Научная статья на тему 'Академии наук и искусств в аспекте связи традиционных ценностей с модернизацией'

Академии наук и искусств в аспекте связи традиционных ценностей с модернизацией Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
академическая наука / история / экспертиза / РАН / технологический суверенитет / academic science / history / expertise / RAS / technological sovereignty

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рябова Е.Л., Терновая Л.О.

Статья включает экскурс в историю создания структур, аккумулирующих знания и одновременно придающих этим знаниям практическую и художественную направленность, начиная с Академии Платона. Раскрыта зависимость подобных учреждений не только от выступающих в роли их организаторов выдающихся ученых, но и от властей. Показано, что без помощи государства становление академий наук и искусств оказывалось проблематичным. Проанализированы причины, определившие бурное появление академий в государствах Западной Европы в XVII столетии. Отмечена организационная близость учрежденной Петром I Российской академии к зарубежным научным центрам. Выделены наиболее ценные компоненты научного и организационного багажа Российской академии наук, которые определяют ее роль в обеспечении технологического суверенитета Российской Федерации и способствуют сбережению традиционных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academy of Sciences and Arts in the aspect of the connection between traditional values and modernization

The article includes an excursion into the history of the creation of structures that accumulate knowledge and at the same time give this knowledge a practical and artistic orientation, starting with Plato’s Academy. The dependence of such institutions not only on outstanding scientists acting as their organizers, but also on the authorities is revealed. It is shown that without the help of the state, the formation of academies of sciences and arts turned out to be problematic. The reasons that determined the rapid emergence of academies in Western European countries in the 17th century are analyzed. The organizational proximity of the Russian Academy established by Peter I to foreign scientific centers is noted. The most valuable components of the scientific and organizational baggage of the Russian Academy of Sciences are identified, which determine its role in ensuring the technological sovereignty of the Russian Federation and contribute to the preservation of traditional values.

Текст научной работы на тему «Академии наук и искусств в аспекте связи традиционных ценностей с модернизацией»

Рябова Е.Л.

Доктор политических наук, главный редактор журнала «<Этносоциум и межнациональная культура».

Терновая Л.О.

Доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Академии наук и искусств в аспекте связи традиционных ценностей с модернизацией

8 февраля 2024 г. исполнилось триста лет со дня основания в России Академии наук. О значимости этого события и связанного с ним процесса развития академической науки говорит тот факт, что этот юбилей был включен в список знаменательных дат ЮНЕСКО. Несмотря на все проблемы геополитического порядка празднование таких дат, выделенных авторитетной международной организаций, входящей в систему ООН, оказывается своеобразным маяком цивилизационного развития, важнейшими параметрами которого выступают образование, наука, культура. Наиболее правильным измерением их позитивных трансформаций не могут быть количественные показатели, а всегда вступают лишь бесспорные качественные сдвиги.

Одним из таких резких шагов вперед явилось рождение академий как центров аккумуляции прорывных идей и лучшего, созидательного опыта в науке и искусстве. Возможно, столь ярким вспышкам прогресса знаний способствовало то, что название свое это учреждение получило по имени древнегреческого героя Академа. Именно Академ помог близнецам-Диоскурам освободить их сестру Елену, в будущем ставшую виновницей Троянской войны. В той оливковой роще, которую посадил Академ и где он был похоронен, в 380-х гг. до н.э. Платон основал учебное заведение —Академию.

Эпоним (др.-греч. ел^йцо; — букв. давший имя, лат. Иегов ероттш) «Академ» играл свою роль на всех стадиях существования связанных с ним учреждений1. И даже то, что священная роща Академа была выру-

1 Терновая Л.О. Ономастика международных отношений: монография. - М.: ИНФРА-М, 2024.

блена в 87 г. по приказу диктатора Луций Корнеля Суллы, стало прообразом того, как сами же власти разоряли очаги науки, которые могли их подпитывать. Хотя были и другие примеры. Так, императором Карлом Великим в 780-х гг. по образцу Платоновской академии была создана Палатинская академия (лат. Schola Palatina — Дворцовая школа)2. Это учреждение, находившееся при дворе императора в Ахене, объединявшее не только ученых, но и представителей литературы и искусств, способствовало интеллектуальному и культурному возрождению Западной Европы, известному как Каролингское возрождение (фр. renaissance carolingienne).

