Научная статья на тему 'Академические свободы и автономность в современном российском высшем образовании: прикладные аспекты'

Академические свободы и автономность в современном российском высшем образовании: прикладные аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
838
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ / АВТОНОМНОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА / АВТОНОМНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ACADEMIC FREEDOM / AUTONOMY / INSTITUTIONAL AUTONOMY / SUBJECTS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER SCHOOL / AUTONOMIC ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилюк Оксана Александровна

Рассматриваются возможности практической реализации автономно ориентированного подхода в образовательной среде современных российских вузов. Приведены и проанализированы факторы социокультурного, академического и личностного характера, способные оказать как позитивное, так и негативное влияние на придание вузу академических свобод и формирование и развитие автономности субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилюк Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the potential of practical implementation of autonomic oriented approach in the educational environment of modern Russian higher schools. There are described and analyzed the factors of sociocultural, academic and personal character that can influence both positively and negatively on academic freedom of a higher school and on formation and development of autonomy of subjects of educational process.

Текст научной работы на тему «Академические свободы и автономность в современном российском высшем образовании: прикладные аспекты»

непрерывное профессиональное образование

О.А. ГАВРИЛЮК (Красноярск)

академические свободы и автономность в современном российском высшем образовании: прикладные аспекты

Рассматриваются возможности практической реализации автономно ориентированного подхода в образовательной среде современных российских вузов. Приведены и проанализированы факторы социокультурного, академического и личностного характера, способные оказать как позитивное, так и негативное влияние на придание вузу академических свобод и формирование и развитие автономности субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: академические свободы, автономность, институциональная автономия, субъекты образовательной среды вуза, автономно ориентированный подход.

В соответствии с обозначенными в современных российских нормативных документах основными принципами государственной политики в сфере образования приоритетами высшего профессионального образования являются автономия образовательных организаций и академические права и свободы педагогических работников и обучающихся. Достижение необходимого уровня «самостоятельности вузов в решении вопросов, отнесенных к их компетенции» [3, с. 45] требует соответствующей подготовки тех, кто будет реализовывать процессы, обеспечивающие выполнение университетами новых функций [1]. Не случайно все чаще современные исследователи отмечают связь уровня академической свободы и эффективности деятельности субъектов образовательного процесса с уровнем их автономности (И.В. Абанкина и др., С.А.Иванов,

Н.Ф. Коряковцева, Е.А. Носачева, Т.Ю. Там-бовкина, Е.А. Цывкунова, Д.А. Ходяков, N. Aoki, P. Benson, D. Little, R.C. Smith и др.). При этом автономность рассматривается как

важная характеристика компетентного специалиста, готового к осуществлению непрерывного самообразования и обладающего способностью к относительно независимым от внешних установок и самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию ответственных решений, осуществлению рационального выбора на основе осознания альтернатив и их последствий [4].

Таким образом, можно вести речь о том, что в современной теории высшего образования развивается новый автономно ориентированный подход, который предполагает, с одной стороны, рост институциональной автономии вузов, с другой - повышение уровня самостоятельности и ответственности субъектов образовательного процесса (обучающихся и преподавателей). Между тем вопрос о реализации нового автономно ориентированного подхода к организации высшего образования на уровне образовательной среды отдельных вузов остается открытым.

Изучение возможностей реализации автономно ориентированного подхода к организации высшего образования предполагает конкретизацию идей автономии в образовании применительно к образовательной среде отдельных вузов. Для решения этой задачи важно учесть ряд факторов, влияющих на эффективность исследуемого процесса.

Прежде всего, речь идет о факторах социокультурного характера. На уровень академических свобод и автономности в образовательной среде вуза, безусловно, влияют уровень и характер развития как человечества в целом, так и конкретного государства в частности. Благоприятным фактором в этом отношении служит общемировая тенденция к демократизации и глобализации, а также повышение требований к человеку как личности и субъекту деятельности в широком социокультурном контексте.

Нельзя не отметить ряд рисков социокультурного свойства, препятствующих развитию идеи автономно ориентированного профессионального образования. К ним следует прежде всего отнести сложившиеся традиции организации высшего образования в России, среди которых низкий уровень свободы, групповое

© Гаврилюк О.А., 2013

обучение, отсутствие широкой вариативности учебных курсов, низкий потенциал конкурентности в среде преподавателей и, как следствие, отсутствие у студентов и педагогов мотивации к совершенствованию [6]. К рискам также могут быть отнесены авторитарные традиции семейного воспитания, низкий уровень свободы в организации предыдущих ступеней образования.

