УДК 92
DOI 10 . 24412/2658-5960-2021-1-96-114
Людмила Ивановна Галлямова1
ludagal@mail . ru
АКАДЕМИК АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ КРУШАНОВ -ПЕДАГОГ, УЧЁНЫЙ, ОРГАНИЗАТОР НАУКИ
Статья посвящена выдающемуся учёному — академику Андрею Ивановичу Крушанову, 100-летний юбилей которого состоится 1 июня 2021 г. Акцентировано внимание на том, что А.И. Крушанов являлся одной из самых ярких фигур дальневосточной академической науки советских времён, и это, безусловно, даёт веские основания для изучения его биографии и деятельности. Рассмотрение начальных страниц жизни: трудовой юности, службы в армии, участия в разгроме Квантунской японской группировки в Маньчжурии, возвращения к мирному труду — показывает вполне типичную для тех лет картину. Однако необычными были черты характера А.И. Крушано-ва: неуёмная тяга к знаниям, огромное трудолюбие, постоянная работа над собой, разносторонность интересов и целеустремлённость. Обладая незаурядным исследовательским талантом и ярко выраженными лидерскими качествами, Андрей Иванович сформировался в крупного учёного, выдающегося организатора, дальновидного, стратегически мыслящего руководителя, ставшего специалистом международного уровня. В статье обстоятельно освещается научная, организаторская и педагогическая деятельность академика А.И. Крушанова, обосновывается высокая оценка его огромного вклада в развитие исторической науки, гуманитарного образования, в формирование высококвалифицированного кадрового потенциала на российском Дальнем Востоке.
Ключевые слова: Россия, Дальний Восток, академик А.И. Крушанов, наука, образование, гуманитарная сфера, подготовка кадров, исследовательская работа, научные труды.
Lyudmila I. Gallyamova1
E-mail: ludagal@mail . ru
ACADEMICIAN ANDREY IVANOVICH KRUSHANOV -TEACHER, SCIENTIST, ORGANIZER OF SCIENCE
The article is dedicated to the outstanding scientist — academician A.I. Krushanov, whose 100th anniversary will be held on June 1, 2021. Attention is focused on the fact that Andrey Ivanovich Krushanov was one of the most prominent figures of the far Eastern academic science of the Soviet times, which, of course,
1 Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия.
Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS. Vladivostok, Russia.
gives good reasons for studying his biography and activities. A place is given to consideration of the initial pages of his life: working youth, service in the army, participation in the defeat of the Kwantung Japanese group in Manchuria, return to peaceful labor, the analysis of which shows quite a typical biography for that Soviet time. However, A.I. Krushanov's character traits were unusual: an irrepressible thirst for knowledge, great hard work, constant work on oneself, diversity of interests and purposefulness. Having an outstanding research talent and pronounced leadership qualities, Andrey Ivanovich has developed into a major scientist, an outstanding organizer, a visionary, strategically thinking leader who has become an international specialist. Having an outstanding research talent and pronounced leadership qualities, Andrey Ivanovich has developed into a major scientist, an outstanding organizer, a visionary, strategically thinking leader who has become an international specialist, his outstanding contribution to the development of historical science, Humanities education, and the formation of highly qualified personnel potential in the Russian Far East is highly appreciated. Keywords: Russia, Far East, academician A.I. Krushanov, science, education, Humanities, training, research, scientific works.
Одной из самых ярких фигур дальневосточной академической науки советских времён, безусловно, являлся Андрей Иванович Крушанов. Он был не только выдающимся учёным, но и крупным организатором, создателем единственного на Дальнем Востоке академического института гуманитарного профиля — Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного научного центра АН СССР / ДВО РАН — и первым его директором. Отмечая столетний юбилей со дня его рождения, нельзя не подчеркнуть, что А.И. Крушанов оставил весомое научное наследие, которое не утратило своего значения и доныне, его имя широко известно профессиональным историкам, а созданный им институт остаётся единственным в России и мире научным учреждением, где комплексно — через призму истории, археологии, этнографии, культуры, политики, экономики — изучаются российский Дальний Восток / Тихоокеанская Россия и сопредельные территории Китая, Японии, Кореи. ^ Личность одарённая, масштабная и незаурядная, Андрей Иванович был из когорты таких людей, про которых говорят «he made himself»: он g упорно трудился, постоянно учился, совершенствовал себя и рос, не опи-^ раясь ни на какие связи и чужую поддержку, пройдя путь от простого 2 деревенского паренька до крупного деятеля науки, известного учёного.
Изучение его жизни и деятельности представляет большой интерес ещё < и потому, что в его биографии много типичного для советской эпохи, g А.И. Крушанов родился 1 июня 1921 г. в с. Четь Мариинского уез-
m да Томской губернии (ныне Красноярский край, недалеко от г. Боготола) в крестьянской семье. Отец Андрея — Иван Демьянович — был выходцем из крестьян Могилёвской губернии, перебравшихся в Сибирь в период Ё столыпинских переселений. Накануне и в годы Первой мировой войны
И.Д. Крушанов служил в крепости Владивосток минёром в составе Сибирской военной флотилии. Яркие воспоминания о живописном крае на берегу Тихого океана побудили его переехать в 1932 г. с семьёй на постоянное жительство в Приморье, в с. Валентин Лазовского района, где располагалось рыболовное хозяйство, а при нём — небольшой рыбоконсервный завод [1, с. 3—4; 2, с. 5; 6, с. 7]. Большой семье средств не хватало, Андрей был ещё подростком, когда отец отдал его в ученики к слесарю, а после пристроил помощником моториста на небольшое рыбацкое судно, ловившее рыбу близ побережья.
