Научная статья на тему 'АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
580
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / АКАДЕМИЧЕСКИЙ АНДЕГРАУНД / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юсса Елена Борисовна

В статье анализируется место академической музыки конца XX - начала XXI века в системе современного музыкального образования. Рассматриваются отличительные особенности и тенденции академической музыки конца XX - начала XXI века, обусловленные изменчивостью социокультурной ситуации. Приводятся характерные черты музыкального языка, содержания, структуры, свойств и звукоорганизации произведений академического авангарда. Выявляются проблемы современной системы музыкального образования, сопряжённые со сменой парадигм музыкального искусства, сопровождающейся изменением его качественных характеристик и количественной составляющей звучания. Актуализируется смена музыкально-педагогической парадигмы и выявляется потенциал академической музыки конца XX - начала XXI века в совершенствовании системы современного музыкального образования, которая должна базироваться на гармоничном сосуществовании классической и современной музыки, дополняясь импровизационными упражнениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC MUSIC OF THE LATE XX - EARLY XXI CENTURY IN THE SYSTEM OF MODERN MUSIC EDUCATION

The article analyzes the place of academic music of the late XX - early XXI century in the system of modern music education. Distinctive features and tendencies of academic music of the end of the 20th - beginning of the 21st century, caused by the variability of the socio-cultural situation, are considered. The characteristic features of the musical language, content, structure, properties and sound organization of the works of the academic avant-garde are given. The problems of the modern system of musical education are identified, associated with a change in the paradigms of musical art, accompanied by a change in its qualitative characteristics and quantitative component of sound. The change of the musical and pedagogical paradigm is actualized and the potential of academic music of the late 20th - early 21st century is revealed in improving the system of modern music education, which should be based on the harmonious coexistence of classical and modern music, supplemented by improvisational exercises.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Академическая музыка конца XX - начала XXI века в системе современного музыкального образования

Юсса Елена Борисовна,

ст. преподаватель кафедры звукорежиссуры, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов E-mail: [email protected]

В статье анализируется место академической музыки конца

XX - начала XXI века в системе современного музыкального образования. Рассматриваются отличительные особенности и тенденции академической музыки конца XX - начала

XXI века, обусловленные изменчивостью социокультурной ситуации. Приводятся характерные черты музыкального языка, содержания, структуры, свойств и звукоорганизации произведений академического авангарда. Выявляются проблемы современной системы музыкального образования, сопряжённые со сменой парадигм музыкального искусства, сопровождающейся изменением его качественных характеристик и количественной составляющей звучания. Актуализируется смена музыкально-педагогической парадигмы и выявляется потенциал академической музыки конца XX - начала XXI века в совершенствовании системы современного музыкального образования, которая должна базироваться на гармоничном сосуществовании классической и современной музыки, дополняясь импровизационными упражнениями.

Ключевые слова: музыкальное образование, академическая музыка, академический андеграунд, музыкальный язык, обучающиеся.

Актуальной проблемой современного музыкального образования является его оторванность от текущих реалий, приводящая к тому, что молодые специалисты, получившие академическое музыкальное образование, сталкиваются с высокой сложностью самореализации [1]. Система обучения российских музыкальных вузов строится преимущественно вокруг произведений золотого века русской школы, пришедшегося на конец XIX -начало XX века, причём её характерной чертой является преобладание технического мастерства над развитием индивидуального мышления [2]. Решением данной проблемы может быть включение в образовательные программы произведений академического авангарда - музыки европейской традиции конца XX - начала XXI века, являющейся серьёзным музыкальным искусством новаторского направления [3]. Изменения в музыке сопровождаются изменениями её описания, восприятия и осмысления, что может способствовать полноценному раскрытию творческого потенциала учащихся музыкантов и облегчать путь их самоопределения и самореализации в условиях современного мира. Данное обстоятельство делает актуальным исследование особенностей применения произведений академического авангарда в современном музыкальном образовании.

Целью работы является изучение места академической музыки конца XX - начала XXI века в системе современного музыкального образования. Для её достижения были использованы методы анализа и синтеза научных публикаций и литературных источников по рассматриваемой теме.

