Научная статья на тему 'Академическая школа в современной художественной культуре'

Академическая школа в современной художественной культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1424
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Академическая школа в современной художественной культуре»

к освобождению от предмета и подготовила, тем самым, почву для выхода в абстракцию, став элементами его индивидуального стиля.

Библиографический список

1. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. -М.: Архимед, 1992.

2. Лубок. - М.: Советский художник, 1968.

3. Овсянников Ю. Русский лубок. - М.: Совет-

ский художник, 1962.

4. Соколов Б.М. Кандинский - коллекционер русского лубка // Многогранный мир Кандинского. - М.: Наука, 1998. - С. 50-71.

5. Цагараев В. Искусство и время. - Владикавказ: Ир, 2003. //www. anaharsis.ru.

6. Der blaue Reiter. Hrsg. W. Kandinsky und F. Marc. - München: R. Piper and Co. Verlag, 1912. JubiläumsEdition, 2004.

К.Ю. Горбунов

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

С понятием «академическая школа», прежде всего, мы связываем два термина: «академия», как учебное заведение, и «академизм», как тип художественного мышления и направления в искусстве. Для того, что бы рассмотреть их применительно к проблемам современности, необходимо вернуться в глубь веков, т.к. «академия» - это явление Ренессансной культуры, «академизм» же возникает в процессе перехода от позднего Возрождения к эпохе Нового времени.

Впервые, академии (по аналогии с платоновской), основанные итальянскими гуманистами, появляются в Италии в XV - начале XVI вв. в бесчисленном количестве. На первых порах, они больше походили на кружки по интересам. Интересы были различные и академии были самые разнообразные. Помимо Академий наук или музыки, были Академии медалей и надписей, доблести, славы и т.д. Позднее среди них стали выделяться и художественные академии.

Флорентийская академия искусства создаётся в 1541 г, а в 1542 г. в Риме образовалась Витру-вианская Академия; там же в 1560 г. была открыта Академия Св. Луки, которой с 1593 г. заведовал Цуккари. В 1560 г. Дж. Вазари организовал «Академию рисунка» во Флоренции, а в 1577 г. в Риме. В 1585 г. в Болоньи начала свою деятельность «Accademia degli тсатттай» (Академия вступивших на правильный путь), организованная живописцами братьями Карраччи.

Художественные академии появились на смену ремесленно-цеховым отношениям, построенным по принципу «делай, как я» и системой обмена опытом по схеме «ученик-мастер». Эта си-

стема давала очень ясные ответы на основные вопросы художественной школы «что?» и «как?», но подготавливала специалистов только в узкой профессиональной колее, не давая художнику разностороннего, синтетического образования. Постепенно ремесленная структура художественного творчества распадалась. На смену ей возникали принципы свободного, гуманистического образования.

Появившиеся первые учебные заведения нового типа, создавали новые условия воспитания художника. В Академиях можно было получить сведения по самым различным вопросам: от основ анатомии и перспективы, цвета и света до изучения законов оптики, а так же истории и философии. Академии в самом начале своего существования были открытыми учебными заведениями, работавшими по демократическим принципам -туда мог придти любой желающий слушать лекции и получать знания без оплаты (но, этот принцип был частично нарушен уже в XVII веке). Всё же, итальянские академии первой волны отличались демократизмом и доступностью, поскольку в них не было постоянного членства и контроля со стороны властей, обучение велось на «народном» языке, и они носили, в основном, воспитательно-педагогический характер.

Пришедший на смену XVII век, отождествляется нами с кризисом, развивавшимся в искусстве Италии с середины века. Обычно его характеризуют как «борьбу течений»1. Джулио Манчи-ни, современник тех событий, так описывает расстановку сил в искусстве 20-х годов XVII века: «в нём противостояли: маньеризм во главе с Че-заре д'Арпино, искусство братьев Карраччи и их

178

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

© К.Ю. Горбунов, 2007

учеников, а также последователи Караваджо»2. Одержали победу в этом противоборстве «сторонники Академии» - кардинал Агукки и Джованни Пьетро Беллори - главный антикварий города Рима, тем, что убедительно разработали «идею красоты», в противовес взглядам «натурализма» и «маньеризма».