В с. Валентин проживало и работало много участников Гражданской войны и партизанского движения, трудились они и в школе, где учился юный Андрей. Ветераны часто выступали перед школьниками с рассказами о героической борьбе против белогвардейцев и интервентов и о легендарных походах партизан под руководством С. Лазо. Эти рассказы глубоко запали в душу Андрея, порождая гордость за отстоявших свою землю победителей и чувство патриотизма. Заметную роль в его жизни сыграл директор Валентиновской средней школы Александр Евдокимович Смирнов, преподававший историю и сумевший пробудить интерес к ней в своём ученике. Учитель математики Николай Георгиевич Маркелов привил Андрею любовь к математике, своему предмету, а также спорту и музыке. Это были люди высокой самоотверженности и культуры, оказавшие большое влияние на формирование внутреннего мира А.И. Крушанова.
Андрей учился очень успешно и являлся одним из лучших учеников в школе. В 1939 г. он сдал экзамены сразу за 7-й и 8-й классы и получил два свидетельства об окончании школы, а также ботинки — подарок профсоюзной организации рыбоконсервного завода за участие в струнном и духовом оркестрах. Андрей мечтал учиться дальше, но из-за сложного материального положения семьи должен был идти работать. Учитывая его выдающиеся способности, районный отдел народного образования направил юношу учителем младших классов в валентиновскую сельскую школу; тогда же он поступил на первый курс заочного отделения Владивостокского педагогического училища.
Учителей не хватало, поэтому А.И. Крушанову пришлось преподавать ~ не только в младших, но и в 5—7-х классах, где он вёл уроки алгебры и геометрии. С решения этих весьма сложных задач началась его педа- § гогическая деятельность. Молодому учителю необходимо было не просто хорошо преподавать, но и завоёвывать доверие школьников, с кото- ^ рыми он ещё год назад вместе учился. Андрею удалось с этим справиться, он приобрёл авторитет среди учащихся, при этом оставался открытым < для дружеского общения, принимал активное участие в художественной § самодеятельности и спортивных соревнованиях. Уже через год А.И. Кру- го шанов экстерном сдал экзамены за полный курс Владивостокского педагогического училища [Арх. ИИАЭ ДВО РАН. Д. 635 (Личное дело А.И. Кру- ^ шанова). Л. 5—6; 2, с. 5—6; 7, с. 163—164]. £
го <
Обстановка на Дальнем Востоке становилась всё более напряжённой из-за агрессивной политики Японии и угрозы её нападения. В октябре 1940 г. А.И. Крушанов, руководствуясь чувством долга перед Родиной, добровольцем ушёл в Красную армию. Но перед этим он поступил на 1-й курс филологического отделения Владивостокского учительского института. В армии его направили в радиотехническую часть, за короткий срок он стал первоклассным радистом, был поставлен заведовать батальонной, а позднее — корпусной радиостанцией. Все годы Великой Отечественной войны Андрей Иванович не только нёс службу в войсках связи, но и как грамотный пропагандист вёл занятия по политической подготовке с рядовыми и сержантами. Согласно его воспоминаниям, в составленную им программу входили: характеристика боевых действий на фронтах войны; оценка международного положения; анализ агрессивных действий Японии, в связи с чем изучались японская интервенция в России в 1918—1922 гг. и захват Японией Маньчжурии; освещение войны с гитлеровской Германией в Европе и военных действий на Тихом океане. (Именно тогда к А.И. Крушанову пришло понимание значимости исторической науки, что стало впоследствии причиной перехода с филологического на исторический факультет пединститута.) В 1944 г. Андрей Иванович вступил в ряды ВКП(б). В августе 1945 г. в составе Первого Дальневосточного фронта он участвовал в боевых действиях по разгрому Квантунской армии в Маньчжурии. После окончания Второй мировой войны А.И. Крушанов был награждён медалью «За победу над Японией» (1945 г.), а в 1985 г. ему за боевые заслуги в войне против Японии был вручён орден Отечественной войны II степени [Арх. ИИАЭ ДВО РАН. Д. 635 (Личное дело А.И. Кру-шанова). Л. 4—4 об., 37—43, 45, 134; 3, с. 13—14].
После демобилизации в 1945 г. А.И. Крушанова направили на работу в Михайловскую среднюю школу (под Уссурийском) учителем истории. Тяга к знаниям оставалась ведущей чертой его характера и после увольнения
Рис. 1. 1945 г. А.И. Крушанов
после демобилизации
Рис. 2. 1950 г. А.И. Крушанов — директор средней школы в с. Михайловка
Рис. 3. Примерно 1950 г. Директор михайловской школы А.И. Крушанов ^
(нижний ряд, третий справа) среди школьных педагогов
из армии. Работая учителем в с. Михайловка, а затем — заведующим учебной частью и далее — директором средней школы, он заочно с отличием окончил исторический факультет Владивостокского государственного учительского института. 13 апреля 1953 г. А.И. Крушанов был назначен заместителем директора по заочному обучению Уссурийского учительского института (преобразованного вскоре в педагогический). Его нагрузки возрастают, но желание учиться дальше не исчезает.