Середина XX века ознаменовалась изменением музыкальной среды и музыкального быта, обусловленным изменчивостью социокультурной ситуации [4]. Смена разрушительных для общественной жизни процессов возрожденческими умонастроениями и поиском самовосстановления привела к противостоянию в творчестве композиторов второй половины XX века устоявшихся канонов и новых веяний. Специфика художественного мышления композиторов этого периода неотделима от их понимания и восприятия обновившейся картины мира и интереса к происходящим в смежных искусствах процессам. Наибольшую актуализацию в последней трети ХХ - начале XXI века получила идея плюрализма, в рамках которой наблюдалось не противостояние, а гармоничное сосуществование тенденций неоромантизма, постмодернизма, полистилистики и минимализма.

В числе других музыкальных тенденций этого периода можно назвать усиление влияния мас-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

совых жанров на академическую музыку, распространение новой трактовки музыкальных традиций внеевропейских стран и расширение «музыкальной географии», способствующее укреплению культурных связей между континентами и странами. Академическому авангарду свойственно усложнение и обновление выразительного языка и содержания произведений, изменение их фактурной организации и структурной иерархичности, усиление приоритета красочных свойств музыкального материала [5]. В современной музыке наблюдается постепенное нивелирование мелодической линии, которое восполняется красочными пятнами новых тембросочетаний. Качественно новые по звукоорганизации авангардные направления базируются на оппозиции к мажоро-минорной системе, лежащей в основе музыкального восприятия европейского слушателя.

В конце XX - начале XXI века произошла смена парадигм музыкального искусства, уникальность которой заключается в тонком балансировании искусства на грани музыкального-немузыкального [6]. Эта особенность современного изменения звукового ландшафта обусловлена началом нового этапа синтеза искусств, становлением и развитием качественно новых взаимоотношений искусства с природой, жизненными реалиями и информационными технологиями, а также отказом от традиционных способов организации звукового пространства.

Для рубежа XX-XXI веков характерно активное внедрение незвукового и шумового материала, применение перформативных и нетоновых средств. Однако более значимым для музыкального искусства этого периода является изменение не количественной составляющей звучания, а его качественных характеристик. Так, творчество представителей современного авангарда отличается значительной гуманизацией звучания, умением оказывать многогранное воздействие на состояние человеческой души. Исполнители академического авангарда часто организуют свои выступления так, чтобы их музыка являлась частью звукового ландшафта, не претендуя на главную роль и не требуя статичного восприятия [7]. В этом случае положение современной музыки подстраивается под положение человека в новом ускоряющемся мире.

Традиции отечественного музыкального образования подразумевают преимущественное использование в обучении будущих музыкантов произведений европейской академической композиторской школы, созданных с XVII до первой половины XX веков [8]. Однако на фоне начавшихся во второй половине ХХ века поисков новых средств музыкального языка и размывания привычных форм музыкального высказывания, 5 приведших к появлению новой музыки, требую-5 щей иного подхода в исполнении и восприятии, й классические академическое музыкальное искус° ство вошло в период «интонационного кризиса», ав постепенно трансформируясь в элитарное искус-

ство, востребованное в узком кругу ценителей-профессионалов. Это актуализирует смену классической музыкально-педагогической парадигмы.

Современный образовательный процесс музыкальных учебных заведений должен базироваться на гармоничном сосуществовании классической и современной музыки [9]. Работа над классическим репертуаром позволит обучающимся развить базовые исполнительские навыки и сформировать мастерство исполнительской интерпретации, отвечающее принятым в академическом музыкальном искусстве стандартам. Помимо этого, приобщение к классической академической музыке оказывает благоприятное воздействие на степень социальной зрелости личности, выбор стиля жизни и формирование системы ценностных ори-ентаций [10]. Данная музыка отличается самодостаточностью и самоценностью, а её интроверти-рованный характер способствует концентрации личностного самосознания в индивидуальном переживании слушателя. Она требует глубокой сосредоточенности и аналитических размышлений о вызываемых переживаниях.

