы £ В. А. Крачковской, в том числе ее многочисленные пейзажи, рисунки крымских городов, "5 собрания фотографий. См.: ПФАРАН. Ф. 1026. Оп. 9. Д. 37. Л. 1-23; Д. 47. Л. 1-33; Д. 65. ^ Л. 1-46. -3
та
3
4
5
6
Юлианович отметил: «Филоненко встретил, но в университете <...> комната не отведена, о столе информации никакой и еще вопрос, в каком виде это будет. 8 веч[ера]. Устраиваемся. <...> Комнату дали в старом Университете около Ботанического кабинета, с обедом сговорились, посмотрим, что будет дальше»8.
На следующий день, в воскресенье, Крачковские отправились в Центральный музей Тавриды. Интерес вызвал «Восточно-татарский отдел с коврами и вышивками». Подытоживая экскурсию, академик записал в дневник о музее: «В общем, производит упорядоченное впечатление. Хранитель некий Н. Л. Эрнст, субъект по-видимому знающий»9.
В понедельник состоялся визит И. Ю. Крачковского к Арсению Ивановичу Маркевичу, «у которого получил приглашение завтра на обед». 6 мая «обедали у Маркевича. Немного копался для завтрашней лекции.»10
В Крымском университете И. Ю. Крачковский прочел два спецкурса «Арабский язык в прошлом и настоящем» (8 часов) и «Арабская литература XIX-XX вв.» (18 часов). В отчете о поездке он отметил: «Немногочисленная, но внимательная и аккуратная аудитория, помимо студентов университета, состояла из некоторых профессоров и преподавателей, а также представителей местного населения, преимущественно из среды татарского учительства»11.
7 мая 1924 г. академик записал в дневнике: «Читал первую лекцию по литературе. Народу было порядочно: профессора педагогического факультета и <...> 50 студентов. Познакомился с Деревицким, "арабистами" Лемановым и Йефе-товым. Первый — татарин, обычного типа, достаточно самоуверенный, второй — караим, довольно скромный, кончил наш факультет вместе с Шапшалом»12. Уже наслышанный о достаточно невысоком уровне местных преподавателей-востоковедов благодаря регулярным письмам В. И. Филоненко в Ленинград, И. Ю. Крачковский теперь имел возможность лично оценить местных ориенталистов. В первый день сложившееся заранее негативное впечатление преоблада-^ ло. Не случайно и слово «арабисты» Игнатий Юлианович написал в кавычках.
Созданные В. И. Филоненко стереотипы таки были сломаны в ходе поезд-^ ки. Прежде всего это проявилось на примере Бекира Вагаповича Чобан-заде: « «9 мая, пятница. Было сегодня заседание Восточной предметной комиссии, на котором познакомился, между прочим, и с Чобан-заде, который оказался ^ значительно симпатичнее, чем я думал»13.
5| 7 мая 1924 г. У. А. Боданинский сообщил И. Ю. Крачковскому, что в Бахчисарае
у имеют «возможность отвести Вам и Вашей супруге помещение во дворце, но только
¡^ _
§ 8 ПФАРАН. Ф. 1026. Оп. 2. Д. 6. Л. 40 об.
¡^ 9 Там же. Л. 41.
| 10 Там же. Л. 41 об.
^ 11 Крачковский И. Отчет о командировке в Крым летом 1924 года. С. 662.
^ 12 ПФАРАН. Ф. 1026. Оп. 2. Д. 6. Л. 41 об. — 42. Речь идет об И. Н. Леманове и С. Б. Ефетове.
й 13 Там же. Л. 42 — 42 об. С
с незначительной оплатой за уборку, за свет и белье; со столом тоже устроим так, что обойдется дешево. Поэтому в любое время милости просим приехать»14.
Не задерживаясь надолго в Симферополе, Крачковские выехали в Бахчисарай и Евпаторию для знакомства с древними рукописями. В отчете о своей научной командировке ориенталист заметил, что «рукописи до сих пор не признавались за памятник равноценной важности», поэтому в Крыму «правильно оборудованных рукописных собраний не имеется»15. Высоко отзываясь об археографической деятельности в досоветские годы Таврической ученой архивной комиссии, И. Ю. Крачковский отметил, что изучение рукописных собраний библиотек, тем более частных коллекций, осталось за сферой ее деятельности16. В этой связи академику хотелось лично ознакомиться с уникальными книжными и рукописными коллекциями, сохранившимися в бывшем Ханском дворце и Карай-Битиклиги.