А.И. Крушанов принимает решение стать профессиональным историком, поступает в заочную аспирантуру при Иркутском государственном университете им. A.A. Жданова и под руководством известного сибирского учёного М.А. Гудошникова готовит диссертацию по теме «Партизанское движение в Южном Приморье (март 1918 — март 1920)», заинтересовавшей его ещё в школьные годы. С учётом новых источников, архивных и опубликованных документов А.И. Крушанову удалось создать оригинальное исследование, в котором впервые наиболее полно было показано партизанское движение в крае, дана оценка деятельности всех партизанских отрядов на территории Приморья, охарактеризовано значение партизанской борьбы в дезорганизации тыла интервентов и белогвардейцев и т.д. После успешной защиты в 1954 г. ему присвоили учёную степень кандидата исторических наук.
В 1955 г. А.И. Крушанов назначается заведующим Приморским край-оно, в этой должности он проработал три года [Арх. ИИАЭ ДВО РАН. Д. 635 (Личное дело А.И. Крушанова). Л. 3 об., 38; 1, с. 3—4; 2, с. 6]. В конце 1950-х гг. начался качественно новый период в жизни и деятельности Андрея Ивановича как учёного и организатора науки на Дальнем Востоке. К этому времени такие факторы, как празднование 50-летия Первой русской революции и XX съезд КПСС, разоблачивший культ личности Сталина, дали мощный импульс развитию общественных наук в стране. Расширяются гуманитарные научные исследования и на Дальнем Востоке: в 1954 г. в составе Дальневосточного филиала СО АН СССР создаётся небольшой Отдел истории, археологии и этнографии, его заведующим в ноябре 1958 г. становится А.И. Крушанов, которого уже в 1961 г. назна-~ чают заместителем председателя Президиума Дальневосточного филиала СО АН СССР по науке [Арх. ИИАЭ ДВО РАН. Д. 635 (Личное дело А.И. Кру-§ шанова). Л. 4, 45].
В 1956 г. во Владивостоке впервые состоялась выездная сессия Отде-2 ления истории АН СССР, на которой академик М.Н. Тихомиров обратил внимание на необходимость глубокого научного исследования истории < Дальнего Востока СССР в историческом, археологическом, этнографичес-g ком и востоковедческом планах. Отделение истории АН СССР и Президи-m ум Дальневосточного филиала СО АН СССР стали регулярно проводить во Владивостоке и других дальневосточных городах научные конферен-j-j ции и симпозиумы, в их организации Андрей Иванович принимал самое Ё активное участие. Эти форумы позволили определить главные научные
направления в деятельности местных историков, значительно улучшить координацию их работы, повысить уровень исторических, археологических и этнографических исследований в крае. На Дальний Восток стали приезжать крупные специалисты по гуманитарным наукам из центра, они принимали активное участие в организации научных исследований, среди них академики М.Н. Тихомиров, Е.М. Жуков, И.И. Минц, А.П. Окладников, члены-корреспонденты АН СССР В.А. Аврорин, М.П. Ким, Ю.А. Поляков, Ю.В. Бромлей и др.
Отдел истории, археологии и этнографии, который возглавил А.И. Кру-шанов, в своём составе имел всего 15 сотрудников [1, с. 4]. Перед руководителем стояли очень сложные задачи: расширить деятельность подразделения, активизировать подбор и подготовку научных кадров, определить главные направления научных исследований, установить тесные связи с вузами, архивами, музеями, скоординировать их научную работу. Несмотря на высокую загруженность, Андрей Иванович, одновременно работавший заместителем председателя Президиума Дальневосточного филиала СО АН СССР по науке, справился с задачами блестяще. Под его руководством отдел вырос как количественно, так и в научном плане: к 1965 г. была завершена разработка целого ряда тем, по многим из которых защитили кандидатские диссертации Ю.А. Сем, Э.В. Шавкунов, Ж.В. Андреева, В.Г. Щебеньков, Л.И. Сем и др.
Более того, в эти годы сам руководитель вёл интенсивную исследовательскую работу по теме докторской диссертации «Борьба за власть Советов на Дальнем Востоке и в Забайкалье (1917—1920 гг.)». В 1964 г. в Ленинградском государственном университете А.И. Крушанов блестяще защитил диссертацию, а в 1966 г. ему было присвоено учёное звание профессора. Одновременно Андрей Иванович опубликовал десятки научных статей и несколько монографий, он вёл и огромную редакторскую работу, не прекращал педагогическую деятельность, подготовив к защите целый ряд кандидатов наук, а также читал лекции в Дальневосточном государственном университете.