Однако классической академической музыки редко бывает достаточно для удовлетворения музыкально-эстетических потребностей обучающихся. В то же время произведения академического авангарда, несмотря на сложность их языка, вызывают у юных музыкантов живой интерес, поскольку созвучны с их внутренним миром [11]. Современная музыка привлекает к себе яркими образами, новыми приёмами исполнения, средствами выразительности и способами звукоиз-влечения. Включение в репертуар обучающихся произведений академической музыки конца XX -начала XXI века и раннее освоение нового музыкального языка способствует увеличению скорости и лёгкости, с которой они будут втягиваться в мир современной музыки.

Процесс обучения должен основываться на приобщении музыкантов к современной академической музыке с учётом её связей с классикой и ритмами, популярными в молодёжной среде, а также на знакомстве со средствами выразительности, сочинительскими и исполнительскими техниками, рождёнными композиторами-авангардистами [12]. Освоение стилистических особенностей авангардной музыки предполагает понимание как разнонаправленных, базирующихся на синтезе отношений и связей этой музыки с иными сферами культуры, так и различных направлений внутри академического авангарда.

Для достижения этого понимания, дающего обучающимся возможность воспринимать не только новый музыкальный язык, но и содержание авангардных произведений, касающееся глобальных проблем нравственно-философского характера, система музыкального образования должна быть направлена на развитие рационально-прагматического мышления, укрепление качества принятия и воспитание готовности к диалогу культур [13]. Такой поход позволит обучающимся

преодолевать барьеры, возникающие в процессе восприятия незнакомой музыки, лучше осознавая звуковую среду, формируемую в качественно новых акустических условиях.

Можно выделить следующие ключевые направления образовательной деятельности в рамках приобщения обучающихся к академической музыке конца XX - начала XXI века [14]:

• освоение современной нотной записи и условных систем фиксации тембров, нот и иных компонентов музыкальной ткани;

• овладение современными исполнительскими техниками, включая нетрадиционные способы игры, такие как простукивание по корпусу инструмента, игра по струнам рояля и прочие;

• изучение современных инструментальных технологий и технических возможностей;

• подбор репертуара, соответствующего не только педагогическим требованиям высокой художественности, целесообразности и доступности для исполнения и восприятия, но и личным предпочтениям обучающихся, что позволит повысить их заинтересованность;

• развитие умения воспринимать и адекватно оценивать современную музыку.

Важным элементом современной системы музыкального образования, постепенно снижающим значимость интерпретации неизменных письменно зафиксированных произведений, выступает импровизация, представляющая собой практическое изучение музыкального языка [15]. Понимание музыкального языка и уверенное владением им воплощает навык чтения нот с листа в игре, формирует основу музыкальной памяти, обеспечивает осмысленность исполнительской интерпретации и понимание содержательного плана произведения любого жанра. Под владением музыкальным языком понимается чёткое представление о формирующих текст произведения единицах, таких как фразы, мотивы и предложения, которые должны изучаться не только и не столько в структурно-грамматической, сколько в семантической плоскости.

Понимание смысла музыкального текста заключается не в представлении о структуре, а в осознании сущности произведения. Различные стилевые эпохи создают собственные языки и интонационные диалекты, выражающие существующие в культуре чувства. Академической музыке конца XX - начала XXI века свойственно отражение происходящих в обществе серьёзных изменений в сфере чувств, становящихся тоньше, изысканнее и изощреннее в одних аспектах и упрощающихся в других. Данное обстоятельство необходимо учитывать при встраивании произведений академического авангарда в систему музыкального образования и формировании системы ценностей обучающихся, ориентированной в первую очередь на понимание личностью своего места в пространстве искусства [16].

Таким образом, академическая музыка конца XX - начала XXI века может выступать для

обучающихся своеобразным мостом, соединяющим классику и современность. Интеллектуальная сложность языка и необычность звучания академического авангарда вызывают у юных музыкантов живое любопытство, а часто и более углублённый интерес, что способствует более плодотворному направлению их творческой энергии. Грамотное сочетание классической академической и современной музыки позволяет сформировать у обучающихся яркое и объёмное представление о звуковом мире музыкального искусства, раскрыть их творческий потенциал и развить творческую мобильность их личности, позволяющую им находить применение своим профессиональным качествам в быстро меняющемся мире.

Литература

1. Гафиятуллина Л.А. О проблемах дирижёрско-хорового образования и новых формах хорового исполнительства // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: сборник материалов II Международной научно-практической конференции Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»; науч. ред. Т.И. Карнаухова. - 2018. -С. 19-23.