Эта эстетическая идея нашла свое практическое применение, прежде всего в искусстве болонской школы (Карраччи и их последователи), а так же в «правильных традициях» - художественном методе зарождавшейся новой Академической школы.

В поэтическом виде «правильные традиции» воспеты в сонете, приписываемом Агостинно Карраччи: «Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем, // Тот пусть вооружится рисунком Рима, // Движением и светотенью венецианцев, // И ломбардской сдержанностью колорита. // Манеру мощную возьмет от Микеланджело, // От Тициана - передачу натуры, // Чистоту и величие Корреджиева стиля, // И строгую уравновешенность Рафаэля. // От Тибальди - достоинства и основу, // От Приматиччьо - ученость компоновки, // И немного грации Пармиджанино... »

В этих поэтически изложенных принципах школы, можно обнаружить ответ на вопрос «как обучать мастерству?». В среде братьев Карраччи сказали бы так: «делай, как они», где «они», это - великие античные мастера, а так же художники Высокого Возрождения. «Делай как Они» означает делай, ориентируясь на всё «самое лучшее» в искусстве. Но к этому, «эклектичному методу» - отбора лучшего, самодостаточному на первый взгляд, должно прилагаться ещё одно существенное дополнение - дальнейший синтез полученных результатов, а так же отбор только внутренне совместимых явлений.

Хотя «эклектичный метод» известен в искусстве с древнейших времен, как способ взаимодействия и обогащения различных культур, он не всегда находил правильное применение. Лишь в произведениях тех мастеров, чей вкус гармонично синтезировал достижения предков в собственный приём, могли получаться интересные результаты. К сожалению, эта гармония не была в полной мере достигнута представителями Раннего академизма. В дальнейшем, «эклектичный метод» приносит не однозначные плоды, став сугубо формальным приёмом т.н. «эклектикой», но всё же применим не только «академической

системой», но и другими стилями в европейском искусстве, ориентированными на «классическое наследие».

Другой метод, в сути которого лежит «идея красоты», выразился в «принципе замены совершенства извлечённого из природы, совершенством, заимствованным из наследия античной классики, т.е. утверждением превосходства искусства над “низменной натурой”». Именно эти два метода стали достоянием европейских художников и легли в основу стиля Классицизм, возникшего в европейской культуре Нового времени. В Италии продолжалось развитие академической традиции, но уже в виде вернувшегося из Франции «академического классицизма» - «парного» направления в искусстве Нового времени. Стоит отметить, что сам по себе «академизм», не являясь самостоятельным художественным стилем, выступает в истории искусства частью разных «парных стилей»: «академический классицизм», «академический романтизм», «академический реализм» и т.п. являясь в своей сути охранительно-консервативной доктриной школы обучения классическому искусству.

XVII в. ознаменован появлением европейских академий и, прежде всего в Париже, где в 1648 г. была открыта Королевская Академия живописи и скульптуры, которую позже назовут «эталонной». Это уже другой тип Академии - казённого заведения, организованного и контролируемого волей монарха. При Королевских Академиях искусств так же создаются учебные заведения, которые в ещё большем количестве чем раньше, выпускают высокопрофессиональных художников, скульпторов и архитекторов, необходимых Королевской власти для создания величественных ансамблей: Версаля, Лувра и т.д. Эта причина и легла в основу интереса власти к созданию «системы академий», но были, конечно, и другие. В дальнейшем схожие задачи решались Академиями искусств в Европе и России, зачастую блестяще.

