Научная статья на тему 'АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЭССЕ: ВЛИЯНИЕ ИТОГОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА'

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЭССЕ: ВЛИЯНИЕ ИТОГОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
139
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВЕРНУТОЕ ПИСЬМЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / ЕГЭ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО / СТРУКТУРА ЭССЕ / СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Караваева Екатерина Михайловна

Проводятся комплексный анализ и оценка итоговой письменной работы по английскому языку с точки зрения ее использования в качестве основы для формирования навыков академического письма. Рассматриваются структура развернутого письменного высказывания и требования, предъявляемые к выполнению этого задания, с целью сопоставить их с моделью классического академического эссе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Караваева Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC ESSAY: THE INFLUENCE OF THE FINAL PAPER IN THE CONTEXT OF THE UNIFIED STATE EXAM

The article deals with the complex analysis and the assessment of the final paper of the English language from the perspective of the usage as the basis for the development of the skills of the academic writing. There is considered the structure of the extended written statement and the requirements to the fulfillment of the task aimed at their contrast with the model of the classic academic essay.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЭССЕ: ВЛИЯНИЕ ИТОГОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА»

Eidetic techniques in teaching of foreign language vocabulary in university

The article deals with the eidetic teaching techniques represented the system of the voluntary memorization techniques on the basis of the concrete and imaginative thinking. Despite of the variety of the methodological technologies that contribute to the activation of a foreign language vocabulary, the students have a number of problems associated with memorizing and reproducing of information. The author reveals the simplest and most effective eidetic techniques, there is described the experience of their usage at English lessons in university.

Key words: eidetic, eidetic techniques, mnemonic methods, teaching a foreign language, vocabulary improvement, voluntary memorization.

(Статья поступила в редакцию 28.07.2021)

ем. караваева

(Москва)

академическое эссе: влияние итоговой письменной работы в рамках егэ по Английскому языку на формирование навыков академического письма

Проводятся комплексный анализ и оценка итоговой письменной работы по английскому языку с точки зрения ее использования в качестве основы для формирования навыков академического письма. Рассматриваются структура развернутого письменного высказывания и требования, предъявляемые к выполнению этого задания, с целью сопоставить их с моделью классического академического эссе.

Ключевые слова: развернутое письменное высказывание, ЕГЭ, академическое письмо, структура эссе, стилистическое оформление.

Академическое эссе, наряду с курсовыми и дипломным проектами, все чаще становится формой промежуточной и итоговой аттестации в сфере высшего образования России. В американских и европейских вузах данный

кие науки -

жанр давно обрел черты «дисциплины, занимающейся не столько особенностями самих текстов, сколько изучением процесса их написания» [1, с. 411]. Неудивительно, что увеличивается количество статей и монографий по проблемам использования жанра эссе на занятиях по целому ряду дисциплин [1-7], поскольку данный вид работы имеет целый ряд достоинств. Преподаватели и исследователи сходятся во мнении, что работа над научным эссе побуждает обучающихся «систематически порождать связные тексты по изучаемому предмету, освоить язык данной предметной области и выработать навыки академической "грамотности", тренирует наблюдательность и аналитичность; развивает исследовательские и коммуникативные компетенции, формирует индивидуальный стиль изложения» [1, с. 412; 4, с. 117; 7, с. 100]. Особую актуальность навыки академического письма приобретают для тех, кто планирует обучение в американском или европейском вузе, поскольку эссе является неотъемлемой формой обучения по любой специальности.

обучение экономистов-международников на факультете международных экономических отношений МГИМО в рамках программы двойного диплома совместно с университетом города Рединг (Великобритания) предполагает специализированный модуль «Развитие академических навыков», рассчитанный на 120 академических часов. Цели данной дисциплины включают формирование у учащихся основных учебных навыков и обучение жанровым особенностям академического английского. Помимо освоения умений устных выступлений, таких как презентации по предложенным темам и доклады на семинарах и конференциях, студенты должны научиться выражать свои мысли на письме через различные типы текстов (сочинение-убеждение, повествование, рассуждение) в соответствии с международными требованиями, предъявляемыми к академическому письму. В связи с этим принципиально важным представляется уровень владения английским языком и наличие навыков письма, с которым выпускники оканчивают школу и поступают в институт.