14 мая ученый записал в дневнике: «Завтра думаем на три дня проехать в Бахчисарай. Сегодня познакомились с хранителем Бахчисарайского дворца Боданинским»17. Очевидно, У. А. Боданинский специально приезжал в Симферополь для приглашения именитых гостей. А вот первое впечатление И. Ю. Крачковского в Бахчисарае 15 мая 1924 г.: «Дворец действительно оставляет впечатление. <...> Довольно много рукописей, главным образом в последнее время из закрытого медресе»18. Вместе с Ягьей Наджи Байбуртлы и Усеи-ном Абдурефиевичем Боданинским ленинградские ученые в пятницу 16 мая совершили пешеходную экскурсию по городу19.
Некоторые подробности пребывания Игнатия Юлиановича и его супруги Веры Александровны в Бахчисарае содержит «Дневник» директора Государственного дворца-музея тюрко-татарской культуры У. А. Боданинского. 17 мая 1924 г. он записал: «Приехавший в Бахчисарай академик (арабист) Игнатий Юлианович Крачковский прочел в Музее лекцию "Арабская культура и ее влияние на европейскую культуру". Присутствовало 20 чел[овек] будущих руководителей массовыми экскурсиями»20. На следующий день вместе с уже знакомыми ему по лекции экскурсоводами И. Ю. Крачковский с супругой совершили экскурсию на Тепе-Кермен и на Чуфут-Кале. Разъяснения ленинградским гостям кроме У. А. Боданинского давал и профессор Крымского университета Евгений Владимирович Вульф, который присоединился к экскурсантам вместе с семьей21.
14 Там же. Оп. 3. Д. 144. Л. 1. ИЗ
о
15 Крачковский И. Отчет о командировке в Крым летом 1924 года. С. 663.
16 Там же. &
17 ПФАРАН. Ф. 1026. Оп. 2. Д. 6. Л. 42 об. ад
18 Там же. Л. 43. Я
19 Там же. £
си
20 Бахчисарайский гос. историко-культурный заповедник (БГИКЗ). Кп. 9569. Д. 386. Л. 45. ^
21 Там же. Л. 46. -5
ТО
19 мая семья Крачковских вернулась в Симферополь. Игнатий Юлианович отметил: «После вчерашнего похода в Чуфут-Кале и Тепе-Кермен — сегодня совершенно без ног. Придется читать лекцию с трудом»22. В Симферополе И. Ю. Крачковский и его супруга находились в постоянном общении с местными историками. И прежде всего — с А. И. Маркевичем. Запись в дневнике И. Ю. Крачковского от 22 мая сообщает: «Вчера попали к Маркевичу, было много всякого, преимущественно родственного народа: не обошлось без речей и солидного возлияния»23.
Лекции в местном университете, как свидетельствует дневник, чередовались с поездками в Бахчисарай. Так, 22 мая: «...опять едем в Бахчисарай», а 25-го: «...сейчас возвращаемся в Симферополь»24.
25 мая уже Вера Александровна Крачковская прочитала перед сотрудниками экскурсионных баз Бахчисарая две лекции по истории мусульманской архитектуры. Присутствовало двадцать слушателей25.
27 мая к находившемуся в Бахчисарае И. Ю. Крачковскому приехал профессор Крымского университета Бекир Вагапович Чобан-заде26. Он пожертвовал музею купленную за собственные деньги на симферопольском рынке арабскую рукопись Бурхана ад-Дин ибн Маза, которая отсутствовала в европейских собраниях. Игнатий Юлианович выделил это в опубликованном отчете о поездке27.
29 мая И. Ю. Крачковский записал, находясь в крымской столице:
«С приездом сюда существуем мирно, но преимущественно слоняясь по разным достопримечательностям. В здешнем (симферопольском. — А. Н.) музее пищи для арабистики мало. Набросал сегодня конспекты для предполагаемого доклада "Задачи арабистики в Крыму". В субботу, может быть, проедемся в Евпаторию»28.