Правда, некоторые исследователи, такие как Жак Ле Гофф, скептически воспринимают этот процесс, считая, что он вел к клерикализации образования, от которой отказались Меровинги3. С оценкой этого выдающегося медиевиста следует согласиться, поскольку с закрытием Пала-тинской академии и до самой эпохи Возражения фактически не наблюдалось попыток европейских монархов организационно поддержать науку, образование и искуссво.

Однако на мусульманском Востоке таковые меры предпринимались. В 820-е гг. в Багдаде халифом аль-Мамуном (786 - 833) основывается исламская академия Дом мудрости или Байт аль-хикма4. Позже появляется еще ряд похожих учреждений, развивающих и соединяющих научные и педагогические традиции Древнего Востока и античного мира. Среди них можно упомянуть основанную в XI в. Академию хорезмшаха Мамуна II (умер в 1017), находившуюся в Туркменистане в хорезмском городе Гур-гандж (сейчас Кёнеургенч). В Академии Мамуна работали такие крупные средневековые ученые, как аль-Бируни, Ибн-Сина, Ибн Ирак, Абу Сахл Масихи, Ибн аль-Хаммар и многие другие. Вклад ученых Востока в развитие мировой науки был величайшим5.

Особенно ценным он оказался в период перехода Европы от Средневековья к Новому времени. Тогда уже и картина мира, и его материальное наполнение было насыщено новыми знаниями и богатствами, добытыми благодаря Великим географическим открытиям. Усиливающаяся конкуренция государств подпитывала потребности в развитии наук и

2 Ярхо Б.И. Академия Карла Великого // Ярхо Б.И. Поэзия Каролингского возрождения / пер. с лат. яз. Б.И. Ярхо с его введ. и коммент. - М.: Российский гуманитарный университет, 2010. С. 19-35.

3 Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века / пер. с фр. А.М. Руткевича. 2-е изд. - СПб.: ИД СПбГУ, 2003.С. 10-13.

4 Сияхпуш Абутораб Сейед Бейт ал-хикма. История академии наук на Востоке. - М.: Садра, 2018.

5 Поскетт Дж. Незападная история науки: Открытия, о которых мы не знали / Пер. с англ. И. Евстигнеевой. - М.: Альпина Паблишер, 2024.

создании научных школ. XVII столетие было переломным временем не только с точки зрения становления новой, Вестфальской системы международных отношений, которая возникла после Тридцатилетней войны (1618 - 1648). О социальном и ментальном переломе следует говорить, рассматривая то время с позиций появления суверенных государств и утверждения абсолютизма. Этот век знаменовался поворотом интереса власти к науке и пониманием ее роли в укреплении государства6.

Надо отдавать отчет в том, что этого поворота власти к науке не произошло бы, если бы ни настойчивые призывы к ней со стороны выдающихся умов того времени. Среди них в первую очередь необходимо упомянуть английского философа, публициста, историка, государственного деятеля Фрэнсиса Бэкона (1561 - 1626). Для донесения до власти и общества представлений о значимости науки Бэкон обратился к образу утопии и в работе «Новая Атлантида» (англ. New Atlantis), опубликованной уже после смерти автора. В ней Бэкон представил страну, в которой жизнь людей неразрывно связана с достижениями науки и техники. А за их создание отвечает своеобразный орден ученых, называемый «Домом Соломона»7. Это учреждение явилось прообразом будущих академий наук не в одной Англии, но и в других европейских странах.

В них не меньше, чем в Туманном Альбионе, задумывались о важности науки для совершенствования государственного управления, преобразования повседневной жизни людей, а еще больше — для понимания устройства мира. В самом начале XVII столетия, в 1603 г., молодой ученый Федерико Чези (1585 - 1630) основывает Академию деи Линчеи (итал. Accademia dei Lincei — академия рысьеглазых). Это название отразило понимание того, что наука требует особой зоркости, которой обладают животные, например, рыси (итал. lince, лат. lynx). Но также это наименование было своеобразной перекличкой с Античным миром и его выдающимся мифом об аргонавтах, где впередсмотрящий носил имя Линкей, что стало основанием выражения «линкеевы глаза». Сам Чези видел задачу Академии в том, что «за неимением доселе учреждения, философской опоры для столь достойного, важного и свойственного человеку занятия, как обретение знания, с этой целью и была создана академия, или Совет Линчеи, которая была призвана объединить людей, пригодных для таких

6 Девятова С.В., Купцов В.И. Возникновение первых академий наук в Европе // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 1. С. 132-150.