В данной статье мы рассмотрим потенциал итоговой письменной работы по английскому языку в рамках единого государственного экзамена в качестве основы для формирования навыков академического письма, основываясь на опыте преподавания академиче-

О Караваева Е.М., 2021

ского английского языка в МГИМО для студентов программы двойного диплома совместно с университетом города Рединг. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие действия:

- проанализировать структуру развернутого письменного высказывания на английском языке в рамках ЕГЭ и требования, предъявляемые к выполнению этого задания;

- сопоставить их с моделью классического академического эссе;

- оценить влияние итоговой работы на развитие навыков, необходимых для успешного выполнения последующих работ в рамках обучения академическому английскому языку.

Поставленные задачи требуют применения описательного и сравнительно-сопоставительного методов.

Рассмотрим формат письменного высказывания с элементами рассуждения, которое выпускники должны выполнить в ходе единого государственного экзамена по английскому языку. В задании предлагается на выбор два утверждения, на основе которых необходимо выразить свою точку зрения, придерживаясь четкого единого плана, который не зависит от формулировки конкретной темы. Каждый пункт предложенного плана необходимо оформить в отдельный абзац:

• вступление, в котором важно обозначить тему и существование двух точек зрения;

• основная часть:

- 1-й абзац - выражение своего мнения и 2-3 аргумента в его поддержку;

- 2-й абзац - выражение противоположной точки зрения и 2-3 аргумента;

- 3-й абзац - контраргумент в ответ на противоположное мнение;

• заключение, в котором нужно подтвердить свое мнение и суммировать аргументы.

данное задание направлено на проверку умений «создать письменный текст, выразить свое мнение, привести свои аргументы и рассуждения» [5, с. 9].

Выполнение задания оценивается по пяти критериям: решение коммуникативной задачи (содержание), организация текста, языковое оформление текста: лексика, грамматика, орфография и пунктуация. Представляется важным отметить, что при выполнении задания выпускники должны придерживаться более формального, близкого к академическому, стиля изложения. Например, не допускается использование сокращенных грамматических форм (isn't; don't), фразовых глаголов и разговорной лексики (kids, cool), личных место-

имений (we, you). Напротив, приветствуется стремление к безличным структурам, например: It is possible... вместо You can...

К наиболее частотным ошибкам, совершаемым выпускниками, можно отнести неумение выделить проблему и перефразировать ее; неумение дать развернутые и весомые аргументы и контраргументы в защиту своей точки зрения; неумение делать выводы в заключении; нарушение логичности и связности текста [5].

В соответствии с задачами нашей статьи следующим шагом станет рассмотрение структуры академического эссе. Мнения о количестве моделей английского академического эссе расходятся, однако большинство западных исследователей и составителей учебных пособий выделяют пять основных моделей: Advantages and disadvantages essay, Problem-Solution essay, Opinion (argument) essay, Agree and disagree essay и Discussion essay [9]. Рассмотрим наиболее распространенные виды эссе на примерах формулировок самих заданий:

- What are the main arguments for and against the implementation of very high rates of taxation? - argument (аргументативное);

- Road transport is inexpensive, convenient and one of the most flexible modes of transport, but it is not as eco-friendly as others methods. Discuss - comparison (сравнительное);

- Trace the history and development of en-vironmentalism from the 1950s to the end of the 20th century, using examples of environmental issues to illustrate your answer - descriptive (описательное);

- Discuss the problems faced by international students in the UK. Suggest and evaluate possible solutions to these problems - problem-solution (обозначение проблемы и ее решения);

- The increase in online shopping is online factor in the decline of the British high street. Discuss - cause and effect (причинно-следст-веннное).

Несмотря на обозначенное разнообразие типов эссе (описательное, дискуссионное, сравнительное и т. д.), структура академического эссе едина. Любое эссе должно состоять из следующих частей.