Субботу и воскресенье 31 мая и 1 июня 1924 г. Крачковские провели в Евпатории, «куда ездили вместе с Филоненкой. Остановились там в самом музее у заведующей Чепуриной и было достаточно неудобно. Из-за перемены поездов ^ уехать пришлось не в понедельник, а в воскресенье утром»29. Ленинградские востоковеды посетили караимские кенассы30. В. И. Филоненко и П. Я. Чепу-
S -
« 22 ПФАРАН. Ф. 1026. Оп. 2. Д. 6. Л. 44 об.
iÜ, 23 Там же.
k 24 Там же.
s 25 БГИКЗ. Кп. 9569. Д. 386. Л. 47.
<и 26 Там же.
tr1
^ 27 Урсу Д.П. Бекир Чобан-заде: Жизнь. Судьба. Эпоха. Симферополь: Крымучпедгиз, 2004.
g С. 103. Первым об этом сообщил профессор Кильского университета (Германия) Теодор
g Менцель: Menzel T. Uber die werke des russischen arabisten Krackovskij // Archiv orientalni
« [Praha]. 1930. Vol. 2. N 1. S. 54-86.
S3 28 ПФАРАН. Ф. 1026. Оп. 2. Д. 6. Л. 44 об. — 45.
^ 29 Там же. Л. 45. \о
^ 30 Имеется в виду храмовый комплекс крымских караимов в Евпатории (состоит из здания Й Большой и Малой кенассы (молитвенных домов), здания религиозной школы (мидраш),
рина показали гостям и книжные сокровища караимской библиотеки Карай-Битиклиги, где И. Ю. Крачковский увидел и множество рукописных свитков. Не тогда ли, в последний майский день 1924 г., у крупнейшего советского востоковеда зародилась мысль о перемещении этого бесценного собрания книг и документов в Ленинград? По крайней мере, дневник академика не содержит никаких эмоций по этому поводу.
По беглому заключению ученого, сделанному по итогам поездки, по своему составу Карай-Битиклиги «напоминает собрание Фирковича в Публичной библиотеке, но уступает в качественном отношении»31. Историк выделил находящиеся там на хранении интереснейшие рукописи религиозного содержания.
Полина Яковлевна провела отдельную экскурсию по старому городу. Игнатий Юлианович заметил в дневнике, что она «принадлежит к числу слишком многоречивых»32.
8 июня И. Ю. Крачковский записал:
«Сегодня думаем еще раз, напоследок, съездить в Бахчисарай, и через неделю двигаться в Питер. Были на этих днях на представлении татарской драмы из Чора Батыр»33.
В Бахчисарае академик продолжал работу в фондах Дворца-музея.
А вот 10 июня произошел конфуз. У. А. Боданинский в «Дневнике» отметил: «Назначенная по инициативе музея публичная лекция академика-арабиста Игн[атия] Юлиан[овича] Крачковского на тему "Задачи арабистики в Крыму" не состоялась вследствие отсутствия слушателей, несмотря на полное и своевременное извещение граждан. Условились совместно с Правлением Союза Всеработпрос, чтобы перенесли лекцию на 11-е число в помещение музея»34. 11 июня У. А. Боданинский записал: «Лекция на ту же тему была прочитана в коллективе школьных работников в Бахчисарае, в музейном садике под открытым небом академиком Игн[атием] Юлианов[ичем] Крачковским из Росс[ийской] Академии наук в Ленинграде (Петроград)»35. Находясь в Государственном дворце-музее тюрко-татарской культуры в Бахчисарае, академик исследовал и впоследствии поместил в отчете о командировке описания ярлыков, дефтерей и трех десятков рукописей. При этом он отметил помощь, оказанную ему руководителем музея «Хусейном-Эфенди Боданинским»36.
благотворительной столовой, хозяйственного подворья и нескольких внутренних двориков). С 1837 г. — духовный центр караимов России (Прим. ред.)
31 Крачковский И. Ю. Отчет о командировке... С. 666.
