Академии наук Китая и России: история и современность
Т.Ю. Феклова
Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Санкт-Петербург, Россия; [email protected]
С 12 по 15 октября 2011 г. в Пекине состоялась конференция, посвящённая истории Российской и Китайской академий наук. Для участия в ней в Институт истории естествознания КАН (Пекин) приехали 6 сотрудников СПбФ ИИЕТ РАН. За время работы конференции было заслушано 10 докладов, по 5 с китайской и русской стороны.
В первый день конференции Э.И. Колчинский и Н.А. Ащеулова сделали совместный доклад «Реформы в российской науке: историко-социологический анализ». В докладе на основе анализа законодательных актов показана динамика изменений в российской науке за последние 20 лет, выделены основные этапы реформ, их достижения и неудачи. На базе проводимого 20 лет мониторинга за научным академическим сообществом Санкт-Петербурга было продемонстрировано отношение учёных к проводимым реформам, оценка их результатов и перспектив.
В своём докладе Ван Ян Цзун «История и институциональные особенности Китайской академии наук» описал её историю возникновения и развития, а также организационные и административные отличия от Академии наук СССР, идея организации которой была взята за основу при создании Академии наук Китая.
Т.Ю. Феклова выступила с докладом «Экспедиции Академии наук и изучение Китая в первой половине XIX века». В этом докладе на основе архивных источников были рассмотрены попытки Академии наук с помощью Духовной миссии Русской православной церкви в Китае получить достоверные научные данные о территории и населении Китая в первой половине XIX в.
Завершал рабочий день доклад Чжан Цю Чэнь «Сотрудничество Академий наук Китая и СССР в области комплексных исследований». Он был посвящён главным образом совместной китайской-советской экспедиции в провинцию Хэйлунцзян и реку Амур в 1950-х гг. Основной акцент доклада Чжан Цю Чэнь сделала на том, что и эта и другие совместные комплексные экспедиции были хорошей школой для китайских исследователей, так как с советской стороны участвовали в первую очередь опытные учёные, а с китайской — молодые.
Следующий рабочий день конференции открывал совместный доклад В.М. Ломо-вицкой и Н.А. Ащеуловой «Мобильность российских учёных как механизм воспроизводства научной элиты». На базе историко-научных и социологических исследований был проведён анализ особенностей современной мобильности, обеспечивающей более полное включение российских учёных в международное научное сообщество.
В своем докладе Го Цзин Xай «Аспирантский устав Китайской академии наук на раннем этапе» описал создание института аспирантуры в КАН в первые годы её существования. Го Цзин Xай сделал акцент на сходствах и различиях с аспирантурой в АН СССР, опыт которой во многом был учтён администраторами КАН.
Участники конференции перед зданием Института истории естествознания КАН.
Фото Н.А. Ащеуловой
Доклад А.В. Самокиш «Б.Е. Райков и его деятельность в ИИЕТ РАН в 1940—1960-е гг.» был посвящён известному методисту естествознания Б.Е. Райкову, прошедшему сталинские лагеря и в 1940-х гг. вернувшемуся в науку как историк естествознания. А.В. Само-киш показала, как через призму рассмотрения жизни и деятельности одного учёного можно представить историю развития биологии в СССР в 40-е — 60-е годы XX в.
В ходе своего доклада «Спор о разработке методов управления Китайской академией наук в 1981—1983-е гг.» Ван Лин показала, как в начале 80-х гг. XX в. в Китайской академии наук проходили дискуссии о реформировании методов управления Академии наук. Если учёные стремились добиться финансирования фундаментальных исследований, то власть считала нужным спонсировать преимущественно прикладные.
На третий день заседаний из российских участников выступала А.А. Федотова. В своем докладе «Лекарственный голод и лекарственные растения: мобилизация ботаников в годы Первой мировой войны» она описала, как прекращение поставок медикаментов из-за рубежа вынудило правительство прибегнуть к помощи учёных для развития фармацевтической промышленности. Первая мировая война потребовала мобилизации и ресурсов, и специалистов, включая представителей такой мирной специальности, как ботаника.
Работу конференции завершил доклад Чжан Ли «Советские специалисты в Китайской академии наук: сотрудничество и обмен между Академиями наук Китая и СССР в 1950-е гг.». После основания Китайской академии наук огромное число советских специалистов приезжало в Китай. Они помогали китайским учёным в создании целых научных направлений. Эта плодотворная работа была остановлена из-за ухудшения дипломатических отношений между КНР и СССР в 1960-х гг., и советские специалисты были вынуждены спешно покинуть Китай.
Здание Института истории естествознания КАН (Пекин). Фото Т.И. Фекловой
Регламент конференции позволял провести оживленное и продолжительное обсуждение каждого из докладов. В ходе обсуждения был очерчен круг вопросов по истории двух Академий, ответы на которые могут быть получены путем дальнейшей совместной работы китайских и российских историков науки.
В последний день конференции российские и китайские специалисты обсуждали возможности дальнейшего сотрудничества (обмен печатной продукцией, стажировка молодых специалистов, совместные публикации и пр.), а также публикацию трудов прошедшей конференции. Было принято решение, что доклады будут опубликованы на китайском (в Китае) и на английском (в России) языках. Следующая совместная российко-китайская конференция по истории и социологии науки запланирована в Петербурге, осенью 2013 г.
Помимо работы на конференции российские историки и социологи науки были приглашены в Центр науки, технологии и общества Университета Циньхуа, посетили старую и новую библиотеки Университета, музей его истории, заслушали доклад об оцифровке и публикации в сети Интернет историко-научного наследия китайской цивилизации и о методах его визуализации.
Китайская сторона обеспечила своим гостям крайне интересную культурную программу. Российские учёные посетили как традиционные для большинства туристов достопримечательности — Великую Китайскую стену, Запретный город, Храм Неба, Национальный центр исполнительских искусств, так и интересные именно для историков науки — Музей науки и техники, Музей палеонтологии позвоночных и антропологии и др.