• Вступление (Introduction) обозначает проблему. Вступление содержит общее введение, основную информацию, сведения по истории вопроса (background /general statement) и описание того, о чем конкретно будет говориться в основной части (thesis statement).

• основная часть (Body) содержит аргументированное раскрытие проблемы на осно-

ве собранного материала. Анализ данных и аргументация должны точно соотноситься с поднятыми в эссе проблемами. Данная часть работы включает соотношение и обобщение других точек зрения с изложением собственной и ее обоснованием. Доказательства должны быть убедительными и взвешенными. Их количество зависит от обсуждаемой проблемы, избранного плана и логики развития мысли. Для выделения главных моментов аргументированного изложения, обозначения его основных пунктов и соблюдения логики в раскрытии проблемы рекомендуется использовать параграфы, каждый из которых отражает одну главную мысль.

• Заключение (Conclusion) представляет собой краткое обобщение и изложение основных аргументов. Заключение может содержать также такой важный дополняющий эссе элемент, как указание на применение работы, не исключая взаимосвязи с другими проблемами [8].

Обратимся к языковому оформлению академического эссе. Еще в начале XX в. один из преподавателей оксфордского университета A.W. Ready, составляя правила написания классического академического эссе в книге Essays and Essay writing for public examinations, основное внимание уделил прежде всего стилю изложения [10].

Английское академическое эссе отличает особый стиль, сочетающий ясность и лаконичность, что, в свою очередь, влияет на отбор лексики и грамматических структур. обозначим некоторые особенности академического стиля с помощью примеров.

1. Предпочтение самостоятельным глаголам вместо фразовых глаголов: The issue was brought up raised during the meeting.

2. Необходимость избегать употребления слов с обобщенным, размытым значением, таких как big, nice, good, thing: Government policy has a big major / significant / important impact on the way business is conducted.

3. Применение номинализации вместо самостоятельного предложения: The number of cases is increasing and this is causing great concern among local health authorities. - The increase in the number of cases is causing great concern among local health authorities.

4. Использование безличных структур для выражения собственного мнения: I think It is likely that information technology will be used increasingly in education.

5. Предпочтение структурам в пассивном залоге: The reader should note two important as-

'кие науки -

sumptions. - Two important assumptions should be noted.

• Необходимость избегать категоричности и излишней эмоциональности заявлений: Nowadays everyone has there is widespread access to the Internet; It is ridiculous to think that debatable whether the problems can be solved by economic means; The virus is appears to be widespread in central Asia.

Помимо вышеназванного, в академическом стиле письма традиционно принято избегать использования сокращенных форм (mustn't, it's) и разговорной лексики (The results from a lot of many of these recent projects have been pretty good encouraging) [9].

обозначив ключевые характеристики академического эссе и финальной письменной работы, можно проанализировать, каким образом выполнение письменного задания по английскому языку влияет на формирование навыков написания академического эссе у студентов. Представляется целесообразным рассмотреть этот вопрос сначала на содержательном уровне, а затем на уровне языкового оформления.

В первую очередь следует отметить, что подготовка и выполнение этого задания учат выпускников выделять проблему, формулировать собственное отношение и давать аргументы в его поддержку. Высказывание противоположной точки зрения с аргументацией призвано формировать непредвзятость и объективность.

Как уже отмечалось выше, выпускники должны написать развернутое высказывание по предложенной теме, придерживаясь одного и того же плана. С одной стороны, это позволяет им освоить базовые принципы написания эссе. однако, привыкнув к единому шаблону, в дальнейшем обучающиеся могут испытывать трудности при написании различных видов академического эссе. В первую очередь это касается отсутствия навыка правильной интерпретации заявленной темы и определения вида эссе.

Понимание, какой именно тип эссе необходимо написать, имеет принципиальное значение для успешного выполнения задания. Задания к академическому эссе помимо самого тезиса всегда содержат инструкции, обозначающие, что именно автор должен сделать, например: analyse (проанализировать), compare (сравнить), evaluate (дать оценку), illustrate (проиллюстрировать примерами) и т. д. [11]. Наличие подобного рода инструкций опреде-

ляет подход автора к работе над эссе и требует применения соответствующих тактик. Рассмотрим некоторые примеры заданий.