32 ПФАРАН. Ф. 1026. Оп. 2. Д. 6. Л. 45 об. ад
33 Там же. „о
34 БГИКЗ. Кп. 9569. Д. 386. Л. 48-49. Л
35 Там же. Л. 49. ^
36 Крачковский И. Ю. Отчет о командировке. С. 664-666. -5
со
к
С остатками некогда богатой археологической коллекции И. Ю. Крачковский ознакомился у И. Е. Свищова (сына известного краеведа, педагога Евгения Ивановича Свищова (1874-1922)). Здесь ленинградскому ориенталисту посчастливилось увидеть четыре ярлыка крымских ханов37.
13 июня И. Ю. Крачковский, возвратившись в Симферополь, «занимался преимущественно прощальными визитами. Билеты сам не взял, ибо на станции труба и не знаю, устроят ли мне из Университета»38. Билеты для академика нашлись лишь к воскресенью 15 июня: «...если ничто не помешает, отбудем сегодня в половине первого ночи. Напоследок три раза ели чебуреки: у Филоненко, Леманова и Чобан-заде!»39
Подводя итог своей научной командировки в Крым летом 1924 г., И. Ю. Крачковский отметил, что «Крымский университет должен подготовить переводчиков, работников» в области ориентального книговедения, «арабистов для кры-моведной работы». При этом академик указал на «громадный объем работы, предстоящей будущему поколению» в области крымской ориенталистики40.
Важнейшим результатом пребывания И. Ю. Крачковского на полуострове стало его знакомство, переросшее с годами в крепкую научную дружбу с крупнейшим крымоведом эпохи Арсением Ивановичем Маркевичем. Ленинградский ориенталист уже имел представление о многогранной деятельности симферопольского ученого на благо науки благодаря корреспонденциям В. И. Филоненко. В мае-июне 1924 г. А. И. Маркевич консультировал столичного гостя по вопросам библиографии, состояния рукописных фондов и памятников культуры.
Немаловажным итогом пребывания академика в Крыму стало то, что на заседании Таврического общества истории, археологии и этнографии 25 мая 1924 г. он был «единодушно избран действительным членом» этой ведущей краеведческой организации Крыма. Об этом ему было отправлено письмо, да-^ тированное 6 июня, подписанное А. И. Маркевичем и Н. Л. Эрнстом: «.во вни-
О
мание к Вашей энергичной и плодотворной научной деятельности и в надежде ^ на Ваше участие в его скромной работе по изданию истории Тавриды»41. « Сразу по возвращении И. Ю. Крачковского в Ленинград в адрес А. И. Мар-кевича пришло благодарственное письмо от Академии наук «за содействие ^ академику И. Ю. Крачковскому в его работах по Крыму»42. Арсений Иванович,
s скрупулезно обязательный в переписке, 23 августа 1924 г. ответил:
g -
^ 37 Там же. С. 666-669. См. также: Karaimska Bibljoteka Narodowa (Karaj Bitikligi) // Mysl Ö karaimska. Wilno, 1928. T. 1, z. 4/5. S. 82.
Ü 38 ПФАРАН. Ф. 1026. Оп. 2. Д. 6. Л. 46 об.
g 39 Там же. Л. 47.
^ 40 Крачковский И. Отчет о командировке. С. 670.
^ 41 ПФАРАН. Ф. 1026. Оп. 2. Д. 211. Л. 1.
Й 42 Там же. Оп. 3. Д. 592. Л. 1.
«Я очень сконфужен, так как по своим старческим немощам не мог быть Вам полезен в такой мере, в какой желал. Но могу сказать одно, что Ваш приезд в Симферополь был светлым праздником для меня, хоть маленького научного работника, но горячо любящего Крым. <...>
Для Крымского университета Ваш приезд сюда был особенно важным событием, озарившим этот печальный период его существования»43.