С конца 1960-х гг. А.И. Крушанов целиком посвящает себя развёртыванию масштабных исторических исследований на Дальнем Востоке, что ~ требовало колоссальных усилий и энергии. Как первый заместитель председателя Президиума Дальневосточного филиала СО АН СССР по науке § он стремился мыслить стратегически при оценке перспектив дальнейшего развития руководимого им отдела и пришёл к идее создания комплекс- ^ ного института общественных наук в составе Дальневосточного филиала СО АН СССР, которую и стал упорно и настойчиво воплощать в жизнь. < Когда в июне 1967 г. во Владивостоке состоялась выездная сессия Отделе- §
ИЗ
ния истории АН СССР, участвовавшие в ней известные учёные Е.М. Жуков, го И.И. Минц, Ю.А. Поляков, А.П. Окладников, М.П. Ким, В.А. Аврорин и др. Ц поддержали идею А.И. Крушанова, на сессии была принята специальная ^ резолюция о необходимости создания института истории, археологии ё
Рис. 4. 1966 г. Член-корреспондент А.П. Окладников и д-р ист. наук А.И. Крушанов
и этнографии во Владивостоке [6, с. 8]. Начался процесс реализации этого проекта, и, наконец, 1 июля 1971 г. он стал реальностью: во Владивостоке открылся Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока (ИИАЭ). Закономерно, что первым его директором стал талантливый исследователь и организатор, собравший и сплотивший перспективный научный коллектив, —Андрей Иванович Крушанов, который в 1970 г. был избран членом-корреспондентом АН СССР [3, с. 12—13]. Институт подобного типа был создан в СССР впервые, его уникальной особенностью являлось объединение всех специалистов гуманитарного профиля, что дало возможность каждую историческую эпоху изучать комплексно: с позиции истории, антропологии, этнографии, филологии, культуры, полити-^ ки, идеологии и проч.
Щ Усилиями А.И. Крушанова для подготовки квалифицированных науч-
ен ных кадров была организована аспирантура по специальностям: «Отечественная история», «Археология» и «Этнография», талантливую молодёжь стали посылать также в аспирантуру академических институтов Москвы и Ленинграда. Творческий коллектив пополнялся востоковедами, архео-<£ логами, этнографами, имевшими степень кандидатов исторических наук. § На плечи Андрея Ивановича легла огромная ответственность. Приходилось преодолевать недоверие и скептицизм руководящих органов, помогать молодым и малоопытным исследователям, способствовать выявлению новых материалов в местных и центральных архивах и, преодолевая ръ партийную и государственную цензуру, использовать неизвестные до того
факты и документы при написании научных трудов, организовывать рецензирование и публикацию рукописей. Сложности научной деятельности усугублялись политической ситуацией, не допускавшей инакомыслия, слабостью материального обеспечения науки, отсутствием издательской базы в ДВНЦ. И только целеустремлённость, настойчивость и сильный характер А.И. Крушанова позволяли сохранять творческий настрой коллектива, способствовали продвижению научного изучения истории Дальнего Востока и смежных территорий, выходу в свет новых исторических работ.
Именно усилиями А.И. Крушанова ИИАЭ достаточно быстро стал авторитетным, признанным во всей стране и особенно на Дальнем Востоке центром исторической науки. Как учёный Андрей Иванович отличался широким творческим диапазоном, что нашло своё проявление и в его организаторской деятельности. Под руководством А.И. Крушанова коллектив ИИАЭ развернул масштабную, многоплановую работу по комплексному изучению истории российского Дальнего Востока от древнейшего прошлого до современности, было начато всестороннее исследование происходивших в регионе этнографических и культурно-исторических процессов, сотрудники института приступили к изучению истории соседних зарубежных государств Азиатско-Тихоокеанского региона и их взаимоотношений с Россией.
Рис. 5. 1968 г. А.И. Крушанов в Японии
Создание ИИАЭ в системе Академии наук СССР', рост кадрового потенциала профессиональных историков в вузах региона сделали возможной реализацию крупных проектов по написанию коллективных фундаментальных трудов монографического характера, важнейшим из них являлась «История Дальнего Востока СССР (от эпохи первобытнообщинных отношений до 80-х гг. XX в.)» в четырёх томах. Макеты 12 книг этого труда были опубликованы в 1974—1982 гг. и получили высокую оценку и в МИД СССР,
го <
и в научных кругах, и среди общественности, однако осуществить издание полноценных томов полностью не удалось: при жизни А.И. Крушанова вышли в свет только первые два, публикация остальных была отложена на долгие годы. Важнейшим направлением стала также подготовка серии работ «Народы Дальнего Востока СССР в XVII—XX вв.: историко-этнографические очерки». По инициативе и при поддержке Андрея Ивановича в ИИАЭ началась разработка истории соседних стран — Китая, Кореи, Японии, готовятся труды по истории Маньчжурии и Хоккайдо, издана серия справочников «Порты зарубежных стран Тихоокеанского бассейна». Важнейшим направлением стала также подготовка серии историко-этнографических очерков о малочисленных народах Дальнего Востока, главным редактором и организатором которой являлся А.И. Крушанов, продолжается и сегодня в издании трудов, раскрывающих самобытный характер материальной и духовной жизни коренных жителей Приморья и Приамурья, Сахалина, Камчатки и Охотского побережья. Первая книга этой серии — коллективная монография «Народы Дальнего Востока СССР в XVII—XX вв.» — вышла в свет в 1985 г. Труды, создаваемые под руководством А.И. Крушанова,
Рис. 6. Начало 1970-х гг.