• Trace the events which led to the French Revolution. - Опишите события, предшествующие Великой французской революции.

• Interpret the significance of the French Revolution for contemporary France. - Объясните значение Великой французской революции для современной Франции.

• Analyse the impact of the French Revolution on the nineteenth-century Europe. - Проанализируйте влияние Великой французской революции на европейские страны XIX в.

Несмотря на то, что каждая из предложенных выше тем затрагивает одно и то же историческое событие, именно формулировка задания влияет на то, какой тип эссе должен написать автор.

К сожалению, невнимание к формулировке задания и привычка следовать единому шаблону, который закладывается при подготовке к письменному заданию ЕГЭ, довольно часто становятся проблемой для студентов. Умение определить основную задачу и выделить главное в предложенной теме являются первым шагом на пути к написанию хорошего эссе.

Еще одним препятствием в дальнейшей работе над академическим эссе может стать сама структура письменного задания ЕГЭ, предполагающая обязательный параграф с высказыванием противоположного мнения и параграф с контраргументом. Студенты по привычке следуют этому формату в любой работе, не обращая внимания на предложенное задание и тип эссе. Например, обязательно включают указанные параграфы в те виды эссе, где это не предусмотрено заданием.

Языковое оформление эссе также может вызывать сложности у обучающихся. Наибольшие трудности вызывают отбор лексических единиц и грамматических структур, характерных для жанра эссе, и необходимость избегать категоричности и выстраивать стилистически нейтральную аргументацию. Бывшие выпускники часто используют упрощенные грамматические структуры с обыденной лексикой, что допускается в рамках итоговой письменной работы, но не приветствуется в академическом эссе. Например, они скорее создадут предложение If people have a pet, they will live longer вместо Owing a pet may increase life expectancy. Вчерашним школьникам также сложно уйти от излишней эмоциональности и категоричности высказываний, таких как

I strongly believe или It must be said. В английском академическом письме большое внимание уделяется так называемому hedging - различным способам смягчения заявлений, что объясняется как самой традицией письма, так и нормами английского языка. Например, многие выпускники скорее напишут Everybody knows вместо It appears to be a wide spread assumption. Второе предложение не только звучит менее категорично, но и задействует более сложную грамматическую структуру. Как показывает практика, именно работа над стилистическим оформлением часто представляет наибольшую сложность для студентов.

Таким образом, сравнительно-сопоставительный анализ выпускной письменной работы и академического эссе наглядно продемонстрировал целый ряд аспектов, требующих повышенного внимания при обучении студентов основам академического письма.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что подготовка к финальной письменной работе помогает выпускникам получить представление о жанре эссе и его стилистическом оформлении, а также сформировать базовые навыки организации связного текста. В то же время итоговая школьная работа лишь отчасти дает представление об академическом стиле письма. Стандартная схема письменного высказывания ЕГЭ также может затруднить дальнейшую работу над написанием различных типов эссе. Освоение курса «Академические навыки» позволяет студентам овладеть более широким набором умений и навыков, необходимых для успешной реализации письменной речи на английском языке.

Список литературы

1. Азов А. XVI Фулбрайтовская международная гуманитарная летняя школа «Академическое письмо: актуальный международный опыт» // Нов. лит. обозрение. 2014. № 1(125). С. 411-414.

2. Аниськина Н.В. Стилевая принадлежность эссе как проблема предпереводческого анализа текста // Балт. гуманит. журн. 2019. № 3(28). С. 251254.

3. Бузальская Е.В., Любимова Н.А. Модели русского академического эссе (ТРКИ-3) // Международный научно-исследовательский журнал. Педагогические науки. 2017. Вып. 3(57). С. 13-17.

4. Венедиктова Т.Д. Уроки письма в трасна-циональной перспективе: опыт Чикагского университета // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 116-119.

5. Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендации обучающимся по организа-

педагогические науки

ции индивидуальной подготовки к ЕГЭ 2020 года. Английский язык. М., 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.old.fipi.ru/sites/default/files/ document/2020/mr/angliyskiy_yazyk_ege.pdf (дата обращения: 26.06.2021).