Век XVШ, если так можно выразиться, стал веком господства академий. Они открываются во всех крупных европейских городах. К примеру, в Петербурге в 1757 г. по инициативе графа Шувалова основана Российская «Академия трех знатнейших художеств», а в Лондоне в 1768 г. сэр Джошуа Рейнолдс основывал Королевскую Академию искусств.

Учебные заведения той поры сохраняют и развивают академическую школу, вводя в неё с одной стороны, богатство и многообразие опыта

предыдущих веков, с другой - классифицируя искусство (от «архаичного» до «высокого стиля») и создавая универсальные технические приёмы живописи и рисунка.

Подводя итог, можно отметить, что период образования художественных Академий продлился с XVI по XVIII вв. и был не однородным. В этот период можно наблюдать окончательное формирование «академической системы», приобретающей схожие черты с системой Академий наук. Основанием её становятся Академии художеств (искусств), открытые по указу высшей власти, при которых существуют образовательные, научно-исследовательские и иные заведения, объединенные доктриной «академизма».

Обращаясь к XIX в., мы видим, что начиная с его середины идёт процесс стагнации «академической системы». Она превращается в сугубо казенное заведение с доктриной «официального искусства», не позволявшей привносить извне смелые решения современных проблем искусства. Эта особенность «казенного стиля», часто играла негативную роль так же и для развития «академической школы». С XIX в. Академии являются заведениями закрытого типа, где приём новых членов осуществляется голосованием уже избранных академиков и утверждается свыше. Принцип обучения в Академии так же меняется. Теперь он носит сословный характер. В академию для обучения стали принимать с юного возраста на полный пансион закрытого типа. Учащиеся получает навыки, переходя из класса в класс. Условием перевода в следующий класс является положительная оценка, полученная в предыдущем. Классы носят названия: «Копийный», «Головной», «Натурный» и в них ученики постигают школу рисунка, пройдя которую допускаются к живописи. Итогом обучения является написание дипломной картины, по заранее утверждённым темам. Подбор исторических, мифологических и религиозных тем показывает, какие цели ставит перед собой академия той поры. Они, хоть и звучат патриотично, лежат в рамках доктрины «официального искусства» того времени. Методы обучения школы той поры сохранили по форме старый ответ, на вопрос «как учить?». Он звучит так же: «делай, как Они», только «Они» - это уже не только «классические» мастера, но и тщательно отобранные примеры искусства «большого стиля» всех предыдущих веков. Российская Императорская академия, развиваясь в рамках

национальной школы, в первой половине XIX в. обретает величие и, можно сказать мировой уровень. Об этом можно судить как по учебным, так и творческим работам её выпускников.

В последней четверти XIX в. в академиях России и Европы происходят реформы методов обучения и системы руководства, призванные остановить процесс «стагнации» художественной школы 60-80 гг. XIX в., но они не могли изменить ситуацию в целом. Особенно обострилась проблемы в «академической школе» к концу XIX - началу XX вв. Тем не менее, хотелось бы сказать, что методическая работа в лице отдельных выдающихся художников-педагогов находилась на невиданной ранее высоте, в контексте борьбы за реалистическое начало в искусстве. Так же необходимо отметить заново возникшие в культурной среде того времени споры о «красоте» и «правде» в искусстве, были созвучны спорам об «идее красоты» в XVI в. Частично они затрагивали характерное явление того времени - «салонное искусство».

После потрясений 20-х гг. XX в. академическая идея, которая, казалось бы, совсем погибла в огне «авангардных революций», в 30-50 гг. прошлого века вновь возрождается с новой силой. Это возрождение академических традиций в рамках искусства соцреализма, было подкреплено интересом новой власти к централизации системы управления искусством и направления всей его идеологической мощи для прославления новых идеалов.

Хотелось бы отметить, что художественная школа тех лет, не смотря на большую зависимость от идеологической доктрины партии, в короткий срок восстановила методическую силу академической традиции былых веков и даже придала ей новый реалистический импульс развития.