После посещения И.Ю. и В. А. Крачковскими Дворца-музея в Бахчисарае укрепились их научные контакты с У. А. Боданинским. Так, директор музея спустя год после описываемых событий, в июне 1925 г., писал в Ленинград: «Глубокоуважаемые Вера Александровна и Игнатий Юлианович. Спасибо Вам за память. Всё, что Вы прислали мне из печатного, я получил. К сожалению, мы бедны изданиями и поэтому посылаю Вам только путеводитель наш, изд[ания] 1925 года. Из новостей, я пришлю Вам тексты арабских надписей, найденных тамг на мусульманских памятниках при археологических разведках на территории Эски-Юрт. По-моему, весьма любопытно. С начала июля в Крыму предположена научная экспедиция по собиранию, изучению памятников татарской культуры в Крыму. Экспедиция будет разделена на 2 группы (этнографич[еская] и археологическая группы).
В Бахчисарае сейчас очень хорошо. С конца мая до 5-х чисел июня были здесь сильные дожди, земля получила много влаги, так что растительность и посевы имеют хороший вид. Виды на урожай довольно хорошие. Было бы хорошо, если бы Вы приехали в Крым. Милости просим к нам. Помещение во дворце есть.
Мы с Ольгой Александр[овной]44 были с конца апреля по конец мая в Москве. Предполагал я съездить в Ленинград, но это мне не удалось, несмотря на то, что меня туда усиленно звал И. А. Орбели, с которым я увиделся на съезде при Главнауке. Будущей зимой я возьму туда специальную командировку для изучения материалов по тат[арским] памятникам.
Ягья Эфенди Байбуртлы, Ольга Ал[ександровна] и вся наша молодежь шлют Вам сердечный привет»45. !£
Уже после посещения Крыма, имея общее представление о составе рукопис- С! ных и книжных ориентальных фондов в местных собраниях, И. Ю. Крачков- ^ ский мог планировать свою дальнейшую деятельность. Осенью 1925 г. он стал ^ готовиться к годичной командировке в арабские страны — Египет, Сирию, Па- | лестину — с целью пополнения книжных фондов Азиатского музея новейшей ^ литературой. -с
С 1924 г. В. И. Филоненко подробно знакомил Игнатия Юлиановича зультатами раскопок Николая Львовича Эрнста, которые тот проводил в 1924 г. ^
--з
43 Там же. Говоря о «печальном периоде» истории университета, А. И. Маркевич имел в виду Не
перевод вуза в разряд педагогического института. £
си
44 Супруга У. А. Боданинского, дочка архитектора Ивана Александровича Фомина. ^
45 ПФАРАН. Ф. 1026. Оп. 3. Д. 144. Л. 3 — 3 об. |
совместно с московским историком и археологом Алексеем Степановичем Башкировым в Старом Крыму (древнем Солхате)46. Интересно, что на важность изучения памятников Старого Крыма внимание И. Ю. Крачковского впервые обратил А. И. Маркевич. Так, 25 марта 1925 г. руководитель крымских краеведов писал в Ленинград:
«Я бесконечно рад, что обратил Ваше внимание на Эски-Крым, который дождался, наконец, научного обследования, к сожалению, так запоздавшего»47. А. И. Маркевич подробно познакомил своего коллегу с результатами раскопок 1924 г., проведенных под руководством А. С. Башкирова, И. Н. Бороздина и Н. Л. Эрнста. При этом он заметил:
«Я не теряю надежды и уверенности, что Вы, Игнатий Юлианович, не отложите в долгий ящик мысли о поездке в Старый Крым, куда тоже влечет Вас. Не приедете ли в этом году? Кстати, в мае текущего года будет у нас Всекрым-ский краеведческий съезд (приблизительно 10-17 мая), в котором Ваше участие было бы так дорого для нас, а в будущем году предполагается устроить в Крыму археологический съезд по случаю 100-летия со времени открытия в Керчи музея древностей. Кроме всего другого имейте в виду, что Старый Крым редчайшее место для отдыха, а близость Судака, Отуз, Феодосии и Керчи делают его еще более интересным местом летнего пребывания, т. е. вообще вакационного»48.