6. Дубина В. Как писать эссе [Электронный ресурс]. URL: http://www.msses.m/Файлы%20для %20скачивания/ess2012_ak.pdf (дата обращения: 21.06.2021).

7. Короткина И.Б. Академическое письмо [Электронный ресурс]. URL: http://www.msses.ru/ students/requirements/ (дата обращения: 26.06.2021).

8. Минеева И.Н. Академическое эссе: теория и практика жанра // Филологический класс. 2015. № 2(40). С. 7-14.

9. Hewings M., Thame C. Cambridge Academic English Advanced. Cambridge University Press, 2012.

10. Ready A.W. Essays and Essay Writing for public examinations: London George Bell and sons, 1900.

11. Transferable Academic Skills Kit (TASK).

Garnet Education, 2015.

* * *

1. Azov A. XVI Fulbrajtovskaya mezhdunarod-naya gumanitarnaya letnyaya shkola «Akademiche-skoe pis'mo: aktual'nyj mezhdunarodnyj opyt» // Nov. lit. obozrenie. 2014. № 1(125). S. 411-414.

2. Anis'kina N.V. Stilevaya prinadlezhnost' esse kak problema predperevodcheskogo analiza teksta // Balt. gumanit. zhurn. 2019. № 3(28). S. 251-254.

3. Buzal'skaya E.V., Lyubimova N.A. Modeli rus-skogo akademicheskogo esse (TRKI-3) // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. Pedagogi-cheskie nauki. 2017. Vyp. 3(57). S. 13-17.

4. Venediktova T.D. Uroki pis'ma v trasnacional'-noj perspektive: opyt Chikagskogo universiteta // Vys-shee obrazovanie v Rossii. 2013. № 8-9. S. 116-119.

5. Verbickaya M.V., Mahmuryan K.S. Metodi-cheskie rekomendacii obuchayushchimsya po orga-nizacii individual'noj podgotovki k EGE 2020 goda. Anglijskij yazyk, M., 2020 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.old.fipi.ru/sites/default/files/document/20 20/mr/angliyskiy_yazyk_ege.pdf (data obrashcheniya: 26.06.2021).

6. Dubina V. Kak pisat' esse [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.msses.rn/Fajly%20dlya%20skachiva niya/ess2012_ak.pdf (data obrashcheniya: 21.06.2021).

7. Korotkina I.B. Akademicheskoe pis'mo [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.msses.ru/students/ requirements/ (data obrashcheniya: 26.06.2021).

8. Mineeva I.N. Akademicheskoe esse: teoriya i praktika zhanra // Filologicheskij klass. 2015. № 2(40). S. 7-14.

О Каскова М.Е., 2021

Academic essay: the influence of the final paper in the context of the Unified State Exam

The article deals with the complex analysis and the assessment of the final paper of the English language from the perspective of the usage as the basis for the development of the skills of the academic writing. There is considered the structure of the extended written statement and the requirements to the fulfillment of the task aimed at their contrast with the model of the classic academic essay.

Key words: extended written statement, the Unified State Exam, academic writing, essay structure, stylistic design.

(Статья поступила в редакцию 02.08.2021)

М.Е. КАСКоВА (Москва)

дистанционное обучение реферированию текстов на иностранном языке в вузе

(на примере итальянского языка)*

Исследуется эффективность педагогических приемов и средств стимулирования учебной мотивации на занятиях дисциплины «Реферирование и аннотирование текстов на иностранном языке» при онлайн-обучении в высшей школе. Рассматривается комбинация ресурсов и инструментов платформы Microsoft Teams и разработанного учебного пособия по реферированию с целью активизации мотивации учащихся и повышения их вовлеченности в процесс дистанционного обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: дистанционное обучение, платформа Microsoft Teams, реферирование, активизация мотивации.

После почти двух лет дистанционного обучения очевидно, что оно должно остаться, даже если кризис распространения корона-вируса будет преодолен. Автор не стремится дать описание преимуществ и возможностей,

* Публикация выполнена при поддержке Программы стратегического академического лидерства РУДН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.