Научная статья на тему 'Академический рисунок-методика П. Чистякова и принципы организации образовательного процесса для художников-дизайнеров'

Академический рисунок-методика П. Чистякова и принципы организации образовательного процесса для художников-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1453
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЙ / РИСУНОК / ДИЗАЙНЕР / ХУДОЖНИК / ТРАДИЦИЯ / ИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лютер Ю.А.

В данной статье рассматриваются вопросы необходимости создания универсальной методики по усвоению студентами гуманитарных ВУЗов основ профессиональных дисциплин. Для полноценного усвоения материала рекомендуется использовать лучшие достижения отечественной гуманитарной науки, изучая их в пространственновременном срезе. Через последовательный анализ достижений конкретной личности в гуманитарной области и включения их в современные инновационные программы изучения специальных учебных дисциплин мы можем получить желаемый результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Академический рисунок-методика П. Чистякова и принципы организации образовательного процесса для художников-дизайнеров»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК: 74

Ю.А.Лютер

Доцент кафедры дизайна МГУТУ им. КГ Разумовского (ПКУ) м.о. г.Химки ул.Кирова, д.21 кв 10

АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК-МЕТОДИКА П.ЧИСТЯКОВА И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы необходимости создания универсальной методики по усвоению студентами гуманитарных ВУЗов основ профессиональных дисциплин. Для полноценного усвоения материала рекомендуется использовать лучшие достижения отечественной гуманитарной науки, изучая их в пространственно- временном срезе. Через последовательный анализ достижений конкретной личности в гуманитарной области и включения их в современные инновационные программы изучения специальных учебных дисциплин мы можем получить желаемый результат.

Ключевые слова

Академический, рисунок, дизайнер, художник, традиция, инновация.

Универсальная схема исторического процесса развития представляет собой эволюцию от примитивных начал к последовательным стадиям, характеризующимися все возрастающей детализацией и более совершенным пониманием взаимоотношений. Поэтому состояние образования как способа передачи знаний от одного поколения к другому есть объективный показатель критерия интеллекта общества. Если базис общественного интеллекта включает наряду с современными тенденциями всё лучшее из предшествующих периодов, то данный показатель будет приближаться к максимальным значениям. То есть при проведении реформ в сфере образования, при разработке различных инновационных методик необходимо учитывать весь накопленный опыт и достижения. Только фрагментарное использование внешних признаков различных зарубежных рекомендаций и систем ведет к эклектике и деградации. Как отмечает в своей статье «Задачи педагогики высшей школы на этапе модернизации сферы художественного образования» к.п.н., профессор Ульянова Н.Б. сегодня особенно необходимы [с.1...различные методологические подходы и возможности обновления образовательного процесса, с учетом новых образовательных технологий.] Но стратегия организации учебного процесса в гуманитарном образовании, на наш взгляд, может быть успешной, если ориентируется на достижения прежде всего педагогической национальной культуры. Инновационной может быть только методика использования этих достижений. «Innovahis»- инновация, «Novato» (лат.) - обновление , то есть процесс обновления того, что уже существует. Инновации могут рассматриваться как обновление в социальной ,культурной сфере, и как следствие- в сфере передачи знаний. В музыке, изобразительном искусстве, литературе человек получает образование, знакомясь с произведениями мастеров предшествующих периодов. Но университетское образование предполагает также наряду с изучением классических источников знакомство с произведениями современных авторов. В результате студент, изучающий любую дисциплину, постоянно осознаёт огромное разнообразие проблем, которые впоследствии требуют решения. Еще более важно, что студент постоянно находится в кругу многочисленных конкурирующих и несоизмеримых решений этих проблем, которым он должен в конечном счете сам вынести оценку. Развитие навыков самостоятельного мышления, развитие способностей к анализу есть главный компонент в системе гуманитарных технологий, важным звеном

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

которой является система передачи знаний.

Гуманитарные технологии представляют собой комплекс методов взаимодействия в обществе, они соединяют междисциплинарные знания в одно целое, помогают индивидууму ориентироваться в социуме. Современный процесс в условиях оптимизации образования подразумевает необходимость разработки междисциплинарной системы передачи и усвоения знаний, сочетающей традиционные приёмы и современные инновационные аспекты. Изучение проблем предмета (особенно это касается гуманитарных дисциплин) при погружении в культурно-историческую среду данного периода будет способствовать лучшему усвоению материала. Анализ достижений конкретной личности в культурно-историческом временном срезе в том числе будет одновременно изучением проблематики эпохи.

Примером выдающейся преподавательской и педагогической деятельности является личность художника П.П.Чистякова. Система обучения основам рисования, разработанная им в Российской Академии Художеств, является ярчайшим достижением в мировой культуре образования. Павел Петрович создал свою методику преподавания академического рисунка.

«Рисуя глаз-смотри на ухо...» - говорил он, что означало: смотри на часть через целое, постоянным сравнением одного с другим достигай точности и правдивости. Очевидна универсальность этого утверждения для любой изучаемой дисциплины. Чистяков справедливо считал, что единственным доказательством успеха преподавательской деятельности, ценности той или иной методики преподавания может быть только практический результат, то есть уровень профессиональной подготовки учеников.

Великие русские художники Поленов, Репин, по окончании Академии художеств с золотой медалью продолжали брать у Чистякова частные уроки рисования, то есть ещё раз учились рисовать гипсовое ухо и голову Аполлона. Чистяков считал, что одними из главных компонентов обучения мастерству являются ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ как отправные точки функционирования педагогической системы.

Цели и задачи - это основные ориентиры обучающегося, который должен понимать, что система преподавания академического рисунка служит для достижения определенной цели. Цель профильного ВУЗа дать тот объём знаний и навыков, которые необходимы в будущей профессии, а также преподать методику использования данного приобретения. Отсутствие методик практического воплощения полученных знаний и навыков - одна из проблем сегодняшнего отечественного образования.

Специфика преподавания академического рисунка, а также российского академического гуманитарного художественного образования в целом подразумевает, что в процессе обучения учащиеся получают как общехудожественную подготовку, так и приобретают необходимые знания, в зависимости от будущего направления профессиональной художественной деятельности. Методика классического академического образования, исходя из целей и задач преподавания, выстраивает логику процесса усвоения основ учебного материала. Отечественное образование всегда отличалось глубиной познания предмета -давало знание не только о функции объекта. но и о самом процессе функционирования.

В этом состоит преимущество отечественной ШКОЛЫ, что гарантирует мобильность носителю знаний в будущей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Горелов М.В. Рисунок как инструмент проектного мышления, на примере МГХПУ им. С.Г. Строганова. Москва. 2006.с.160

2. Благих Н.М. РИСУНОК.. Московский государственный промышленный университет им. С.Г. Строгонова, Москва. 1984. с.231

3. Ростовцев Н.М. Уроки рисунка и основы рисунка, основы академического рисунка 2014.с. 450.

4. Ульянова Н.Б. Задачи педагогики на этапе модернизации сферы художественного образования, журнал -Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. Москва .2015.

© Лютер Ю.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.