В этом же письме Виктор Иосифович сообщал о результатах крупной научной экспедиции, проводившейся Государственным дворцом-музеем тюрко-татарской культуры в Бахчисарае при участии Всесоюзной научной ассоциации востоковедения: «Боданинский "со товарищи" вернулся из экспедиции по Перекопскому уезду и тоже, говорят, привез много ценного материала. Причем с ним ездил Акчокраклы, который сосредоточил всё свое внимание на тамгах татарских. До 500 знаков привез»49. ^ В 1929 г. И. Ю. Крачковский вновь посетил Крым для непосредственного ознакомления с эпиграфическими памятниками арабской письменности, со-^ хранившимися на полуострове. В воссоздании подробностей этой поездки ака-« демика нам вновь способствует его дорожный дневник. Ученый отбыл из Ленин-
Л
града 21 июля50. Если в 1924 г. И. Ю. Крачковский ознакомился с рукописными ^ и книжными собраниями Бахчисарая, Евпатории и Симферополя, то на сей раз 5§ его основное внимание привлекли надписи, выявленные в результате раскопок у 20-х гг. ХХ в. в Старом Крыму. Найденные там памятники поместили в специ-8 ально созданное «Древлехранилище», где было собрано более сотни «доступных
о _
« 46 Там же. Д. 922. Л. 106 — 106 об.
| 47 Там же. Д. 592. Л. 4.
& 48 Там же. Л. 4 об. — 5.
^ 49 Там же. Д. 922. Л. 145.
Й 50 Там же. Оп. 2. Д. 6. Л. 331.
транспортировке» экспонатов51. 23 июля ученый записал: «11 часов дня. Приехали в Старый Крым. Нас доставили на дачу Туманова, где в отсутствие хозяев всё достаточно примитивно. Но с неделю просуществовать будет можно»52. Во время экспедиции академик И. Ю. Крачковский особое внимание уделил исследованию надгробий и надписей на мечети Узбека. В своем отчете, составленном для Академии наук, ученый отметил, что местными научными силами проведена уже определенная работа по изучению и сохранению этнографических памятников: «Они вплотную занимают большую комнату и два крытых сарая во дворе». При этом академик подчеркнул роль в проведении памятникоохран-ных работ Османа Нури-Асановича Акчокраклы53. Запись дневника от 27 июля, суббота: «Пребываем на даче Туманова, из которой выбираемся во вторник. Существовать можно, не считая всяких хозяйственных неудобств»54.
Узнав о приезде на полуостров И. Ю. Крачковского, У. А. Боданинский писал ему 1 августа 1929 г. в Старый Крым: «Очень рад, что Вы в Ст[аром] Крыму. Думаю, что Вы будете там чувствовать себя хорошо. Во 2-ю половину августа мы думаем ехать туда заканчивать раскопки медресе рядом с мечетью Узбека. Одновременно пишу Эдуард[у] Яковл[евичу] Бэру, чтобы он оказал Вам всяческое содействие по осмотру ст[аро]крымских древностей и армянского монастыря XIV в. "Сурб-Хач", расположенного в лесу в 4-5 километрах от города»55.
С Арсением Ивановичем Маркевичем И. Ю. Крачковский, как свидетельствует дневник, встретился в сентябре, после экспедиционных разысканий в Старом Крыму. 5 сентября Крачковские «прибыли в Феодосию на автомобиле. Завтра в Симферополь. Остановлюсь в отеле Астория. Осмотрели галерею Айвазовского»56. Приехав в Симферополь, в субботу 7 сентября «пробыли у Маркевича и бродили в городе за всякими покупками»57.
Имея возможность оперировать крымскими материалами, И. Ю. Крачковский, вернувшись в Ленинград, занялся разработкой программы для подготовки свода арабских источников для Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии. Спустя год, 27 ноября 1930 г., он выступил с докладом о своем проекте в отделении общественных наук АН СССР. Предполагалось: 1) составить критико-библиографическую сводку всей научной литературы (русской и иностранной) с привлечением арабских источников, которые имеют отношение к Восточной Европе; 2) составить
51 Отчет о деятельности Академии наук Союза Советских Социалистических Республик за 1929 год: В 2-х ч. Л.: Изд-во АН СССР, 1930. Ч. 2: Отчет о научных командировках и экспедициях. С. 189.
52 ПФАРАН. Ф. 1026. Оп. 2. Д. 6. Л. 331.
53 Отчет о деятельности Академии наук Союза Советских Социалистических Республик за 1929 год. С. 189. ^
54 ПФАРАН. Ф. 1026. Оп. 2. Д. 6. Л. 332.