Важную роль в развитии автономии в образовательной среде вуза играют факторы академического свойства, обусловленные как современным контекстом образовательной политики России, так и характеристиками образовательной среды каждого отдельного вуза. К положительным среди данных факторов стоит отнести принятие ряда нормативных актов в области образования, закрепляющих законодательно принцип автономии университетов и академические свободы. Интересно отметить, что лидирующие среди актов федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС) играют в этом контексте двойственную роль. С одной стороны, по своему определению они призваны ограничивать уровень автономии и академических свобод, с другой - построенные на основе принципов индивидуализации и диверсификации, компетентностно-го подхода, кредитной системы и ориентированные на академическую мобильность и инновационные образовательные технологии, они напрямую обеспечивают развитие автономности как ключевой компетенции субъектов образовательного процесса. Учитывая основные принципы Болонской декларации, стандарты третьего поколения предоставляют вузам большую свободу по сравнению со стандартами предыдущих поколений, которые, по словам Б.Х. Фиапшева, «значительно ущемляли автономию, академические свободы вузов и их педагогический персонал» [8, с. 39].

Полученная сегодня вузами свобода выражается, прежде всего, в наличии возможности самостоятельной разработки учебных планов и программ, определении содержания и методов обучения, разработки новых курсов по выбору. Вузы обрели самостоятельность и в области финансовохозяйственной деятельности. В компетенции вузов сегодня находятся выбор организационной структуры, формирование контингента студентов, выбор путей получения

финансов за счет различных видов образовательной, научной и иной деятельности. В соответствии с современным законодательством в области высшего образования целый ряд вузов Российской Федерации сегодня начали активнее использовать предоставленные им академические свободы. Между тем во многих российских вузах содержание обучения, образовательные технологии, система оценивания и многие другие параметры до сих пор определяются административным аппаратом вуза либо представителями вышестоящих уровней государственного управления. такая ситуация, по всей видимости, вызвана отсутствием глубокого понимания того, что внедрение автономно ориентированного типа образования требует значительной перестройки в образовательной среде вуза. Результатом этой перестройки должно стать появление в образовательной среде вуза следующих благоприятных для исследуемого процесса факторов: 1) открытости образовательной системы вуза, предполагающей максимальную доступность информации и прозрачность академической и финансово-хозяйственной деятельности учреждения; 2) предоставления субъектам образовательной среды возможностей для взаимодействия, творческой активности (в том числе в аналитико-проектной деятельности), личностно-профессионального саморазвития и проявления ответственности.

Первостепенное значение в обеспечении автономности образовательной среды вуза и ее субъектов приобретают личностные факторы. Под личностными факторами в данном контексте понимаются прежде всего личностные особенности и компетенции субъектов образовательной среды вуза. В наши дни наряду с ростом академической свободы возникли объективные требования, предъявляемые к деятельности как студента, так и преподавателя вуза и обусловленные современным этапом развития общества, переходом на новую модель образования. Так, предполагается активное участие студентов и педагогов в принятии целого ряда важных решений. Для студента это выбор формы, траектории обучения, источников учебной информации. Чрезвычайно широк спектр деятельности современных преподавателей, «требующей напряженного умственного труда и повышенной степени профессиональной ответственности» [7, с. 3]. Среди процессов, в которые сегодня вовлечены преподаватели вузов, отметим составление учебных планов

университета, выбор и самостоятельную разработку методического обеспечения дисциплин, участие в научной, грантовой деятельности, международных проектах, освоение новых обучающих сред, создание новых форм организации занятий и др.

Большой объем и новое качество учебных и профессиональных задач требуют от студента и педагога новых компетенций. В связи с этим одним из значимых результатов современного высшего образования должны стать метапредметные (или универсальные) компетенции, служащие для облегчения, ускорения, повышения качества приобретения других компетенций и тем самым выполняющие ведущую функцию в профессиональноличностном саморазвитии специалиста. Среди таких метакомпетенций ключевую роль играет автономность, которая позволит как студентам, так и преподавателям выступать высокопрофессиональными, самостоятельными и ответственными субъектами образовательной среды вуза. особенно важным представляется развитие профессиональной автономности педагога, который, являясь организатором процесса подготовки автономных обучающихся, становится сегодня ключевой фигурой процесса инновационного развития системы высшего образования и обеспечения автономии вузов.

В целом реализация автономно ориентированного подхода требует перестройки мышления всех участников образовательной среды вуза (административного аппарата, профессорско-преподавательского состава, обучающихся, обслуживающего штата), которые должны быть готовы к повышенной степени ответственности, а также к работе (обучению) в условиях новых подходов к оценке деятельности образовательных учреждений, обучающихся и профессорско-преподавательского состава. Говоря о существующих в этом отношении рисках, необходимо отметить значимость глубокого осознания субъектами образовательной среды вуза того, что автономность, по сути, призвана обеспечить не свободу «от» как уход от контроля и ответственности, а свободу «для» творчества и непрерывного личностно-профессионального саморазвития. При отсутствии глубокого понимания идеалов автономности личности в образовании такие черты автономной личности, как независимость, уверенность и инициативность, рискуют стать самоцелью, затмив такие качества воспитанной личности, как уважение к другим, порядочность, такт. Примерами негативного проявления педагогами авто-

номности как свободы «от» могут служить их протест против нововведений, контроля за собственной деятельностью, а также такие виды «злоупотребления свободой», как снижение требований при подготовке более слабых обучающихся, ущемление прав обучающихся в зависимости от их половой, национальной, социальной принадлежности и др. отметим, что высокая значимость понимания сути автономности подтверждается положениями как отечественной, так и зарубежной теории образования. Так, в документах Болонского процесса, обозначающих общие принципы компе-тентностного подхода в высшем образовании, определено, что опорой ключевых компетенций должны стать «всеобщие ценности, принцип соотношения индивидуальных и коллективных целей» [2, с. 176]. Конкретизируя данные идеи в отношении образовательной среды отдельных вузов, в этом же контексте рассуждает и Л.С. Гребнев, говоря о том, что «введение академических свобод на уровне учебного заведения и обучающегося предполагает, что соответствующие субъекты вооружены пониманием целей, способны эффективно соотносить цели и ресурсы» [5, с. 168].