7 Коган-Бернштейн Ф.А. «Новая Атлантида» и «Опыты» Фрэнсиса Бэкона // Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. 2-е изд. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. С. 149-194; Попова М.К. «Новая Атлантида» Ф. Бэкона как литературное и научное сочинение // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: филология, журналистика: сборник. 2016. № 2. С. 54.

действий, и восполнить все вышеупомянутые недостатки, устранив все препятствия, подобная зоркой рыси, оттачивающей остроту ума и память, необходимые для познания вещей с всех сторон, изнутри и снаружи, как подобает, все представленное в этом огромном театре природы»8. Среди членов этого научного учреждения были физик, механик, астроном, философ и математик Галилео Галилей (1564 - 1642) и куриальный кардинал, дипломат и меценат Франческо Барберини (1597 - 1679). Именно он оказался единственным из десяти судей, участвовавших в судебном процессе над Галилеем, кто выступил за вынесение более мягкого приговора. При Академии деи Линчеи были утроены ботанический сад, кабинет редкостей природы и библиотека. Однако после смерти своего основателя Академия Деи Линчеи, не имя поддержки, к 1651 г. распалась

Представления о том, что знания дают зоркость и открывают горизонт, разделял и один из основоположников философии Нового времен Рене Декарт (1596 - 1650). Он рассуждал по этому поводу следующим образом: «Смертными владеет любопытство настолько слепое, что часто они ведут свои умы по неизведанным путям без всякого основания для надежды, но только для того, чтобы проверить, не лежит ли там то, чего они ищут; как если бы кто загорелся настолько безрассудным желанием найти сокровище, что беспрерывно бродил бы по дорогам, высматривая, не найдет ли он случайно какое-нибудь сокровище, потерянное путником»9.

Этот образ слепых прочно укоренился в сознании европейцев благодаря пронзительному полотну великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525 - 1569) «Притча о слепых» (ни-дерл. Deparabel der blinden), известному также под названиями «Слепые» и «Слепой ведет незрячего». Для того чтобы вывести незрячего на дорогу, не дать ему упасть в пропасть, проводнику надо не только видеть путь, но и знать слово. Возможно, именно такой логикой руководствовался первый министр короля, кардинал Ришельё (1585 - 1642), когда в 1635 г. взял под покровительство Французскую академию (фр. Académie française), являвшуюся до этого частным обществом. Кардинал ставил задачу сделать французский язык не только элегантным, но и способным трактовать все искусства и науки10.

8 Реале Дж, Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / пер. с итал. С. Мальцевой, науч. ред. Э. Соколов. Т. 3. - СПб.: Петрополис, 1996. С. 156.

9 Декарт Р. Сочинения: в 2 т. / сост., ред. В.В. Соколова; пер. с лат. и фр. С.Я Шейнман-Топштейн и др. - М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 85.

10 ТерноваяЛ.О. Старания кардинала Ришелье // Государственная служба. 2003. № 1. С. 154-159.

Потребность в организации подобных научных заведений в середине XVII в. ощущалась во всех западно-европейских государствах. В баварском городе Швайнфурге в 1652 г. открывается «Общество испытателей природы». После того, как ему начинает оказывать покровительство император Священной Римской империи Леопольд I (1640 - 1705) это учреждение, отмеченное исследованиями в области ботаники, минералогии и медицины, получает имя «Леопольдина» (нем. Deutsche Akademie der Naturforscher Leopoldina). В 1657 г., т.е. примерно в то же время, что и «Леопольдина», во Флоренции начинает работать Академия дель Чимен-то (лат. Accademia del Cimento; итал. Accademia dell'esperimento), или Академия опытов. Название указывало на ее практическую направленность. К сожалению, через десять лет после основания, лишившись поддержки герцогов Тосканы Фердинанда II и его брата Леопольда, академия вынуждена была закрыться11.

Более благосклонной была судьба учрежденного в Лондоне в 1660 г. двенадцатью учеными научного общества «Коллегия для развития физико-математического экспериментального знания». Ей открыто покровительствовал король Карл II (1630 - 1685), который через год после основания стал полноправным членом Коллегии. В 1662 г. специальной хартией ей были приданы статус королевского учреждения и наименование «Лондонское королевское общество для дальнейшего развития, посредством опытов, наук о природе и полезных искусств» (англ. The Royal Society of London for the Improvement of Natural Knowledge)12. А еще через десять лет членом Королевского общества станет Исаак Ньютон (1642 - 1727), который в 1703 г. займет пост его президента.