В 60-90 гг прошлого века продолжатся разработка «реалистическо-академических» методов обучения искусству в художественных заведениях среднего и высшего звена. Но в конце указанного периода, как в культуре, так и жизни наблюдается застой. События начала 1990-х г. приведшие к очередной смене власти в России несколько пошатнули положение «колосса», каким к тому времени являлась советская «академическая система».

Как отражение перемен, произошедших в обществе, название академии претерпевает изменение: из «Академии художеств СССР», она превращается в «Российскую академию художеств». В структуре новой Академии сохранилась та же

180

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

схема, что и в прежние годы, а вот за её пределами возникает ряд новых учебных заведений. Одно из них - Российская академия живописи, ваяния и зодчества, открытая в здании ранее принадлежавшем Училищу живописи, ваяния и зодчества, и ряд других учебных заведений, так же принявших название академия.

Современный этап развития «академической школы» происходит в эпоху тотального распространения «массовой культуры». На фоне её информационно-развлекательного свойства, развивается ряд противоречивых тенденций в культурно-политической жизни современной России. Вот лишь некоторые из них: постепенный, но неуклонный рост цен на русское искусство на антикварных аукционах в мире и России; с другой стороны ещё больший рост цен на искусство «русского авангарда» периода 10-70-х г. XX в. Эти противоречивые тенденции дают почву идеологической поддержки, как «авангарда» современного, обильно заполнившего художественный рынок, так и современного реалистического искусства - явлений с абсолютно противоположным вектором развития. Эти противоречия рождающие многообразие, как «бьеннале» современного искусства, проходящих и у нас в стране и за рубежом, так и больших ретроспективных выставок искусства прошлых веков, в том числе и «салонного академизма», стиля «парного» искусству «академической школы» XIX в., ставят резонный вопрос: «А где в этом разнообразии академическая школа и есть ли она вообще сегодня?»

В Европе многие академии как ренессансного периода, так и XVTI-XVШ вв. сохранились до наших дней. Но это уже не те Академии, что раньше. В них теперь пропагандируют и преподают (а лучше сказать не преподают) «новое искусство». Ответ на основной вопрос школы, похоже звучит так: «делай, как видишь».

В то время как на Западе утрачен основной компонент академической традиции - школа обучения мастерству, в России дела обстоят по-иному. Само понятие «академической школы» здесь не исчезло, но приобрело в наши дни несколько спекулятивный характер. И в самом деле, программы обучения студентов архитектурных или дизайнерских вузов содержат названия «Академический рисунок», «Академическая живопись», по своей сути таковыми не являясь. Но в таких учебных заведениях как: АИЖСиА им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге, МГАХИ им. В.И. Сурикова и РАЖВиЗ в Москве, а так же в учебных заведениях среднего звена обучения (Пензенском, Калужском, Ярославском и др. училищах) действительно продолжает существовать и развиваться «академическая система обучения», берущая своим образцом методику обучения в Российской академии с середины XIX по середину XX вв.

Да и PAX за последние несколько лет заметно изменилась. Она начинает играть более заметную роль в российской культурной среде, устраивая различные выставки, всероссийские конкурсы, выпуская искусствоведческие статьи по проблемам академизма.

Сказанное выше приводит к выводу о том, что несмотря на потрясения XX в., «академическая школа» сохранилась и в наши дни, претерпев ряд изменений, а её «живучесть» находится в её же необходимости в деле обучения искусству всё новых поколений художников.

Примечания

1 Виппер Б.Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520-1590). К проблеме кризиса итальянского гуманизма. - М., 1956.

2 Mancini G. Considerazioni sulla pittura: Circa 1617-1621 / Publ. da A. Marucchi, con il commento di L. Salemo. Vol. 1-2. Roma, 1956-1957. Vol. 1. Considerazioni sulla pittura. Parte prima, VI, p. 108-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.