Соответственно, среди негативных личностных факторов развития автономности образовательной среды вуза можно указать наличие мотивации избегания неудач, низкий уровень развития ответственности, рефлексивности, внешний локус контроля, отсутствие глубокого и истинного понимания идеи автономности в образовании. Действие данных факторов обусловливает низкий уровень автономности в деятельности субъектов образовательной среды вуза, выражающийся в затруднениях в выборе целей, средств и форм своей деятельности, в осуществлении объективной оценки ее результатов, неуверенности в собственных силах, стереотипах мышления, поведенческих штампах.

отметим, что между выявленными факторами существует циклическая зависимость: благоприятные социокультурные факторы создают основу для развития академической автономии, академические факторы, в свою очередь, обеспечивают конкретные условия для ее проявления и развития в образовательной среде вуза; в конечном итоге личностные факторы детерминируют уровень автономии, которая будет «освоена» субъектами образовательного процесса. Наконец, автономные субъекты смогут благоприятно влиять на социокультурный фон образовательных инноваций, предопределяя главнейшее из условий их внедрения.

Итак, в соответствии с современным законодательством в области высшего профессионального образования вузы и субъекты образовательной среды получили сегодня большие по сравнению с прошлыми историческими периодами развития российского образования академические свободы, которые влекут за собой повышенную ответственность. Возникли объективные предпосылки для внедрения в образовательный контекст автономно ориентированного подхода.

С практической точки зрения в образовательной среде имеются факторы социокультурного, академического и личностного характера, которые способны оказать как позитивное, так и негативное влияние на придание вузу академических свобод и на формирование и развитие автономности субъектов образовательного процесса. Учет данных факторов обеспечит решение многих актуальных проблем, стоящих перед высшей школой, главной из которых является подготовка профессионала нового поколения, готового к автономной личностной позиции, способного к активному поиску путей реформирования и повышения статуса отечественного высшего профессионального образования.

Литература

1. Абанкина И.В., Домненко Б.И., Осовец-кая Н.Я. Экономические реформы в сфере образования: автономность, самостоятельность, ответственность // Нар. образование. 2006. № 10. С. 68-78.

2. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / под науч. ред. В.И. Байденко. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.

3. Волосникова Л.М. О принципе академической автономии // Университет, общество, государство. 2005. № 5. С. 44-49.

4. Гаврилюк О.А. Автономность как личностный ресурс преодоления эмоционального выгорания преподавателя высшей школы // Образование и социализация личности в современном обществе : материалы VIII Междунар. науч. конф. Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2012. С. 217-225.

5. Гребнев Л.С. Общество, учебные заведения, академические свободы (образование в России: грань тысячелетий) // Мир России. 2001. № 4. С. 162-178.

6. Кьосев А. Университет между фактами и нормами // Отечественные записки. 2002. № 2. ТЖЬ : http://www.strana-oz.ru.

7. Преподаватель в XXI веке: рек. указ. [2000-2010 гг.] / сост. О.П. Шрейн, E.A. Штумпф; нод ред. О.И. Ткаченко. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2010.

8. Фиапшев Б.Х. Образовательные стандарты, автономия высшей школы, академические свободы : моногр. М. : Нар. образование, 2007.

Academic freedom and autonomy in the modern Russian higher education: applied aspects

There is considered the potential of practical implementation of autonomic oriented approach in the educational environment of modern Russian higher schools. There are described and analyzed the factors of sociocultural, academic and personal character that can influence both positively and negatively on academic freedom of a higher school and on formation and development of autonomy of subjects of educational process.

Key words: academic freedom, autonomy, institutional autonomy, subjects of educational environment of a higher school, autonomic oriented approach.

Е.С. ЗАир-БЕк (Санкт-Петербург)

А.Н. кСЕНофоНтовА (оренбург)

возможности различных дидактических теорий для построения исследований профессионального образования

Дан анализ дидактических теорий, ставших стержнем исследования профессионального образования. Определены возможности их применения в инновационной среде образовательного учреждения.

Ключевые слова: новые дидактические теории, построение исследований профессионального образования, взаимное международное обогащение наук об обучении.

Дидактика является ядром профессиональной деятельности преподавателей учреждений профессионального образования. Классическая дидактика основывается на

© Заир-Бек Е.С., Ксенофонтова A.^, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.