Если в Англии в то время ученые испытывали немалые финансовые трудности, то в начавшей работать во Франции в 1666 г. Академии наук таковых сложностей не было благодаря заботам первого министра Франции Жана-Батиста Кольбера (1618 - 1683). Помимо этой академии Кольбер был инициатором создания Академии надписей и литературы (1663), Королевской академии музыки (1669) и Королевской академии архитектуры (1671). Власти Франции выплачивали пособия выдающимся деятелям науки и культуры. Также государство обеспокоилось тем, чтобы их труды получали известность, учредив в 1665 г. первый на-

11 Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий. Середина XVII - середина XVIII в. / АН СССР. Ин-т истории естествознания и техники. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. С. 31.

12 Гатина М.Р., Михель Д.В. Ранняя история Лондонского Королевского общества глазами современных историков науки // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. ИВИРАН. 2011. Вып. 34. С. 191-205.

учно-литературный журнал в Европе — «Журнал ученых» (фр. Journal des sçavans).

В результате целенаправленных действий представителей научного мира и властей во многих странах к концу XVII столетия не только утвердился статус науки как определяющего элемента технического развития, но сформировалось представление, что без государственной поддержки научных сообществ невозможно направить исследования в то, русло, в котором они служат процветанию государства, независимо от того, осуществлялись ли изыскания в естествознании, технической области или гуманитарной. Все это способствовало познанию и преобразованию действительности. Неудивительно что, познакомившись с таким отношением властей государств Европы к науке, Петр I, который в 1717 г. стал членом Французской академии, в 1724 г. принял решение об учреждении Академии наук в России. По многим параметрам новое учреждение было близко к своим иностранным собратьям. В нем также было много зарубежных ученых. Оно зависело от финансирования и воли властей. А еще было ориентировано на практику. Так, первым государственным заданием для Академии стало вскрытие туши сдохшей львицы из царского зверинца13.

Все эти три направления определили ход академической истории как царского, так и советского периодов. Хотя на каждом из этапов были ученые, которые пытались увещевать власти, что академическая наука не может быть сведена до решения сугубо прикладных задач и что при таком порочном процессе невозможно вырастить истинных ученых. Один из самых печальных примеров такой прямолинейной ориентации на практику — тридцать лет работы Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (ВАСХНИЛ) при Трофиме Денисовиче Лысенко (1898 - 1976), академике, Герое Социалистического Труда (1945), лауреате трех Сталинских премий первой степени (1941, 1943, 1949)14. Однако и противоположный ориентир — на чистую и высокую науку — тоже не всегда бывает оправданным. Именно в такой завораживающей воображение науке часто господствуют гипотезы, которые еще не дождались времени своего опровержения. И даже если они призывно манят не только ученых, но и все общество, к ним стоит относиться с большой до-

13 Новый функционал РАН превратил ее в сугубо экспертную госструктуру // Независимая газета. 2024. 5 февраля.

14 Любищев А.Ф. О монополии Т. Д. Лысенко в биологии / Предисл. А.Н. Марасова. - М.: Памятники исторической мысли, 2006; Медведев Ж.А. Взлет и падение Лысенко: История биологической дискуссии в СССР (1929 - 1966) / Предисл. акад. И.Т. Фролова. - М.: Книга, 1993.

лей научной критики. Например, такую критическую позицию не смогли себе позволить советские академики, принимая в свои ряды в 1919 г. коммунистического теоретика Николая Ивановича Бухарина (1888 - 1938)15.

К счастью, даже отрицательный опыт является тем багажом, который помогает избегать ошибок. При всех огромных достижениях Академии наук в годы Советского Союза того, чего нежелательно повторять на новом этапе, накопилось достаточно. Более того, в новом развитии Академии наук на четвертом столетии ее существования можно и нужно учитывать не только собственный научно-организационный опыт, но и специфику российской университетской системы, науку внутри которой еще совсем недавно видели в качестве полноценного заменителя академической науки. Очевидно, именно вузовская наука, как часть университетской организации, имеющей главную цель подготовки специалистов для практики, должна также быть повернута лицом к практике.