55 Там же. Оп. 3. Д. 144. Л. 5. Эдуард Яковлевич Бэр (1891-?) — представитель Крым-ОХРИСа в Старом Крыму, смотритель памятников старины города Старый Крым.
56 ПФАРАН. Ф. 1026. Оп. 2. Д. 6. Л. 334 об.
57 Там же. Л. 335. оо
э
и ce
к
именную картотеку тех арабских писателей, сведения которых полностью или частично подвергались анализу или переводу в предшествующей литературе; по окончании этой работы, отчасти в ходе ее можно будет: 3) установить фиксированный список тех авторов, которые должны войти в издание, по возможности с точным определением материала в каждом отдельном случае и 4) выработать детальные принципы перевода и техники издания. К сожалению, предполагавшийся И. Ю. Крачковским свод не был подготовлен. Слишком грандиозным оказалось запланированное мероприятие. Лишь над отдельными, наиболее интересными памятниками, в том числе и крымского происхождения, велась работа.
Дружба И. Ю. Крачковского и А. И. Маркевича продолжалась до последних дней жизни последнего. Тем более что Арсений Иванович всё чаще и чаще в суровые 30-е гг. наведывался к дочери в Ленинград, а перед войной и вовсе переселился туда. В личном архивном фонде А. И. Маркевича, который оформился в рукописном отделе Научного архива Института истории материальной культуры РАН, сохранился неопубликованный отзыв Игнатия Юлиановича о научно-общественной жизни А. И. Маркевича58, написанный после войны, очевидно, по просьбе руководства Института, когда образовывался личный архивный фонд научного лидера крымоведения.
Между тем приезд столь крупной научной фигуры, каким был академик И. Ю. Крачковский, в Крым и чтение им курса в Крымском университете были знаковыми для развития крымской ориенталистики 20-х гг. ХХ в. Сложившиеся в ходе поездок научные и личные контакты оказали заметное влияние на дальнейшее развитие крымоведения.
References
Karaimska Bibljoteka Narodowa (Karaj Bitikligi) // Mysl karaimska. Wilno, 1928. T. 1, z. 4/5.
Krachkovskij I. Otchet o komandirovke v Krym letom 1924 goda // Izvestija Rossijskoj Akademii nauk. Ser. 6. 1924. T. 18; № 12/18, ch. 2.
Menzel T. Über die werke des russischen arabisten Krackovskij // Archiv orientálni [Praha]. 1930. Vol. 2; № 1. S. 54-86.
Nepomnjashhij A.A. Akademik G. Ju. Krachkovs'kij i krims'ki orientalisti: Za materialami epistoljariju // Shidnij svit. 2008. № 1. S. 194-209; № 2. S. 148-157.
Otchet o dejatel'nosti Akademii nauk Sojuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik za 1929 god: v 2 ch. L.: Izd-vo AN SSSR, 1930. Ch. 2: Otchet o nauchnyh komandirovkah i jekspedicijah.
Ursu D.P. Bekir Choban-zade: Zhizn'. Sud'ba. Jepoha.Simferopol': Krymuchpedgiz, 2004. S. 103.
!§ Список литературы
Непомнящий А. А. Академш Г. Ю. Крачковський i кримсью opieHTanicra: За MaTepianai^ етстоля-
£ рш // Схщний cBiT. 2008. № 1. С. 194-209; № 2. С. 148-157.
^ Крачковский И. Отчет о командировке в Крым летом 1924 года // Известия Российской Академии
g наук. Сер. 6. 1924. Т. 18. № 12/18, ч. 2.
g Урсу Д. П. Бекир Чобан-заде: Жизнь. Судьба. Эпоха. Симферополь: Крымучпедгиз, 2004.
=S Menzel T. Über die werke des russischen arabisten Krackovskij // Archiv orientalni. Praha, 1930. Vol. 2,
w № 1. S. 54-86. о
^ Karaimska Bibljoteka Narodowa (Karaj Bitikligi) // Mysl karaimska. Wilno, 1928. T. 1, z. 4/5.
¡^ _
58 Научный архив Института истории материальной культуры Российской академии наук. Ф. 32. Оп. 1. Д. 64. Л. 1-3.