2. Виноградов Ю. Николай Хруст: «Новая музыка - это как высадка на Марс» [Электронный ресурс] // syg.ma. - 2022. - URL: https:// syg.ma/@yuri-vinogradov/nikolai-khrust-novaia-muzyka-eto-kak-vysadka-na-mars (дата обращения: 02.06.2022).

3. Савенко С.И. Новейшая музыка и способы её описания // Термины, понятия и категории в музыковедении. Четвёртый международный конгресс Общества теории музыки: тезисы докладов. - 2019. - С. 12.

4. Умнова И.Г. Музыка второй половины ХХ -начала XXI веков: учеб. пособие для вузов / И.Г. Умнова. - 2-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. - 259 с.

5. Овсянкина Г.П. Творческое влияние ведущих музыкально-педагогических систем первой половины XX века на совершенствование современного музыкального образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2019. - № 193. - С. 187-193.

6. Демешко Г.А. Звуковой ландшафт музыки в пространстве постиндустриальной культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2018. -№ 43. - С. 136-143.

7. Мирошниченко В. Консерватория против андеграунда: последние джедаи и ситхи академической музыки [Электронный ресурс] // Нож. - 2019. - URL: https://knife.media/radical-composers/ (дата обращения: 02.06.2022).

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см со

8. Рачина Б.С. Эволюция воззрений на музыку как универсальный язык человечества и её представленность в системе общего музыкального образования // Музыкальное искусство и образование. - 2019. - Т. 7, № 2. -С.144-154.

9. Костюхина М.Ю. Принципы подбора и освоения художественного репертуара в классе шестиструнной гитары на начальном этапе обучения: из опыта работы в учреждениях системы дополнительного образования // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. -2021. - № 19. - С. 348-353.

10. Пономарева Е.В. особенности работы над са-ундтреком в процессе освоения основного музыкального инструмента // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: сборник материалов II Международной научно-практической конференции Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»; науч. ред. Т.И. Карнаухова. - 2018. -С.148-153.

11. Галкина И.А. К проблеме соотношения классической и современной музыки в репертуаре старших учащихся ДМШ по классу флейты // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: сборник материалов II Международной научно-практической конференции Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»; науч. ред. Т.И. Карнаухова. - 2018. - С. 248-254.

12. Шишлянникова Н.П. Подготовка студентов к преподаванию современной музыки на уроках в общеобразовательной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. - № 7 (196). - С. 190194.

13. Акишина Е.М. Методологический ресурс формирования современной музыкальной культуры у обучающихся в системе непрерывного образования // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 4 (129). - С. 7-12.

14. Гольева Н.А., Прокудина О.Н., Юдова О.В. Музыка ХХ-XXI века и некоторые вопросы изучения и исполнительства в детской школе искусств // Классическая музыка для детей: традиции и современность: региональная научно-практическая конференция. - Старый Оскол, 2015. - 80 с.

15. Тараева Г.Р. Развивающие методики в музыкальном обучении // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: сборник материалов II Международной научно-практической конференции Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет

(РИНХ)»; науч. ред. Т.И. Карнаухова. - 2018. -С.166-174.

16. Додонова С.Г. Современное музыкальное искусство и образовательный процесс. Тенденции нового формата соотношений // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 3. - С. 65-68.

ACADEMIC MUSIC OF THE LATE XX - EARLY XXI CENTURY IN THE SYSTEM OF MODERN MUSIC EDUCATION

Yussa E.B.

St. Petersburg University of Humanities and Social Sciences

The article analyzes the place of academic music of the late XX -early XXI century in the system of modern music education. Distinctive features and tendencies of academic music of the end of the 20th - beginning of the 21st century, caused by the variability of the socio-cultural situation, are considered. The characteristic features of the musical language, content, structure, properties and sound organization of the works of the academic avant-garde are given. The problems of the modern system of musical education are identified, associated with a change in the paradigms of musical art, accompanied by a change in its qualitative characteristics and quantitative component of sound. The change of the musical and pedagogical paradigm is actualized and the potential of academic music of the late 20th - early 21st century is revealed in improving the system of modern music education, which should be based on the harmonious coexistence of classical and modern music, supplemented by improvisational exercises.