Опытная сторона науки, что сосредоточена в структурах РАН, тоже не может не быть настроена на режим Research and Development (R&D). Но только сосредоточенность на исследовании (англ. Research) обязательно должна предполагать расширение инструментария таких научных разработок, которые принято назвать прорывными. Далее важно предложить методики применения этих инструментов в как можно большем числе областей. И также необходимо предвидеть, где могут быть внедрены продукты, полученные с помощью этих инструментов.

Безусловно, одним из самых ценных инструментов всегда и везде выступали знания. А чтобы они не оказались невостребованными, необходимо формировать самый широкий социальный запрос на новые знания. При такой направленности исследовательский процесс перетекает в процесс развития (англ. Development), кодовым понятием которого выступает «устойчивость». Ее можно и нужно прочитывать в контексте концепции устойчивого развития. Однако то, как это происходит в западном мире применительно к «зеленым» технологиям, заставляет вспоминать и герб Академии дель Чименто, на котором была изображена была печь с тремя тиглями и надписью над ними в виде изречения Данте «provando е riprovando» (доказательством и еще раз доказательством), и русскую пословицу, что надо семь раз отмерить, а один — отрезать. Есть более глубокий исторический смысл подобного подхода к развитию. Он предупреждает об ответственности за имеющееся и об опасности отказа от традиционных моделей в погоне за модернизацией, даже если она открывает

15 Смирнов И. Научная оттепель или «Большая сделка» // Независимая газета. 2024. 23 января.

быстрый путь к технологическому суверенитету. Не случайно в повседневном представлении академизм ассоциируется не только с неспешностью, но и основательностью.

С таким серьезным багажом подошла Российская академия наук к своему 300-летию. Эта фундированность проявилась в том, что имеющиеся у РАН тринадцать тематических отделений позволяют ученым охватывают практически все направления науки, выступать в роли высшего экспертного центра. Логично и то, что президент РАН Геннадий Яковлевич Красников введен в состав Совета безопасности Российской Федерации16.

Карлу Марксу принадлежит заключение о том, что «в науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Это общее понимание научной дороги распространяется и на все, связанные с нею процессы и институты. Применимо оно и к характеристике академий наук и искусств, которые, безусловно, представляют собой сияющие вершины. Чтобы их достичь и не разрушить эти глыбы, а с ними и все окружающее пространство, важно не торопится прокладывать к ним магистраль, а следует научиться ощущать смыслы и красоту традиционных каменистых троп.

Список литературы:

1. Гатина М.Р., Михель Д.В. Ранняя история Лондонского Королевского общества глазами современных историков науки // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. ИВИРАН. 2011. Вып. 34. С. 191-205.

2. Девятова С.В., Купцов В.И. Возникновение первых академий наук в Европе // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 1. С. 132-150.

3. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. / сост., ред. В.В. Соколова; пер. с лат. и фр. С.Я Шейнман-Топштейн и др. - М.: Мысль, 1989. Т. 1. 654 с.

4. Емельяненков А. Президент РАН Красников: Академия наук готова к экстремальным вызовам времени // Российская газета. 2024. 7 февраля.

5. Коган-Бернштейн Ф.А. «Новая Атлантида» и «Опыты» Фрэнсиса Бэкона // Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. 2-е изд. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. С. 149-194.

6. Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий. Середина XVII - середина XVIII в. / АН СССР. Ин-т истории естествознания и техники. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. 265 с.

7. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века / пер. с фр. А.М. Руткевича. 2-е изд. - СПб.: ИД СПбГУ, 2003. 154 с.

8. Любищев А.Ф. О монополии Т.Д. Лысенко в биологии / Предисл. А.Н. Марасова. - М.: Памятники исторической мысли, 2006. 520 с.

9. Медведев Ж.А. Взлет и падение Лысенко: История биологической дискуссии в СССР (1929 - 1966) / Предисл. акад. И.Т. Фролова. - М.: Книга, 1993. 348 с.

10. Новый функционал РАН превратил ее в сугубо экспертную госструктуру // Независимая газета. 2024. 5 февраля.

11. Попова М.К. «Новая Атлантида» Ф. Бэкона как литературное и научное сочинение // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: филология, журналистика: сборник. 2016. № 2. С. 51-54.

12. Поскетт Дж. Незападная история науки: Открытия, о которых мы не знали / Пер. с англ. И. Евстигнеевой. - М.: Альпина Паблишер, 2024. 474 с.