Молодой директор ИИАЭ
го <
Рис. 7. Конец 1970-х гг. А.И. Крушанов на заседании диссертационного совета, слева — Ф.В. Соловьёв
стали на долгие годы главной задачей коллектива ИИАЭ и объединили усилия историков региона и известных специалистов из Москвы и Ленинграда [7, с. 164—165].
Исключительно важная организаторская и руководящая роль Андрея Ивановича обусловлена и тем, что он в течение трёх десятилетий был заместителем председателя Президиума ДВНЦ СССР / ДВО РАН и курировал развитие гуманитарных исследований во всём Дальневосточном регионе. Его, специалиста высочайшего уровня, авторитетного учёного, хорошо знали и глубоко уважали многие исследователи, к нему шли за советом, помощью и поддержкой.
Весьма разнообразными являлись исследовательские интересы А.И. Крушанова, ставшего основателем целого ряда направлений дальневосточной историографии. Конечно, он был человеком своего времени, и его общий подход к проблемам исторического прошлого Дальневосточного региона в значительной степени детерминировался господствовавшей в исторической науке марксистско-ленинской формационной теорией с её акцентом на такие приоритеты, как материальное производство и его определяющее влияние на социальную структуру, классовая борьба как локомотив развития общественных отношений. Поэтому и общая концепция истории русского Дальнего Востока XVII—XX вв., которую А.И. Крушанов разрабатывал в своих трудах, формулировалась как отражение закономерностей и особенностей смены общественно-экономических формаций на территории российского Дальнего Востока. Тем не менее большой научной заслугой Андрея Ивановича было умение ставить такие вопросы, поиск ответов на которые давал толчок плодотворной исследовательской работе. В частности, он глубоко и обстоятельно обосновал вывод, что главным фактором, определявшим развитие региона, стало включение дальневосточных земель в XVII—XIX вв. в состав Российского государства и что все наиболее важные исторические события на Дальнем Востоке России являлись частью, следствием или продолжением общероссийского исторического процесса. А.И. Крушанов одним из первых ставит вопрос об исторических условиях развития восточных областей России, о месте Дальнего Востока в составе Российского государства, ~ о роли крестьянской колонизации в освоении дальневосточной окраины, о соотношении общероссийских тенденций и местных, региональных осо- § бенностей и т.д. Андрей Иванович являлся основоположником направления, изучающего проблемы, связанные с установлением советской вла- ^ сти, Гражданской войной и интервенцией в Сибири и на Дальнем Востоке: предпосылки Октябрьской революции и её значение, установление власти < Советов и первые революционные преобразования в экономике и куль- § туре, развёртывание Гражданской войны и её содержание, партизанское т движение, его особенности; позиция крестьянства и казачества на разных этапах Гражданской войны, роль политических партий и лидеров и проч. ^ Много внимания он уделял проблеме образования Дальневосточной ё
республики (ДВР), оценке классовой сущности политического устройства ДВР, освещению иностранной интервенции и т.д., а также всему комплексу проблем, связанных с этой темой [5, с. 6—7; 7, с. 163—164]. И хотя концепция Гражданской войны у А.И. Крушанова, как и у других советских историков, опиравшихся на ленинскую методологию, ныне подвергается критике, однако не подлежит сомнению огромный вклад Андрея Ивановича в мощное расширение источниковой базы данной темы, введение в научный оборот большого количества новых документов.
Вместе с тем наряду с изучением различных аспектов исторического процесса пристальное внимание А.И. Крушанов уделял анализу актуальных проблем современности, в числе которых одной из важнейших являлась безопасность советского Дальнего Востока. И это не случайно, поскольку Андрей Иванович — представитель того поколения, на долю которого выпали колоссальные тяготы Второй мировой войны, он был фронтовиком, в огне боёв защищавшим своё Отечество с оружием в руках. Огромные людские и материальные потери СССР в годы войны и тяжелейшие личные испытания заставляли А.И. Крушанова внимательно относиться к любым угрозам миру и стабильности в целом и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в частности, при этом он подчёркивал особое место Дальнего Востока в географическом и экономическом пространстве государства, отмечая выгодность положения, огромный потенциал и большую роль в обеспечении безопасности страны [4, с. 7—8]. Оставляя в стороне идеологическую обусловленность ряда работ Андрея Ивановича, подчеркнём, что они представляют большой интерес не только своим информационным потенциалом, их можно рассматривать и как яркие факты дальневосточной историографии советского периода, отразившие и эпоху, и позицию незаурядного учёного и человека.
Вместе с тем, перечитывая публикации академика последних лет его жизни, наблюдаем, что принципиальные суждения А.И. Крушанова, оценки и высказывания по целому ряду актуальных проблем современности отличались высоким уровнем адекватности, что он достаточно заметно «уходил» от необходимой партийно-идеологической риторики, эволюцио-~ нируя в сторону объективности и реализма [4, с. 9]. Очевидно, что исследовательский талант, огромная эрудиция, привычка к постоянному ана-g лизу и осмыслению исторического процесса, наконец, весь его жизненный ^ опыт позволяли ему наиболее верно и точно воспринимать суть проис-s ходящих событий.