Keywords: musical education, academic music, academic underground, musical language, students.

References

1. Gafiyatullina L.A. On the problems of conducting and choral education and new forms of choral performance // Musical and art education in the modern world: traditions and innovations: collection of materials of the II International scientific and practical conference of the Taganrog Institute. A.P. Chekhov (branch) FSBEI HE "Rostov State Economic University (RINH)"; scientific ed. T.I. Karnaukhov. - 2018. - S. 19-23.

2. Vinogradov Yu. Nikolai Khrust: "New music is like landing on Mars" [Electronic resource] // syg.ma. - 2022. - URL: https:// syg.ma/@yuri-vinogradov/nikolai-khrust-novaia-muzyka-eto-kak-vysadka-na-mars (date of access: 06/02/2022).

3. Savenko S.I. The latest music and methods of its description // Terms, concepts and categories in musicology. Fourth International Congress of the Society for Music Theory: abstracts. -2019. - P. 12.

4. Umnova I.G. Music of the second half of the 20th - early 21st centuries: textbook. allowance for universities / I.G. Umnova. -2nd ed. - M.: Publishing house Yurait, 2022. - 259 p.

5. Ovsyankina G.P. Creative influence of the leading musical and pedagogical systems of the first half of the XX century on the improvement of modern music education. Izvestiya of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. - 2019. - No. 193. -P. 187-193.

6. Demeshko G.A. The sound landscape of music in the space of post-industrial culture // Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. - 2018. - No. 43. - P. 136-143.

7. Miroshnichenko V. Conservatory against the underground: the last Jedi and Sith of academic music [Electronic resource] // Knife. - 2019. - URL: https://knife.media/radical-composers/ (date of access: 06/02/2022).

8. Rachina B.S. Evolution of views on music as a universal language of mankind and its representation in the system of general musical education // Musical Art and Education. - 2019. - V. 7, No. 2. - S. 144-154.

9. Kostyukhina M. Yu. Principles of selection and development of the artistic repertoire in the six-string guitar class at the initial stage of training: from experience in institutions of the system of additional education // Intercultural interaction in the modern musical and educational space. - 2021. - No. 19. - P. 348-353.

10. Ponomareva E.V. features of work on the soundtrack in the process of mastering the main musical instrument // Musical and artistic education in the modern world: traditions and innovations: a collection of materials of the II International scientific and practical conference of the Taganrog Institute. A.P. Chekhov (branch) FSBEI HE "Rostov State Economic University (RINH)"; scientific ed. T.I. Karnaukhov. - 2018. - S. 148-153.

11. Galkina I.A. On the problem of the correlation of classical and modern music in the repertoire of senior students of the music school in the flute class // Music and art education in the modern world: traditions and innovations: collection of materials of the II International scientific and practical conference of the Taganrog Institute. A.P. Chekhov (branch) FSBEI HE "Rostov State Economic University (RINH)"; scientific ed. T.I. Karnaukhov. -2018. - S. 248-254.

12. Shishlyannikova N.P. Preparing students for teaching contemporary music in the classroom at a general education school // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. - 2018. -No. 7 (196). - S. 190-194.

13. Akishina E.M. Methodological resource for the formation of modern musical culture among students in the system of continuous education // Kazan Pedagogical Journal. - 2018. - No. 4 (129). - P. 7-12.

14. Golyeva N.A., Prokudina O.N., Yudova O.V. Music of the XX-XXI centuries and some issues of study and performance in the children's art school // Classical music for children: traditions and modernity: regional scientific and practical conference. -Stary Oskol, 2015. - 80 p.

15. Taraeva G.R. Developing methods in music education // Music and art education in the modern world: traditions and innovations: collection of materials of the II International scientific and practical conference of the Taganrog Institute. A.P. Chekhov (branch) FSBEI HE "Rostov State Economic University (RINH)"; scientific ed. T.I. Karnaukhov. - 2018. - S. 166-174.

16. Dodonova S.G. Modern musical art and educational process. Trends in the new format of correlations // Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts. - 2018. - No. 3. - P. 6568.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.