13. Реале Дж, Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / пер. с итал. С. Мальцевой, науч. ред. Э. Соколов. Т. 3. СПб.: Петрополис, 1996. XII, 712 с.

14. Сияхпуш Абутораб Сейед Бейт ал-хикма. История академии наук на Востоке. - М.: Садра, 2018. 400 с.

16 Емельяненков А. Президент РАН Красников: Академия наук готова к экстремальным вызовам времени // Российская газета. 2024. 7 февраля.

15. Смирнов И. Научная оттепель или «Большая сделка» // Независимая газета. 2024. 23 января.

16. Терновая Л.О. Ономастика международных отношений: монография. - М.: ИНФРА-М, 2024. 349 с.

17. Терновая Л.О. Старания кардинала Ришелье // Государственная служба. 2003. № 1. С. 154-159.

18. Ярхо Б.И. Поэзия Каролингского возрождения / пер. с лат. яз. Б.И. Ярхо с его введ. и коммент. - М.: Российский гуманитарный университет, 2010. 311 с.

Bibliography

1. Gatina M.R., Mikhel D.V. The early history of the Royal Society of London through the eyes of modern historians of science // Dialogue with time: Almanac of intellectual history. IVIRAN. 2011. Issue. 34. P. 191-205.

2. Devyatova S.V., Kuptsov V.I. The emergence of the first academies of sciences in Europe // Social and humanitarian knowledge. 2011. № 1. P. 132-150.

3. Descartes R. Works: in 2 volumes / comp., ed. V.V. Sokolova; lane from lat. and fr. S.Ya Sheinman-Topshtein et al. - M.: Mysl, 1989. Vol. 1. 654 p.

4. Emelyanenkov A. President of the Russian Academy of Sciences Krasnikov: The Academy of Sciences is ready for the extreme challenges of the time // Rossiyskaya Gazeta. 2024. February 7.

5. Kogan-Bernstein F.A. "New Atlantis" and "Experiences" of Francis Bacon // Bacon F. New Atlantis. Experiences and instructions, moral and political. 2nd ed. - M.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1962. P. 149-194.

6. Kopelevich Yu.Kh. The emergence of scientific academies. Mid-17th - mid-18th centuries. / USSR Academy of Sciences. Institute of History of Natural Sciences and Technology. - L.: Science. Leningr. department, 1974. 265 p.

7. Le Goff J. Intellectuals in the Middle Ages / trans. from fr. A.M. Rutkevich. 2nd ed. - St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University, 2003. 154 p.

8. Lyubishchev A.F. About the monopoly T.D. Lysenko in biology / Preface. A.N. Marasova. - M.: Monuments of historical thought, 2006. 520 p.

9. Medvedev Zh.A. The Rise and Fall of Lysenko: The History of Biological Discussion in the USSR (1929 - 1966) / Preface. acad. I.T. Frolova. - M.: Book, 1993. 348 p.

10. The new functionality of the RAS turned it into a purely expert government structure // Nezavisimaya Gazeta. 2024. February 5.

11. Popova M.K. "New Atlantis" by F. Bacon as a literary and scientific work // Bulletin of Voronezh State University. Series: philology, journalism: collection. 2016. № 2. P. 51-54.

12. Poskett J. Non-Western history of science: Discoveries we didn't know about / Trans. from English I. Evstigneeva. - M.: Alpina Publisher, 2024. 474 p.

13. Reale J, Antiseri D. Western philosophy from its origins to the present day / trans. from Italian S. Maltseva, scientific. ed. E. Sokolov. Vol. 3. St. Petersburg: Petropolis, 1996. XII, 712 p.

14. Siyahpush Abutorab Seyed Beit al-hikma. History of the Academy of Sciences in the East. - M.: Sadra, 2018. 400 p.

15. Smirnov I. Scientific Thaw or "Big Deal" // Nezavisimaya Gazeta. 2024. January 23.

16. Ternovaya L.O. Onomastics of international relations: monograph. - M.: INFRA-M, 2024. 349 p.

17. Ternovaya L.O. The efforts of Cardinal Richelieu // Public Service. 2003. № 1. P. 154-159.

18. Yarkho B.I. Poetry of the Carolingian Renaissance / trans. from lat. language B.I. Yarho with his input. and comment. - M.: Russian University for the Humanities, 2010. 311 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.