Преподавательская, учительская работа, всестороннее знакомство < с учительством ближних и дальних селений края побуждали А.И. Кру-§ шанова глубоко вникать в нужды вузовской и школьной интеллигенции, го Будучи сначала заместителем директора по заочному обучению Уссурийского пединститута, а затем заведующим Приморским крайоно, он очень хорошо понимал возникавшие перед педагогами задачи. Одной Ё из проблем была нехватка учебников и учебной литературы и вообще
Рис. 9. 1986 г. В кабинете А.И. Крушанова — президент АН СССР академик Г.И. Марчук
го <
го <
литературы по истории, этнографии и другим направлениям гуманитарного знания. Подготовка специальных изданий для учителей и учебных пособий по истории Приморья для школьников заняла видное место в планах и деятельности как самого А.И. Крушанова, так и руководимого им научного учреждения. В частности, при участии Андрея Ивановича и под его руководством был создан ряд учебников и учебных пособий по истории края, причём школьные учебники трижды переиздавались.
В целом, лично и в соавторстве, им опубликовано более 20 монографий и свыше 300 других научных работ, написанных и опубликованных самим А. И. Крушановым, и тех, что были подготовлены под его руководством и увидели свет в местных и центральных издательствах. Как крупнейший специалист в области отечественной истории, в 1987 г. он был избран в действительные члены Академии наук СССР.
Следует отметить и огромную редакторскую работу Андрея Ивановича. Под его редакцией вышли в свет десятки монографий, коллективных трудов, научных сборников и научно-популярных изданий. Он принимал активное участие в создании многотомной «Истории рабочего класса СССР», являлся членом редколлегии всесоюзных журналов «Проблемы Дальнего Востока», «Вопросы истории», был первым редактором научного журнала «Вестник ДВО РАН».
Параллельно с исследовательской работой, написанием статей, монографий и руководством подготовкой диссертаций, он не прекращал педагогическую деятельность. В течение многих лет А.И. Крушанов участвовал в обучении специалистов-востоковедов в Дальневосточном государственном университете, где читал лекции по истории, экономике и современному политическому положению Китая, по истории русско-китайских и советско-китайских отношений в ХУП—ХХ вв., по истории
Рис. 10. 1989 г. День Победы. А.И. Крушанов с внучкой Ренатой
Сибири и Дальнего Востока. Его многочисленные труды, содержательные, информационно насыщенные лекции, мастерски организованные семинарские занятия создали основу настоящей научной школы для многих поколений студентов — будущих учителей и работников вузов.
Вообще он был прекрасным лектором, активным пропагандистом исторических знаний, читал лекции не только для студентов, но и для слушателей вечернего отделения университета марксизма-ленинизма и для учителей. Андрей Иванович тесно сотрудничал с обществом «Знание», долгое время являлся заместителем председателя Приморского правления этого общества [Арх. ИИАЭ ДВО РАН. Д. 635 (Личное дело А.И. Кру-шанова). Л. 46—47].
Много времени и сил А.И. Крушанов посвящал не только обучению студентов, но и подготовке кадров высшей квалификации. В течение 15 лет он являлся председателем Специализированного совета по историческим наукам. Разносторонность научных интересов позволяла академику великолепно ориентироваться в самых разнообразных проблемах истории, и не только отечественной. Он охотно делился своими знаниями, давал ценные советы начинающим исследователям. Непосредственно под его руководством к 1991 г. было подготовлено и защищено 18 докторских и около 100 кандидатских диссертаций [1, с. 7]. Таким образом формировалась научная крушановская школа, и ныне ученики Андрея Ивановича работают не только в ИИАЭ, но и во многих вузах Дальнего Востока, а также за его пределами.
А.И. Крушанов вёл непрерывную научно-организационную работу по координации деятельности академических учреждений и историко-филологических факультетов, кафедр истории КПСС и истории СССР вузов Дальнего Востока. Большое значение в развёртывании гуманитарных исследований он придавал проведению конференций, предоставлявших учёным, преподавателям вузов и аспирантам возможность для обмена мнениями, открытиями, свежей информацией, для обсуждения актуальных проблем истории региона и теоретических концепций. Более того, после проведения конференций А.И. Крушанов, как правило, анализировал и освещал их итоги в печати, в том числе в таких авторитетных журналах, как «История СССР», «Вестник Академии наук СССР», «Новая и новейшая история», «Дальний Восток» и др. И сам директор, и руководимый им институт много внимания уделяли организации всесоюзных научных конференций и региональных симпозиумов, сессий, исторических чтений и семинаров по проблемам истории, археологии, этнографии и востоковедения, отечественной и зарубежной историографии. Под его руководством и при личном участии проведены 18 всесоюзных конференций, 8 дальневосточных исторических чтений, 3 сессии востоковедов. Причём по инициативе Андрея Ивановича они проходили в разных городах, чтобы охватить как можно более широкий круг участников: во Владивостоке, Хабаровске,
<
го <
Благовещенске, Комсомольске-на-Амуре, Магадане, Южно-Сахалинске, Анадыре, Петропавловске-Камчатском и др.
Сам А.И. Крушанов постоянно не только делал доклады на научных форумах разного уровня, но и читал лекции для слушателей из всех слоев населения. Он прекрасно владел словом, был ярким оратором, его выступления вызывали огромный интерес и пользовались неизменным успехом, привлекая научных сотрудников и аспирантов, преподавателей вузов, учителей, студентов, архивных и музейных работников и т.д. В 1978 г., высоко оценивая его пропагандистскую и просветительскую деятельность, Президиум Всесоюзного общества «Знание» удостоил А.И. Крушанова высшей награды — медали им. академика С.И. Вавилова, кроме того, имя Андрея Ивановича было занесено в Книгу почёта общества [Арх. ИИАЭ ДВО РАН. Д. 635 (Личное дело А.И. Крушанова). Л. 133; 1, с. 9, 56; 2, с. 53].
Как признанный специалист в области истории, А.И. Крушанов являлся членом ряда научных советов АН СССР, членом бюро национального комитета историков страны, членом Советского комитета Тихоокеанской научной ассоциации, членом Учёного совета по историко-филологическим и философским наукам СО АН СССР, заместителем председателя Объединённого учёного совета ДВНЦ АН СССР и председателем секции общественных наук этого совета. Как известного, авторитетного учёного его от Академии наук СССР нередко привлекали в качестве консультанта. Так, он был советником в экспедиции Чехословацкой академии наук, которая в 1983 г. проводила свою работу в Приморье (её возглавляли всемирно известные тогда путешественники И ржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд). Также Андрей Иванович выступал экспертом ряда документальных исторических фильмов [Арх. ИИАЭ ДВО РАН. Д. 635 (Личное дело А.И. Крушанова). Л. 137; 2, с. 49].
А.И. Крушанову множество раз приходилось участвовать с докладами в крупных международных мероприятиях: на VIII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в Японии (Токио, 1967 г.), XIII Международном конгрессе исторических наук (Москва, 1970 г.),
Рис. 11. 1991 г. Академик А.И. Крушанов
Рис. 12. 1991 г. Академик А.И. Крушанов
XIII Тихоокеанском конгрессе в Австралии (1971 г.), — он выезжал в научные командировки в Японию, Болгарию, Вьетнам, Сингапур, КНДР, МНР, Китай, читал лекции в Токийском императорском и Осакском национальном университетах. Последняя его двухнедельная научная командировка состоялась в апреле 1991 г. в Японию по приглашению японской стороны [Арх. ИИАЭ ДВО РАН. Д. 635 (Личное дело А.И. Крушанова). Л. 46, 137].
Следует отметить, что почти всегда, возвращаясь из командировок после важных научных событий, таких как общие собрания АН, пленумы, конгрессы, Андрей Иванович выступал перед научными сотрудниками, преподавателями вузов и учителями, информируя о важнейших событиях научной и общественно-политической жизни. Интерес к таким докладам был огромен, неизменно собирался полный зал слушателей.
Трудовые заслуги и большие достижения в сфере исторической науки и образования А.И. Крушанова отмечены высокими правительственными наградами: 6 орденами и 12 медалями, медалью Монгольской Народной Республики. Сведения об учёном внесены в целый ряд исторических энциклопедий. После его трагического ухода из жизни 4 августа 1991 г. в память о нём в 1993 г. на здании ИИАЭ установлена мемориальная доска, а с 1998 г. коллектив института стал регулярно проводить конференции — Крушановские чтения, посвящённые первому директору и учителю.
В заключение необходимо подчеркнуть, что роль А.И. Крушанова — первого директора ИИАЭ, возглавлявшего его 20 лет, — исключительно велика, и не только потому, что это был талантливый руководитель
го <
единственного на Дальнем Востоке научного учреждения гуманитарного профиля. Неоценимо значение деятельности Андрея Ивановича для всей исторической науки Дальнего Востока, поскольку он являлся куратором гуманитарного направления, центральной фигурой и координатором научных исторических исследований региона. А.И. Крушанов внёс огромный вклад в развитие научных исследований и гуманитарного образования на Дальнем Востоке России и как блестящий организатор, и как талантливый учёный, и как создатель и лидер научной школы, и как выдающийся педагог, наставник и пропагандист, активно содействовавший историческому и культурному просвещению населения региона. Именно поэтому его многогранное творческое наследие остаётся актуальным и востребованным, способствуя сохранению светлой и благодарной памяти о незаурядной, яркой, талантливой личности учёного и патриота.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Балицкий В.Г., Деревянко А.П., Ермакова Э.В., Мандрик А.Т., Патрушева М.А. Академик Андрей Иванович Крушанов // Андрей Иванович Крушанов. Библиографический указатель трудов. Владивосток, 1991. С. 3—10.
2. Балицкий В.Г., Соловьёв В.Ф., Мандрик А.Т., Шавкунов Э.В. Учёный, исследователь политических и социально-экономических проблем истории Дальнего Востока // Андрей Иванович Крушанов. Биобиблиографический указатель трудов (к 60-летию со дня рождения). Владивосток, 1981. С. 5—12.
3. Галлямова Л.И. А.И. Крушанов и его роль в развитии гуманитарного образования на Дальнем Востоке // Образовательный потенциал Тихоокеанской России. XVIII—XXI вв. Владивосток: Дальнаука, 2017. С. 11—19. (Восьмые Крушановские чтения, 2016 г.).
4. Галлямова Л.И. Проблемы безопасности российского Дальнего Востока в оценке академика А.И. Крушанова // Россия и АТР. Владивосток. 2009. № 4. С. 5—11.
5. Ермакова Э.В. Историографические аспекты в трудах А.И. Крушанова // Дальний Восток России: исторический опыт и пути развития региона. Владивосток: Дальнаука, 2001. С. 4—8. (Первые Крушановские чтения, 1998 г.)
6. Мандрик А.Т. Академик Андрей Иванович Крушанов (к 80-летию со дня рождения) // Дальний Восток России: основные аспекты исторического развития во
Рис. 13. Памятная доска на фасаде ИИАЭ ДВО РАН
го <
второй половине XIX — начале XX века. Владивосток: Дальнаука, 2003. С. 7—10. (Вторые Крушановские чтения, 2001 г.).
7. Мандрик А.Т., Галлямова Л.И. Роль академика Андрея Ивановича Крушанова в развитии исторических исследований на Дальнем Востоке России // Вестник ДВО РАН. Владивосток. 2007. № 5. С. 162—165.
8. Арх. ИИАЭ ДВО РАН (Арх. Ин-та истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН).
REFERENCES
1. Balitskiy V.G., Derevyanko A.P., Ermakova Eh.V., Mandrik A.T., Patrusheva M.A. Aka-demik Andrey Ivanovich Krushanov [Academician Andrey Ivanovich Krushanov]. Audrey Ivanovich Krushanov. Bibliograficheskiy ukazatel' trudov [Andrey Ivanovich Krushanov. Bibliographic Index of Works]. Vladivostok, 1991, pp. 3—10. (In Russ.)
2. Balitskiy V.G., Solov'ev V.F., Mandrik A.T., Shavkunov Eh.V. Uchenyy, issledova-tel' politicheskikh i sotsial'no-ekonomicheskikh problem istorii Dal'nego Vosto-ka [Scientist, Researcher of Political and Socio-Economic Problems of the History of the Far East]. Andrey Ivanovich Krushanov. Biobibliograficheskiy ukazatel' trudov (k 60-letiyu so dnya rozhdeniya) [Andrey Ivanovich Krushanov. Biobibliographic Index of Works (for the 60th Anniversary of the Birth)]. Vladivostok, 1981, pp. 5—12. (In Russ.)
3. Gallyamova L.I. A.I. Krushanov i ego rol' v razvitii gumanitarnogo obrazovaniya na Dal'nem Vostoke [A.I. Krushanov and His Role in the Development of Humanitarian Education in the Far East]. Obrazovatel'nyy potentsial Tikhookeanskoy Rossii. XVIII—XXI vv. [Educational Potential of Pacific Russia. 18th — 21st Centuries]. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2017, pp. 11—19. (Vos'mye Krushanovskie chteniya, 2016 g. [Eighth Krushanov Readings, 2016]). (In Russ.)
4. Gallyamova L.I. Problemy bezopasnosti rossiyskogo Dal'nego Vostoka v otsenke akademika A.I. Krushanova [Security Problems of the Russian Far East in the Assessment of Academician A.I. Krushanov]. Rossiya i ATR, Vladivostok, 2009, no. 4, pp. 5—11. (In Russ.)
5. Ermakova E.V. Istoriograficheskiye aspekty v trudakh A.I. Krushanova [Historio-graphical Aspects in the Works of A.I. Krushanov]. Dal'niy Vostok Rossii: istoriches-kiy opyt i puti razvitiya regiona [The Russian Far East: Historical Experience and Ways of Development of the Region]. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2001, pp. 4—8. (Pervye Krushanovskie chteniya, 1998 g. [The First Krushanov Readings, 1998]).
(In Russ.) _
6. Mandrik A.T. Akademik Andrey Ivanovich Krushanov (k 80-letiyu so dnya rozh- jg deniya) [Academician Andrey Ivanovich Krushanov (on the 80th Anniversary of His „1 Birth)]. Dal'niy Vostok Rossii: osnovnye aspekty istoricheskogo razvitiya vo vtoroy g polovine XIX — nachale XX veka [The Russian Far East: the Main Aspects of Historical Development in the Second Half of the 19th — Early 20th Century]. Vladivostok, s Dal'nauka Publ., 2003, pp. 7—10. (Vtorye Krushanovskie chteniya, 2001 g. [Second Krushanov Readings, 2001]). (In Russ.) <
7. Mandrik A.T., Gallyamova L.I. Rol' akademika Andreya Ivanovicha Krushanova v razvitii istoricheskikh issledovaniy na Dal'nem Vostoke Rossii [The Role of Academician ^ Andrey Ivanovich Krushanov in the Development of Historical Research in the Rus- < sian Far East]. Vestnik DVO RAN, Vladivostok, 2007, no. 5, pp. 162—165. (In Russ.)
Дата поступления в редакцию 15.11.2020